logo
Учебник АП Алехин, Кармолицкий 2010 том 2

§ 1. Организационно-правовые формы управления

юстицией

Юстиция как отрасль управления выполняет важные зада­чи по укреплению законности, организации защиты прав и за­конных интересов граждан, предприятий, организаций, учреж­дений, общественных объединений.

Систему органов управления юстицией составляют: Мини­стерство юстиции РФ, подведомственные ему Федеральная служ­ба исполнения наказаний, Федеральная служба судебных при­ставов, главные управления Министерства юстиции по федераль­ным округам, иные органы юстиции.

Организация и компетенция Министерства юстиции РФ закреплены в Положении о нем, утвержденном Указом Прези­дента РФ от 13 октября 2004 г.1 Согласно данному Положению Министерство юстиции РФ (Минюст России) осуществляет фун­кции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, в том числе в сфере исполнения уголовных нака­заний, адвокатуры, нотариата, обеспечения установленного по­рядка деятельности судов и исполнения судебных актов, актов других органов, регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, актов гражданского состояния, некоммерческих организаций, общественных объединений, политических партий и религиозных организаций.

Основными задачами Минюста России являются разработка общей стратегии государственной политики, нормативно-пра­вовое регулирование в установленной сфере деятельности, а так­же обеспечение в пределах своей компетенции защиты прав и свобод человека и гражданина.

Минюст России осуществляет важные функции по право­вому обеспечению правотворческой деятельности Президента РФ и Правительства РФ. Содержанием данных функций является разработка проектов нормативных актов, которые вносятся Пра­вительством РФ в порядке законодательной инициативы; про­ведение юридической экспертизы проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, вносимых федеральными органами исполнительной власти на рассмотрение Президента РФ и Правительства РФ. Подобная экспертиза проводится им в отношении нормативных правовых актов субъектов РФ на пред­мет их соответствия Конституции РФ и федеральным законам. Оно проводит также правовую экспертизу проектов концепций и технических заданий на разработку проектов федеральных законов, которые предлагаются для включения в планы законо­творческой деятельности Правительства РФ. По поручению Пра­вительства РФ Минюст России разрабатывает и представляет Правительству РФ предложения о приоритетных направлениях законопроектной деятельности последнего.

Одним из направлений деятельности Минюста России явля­ется координация работы федеральных органов исполнительной власти по подготовке предложений к проектам планов законо­проектной деятельности Правительства РФ, государственная реги­страция их нормативных правовых актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливаю­щих правовой статус организаций или имеющих межведом­ственный характер, а также ведение государственного реестра нормативных правовых актов этих органов в случаях, предусмот­ренных законодательством, проверка деятельности указанных органов по отбору нормативных правовых актов, подлежащих государственной регистрации. Оно также осуществляет государ­ственный учет нормативных правовых актов субъектов РФ.

Министерство определяет порядок ведения государственного реестра уставов муниципальных образований, организует их государственную регистрацию, ведет государственный реестр муниципальных образований РФ.

В пределах своей компетенции Минюст России обеспечи­вает исполнение Конституции РФ, федеральных законов, актов Президента РФ и Правительства РФ, международных договоров; обобщает практику применения законодательства РФ, подготовки федеральными органами исполнительной власти проектов фе­деральных законов, а также практику государственной регист­рации их нормативных правовых актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливаю­щих правовой статус организаций или имеющих межведомствен­ный характер.

Министерство осуществляет организационное и методичес­кое руководство деятельностью судебно-экспертных учреждений; выдает разрешения на открытие представительств иностранных юридических организаций и т. д.

В установленной сфере деятельности Минюст России из­дает нормативные правовые акты, обязательные для исполнения государственными и муниципальными органами, организаци­ями, должностными лицами и гражданами. В пределах своей ком­петенции Минюст России реализует функции по регистрации некоммерческих организаций, в том числе отделений междуна­родных организаций и иностранных некоммерческих неправи­тельственных организаций, общественных объединений и по­литических партий.

Минюст России вправе направлять федеральным органам исполнительной власти и иным органам представление об отмене или изменении принятых ими нормативных правовых актов, если они противоречат Конституции РФ и законодательству РФ. В случае выявления несоответствия действующего нормативного правового акта или акта, содержащего правовые нормы и не про­шедшего регистрацию, Конституции РФ и законодательству РФ оно вправе вносить в Правительство РФ предложение об отмене или приостановлении действия такого акта.

Федеральная служба судебных приставов (ФССП России) осуществляет функции по обеспечению установленного поряд­ка деятельности судов, а также исполнению судебных актов и актов других органов. В своей деятельности она руководствует­ся федеральными законами: от 21 июля 1997 г. «О судебных при­ставах»1, от 2 октября 2007 г. «Об исполнительном производстве»2, Положением о ней, утвержденным Указом Президента РФ от 13 октября 2004 г.3

Согласно названным нормативным правовым актам ее ос­новными задачами являются обеспечение установленного поряд­ка деятельности судов (Конституционного Суда РФ, Верховно­го Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, судов общей юрис­дикции, арбитражных судов); организация принудительного исполнения судебных актов судов общей юрисдикции и арбит­ражных судов, актов других органов, предусмотренных законо­дательством об исполнительном производстве.

