§ 1. Организационно-правовые формы управления сельским хозяйством
Сельское хозяйство представляет собой одну из жизненно важных отраслей российской экономики. Ее основным назначением является производство, переработка сельскохозяйственной продукции для удовлетворения потребностей населения в ней, а также поставка сырья для промышленного производства.
Конституция РФ (ст. 71) относит к ведению РФ установление основ федеральной политики и федеральных программ в области экономического развития нашей страны, в том числе и в сельском хозяйстве. Все же остальные вопросы сельского хозяйства относятся к совместному ведению РФ и ее субъектов.
К правовым актам, затрагивающим различные вопросы организации, деятельности и управления в области сельского хозяйства, относятся федеральные законы: «О сельскохозяйственной кооперации» от 8 декабря 1995 г.1, «О государственном земельном кадастре» от 2 января 2000 г.2, «О карантине растений» от 15 июля 2000 г.3, «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» от 24 июля 2002 г.4, «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов»5 от 20 декабря 2004 г., «О развитии сельского хозяйства» от 29 декабря 2006 г.6, Земельный и Водный кодексы РФ и другие нормативные акты.
В систему федеральных органов исполнительной власти, обеспечивающих нормативно-правовое регулирование, координацию, оказание государственных услуг, контроль и надзор в области сельского хозяйства, входят: Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, Федеральное агентство по рыболовству, Федеральная служба по ветеринарному и фитосани- тарному надзору.
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации (Минсельхоз России), Положение о котором утверждено Правительством РФ 12 июня 2008 г. № 450, осуществляет функции:
по выработке государственной политики и нормативно- правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса;
по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения), по государственному мониторингу таких земель;
по оказанию государственных услуг в сфере агропромышленного комплекса, включая устойчивое развитие сельских территорий;
по управлению государственным имуществом на подведомственных предприятиях и учреждениях.
Осуществляя нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности, Минсельхоз России принимает нормативные правовые акты, устанавливающие правила использования и охраны объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты; правила предоставления отраслевых субсидий и субвенций; правила в области ветеринарии; правила ведения селекционных достижений; правила и нормы в области племенного животноводства, мелиорации земель; нормы естественной убыли в сфере сельского хозяйства и отраслях промышленности, отнесенных к его ведению.
На него возложены определение порядка: заготовки, обработки, хранения и использования семян сельскохозяйственных растений; учета зерна и продуктов его переработки; реализации и транспортировки партий семян сельскохозяйственных растений; проведения карантинного фитосанитарного мониторинга на территории РФ; исчисления размера взысканий за ущерб, причиненный незаконной добычей или уничтожением объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты.
Минсельхоз России принимает и иные нормативные правовые акты по вопросам его компетенции.
Важной функцией Минсельхоза России является разработка государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на среднесрочный период, которая утверждается Правительством РФ и реализуется в жизнь Министерством.
В процессе своей деятельности оно осуществляет эксплуатацию и паспортизацию государственных мелиоративных систем, отнесенных к государственной собственности отдельно расположенных гидротехнических сооружений; проведение государственной экспертизы предпроектной и проектной документации на строительство и реконструкцию названных систем и сооружений; организацию проведения противоэпизоотических мероприятий и т.д.
Федеральное агентство по рыболовству призвано играть важную роль в развитии одной из составляющих частей сельского хозяйства, а именно — рыболовства. Оно осуществляет функции: а) по выработке государственной политики и нормативно- правовому регулированию в сфере рыболовства, производственной деятельности на судах рыбопромыслового флота, охраны, изучения, сохранения, воспроизводства и использования водных биологических ресурсов и среды их обитания; б) по контролю и надзору за водными биологическими ресурсами и средой их обитания во внутренних водах РФ; в) по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере рыбохозяйственной деятельности, рационального использования, охраны, изучения, сохранения и воспроизводства водных биологических ресурсов и среды их обитания, рыбоводства, рыбопереработки, производственной деятельности на судах рыбопромыслового флота, в морских портах в части обслуживания судов рыбопромыслового флота, обеспечения безопасности мореплавания и аварийно-спасательных работ в районах промысла.
Реализуя свои полномочия, Агентство принимает нормативные правовые акты, регулирующие порядок: изъятия долей в общем объеме квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов для осуществления промышленного рыболовства; определения категорий водных объектов рыбохозяйственного значения; установления ограничений рыболовства; проведения аукционов по продаже промышленных квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов для осуществления промышленного рыболовства; осуществления рыболовства в научно-исследовательских, учебных, культурно-просветительских и контрольных целях, в целях рыбоводства и воспроизводства водных биологических ресурсов; осуществления рыболовства в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири, Дальнего Востока РФ и т.д.
Агентство принимает устав службы на судах рыбопромыслового флота; типовые правила рыболовства, правила рыболовства для каждого рыбохозяйственного бассейна, а также иные нормативные акты по вопросам своей деятельности.
В пределах своей компетенции оно организует комплексное изучение водных биологических ресурсов в целях их сохранения; государственный учет и мониторинг состояния водных биологических ресурсов, а также обеспечение функционирования отраслевой системы наблюдения за деятельностью рыбопромысловых судов; проведение мероприятий, направленных на восстановление водных биологических ресурсов и среды их обитания.
