logo
Учебник АП Алехин, Кармолицкий 2010 том 2

§ 3. Комплектование Вооруженных Сил Российской Федерации

В соответствии с Конституцией РФ (ст. 5) защита Отечества является долгом и обязанностью граждан РФ, которые реали­зуются, как правило, через прохождение действительной воен­ной службы в Вооруженных Силах РФ.

Организация комплектования Вооруженных Сил определя­ется двумя основными законами: «Об обороне» и «О воинской обязанности и военной службе».

Установлено, что все мужчины — граждане РФ обязаны про­ходить военную службу в Вооруженных Силах РФ. На военную службу могут быть приняты граждане женского пола на основе принципа добровольности (по контракту) и при наличии вакант­ных воинских должностей, подлежащих замещению военнослу­жащими женского пола.

ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» закреп­лена смешанная система комплектования Вооруженных Сил, сочетающая службу на основе призыва граждан на военную службу и службу в добровольном порядке (по контракту).

На действительную военную службу призываются гражда­не в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете и не имеющие права на освобождение или отсрочку от призыва на военную службу.

Для проведения организованного призыва в каждом муни­ципальном образовании, имеющем статус муниципального рай­она, городского округа или внутригородской территории горо­да федерального значения, решением высшего должностного лица субъекта РФ образуется призывная комиссия, на которую воз­лагается медицинское освидетельствование граждан, подлежащих призыву, и принятие в отношении каждого из них индивиду­ального решения. Такими решениями могут быть: а) о призыве на военную службу; б) о направлении на альтернативную граж­данскую службу; в) о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; г) об освобождении от призыва на военную службу; д) о зачислении в запас; е) об освобождении от испол­нения воинской обязанности.

Она принимает также решение о виде и роде войск Воору­женных Сил РФ или других войск, в которые направляется при­знанный годным к военной службе гражданин. Если гражданин не согласен с решением призывной комиссии, то он вправе его обжаловать в призывную комиссию субъекта РФ либо в суд.

Контрактная система комплектования Вооруженных Сил предполагает добровольное заключение письменного контрак­та о прохождении военной службы между гражданином и Мин­обороны России. Предварительно гражданин подлежит медицин­скому освидетельствованию; проходит профессиональный пси­хологический отбор. Он также должен соответствовать требо­ваниям, установленным в законе: по уровню образования, про­фессиональной подготовки, физической подготовки и др. Только при соответствии предъявляемым законом требованиям граж­данин может заключить контракт о прохождении военной служ­бы.

Действующее законодательство РФ разрешает законно на­ходящимся на территории РФ иностранным гражданам посту­пать на военную службу по контракту на воинские должности, подлежащие замещению солдатами, матросами, сержантами и старшинами в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинс­ких формированиях и органах. Кроме тех требований, которые предъявляются к российским гражданам, иностранные граждане также должны владеть государственным языком РФ1.

При комплектовании Вооруженных Сил учитывается кон­ституционное право граждан РФ (ст. 59 Конституции РФ) на за­мену военной службы альтернативной гражданской службой. Это право дано гражданам, поступающим на военную службу по призыву.

Развитие данной конституционной нормы нашло свое зак­репление в ФЗ от 25 июля 2002 г. «Об альтернативной гражданс­кой службе»2. Закон определяет альтернативную гражданскую службу как особый вид трудовой деятельности в интересах об­щества и государства, осуществляемой гражданами взамен воен­ной службы по призыву. При этом и Конституция РФ, и назван­ный Закон ограничили круг лиц, на которых может распрост­раняться это право. Право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой имеют граждане, для ко­торых несение военной службы противоречит их убеждениям и вероисповеданию, а также граждане коренных малочисленных народов, которые ведут традиционный образ жизни, осуществ­ляют традиционное хозяйствование и занимаются традицион­ными промыслами.

На альтернативную гражданскую службу направляются граждане в возрасте от 18 до 27 лет, которые не пребывают в за­пасе, имеют право на замену военной службы альтернативной гражданской службой, лично подали заявление в военный ко­миссариат о замене военной службы гражданской, обосновали эту замену и в отношении которых призывная комиссия при­няла соответствующее решение.

Законом установлены сроки альтернативной гражданской службы: для граждан, проходящих ее в организациях, подведом­ственных федеральным органам исполнительной власти, орга­нам исполнительной власти субъектов РФ — 21 месяц; в орга­низациях Вооруженных Сил — 18 месяцев.

Направление граждан на альтернативную гражданскую службу организует глава органа местного самоуправления сов­местно с военным комиссаром. Специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти по организации данной службы являются Министерство здравоохранения и со­циального развития РФ, Минобороны РФ, Федеральная служба по труду и занятости. В ее организации участвуют также заин­тересованные федеральные органы исполнительной власти, ор­ганы исполнительной власти субъектов РФ, организации, под­ведомственные указанным органам. Все они при этом руковод­ствуются названным выше Законом, а также постановлением Правительства РФ от 11 декабря 2003 г. «Об организации альтер­нативной гражданской службы»3. На службу не направляются граждане, которые имеют основания для освобождения от при­зыва на военную службу, не подлежат призыву или имеют ос­нования для предоставления отсрочки от призыва на военную службу. Прохождение альтернативной гражданской службы ре­гулируется Положением о порядке прохождения альтернатив­ной гражданской службы, утвержденное постановлением Пра­вительства РФ от 28 мая 2004 г.1

Успешное комплектование Вооруженных Сил в значитель­ной мере зависит от организации подготовки молодежи к воен­ной службе. Эту подготовку граждане приобретают на обязатель­ной и добровольной основе в государственном, муниципальном или негосударственном образовательном учреждении.