На ФССП России возложено обеспечение установленного порядка деятельности судов; осуществление исполнительного производства по принудительному исполнению судебных актов и актов других органов; применение мер принудительного ис­полнения и т. д.

Она организует хранение и принудительную реализацию арестованного и изъятого имущества; розыск должника-органи­зации, а также имущества должника (гражданина или органи­зации); участие судебных приставов-исполнителей в защите ин­тересов РФ как кредитора в делах о банкротстве, в процедурах о банкротстве, а также в исполнении решений комиссий по тру­довым спорам.

В пределах своей компетенции Служба создает и ведет бан­ки данных о возбуждении исполнительного производства, обес­печивает методологическое единообразие и согласованное фун­кционирование информационных систем в установленной сфере деятельности, а также обобщает в этой сфере практику приме­нения законодательства РФ и т. д.

Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН Рос­сии) осуществляет правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию, а так­же функции по контролю за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбыва­ния наказания.

Основными задачами ФСИН России, закрепленными в По­ложении о ней, утвержденным Указом Президента РФ от 13 ок­тября 2004 г.1, являются: исполнение уголовных наказаний, содер­жание под стражей лиц, подозреваемых либо обвиняемых в со­вершении преступлений, и подсудимых; контроль за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предостав­лена отсрочка отбывания наказания; обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных и лиц, содержащих­ся под стражей; обеспечение правопорядка и законности в уч­реждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, в следственных изоляторах, обеспечение безопаснос­ти содержащихся в них осужденных лиц, содержащихся под стра­жей, работников уголовно-исполнительной системы, должнос­тных лиц и граждан, находящихся под стражей, создание им ус­ловий содержания, соответствующих нормам международного права и федеральных законов; организация деятельности по ока­занию осужденным помощи в социальной адаптации и др.

Осуществляя руководство уголовно-исполнительной систе­мой в соответствии с Законом РФ от 21 июля 1993 г. «Об учреж­дениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»4 и Положением о ней, ФСИН России обеспе­чивает правопорядок и законность в учреждениях, исполняю­щих наказания, в следственных изоляторах, а также безопасность лиц, находящихся на их территориях; безопасность объектов уголовно-исполнительной системы и органов Минюста России; исполнение приговоров, постановлений и определений судов в отношении осужденных и лиц, содержащихся под стражей; ус­тановленный порядок исполнения наказаний и содержания под стражей, а также исполнение режимных требований в учреж­дениях, исполняющих наказания, следственных изоляторах, надзор за осужденными и лицами, содержащимися под стражей; правовую, социальную защиту и личную безопасность работни­ков уголовно-исполнительной системы и членов их семей. Она также принимает меры по обеспечению условий содержания осужденных и лиц, содержащихся под стражей, в учреждени­ях, исполняющих наказания, и в следственных изоляторах; по привлечению осужденных к труду.

В пределах своей компетенции ФСИН России осуществля­ет направление осужденных к месту отбывания наказания, их размещение; медико-санитарное обеспечение осужденных и лиц, содержащихся под стражей; принимает меры по обеспечению сотрудников уголовно-исполнительной системы оружием и спе­циальными средствами. На нее возложены также разрешитель­ные, контрольные и надзорные функции в области промышлен­ной безопасности на производственных объекта уголовно-испол­нительной системы, в том числе функции по осуществлению контроля за соблюдением законности и обеспечением прав осуж­денных и лиц, содержащихся под стражей, и т. д.

Главное управление Минюста России по федеральному ок­ругу является его территориальным органом межрегионального уровня. Оно обеспечивает в федеральном округе реализацию го­сударственной политики в сфере исполнения уголовных нака­заний, адвокатуры, нотариата, обеспечения порядка деятельно­сти судов, исполнения судебных актов и актов других органов, регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, актов гражданского состояния, регистрации общественных объедине­ний, политических партий, религиозных объединений и т. д.

Основными задачами Управления являются: обеспечение в пределах федерального округа и своей компетенции реализации Минюстом России государственной политики в установленной сфере деятельности, защиты прав и свобод человека и гражда­нина, единства правового пространства в субъектах РФ, распо­ложенных в соответствующем федеральном округе, и др.1

Органами управления юстицией решаются важные задачи в процессе руководства учреждениями судебных экспертиз, вза­имодействия с организациями адвокатов, нотариальными учреж­дениями, в том числе с нотариусами, занимающимися частной практикой, с органами записи актов гражданского состояния.