§ 1. Организационно-правовые формы управления
юстицией
Юстиция как отрасль управления выполняет важные задачи по укреплению законности, организации защиты прав и законных интересов граждан, предприятий, организаций, учреждений, общественных объединений.
Систему органов управления юстицией составляют: Министерство юстиции РФ, подведомственные ему Федеральная служба исполнения наказаний, Федеральная служба судебных приставов, главные управления Министерства юстиции по федеральным округам, иные органы юстиции.
Организация и компетенция Министерства юстиции РФ закреплены в Положении о нем, утвержденном Указом Президента РФ от 13 октября 2004 г.1 Согласно данному Положению Министерство юстиции РФ (Минюст России) осуществляет функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, в том числе в сфере исполнения уголовных наказаний, адвокатуры, нотариата, обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов, актов других органов, регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, актов гражданского состояния, некоммерческих организаций, общественных объединений, политических партий и религиозных организаций.
Основными задачами Минюста России являются разработка общей стратегии государственной политики, нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности, а также обеспечение в пределах своей компетенции защиты прав и свобод человека и гражданина.
Минюст России осуществляет важные функции по правовому обеспечению правотворческой деятельности Президента РФ и Правительства РФ. Содержанием данных функций является разработка проектов нормативных актов, которые вносятся Правительством РФ в порядке законодательной инициативы; проведение юридической экспертизы проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, вносимых федеральными органами исполнительной власти на рассмотрение Президента РФ и Правительства РФ. Подобная экспертиза проводится им в отношении нормативных правовых актов субъектов РФ на предмет их соответствия Конституции РФ и федеральным законам. Оно проводит также правовую экспертизу проектов концепций и технических заданий на разработку проектов федеральных законов, которые предлагаются для включения в планы законотворческой деятельности Правительства РФ. По поручению Правительства РФ Минюст России разрабатывает и представляет Правительству РФ предложения о приоритетных направлениях законопроектной деятельности последнего.
Одним из направлений деятельности Минюста России является координация работы федеральных органов исполнительной власти по подготовке предложений к проектам планов законопроектной деятельности Правительства РФ, государственная регистрация их нормативных правовых актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер, а также ведение государственного реестра нормативных правовых актов этих органов в случаях, предусмотренных законодательством, проверка деятельности указанных органов по отбору нормативных правовых актов, подлежащих государственной регистрации. Оно также осуществляет государственный учет нормативных правовых актов субъектов РФ.
Министерство определяет порядок ведения государственного реестра уставов муниципальных образований, организует их государственную регистрацию, ведет государственный реестр муниципальных образований РФ.
В пределах своей компетенции Минюст России обеспечивает исполнение Конституции РФ, федеральных законов, актов Президента РФ и Правительства РФ, международных договоров; обобщает практику применения законодательства РФ, подготовки федеральными органами исполнительной власти проектов федеральных законов, а также практику государственной регистрации их нормативных правовых актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер.
Министерство осуществляет организационное и методическое руководство деятельностью судебно-экспертных учреждений; выдает разрешения на открытие представительств иностранных юридических организаций и т. д.
В установленной сфере деятельности Минюст России издает нормативные правовые акты, обязательные для исполнения государственными и муниципальными органами, организациями, должностными лицами и гражданами. В пределах своей компетенции Минюст России реализует функции по регистрации некоммерческих организаций, в том числе отделений международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественных объединений и политических партий.
Минюст России вправе направлять федеральным органам исполнительной власти и иным органам представление об отмене или изменении принятых ими нормативных правовых актов, если они противоречат Конституции РФ и законодательству РФ. В случае выявления несоответствия действующего нормативного правового акта или акта, содержащего правовые нормы и не прошедшего регистрацию, Конституции РФ и законодательству РФ оно вправе вносить в Правительство РФ предложение об отмене или приостановлении действия такого акта.
Федеральная служба судебных приставов (ФССП России) осуществляет функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, а также исполнению судебных актов и актов других органов. В своей деятельности она руководствуется федеральными законами: от 21 июля 1997 г. «О судебных приставах»1, от 2 октября 2007 г. «Об исполнительном производстве»2, Положением о ней, утвержденным Указом Президента РФ от 13 октября 2004 г.3
Согласно названным нормативным правовым актам ее основными задачами являются обеспечение установленного порядка деятельности судов (Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, судов общей юрисдикции, арбитражных судов); организация принудительного исполнения судебных актов судов общей юрисдикции и арбитражных судов, актов других органов, предусмотренных законодательством об исполнительном производстве.
