logo
Учебник АП Алехин, Кармолицкий 2010 том 2

§ 5. Государственный контроль деятельности образовательных учреждений

В соответствии с ФЗ «Об образовании» федеральные орга­ны управления образованием вправе в пределах своей компетен­ции инспектировать на территории Российской Федерации лю­бые образовательные учреждения и любой орган управления образованием в порядке надзора, а также могут предоставлять это право другим государственным органам управления образо­ванием (ст. 30, п. 6).

Федеральная служба по надзору в сфере образования и на­уки (Рособрнадзор) является федеральным органом исполнитель­ной власти, осуществляющим, в частности, функции по конт­ролю и надзору в сфере образования. Согласно Положению о ней, утвержденному Правительством РФ 17 июня 2004 г.1, данная Служба осуществляет контроль и надзор за исполнением зако­нодательства РФ в области образования, молодежной политики; за качеством образования в образовательных учреждениях и подготовки выпускников образовательных учреждений по завер­шении каждого уровня образования. Указанные функции реа­лизуются ею также в процессе лицензирования, аттестации и го­сударственной аккредитации образовательных учреждений и их филиалов. Служба уполномочена подтверждать, признавать и устанавливать эквивалентность документов об образовании, по­лученных за рубежом, и выдавать соответствующие документы.

Служба имеет право организовывать проведение необходи­мых расследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок, необходимых для реализации возложенных на нее функций; пресекать нарушения законодательства РФ; применять преду­смотренные законодательством РФ меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направлен­ные на недопущение и (или) ликвидацию последствий наруше­ний юридическими лицами и гражданами обязательных требо­ваний в сфере образовательной деятельности.

Главный вектор государственного контроля — проверка ка­чества образования. В масштабе страны он возложен непосред­ственно на федеральный орган исполнительной власти, осуще­ствляющий функции по контролю и надзору в сфере образова­ния (Федеральную службу по надзору в сфере образования), в субъектах РФ — на органы, осуществляющие управление в сфере образования (далее обобщенно — уполномоченные органы, если иное не вытекает из различий в их статусе). Данный контроль осуществляется: а) в форме государственной (итоговой) аттеста­ции выпускников аккредитованных образовательных учрежде­ний, б) в форме плановых и внеплановых проверок содержания и качества подготовки обучающихся, уровня и направленности образовательных программ, реализуемых в таких учреждениях. Плановая проверка может быть проведена не более одного раза в два года, внеплановая — на основании обращения органов го­сударственной власти, органов местного самоуправления, орга­низаций, граждан.

Уполномоченные органы в случае выявленного несоответ­ствия реализуемых образовательных программ их уровню и на­правленности могут направить обязательные для исполнения предписания в образовательные учреждения и их учредителям об устранении такого несоответствия.

Контроль за соблюдением образовательным учреждением предусмотренных лицензией условий и надзор за исполнением законодательства РФ в области образования обеспечиваются органом исполнительной власти, выдавшим лицензию.

При выявлении нарушений условий и законодательства в области образования данный орган направляет в образователь­ное учреждение обязательное для исполнения предписание об устранении выявленного нарушения и устанавливает срок его устранения.

В случае неисполнения предписания орган, выдавший ли­цензию, вправе приостановить действие лицензии полностью или в части ведения образовательной деятельности по отдельным образовательным программам с указанием срока устранения выявленного нарушения. Если оно не будет устранено в этот срок, лицензия подлежит аннулированию по решению выдавшего ее органа, которое может быть оспорено в суде.

В случаях, предусмотренных законом, они могут приоста­новить действие выданного ими свидетельства о государствен­ной аккредитации образовательного учреждения либо лишить его государственной аккредитации полностью или по отдельным программам. К ним относятся: неисполнение предписания об устранении несоответствия содержания и качества подготовки обучающихся соответствующему федеральному стандарту или федеральным государственным требованиям либо несоответ­ствия реализуемых образовательных программ их уровню и на­правленности; неисполнения предписания об устранении нару­шения образовательным учреждением установленных показа­телей его деятельности, необходимых для определения его вида и категории; нарушение образовательным учреждением зако­нодательства РФ в области образования, повлекшего за собой не­правомерную выдачу документов государственного образца о соответствующем образовании и (или) соответствующей квали­фикации либо иного нарушения прав и свобод обучающихся; аннулирования лицензии.

По согласованию с учредителями образовательное учреж­дение вправе подать заявление о повторной государственной ак­кредитации не ранее чем через год после отказа в государствен­ной аккредитации, лишения его государственной аккредитации.

Основанием для рассмотрения уполномоченным органом вопроса о направлении в образовательное учреждение обязатель­ного для исполнения предписания также могут быть в установ­ленных случаях решения общего собрания родителей; обучаю­щихся; органа государственной власти или органа местного само­управления, на территориях которых находится данное образо­вательное учреждение, — в отношении образовательного учреж­дения, реализующего общеобразовательные программы, или об­разовательного учреждения дополнительного образования детей; представление органа службы занятости населения — в отно­шении образовательного учреждения, реализующего професси­ональные образовательные программы.