logo
Учебник АП Алехин, Кармолицкий 2010 том 2

§ 1. Организационно-правовые формы управления

наукой

Экономическое, социальное, политическое положение наше­го государства во многом зависит от уровня и состояния разви­тия науки, поскольку она является составной частью (элементом) всех отраслей, сфер государственного управления, оказывая не­посредственное влияние на их развитие. Управление наукой сво­дится к созданию научных коллективов, подготовке для них на­учных кадров, оказанию материальной и технической помощи, государственной поддержки названных коллективов, учету ре­зультатов научных исследований, внедрению их в производство и практику и т. п.

Наука делится на фундаментальную, прикладную (отрасле­вую, ведомственную) и вузовскую, каждая из которых решает свои задачи и имеет свои особенности.

Согласно Конституции РФ (ст. 72) общие вопросы науки относятся к совместному ведению РФ и ее субъектов. В то же время она (ст. 114) и ФКЗ «О Правительстве Российской Федера­ции» (ст. 17) возлагает на Правительство РФ обеспечение прове­дения в РФ единой государственной политики в области науки, разработку и осуществление мер государственной поддержки развития науки, особенно фундаментальной, а также имеющих общегосударственное значение приоритетных направлений при­кладной науки. Оно также определяет полномочия федеральных органов исполнительной власти в области формирования, реа­лизации единой государственной научно-технической полити­ки, утверждает федеральные научные и научно-технические программы и проекты по приоритетным направлениям разви­тия науки.

Специальным правовым актом, в соответствии с которым строится деятельность по управлению наукой, является ФЗ от 23 августа 1996 г. «О науке и государственной научно-техничес­кой политике»1, который под научной (научно-исследователь­ской) деятельностью понимает деятельность, направленную на получение и применение новых знаний, в том числе: фундамен­тальные научные исследования — экспериментальная или тео­ретическая деятельность, направленная на получение новых зна­ний об основных закономерностях строения, функционирова­ния и развития человека; общества, окружающей природной среды; прикладные научные исследования, направленные пре­имущественно на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач (ст. 2 Закона).

Управление наукой осуществляют Министерство образова­ния и науки РФ, подведомственные ему Федеральное агентство по науке и инновациям, Федеральная служба по надзору в сфе­ре образования и науки, Федеральная служба по интеллектуаль­ной собственности, патентам и товарным знакам, другие орга­ны исполнительной власти, в системе которых имеются науч­ные учреждения и вузы, Российская академия наук, отраслевые академии наук и др.

Министерство образования и науки РФ (Минобрнауки Рос­сии), согласно Положению о нем, осуществляет функции по вы­работке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в научной, научно-технической и инновацион­ной сфере деятельности, развития федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров и нау­коградов, интеллектуальной собственности.

Решая возложенные на него задачи, Минобрнауки России принимает нормативные правовые акты, такие, например, как: положение о замещении должностей научно-педагогических работников образовательных учреждений высшего профессио­нального образования; положение о подготовке научно-педаго­гических кадров; номенклатуру должностей научных работни­ков; порядок развития многоуровневой непрерывной системы профессиональной подготовки и повышения квалификации на­учных кадров, а также формирование материально-технической, экспериментальной и приборной базы науки, создания федераль­ных центров коллективного пользования научным оборудовани­ем, государственной регистрации и учета обязательных экзем­пляров неопубликованных документов — результатов открытых научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, выполняемых организациями независимо от организационно- правовой формы.

Оно определяет порядок представления кандидатур для на­значения на должности атташе по науке и технике, кандидатур сотрудников групп по науке и технике в представительствах РФ за рубежом; присуждения премий Президента РФ в области на­уки и техники; создания и развития инновационной инфра­структуры; принимает положения об аспирантуре и докторан­туре в научных организациях независимо от ведомственной при­надлежности; обобщает практику применения законодательства РФ и проводит анализ реализации государственной политики в области науки.

Министерство, в лице министра, принимает нормативные правовые акты, относящиеся к сферам деятельности Российского фонда технологического развития, Российского фонда фунда­ментальных исследований, Российского гуманитарного научного фонда, Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, Федерального фонда производ­ственных инноваций и т. д.1

Федеральное агентство по науке и инновациям (Роснау- ка), в соответствии с Положением о нем, утвержденным Пра­вительством РФ 16 июня 2004 г.2, осуществляет функции по реа­лизации государственной политики, оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере науч­ной, научно-технической и инновационной деятельности. В эту сферу включается деятельность федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров, уни­кальных научных стендов и установок, федеральных центров коллективного пользования оборудованием, ведущих научных школ, национальной исследовательской компьютерной сети нового поколения, а также информационное обеспечение на­учной, научно-технической и инновационной деятельности.

В компетенцию Роснауки входит организация разработки прогнозов развития научной, научно-технической и инноваци­онной сферы, рынков наукоемкой продукции и услуг, подготовки заключений по проектам федеральных целевых программ, межот­раслевых и межгосударственных научно-технических программ; выдача иностранным и российским заявителям разрешения на проведение морских научных исследований во внутренних мор­ских водах и территориальном море РФ, в ее исключительной экономической зоне и на ее континентальном шельфе.