На ФССП России возложено обеспечение установленного порядка деятельности судов; осуществление исполнительного производства по принудительному исполнению судебных актов и актов других органов; применение мер принудительного исполнения и т. д.
Она организует хранение и принудительную реализацию арестованного и изъятого имущества; розыск должника-организации, а также имущества должника (гражданина или организации); участие судебных приставов-исполнителей в защите интересов РФ как кредитора в делах о банкротстве, в процедурах о банкротстве, а также в исполнении решений комиссий по трудовым спорам.
В пределах своей компетенции Служба создает и ведет банки данных о возбуждении исполнительного производства, обеспечивает методологическое единообразие и согласованное функционирование информационных систем в установленной сфере деятельности, а также обобщает в этой сфере практику применения законодательства РФ и т. д.
Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН России) осуществляет правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию, а также функции по контролю за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания.
Основными задачами ФСИН России, закрепленными в Положении о ней, утвержденным Указом Президента РФ от 13 октября 2004 г.1, являются: исполнение уголовных наказаний, содержание под стражей лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых; контроль за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания; обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей; обеспечение правопорядка и законности в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, в следственных изоляторах, обеспечение безопасности содержащихся в них осужденных лиц, содержащихся под стражей, работников уголовно-исполнительной системы, должностных лиц и граждан, находящихся под стражей, создание им условий содержания, соответствующих нормам международного права и федеральных законов; организация деятельности по оказанию осужденным помощи в социальной адаптации и др.
Осуществляя руководство уголовно-исполнительной системой в соответствии с Законом РФ от 21 июля 1993 г. «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»4 и Положением о ней, ФСИН России обеспечивает правопорядок и законность в учреждениях, исполняющих наказания, в следственных изоляторах, а также безопасность лиц, находящихся на их территориях; безопасность объектов уголовно-исполнительной системы и органов Минюста России; исполнение приговоров, постановлений и определений судов в отношении осужденных и лиц, содержащихся под стражей; установленный порядок исполнения наказаний и содержания под стражей, а также исполнение режимных требований в учреждениях, исполняющих наказания, следственных изоляторах, надзор за осужденными и лицами, содержащимися под стражей; правовую, социальную защиту и личную безопасность работников уголовно-исполнительной системы и членов их семей. Она также принимает меры по обеспечению условий содержания осужденных и лиц, содержащихся под стражей, в учреждениях, исполняющих наказания, и в следственных изоляторах; по привлечению осужденных к труду.
В пределах своей компетенции ФСИН России осуществляет направление осужденных к месту отбывания наказания, их размещение; медико-санитарное обеспечение осужденных и лиц, содержащихся под стражей; принимает меры по обеспечению сотрудников уголовно-исполнительной системы оружием и специальными средствами. На нее возложены также разрешительные, контрольные и надзорные функции в области промышленной безопасности на производственных объекта уголовно-исполнительной системы, в том числе функции по осуществлению контроля за соблюдением законности и обеспечением прав осужденных и лиц, содержащихся под стражей, и т. д.
Главное управление Минюста России по федеральному округу является его территориальным органом межрегионального уровня. Оно обеспечивает в федеральном округе реализацию государственной политики в сфере исполнения уголовных наказаний, адвокатуры, нотариата, обеспечения порядка деятельности судов, исполнения судебных актов и актов других органов, регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, актов гражданского состояния, регистрации общественных объединений, политических партий, религиозных объединений и т. д.
Основными задачами Управления являются: обеспечение в пределах федерального округа и своей компетенции реализации Минюстом России государственной политики в установленной сфере деятельности, защиты прав и свобод человека и гражданина, единства правового пространства в субъектах РФ, расположенных в соответствующем федеральном округе, и др.1
Органами управления юстицией решаются важные задачи в процессе руководства учреждениями судебных экспертиз, взаимодействия с организациями адвокатов, нотариальными учреждениями, в том числе с нотариусами, занимающимися частной практикой, с органами записи актов гражданского состояния.
- Алехин а. П., Кармолицкий а. А.
