§ 1. Общие положения
Образование — целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства. Он сопровождается констатацией достижения обучающимся определенных государством образовательных уровней (образовательных цензов).
Концепция и основные начала образования в РФ определены Конституцией РФ. Его общие вопросы отнесены к совместному ведению РФ и ее субъектов.
Право на образование является конституционным. В соответствии с Конституцией РФ общедоступным и бесплатным являются дошкольное, основное общее и среднее профессиональное образование. При этом основное общее является обязательным. Право на бесплатное высшее образование может быть реализовано только на конкурсной основе.
Соответствующее образование обеспечивается в государственных и муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Вместе с тем Конституция РФ провозглашает поддержку различных форм образования и самообразования и, следовательно, не исключает получение образования в иного рода негосударственных образовательных учреждениях.
Специальным комплексным правовым актом, затрагивающим различные аспекты деятельности в области образования, является Закон РФ от 10 июля 1992 г. «Об образовании» в редакции ФЗ от 13 января 1996 г.1 Данная деятельность обильно оснащена другими правовыми актами: принятые федеральные законы от 10 апреля 2000 г. «Об утверждении федеральной программы развития образования»2, от 22 августа 1996 г. «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»3, акты Правительства РФ, иных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ по различным вопросам. Среди них утвержденные Правительством РФ Положение о Министерстве образования и науки РФ от 15 июня 2004 г.4, Положение о лицензировании образовательной деятельности от 18 октября 2000 г.5, Положение о государственной аккредитации высшего учебного заведения от 2 декабря 1999 г.6, Типовые положения об учреждении начального профессионального обра- зования7, об общеобразовательном учреждении8, об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении)9, Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении)10.
Система образования строится и функционирует в соответствии с государственной политикой, направленной на обеспечение преемственности и выполнение задач государства в области образования. Важной составляющей такой политики является достижение единообразия в коренных вопросах образования в стране в сочетании с его региональными (национальными, демографическими и др.) условиями, а также интенсивным развитием частных форм образования.
Организационной основой государственной политики РФ в области образования является, согласно ФЗ «Об образовании», Федеральная целевая программа развития образования, разрабатываемая и утверждаемая Правительством РФ. К ней также можно отнести Концепцию модернизации российского образования на период 2010 г., утвержденную Правительством РФ 29 декабря 2001 г.1
Образование в Российской Федерации представляет собой определенную систему. В Законе РФ «Об образовании» ее понятие расшифровывается как совокупность взаимодействующих преемственных образовательных программ различных уровня и направленности федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований; сети реализующих их образовательных учреждений и научных организаций; органов, осуществляющих управление в сфере образования, осуществляющих деятельность в области образования и подведомственных им учреждений и организаций; объединений юридических лиц, общественных и государственно-общественных объединений, осуществляющих деятельность в области образования.
В Российской Федерации устанавливаются следующие образовательные уровни (образовательные цензы): основное общее образование; среднее (полное) общее образование; начальное профессиональное образование; среднее профессиональное образование; высшее профессиональное образование — бакалавриат; высшее профессиональное образование — подготовка специалиста или магистратура; послевузовское профессиональное образование. Цели, достижение которых преследует каждый уровень образования, определены ФЗ «Об образовании».
Лицам, не завершившим образования данного уровня, не прошедшим государственной (итоговой) аттестации или получившим на государственной (итоговой) аттестации неудовлетворительные результаты, выдается справка установленного образца об обучении в образовательном учреждении.
Высшее профессиональное образование может быть получено в образовательных учреждениях профессионального образования (высших учебных заведениях).
Целями высшего профессионального образования являются подготовка и переподготовка специалистов соответствующего уровня, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования.
Подготовка лиц с высшим профессиональным образованием для получения квалификации (степени) «бакалавр» и квалификации (степени) «специалист» осуществляется на базе среднего (полного) общего, среднего профессионального образования, а для получения квалификации (степени) «магистр» — на базе бакалавриата.
Как получение второго высшего профессионального образования рассматривается получение образования: а) по программам бакалавриата или по программам подготовки специалиста — лицами, имеющими диплом бакалавра, диплом специалиста, диплом магистра; б) по программам магистратуры — лицами, имеющими диплом специалиста, диплом магистра.
В реализации единой государственной политики важная роль отводится федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным программам; лицензированию, аккредитации образовательных учреждений независимо от форм их собственности.