На него возложено ведение единого реестра результатов от­крытых научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, выполняемых за счет средств федерального бюджета, рее­стра отраслевых и межотраслевых фондов финансирования науч­но-исследовательских и опытно-конструкторских работ; осуще­ствление распоряжения правами на объекты интеллектуальной собственности, другие научно-технические результаты, создан­ные за счет средств названного бюджета; финансирование за­купки образцов приборов, оборудования, научно-технической литературы и лицензий, а также функций государственного за­казчика федеральных научно-технических программ и т. д.

Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (Роспатент) осуществляет функ­ции по контролю и надзору в сфере правовой охраны и исполь­зования объектов интеллектуальной собственности, патентов и товарных знаков и результатов интеллектуальной деятельности, вовлекаемых в экономический и гражданско-правовой оборот, соблюдения интересов РФ, российских физических и юридиче­ских лиц при распределении прав на результаты интеллектуаль­ной деятельности, в том числе в рамках международного науч­но-технического сотрудничества. Положение о ней, утвержден­ное Правительством РФ 16 июня 2004 г.1, возложило на Роспатент осуществление приема заявок на объекты интеллектуальной соб­ственности, их рассмотрение, экспертизы и выдачи патентов РФ на изобретение, промышленный образец и т. д.

Она публикует сведения о зарегистрированных объектах интеллектуальной собственности; об их официальной регистра­ции; о действии, прекращении действия и возобновлении дей­ствия правовой охраны в отношении объектов интеллектуаль­ной собственности, передаче прав на охраняемые объекты ин­теллектуальной собственности и т. д.

Ей предоставлено право осуществлять проверку деятельно­сти организаций, распоряжающихся правами РФ на объекты интеллектуальной собственности и результаты интеллектуаль­ной деятельности. В случае обнаружения нарушения законода­тельства в установленной сфере деятельности она вправе при­менить соответствующие меры пресекательного, ограничитель­ного, предупредительного характера.

Федеральная служба по надзору в сфере образования и на­уки (Рособрнадзор), согласно Положению о ней, осуществляет контроль и надзор за исполнением законодательства в области науки, научно-технической деятельности, аттестации научных и научно-педагогических кадров; деятельностью советов по за­щите докторских и кандидатских диссертаций (диссертацион­ных советов), ученых (научно-технических) советов научных учреждений и организаций по вопросам присвоения ученых зва­ний работникам научных учреждений и организаций.

В пределах своей компетенции Служба осуществляет лицен­зирование, аттестацию научных организаций (в сфере послеву­зовского и дополнительного профессионального образования); рассматривает вопросы присвоения ученых званий профессо­ра или доцента по кафедре; создает диссертационные советы, приостанавливает или прекращает их деятельность на основании заключения Высшей аттестационной комиссии; подтверждает, признает и устанавливает эквивалентность документов об уче­ных степенях и званиях, полученных за рубежом и в РФ и вы­дает соответствующие документы на основе заключения Выс­шей аттестационной комиссии. Ей предоставлено право осуще­ствлять проверку деятельности научных организаций; пресекать факты нарушения законодательства в рассматриваемой сфере деятельности и применять меры ограничительного, предупреди­тельного, профилактического характера, направленных на не­допущение и пресечение нарушений в подведомственной сфе­ре деятельности1.

Рособрнадзор осуществляет организационное и техничес­кое обеспечение работы Высшей аттестационной комиссии Минобрнауки РФ (Высшая аттестационная комиссия), Положе­ние о которой утверждено приказом Минобрнауки РФ 3 июля 2006 г.2 Ее основными задачами являются обеспечение единой государственной политики в области государственной аттеста­ции научных и научно-педагогических кадров, содействие улуч­шению качественного состава научных и научно-педагогичес­ких кадров, повышение эффективности их подготовки и исполь­зования.

Комиссия участвует в разработке проектов актов по вопро­сам присуждения ученых степеней и присвоения ученых зва­ний, номенклатуры специальностей научных работников. На нее возложено руководство работой диссертационных советов, вы­дача заключения об их создании, приостановлении или прекра­щении деятельности. Она проводит анализ защищенных диссер­таций, заслушивает отчеты руководителей диссертационных и ученых (научно-технических) советов с целью изучения и обоб­щения опыта их работы и совершенствования их деятельности. Диссертационные советы действуют в соответствии с Положе­нием о диссертационном совете, утвержденным приказом Мин­образования России от 9 апреля 2002 г.3

На основании ходатайства соответствующего диссертаци­онного совета Высшая аттестационная комиссия принимает ре­шения о присуждении ученой степени доктора наук; о выдаче дипломов кандидата наук. Она принимает также решения о при­своении ученых званий профессора или доцента по специаль­ности, о лишении (восстановлении) указанных ученых степеней и званий. В случае выявления нарушений порядка представле­ния и защиты диссертаций Комиссия вправе отменить приня­тое диссертационным советом решение о присуждении ученой степени кандидата наук.

На Комиссию возложена важная функция по разработке и подготовке предложений по формированию сети диссертацион­ных советов с учетом потребностей подготовки и аттестации на­учных кадров, вносимых в номенклатуру специальностей науч­ных работников и т. д.

Ученые степени и учение звания присуждаются (присваи­ваются) в соответствии с утвержденным Правительством РФ Положением о порядке присуждения ученых степеней от 30 ян­варя 2002 г.4 и Положением о порядке присвоения ученых зва­ний от 29 марта 2002 г.5