§ 1. Организационно-правовые формы управления
наукой
Экономическое, социальное, политическое положение нашего государства во многом зависит от уровня и состояния развития науки, поскольку она является составной частью (элементом) всех отраслей, сфер государственного управления, оказывая непосредственное влияние на их развитие. Управление наукой сводится к созданию научных коллективов, подготовке для них научных кадров, оказанию материальной и технической помощи, государственной поддержки названных коллективов, учету результатов научных исследований, внедрению их в производство и практику и т. п.
Наука делится на фундаментальную, прикладную (отраслевую, ведомственную) и вузовскую, каждая из которых решает свои задачи и имеет свои особенности.
Согласно Конституции РФ (ст. 72) общие вопросы науки относятся к совместному ведению РФ и ее субъектов. В то же время она (ст. 114) и ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» (ст. 17) возлагает на Правительство РФ обеспечение проведения в РФ единой государственной политики в области науки, разработку и осуществление мер государственной поддержки развития науки, особенно фундаментальной, а также имеющих общегосударственное значение приоритетных направлений прикладной науки. Оно также определяет полномочия федеральных органов исполнительной власти в области формирования, реализации единой государственной научно-технической политики, утверждает федеральные научные и научно-технические программы и проекты по приоритетным направлениям развития науки.
Специальным правовым актом, в соответствии с которым строится деятельность по управлению наукой, является ФЗ от 23 августа 1996 г. «О науке и государственной научно-технической политике»1, который под научной (научно-исследовательской) деятельностью понимает деятельность, направленную на получение и применение новых знаний, в том числе: фундаментальные научные исследования — экспериментальная или теоретическая деятельность, направленная на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека; общества, окружающей природной среды; прикладные научные исследования, направленные преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач (ст. 2 Закона).
Управление наукой осуществляют Министерство образования и науки РФ, подведомственные ему Федеральное агентство по науке и инновациям, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам, другие органы исполнительной власти, в системе которых имеются научные учреждения и вузы, Российская академия наук, отраслевые академии наук и др.
Министерство образования и науки РФ (Минобрнауки России), согласно Положению о нем, осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в научной, научно-технической и инновационной сфере деятельности, развития федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров и наукоградов, интеллектуальной собственности.
Решая возложенные на него задачи, Минобрнауки России принимает нормативные правовые акты, такие, например, как: положение о замещении должностей научно-педагогических работников образовательных учреждений высшего профессионального образования; положение о подготовке научно-педагогических кадров; номенклатуру должностей научных работников; порядок развития многоуровневой непрерывной системы профессиональной подготовки и повышения квалификации научных кадров, а также формирование материально-технической, экспериментальной и приборной базы науки, создания федеральных центров коллективного пользования научным оборудованием, государственной регистрации и учета обязательных экземпляров неопубликованных документов — результатов открытых научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, выполняемых организациями независимо от организационно- правовой формы.
Оно определяет порядок представления кандидатур для назначения на должности атташе по науке и технике, кандидатур сотрудников групп по науке и технике в представительствах РФ за рубежом; присуждения премий Президента РФ в области науки и техники; создания и развития инновационной инфраструктуры; принимает положения об аспирантуре и докторантуре в научных организациях независимо от ведомственной принадлежности; обобщает практику применения законодательства РФ и проводит анализ реализации государственной политики в области науки.
Министерство, в лице министра, принимает нормативные правовые акты, относящиеся к сферам деятельности Российского фонда технологического развития, Российского фонда фундаментальных исследований, Российского гуманитарного научного фонда, Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, Федерального фонда производственных инноваций и т. д.1
Федеральное агентство по науке и инновациям (Роснау- ка), в соответствии с Положением о нем, утвержденным Правительством РФ 16 июня 2004 г.2, осуществляет функции по реализации государственной политики, оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности. В эту сферу включается деятельность федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров, уникальных научных стендов и установок, федеральных центров коллективного пользования оборудованием, ведущих научных школ, национальной исследовательской компьютерной сети нового поколения, а также информационное обеспечение научной, научно-технической и инновационной деятельности.