- § 2. Понятие и цели организации управления
- § 3. Правовые основы организации управления
- Глава 26
- § 1. Основы разграничения компетенции в области управления между органами исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов
- § 2. Региональные начала
- § 3. Межотраслевые начала в управлении
- § 4. Отраслевые начала в управлении
- § 5. Общие функции и полномочия федеральных органов исполнительной власти
- Глава 27
- § 1. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера
- § 2. Чрезвычайное положение
- § 3. Военное положение
- Раздел VIII
- Глава 28
- § 1. Организационно-правовые формы управления промышленностью и энергетикой
- § 2. Предприятия и объединения в промышленности и энергетике
- § 3. Местное самоуправление, промышленность и энергетика
- § 4. Государственный контроль (надзор) в промышленности и энергетике
- Глава 29 Управление сельским хозяйством
- § 1. Организационно-правовые формы управления сельским хозяйством
- § 2. Предприятия и организации в сельском хозяйстве
- § 3. Местное самоуправление и сельское хозяйство
- § 4. Государственный контроль (надзор) в сельском хозяйстве
- Глава 30
- § 1. Организационно-правовые формы управления строительством и жилищно-коммунальным хозяйством
- § 2. Местное самоуправление, строительство и жилищно-коммунальное хозяйство
- § 3. Государственный контроль (надзор) в строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве
- Глава 31 Управление транспортом
- § 1. Организационно-правовые формы управления транспортом
- § 2. Местное самоуправление и транспорт
- § 3. Государственный контроль (надзор) на транспорте
- Глава 32
- § 1. Организационно-правовые формы управления связью и массовыми коммуникациями
- § 2. Местное самоуправление и связь
- § 3. Государственный контроль и надзор в сфере связи и массовых коммуникаций
- Глава 33
- § 1. Организационно-правовые формы управления использованием и охраной природных ресурсов
- § 2. Органы местного самоуправления и использование и охрана природных ресурсов
- § 3. Государственный контроль (надзор) в области природопользования и охраны природных ресурсов
- Глава 34 Управление финансами и кредитом
- § 1. Организационно-правовые формы управления финансами и кредитом
- § 2. Местное самоуправление, финансы и налоги
- § 3. Финансовый контроль
- Глава 35
- § 1. Организационно-правовые формы управления в области внешнеэкономических связей
- § 2. Местное самоуправление и внешнеэкономические связи
- § 3. Государственный контроль в области внешнеэкономических связей
- Раздел IX
- Глава 36 Управление образованием
- § 1. Общие положения
- § 2. Организационно-правовые формы управления образованием
- § 3. Учреждения образования
- § 4. Органы местного самоуправления и образование
- § 5. Государственный контроль деятельности образовательных учреждений
- Глава 37 Управление здравоохранением
- § 1. Организационно-правовые формы управления здравоохранением
- § 2. Учреждения здравоохранения
- § 3. Местное самоуправление и здравоохранение
- § 4. Государственный контроль (надзор) в сфере здравоохранения
- Глава 38 Управление наукой
- § 1. Организационно-правовые формы управления
- § 2. Организация науки. Научные учреждения и сообщества
- Глава 39 Управление культурой
- § 1. Организационно-правовые формы управления культурой
- § 2. Местное самоуправление и культура
- § 3. Государственный контроль (надзор) в сфере культуры
- Глава 40
- § 1. Организационно-правовые формы управления в области социальной защиты граждан
- § 2. Местное самоуправление и социальная защита
- Глава 41 Управление обороной
- § 1. Организационно-правовые формы управления
- § 2. Органы местного самоуправления и управление обороной
- § 3. Комплектование Вооруженных Сил Российской Федерации
- Глава 42 Управление безопасностью
- § 1. Организационно-правовые формы управления безопасностью
- § 2. Государственная граница, ее защита и охрана
- Глава 43 Управление внутренними делами
- § 1. Организационно-правовые формы управления внутренними делами
- § 2. Органы местного самоуправления и управление в области внутренних дел
- § 3. Милиция
- § 4. Государственный надзор за безопасностью дорожного движения
- § 5. Паспортная система
- § 6. Внутренние войска
- Глава 44 Управление иностранными делами
- § 1. Организационно-правовые формы управления иностранными делами
- § 2. Органы Министерства иностранных дел рф за рубежом
- § 3. Административно-правовое регулирование въезда в Российскую Федерацию и выезда из Российской Федерации
- Глава 45 Управление юстицией
- § 1. Организационно-правовые формы управления
- § 2. Организация нотариальной службы
- § 3. Адвокатура
- § 4. Регистрация актов гражданского состояния