Государственные образовательные стандарты — совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.
В случаях, предусмотренных ФЗ от 22 августа 1996 г. «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», реализация программ высшего профессионального образования осуществляется на основе образовательных стандартов и требований, самостоятельно устанавливаемых федеральными государственными образовательными учреждениями высшего профессионального образования. Их перечень утверждается указом Президента РФ.
Указанные стандарты и требования должны обеспечить единство образовательного пространства РФ; преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования. Они включают в себя требования к: структуре основных образовательных программ; условиям их реализации (кадровым, финансовым и др.); результатам их освоения.
Федеральные государственные образовательные стандарты, а также стандарты и требования, устанавливаемые самостоятельно учреждениями высшего профессионального образования являются основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от форм получения образования. Порядок их разработки, утверждения и введения устанавливается Правительством РФ.
Образовательные программы определяют содержание образования определенных уровня и направленности. Они подразделяются на общеобразовательные и профессиональные, которые, в свою очередь, делятся на основные и дополнительные.
Основные общеобразовательные и профессионального образования программы обеспечивают реализацию соответствующего федерального государственного образовательного стандарта с учетом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся (воспитанников). Они включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обусловленные спецификой характера общего и профессионального образования.
Основные общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации ее к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ. Они формируются применительно к дошкольному и видам общего образования. К данному виду программ относятся программы дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования.
Основные профессиональные образовательные программы направлены на решение задач последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровней, подготовку специалистов соответствующей квалификации. К ним относятся программы начального, среднего, высшего (программы бакалавриата, программы подготовки специалиста, программы магистратуры) и послевузовского профессионального образования.
Обязательный минимум содержания каждой основной общеобразовательной или профессиональной образовательной программы устанавливается соответствующим государственным образовательным стандартом.
К структурам основной общеобразовательной программы дошкольного образования и профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования уполномоченным федеральным органом исполнительной власти устанавливаются федеральные требования.
Дополнительная образовательная программа включает в себя рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей). К минимуму ее содержания и уровню профессиональной переподготовки федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования могут устанавливаться федеральные государственные требования в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Образовательные программы осваиваются в образовательных учреждениях в очной, очно-заочной (вечерней), заочной форме; в форме семейного образования, самообразования и экстерната. Для всех форм получения образования в рамках конкретной основной общеобразовательной или профессиональной программы действуют единый федеральный государственный образовательный стандарт или федеральные государственные требования, за исключением образовательных стандартов и требований, устанавливаемых самостоятельно уполномоченными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, или органом исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющим управление в сфере образования, на основании заключения экспертной комиссии. Лицензия может быть выдана при наличии соответствия условий осуществления образовательного процесса, предлагаемых образовательным учреждением, отвечающим установленным государственным и местным требованиям в части строительных норм и правил, санитарных и гигиенических норм, охраны здоровья обучающихся (воспитанников) и работников образовательных учреждений, оборудования учебных помещений, оснащенности учебного процесса, образовательного ценза педагогических работников и укомплектованности штатов.
Аккредитация означает юридическое признание прав и способности образовательного учреждения осуществлять свою деятельность на уровне не ниже официально признанной нормы.
Свидетельство о государственной аккредитации, выданное образовательному учреждению, подтверждает его государственный статус, уровень реализуемых им образовательных программ, соответствие содержания и качества подготовки выпускников федеральным государственным образовательным стандартам или федеральным государственным требованиям, дает право на выдачу лицам, успешно завершившим обучение по образовательным программам, прошедшим государственную аккредитацию, документов государственного образца о соответствующем образовании и (или) соответствующей квалификации.
Свидетельство, выданное дошкольному образовательному учреждению, подтверждает его государственный статус, уровень и направленность реализуемых им образовательных программ.
Государственная аккредитация образовательного учреждения проводится федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, или органом исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющим управление в сфере образования, по заявлению образовательного учреждения. Имеющее государственную аккредитацию образовательное учреждение независимо от его организационно-правовой формы и ведомственной подчиненности не реже чем один раз в пять лет проходит государственную аккредитацию, проводимую указанными органами в соответствии с их компетенцией.
- Алехин а. П., Кармолицкий а. А.