В целях упорядочения, рационального использования, сохранения водных биологических ресурсов Агентство осуществляет ведение государственного кадастра объектов животного мира, принадлежащих к объектам рыболовства; разработку и представление на государственную экологическую экспертизу предложений об общих допустимых уловах водных биологических ресурсов; определение и утверждение ежегодно допустимых уловов водных биологических ресурсов; распределение между пользователями водными биологическими ресурсами промышленных квот и т.д.1
Руководство деятельностью Агентства осуществляет Правительство РФ, которому оно подотчетно и подконтрольно.
- Алехин а. П., Кармолицкий а. А.
- § 2. Понятие и цели организации управления
- § 3. Правовые основы организации управления
- Глава 26
- § 1. Основы разграничения компетенции в области управления между органами исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов
- § 2. Региональные начала
- § 3. Межотраслевые начала в управлении
- § 4. Отраслевые начала в управлении
- § 5. Общие функции и полномочия федеральных органов исполнительной власти
- Глава 27
- § 1. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера
- § 2. Чрезвычайное положение
- § 3. Военное положение
- Раздел VIII
- Глава 28
- § 1. Организационно-правовые формы управления промышленностью и энергетикой
- § 2. Предприятия и объединения в промышленности и энергетике
- § 3. Местное самоуправление, промышленность и энергетика
- § 4. Государственный контроль (надзор) в промышленности и энергетике
- Глава 29 Управление сельским хозяйством
- § 1. Организационно-правовые формы управления сельским хозяйством
- § 2. Предприятия и организации в сельском хозяйстве
- § 3. Местное самоуправление и сельское хозяйство
- § 4. Государственный контроль (надзор) в сельском хозяйстве
- Глава 30
- § 1. Организационно-правовые формы управления строительством и жилищно-коммунальным хозяйством
- § 2. Местное самоуправление, строительство и жилищно-коммунальное хозяйство
- § 3. Государственный контроль (надзор) в строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве
- Глава 31 Управление транспортом
- § 1. Организационно-правовые формы управления транспортом
- § 2. Местное самоуправление и транспорт
- § 3. Государственный контроль (надзор) на транспорте
- Глава 32
- § 1. Организационно-правовые формы управления связью и массовыми коммуникациями
- § 2. Местное самоуправление и связь
- § 3. Государственный контроль и надзор в сфере связи и массовых коммуникаций
- Глава 33
- § 1. Организационно-правовые формы управления использованием и охраной природных ресурсов
- § 2. Органы местного самоуправления и использование и охрана природных ресурсов
- § 3. Государственный контроль (надзор) в области природопользования и охраны природных ресурсов
- Глава 34 Управление финансами и кредитом
- § 1. Организационно-правовые формы управления финансами и кредитом
- § 2. Местное самоуправление, финансы и налоги
- § 3. Финансовый контроль
- Глава 35
- § 1. Организационно-правовые формы управления в области внешнеэкономических связей
- § 2. Местное самоуправление и внешнеэкономические связи
- § 3. Государственный контроль в области внешнеэкономических связей
- Раздел IX
- Глава 36 Управление образованием
- § 1. Общие положения
- § 2. Организационно-правовые формы управления образованием
- § 3. Учреждения образования
- § 4. Органы местного самоуправления и образование
- § 5. Государственный контроль деятельности образовательных учреждений
- Глава 37 Управление здравоохранением
- § 1. Организационно-правовые формы управления здравоохранением
- § 2. Учреждения здравоохранения
- § 3. Местное самоуправление и здравоохранение
- § 4. Государственный контроль (надзор) в сфере здравоохранения
- Глава 38 Управление наукой
- § 1. Организационно-правовые формы управления
- § 2. Организация науки. Научные учреждения и сообщества
- Глава 39 Управление культурой
- § 1. Организационно-правовые формы управления культурой
- § 2. Местное самоуправление и культура
- § 3. Государственный контроль (надзор) в сфере культуры
- Глава 40
- § 1. Организационно-правовые формы управления в области социальной защиты граждан
- § 2. Местное самоуправление и социальная защита
- Глава 41 Управление обороной
- § 1. Организационно-правовые формы управления
- § 2. Органы местного самоуправления и управление обороной
- § 3. Комплектование Вооруженных Сил Российской Федерации
- Глава 42 Управление безопасностью
- § 1. Организационно-правовые формы управления безопасностью
- § 2. Государственная граница, ее защита и охрана
- Глава 43 Управление внутренними делами
- § 1. Организационно-правовые формы управления внутренними делами
- § 2. Органы местного самоуправления и управление в области внутренних дел
- § 3. Милиция
- § 4. Государственный надзор за безопасностью дорожного движения
- § 5. Паспортная система
- § 6. Внутренние войска
- Глава 44 Управление иностранными делами
- § 1. Организационно-правовые формы управления иностранными делами
- § 2. Органы Министерства иностранных дел рф за рубежом
- § 3. Административно-правовое регулирование въезда в Российскую Федерацию и выезда из Российской Федерации
- Глава 45 Управление юстицией
- § 1. Организационно-правовые формы управления
- § 2. Организация нотариальной службы
- § 3. Адвокатура
- § 4. Регистрация актов гражданского состояния