- § 2. Понятие и цели организации управления
- § 3. Правовые основы организации управления
- Глава 26
- § 1. Основы разграничения компетенции в области управления между органами исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов
- § 2. Региональные начала
- § 3. Межотраслевые начала в управлении
- § 4. Отраслевые начала в управлении
- § 5. Общие функции и полномочия федеральных органов исполнительной власти
- Глава 27
- § 1. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера
- § 2. Чрезвычайное положение
- § 3. Военное положение
- Раздел VIII
- Глава 28
- § 1. Организационно-правовые формы управления промышленностью и энергетикой
- § 2. Предприятия и объединения в промышленности и энергетике
- § 3. Местное самоуправление, промышленность и энергетика
- § 4. Государственный контроль (надзор) в промышленности и энергетике
- Глава 29 Управление сельским хозяйством
- § 1. Организационно-правовые формы управления сельским хозяйством
- § 2. Предприятия и организации в сельском хозяйстве
- § 3. Местное самоуправление и сельское хозяйство
- § 4. Государственный контроль (надзор) в сельском хозяйстве
- Глава 30
- § 1. Организационно-правовые формы управления строительством и жилищно-коммунальным хозяйством
- § 2. Местное самоуправление, строительство и жилищно-коммунальное хозяйство
- § 3. Государственный контроль (надзор) в строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве
- Глава 31 Управление транспортом
- § 1. Организационно-правовые формы управления транспортом
- § 2. Местное самоуправление и транспорт
- § 3. Государственный контроль (надзор) на транспорте
- Глава 32
- § 1. Организационно-правовые формы управления связью и массовыми коммуникациями
- § 2. Местное самоуправление и связь
- § 3. Государственный контроль и надзор в сфере связи и массовых коммуникаций
- Глава 33
- § 1. Организационно-правовые формы управления использованием и охраной природных ресурсов
- § 2. Органы местного самоуправления и использование и охрана природных ресурсов
- § 3. Государственный контроль (надзор) в области природопользования и охраны природных ресурсов
- Глава 34 Управление финансами и кредитом
- § 1. Организационно-правовые формы управления финансами и кредитом
- § 2. Местное самоуправление, финансы и налоги
- § 3. Финансовый контроль
- Глава 35
- § 1. Организационно-правовые формы управления в области внешнеэкономических связей
- § 2. Местное самоуправление и внешнеэкономические связи
- § 3. Государственный контроль в области внешнеэкономических связей
- Раздел IX
- Глава 36 Управление образованием
- § 1. Общие положения
- § 2. Организационно-правовые формы управления образованием
- § 3. Учреждения образования
- § 4. Органы местного самоуправления и образование
- § 5. Государственный контроль деятельности образовательных учреждений
- Глава 37 Управление здравоохранением
- § 1. Организационно-правовые формы управления здравоохранением
- § 2. Учреждения здравоохранения
- § 3. Местное самоуправление и здравоохранение
- § 4. Государственный контроль (надзор) в сфере здравоохранения
- Глава 38 Управление наукой
- § 1. Организационно-правовые формы управления
- § 2. Организация науки. Научные учреждения и сообщества
- Глава 39 Управление культурой
- § 1. Организационно-правовые формы управления культурой
- § 2. Местное самоуправление и культура
- § 3. Государственный контроль (надзор) в сфере культуры
- Глава 40
- § 1. Организационно-правовые формы управления в области социальной защиты граждан
- § 2. Местное самоуправление и социальная защита
- Глава 41 Управление обороной
- § 1. Организационно-правовые формы управления
- § 2. Органы местного самоуправления и управление обороной
- § 3. Комплектование Вооруженных Сил Российской Федерации
- Глава 42 Управление безопасностью
- § 1. Организационно-правовые формы управления безопасностью
- § 2. Государственная граница, ее защита и охрана
- Глава 43 Управление внутренними делами
- § 1. Организационно-правовые формы управления внутренними делами
- § 2. Органы местного самоуправления и управление в области внутренних дел
- § 3. Милиция
- § 4. Государственный надзор за безопасностью дорожного движения
- § 5. Паспортная система
- § 6. Внутренние войска
- Глава 44 Управление иностранными делами
- § 1. Организационно-правовые формы управления иностранными делами
- § 2. Органы Министерства иностранных дел рф за рубежом
- § 3. Административно-правовое регулирование въезда в Российскую Федерацию и выезда из Российской Федерации
- Глава 45 Управление юстицией
- § 1. Организационно-правовые формы управления
- § 2. Организация нотариальной службы
- § 3. Адвокатура
- § 4. Регистрация актов гражданского состояния