В компетенцию Роснауки входит организация разработки прогнозов развития научной, научно-технической и инновационной сферы, рынков наукоемкой продукции и услуг, подготовки заключений по проектам федеральных целевых программ, межотраслевых и межгосударственных научно-технических программ; выдача иностранным и российским заявителям разрешения на проведение морских научных исследований во внутренних морских водах и территориальном море РФ, в ее исключительной экономической зоне и на ее континентальном шельфе.
На него возложено ведение единого реестра результатов открытых научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, выполняемых за счет средств федерального бюджета, реестра отраслевых и межотраслевых фондов финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ; осуществление распоряжения правами на объекты интеллектуальной собственности, другие научно-технические результаты, созданные за счет средств названного бюджета; финансирование закупки образцов приборов, оборудования, научно-технической литературы и лицензий, а также функций государственного заказчика федеральных научно-технических программ и т. д.
Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (Роспатент) осуществляет функции по контролю и надзору в сфере правовой охраны и использования объектов интеллектуальной собственности, патентов и товарных знаков и результатов интеллектуальной деятельности, вовлекаемых в экономический и гражданско-правовой оборот, соблюдения интересов РФ, российских физических и юридических лиц при распределении прав на результаты интеллектуальной деятельности, в том числе в рамках международного научно-технического сотрудничества. Положение о ней, утвержденное Правительством РФ 16 июня 2004 г.1, возложило на Роспатент осуществление приема заявок на объекты интеллектуальной собственности, их рассмотрение, экспертизы и выдачи патентов РФ на изобретение, промышленный образец и т. д.
Она публикует сведения о зарегистрированных объектах интеллектуальной собственности; об их официальной регистрации; о действии, прекращении действия и возобновлении действия правовой охраны в отношении объектов интеллектуальной собственности, передаче прав на охраняемые объекты интеллектуальной собственности и т. д.
Ей предоставлено право осуществлять проверку деятельности организаций, распоряжающихся правами РФ на объекты интеллектуальной собственности и результаты интеллектуальной деятельности. В случае обнаружения нарушения законодательства в установленной сфере деятельности она вправе применить соответствующие меры пресекательного, ограничительного, предупредительного характера.
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор), согласно Положению о ней, осуществляет контроль и надзор за исполнением законодательства в области науки, научно-технической деятельности, аттестации научных и научно-педагогических кадров; деятельностью советов по защите докторских и кандидатских диссертаций (диссертационных советов), ученых (научно-технических) советов научных учреждений и организаций по вопросам присвоения ученых званий работникам научных учреждений и организаций.
В пределах своей компетенции Служба осуществляет лицензирование, аттестацию научных организаций (в сфере послевузовского и дополнительного профессионального образования); рассматривает вопросы присвоения ученых званий профессора или доцента по кафедре; создает диссертационные советы, приостанавливает или прекращает их деятельность на основании заключения Высшей аттестационной комиссии; подтверждает, признает и устанавливает эквивалентность документов об ученых степенях и званиях, полученных за рубежом и в РФ и выдает соответствующие документы на основе заключения Высшей аттестационной комиссии. Ей предоставлено право осуществлять проверку деятельности научных организаций; пресекать факты нарушения законодательства в рассматриваемой сфере деятельности и применять меры ограничительного, предупредительного, профилактического характера, направленных на недопущение и пресечение нарушений в подведомственной сфере деятельности1.
Рособрнадзор осуществляет организационное и техническое обеспечение работы Высшей аттестационной комиссии Минобрнауки РФ (Высшая аттестационная комиссия), Положение о которой утверждено приказом Минобрнауки РФ 3 июля 2006 г.2 Ее основными задачами являются обеспечение единой государственной политики в области государственной аттестации научных и научно-педагогических кадров, содействие улучшению качественного состава научных и научно-педагогических кадров, повышение эффективности их подготовки и использования.
Комиссия участвует в разработке проектов актов по вопросам присуждения ученых степеней и присвоения ученых званий, номенклатуры специальностей научных работников. На нее возложено руководство работой диссертационных советов, выдача заключения об их создании, приостановлении или прекращении деятельности. Она проводит анализ защищенных диссертаций, заслушивает отчеты руководителей диссертационных и ученых (научно-технических) советов с целью изучения и обобщения опыта их работы и совершенствования их деятельности. Диссертационные советы действуют в соответствии с Положением о диссертационном совете, утвержденным приказом Минобразования России от 9 апреля 2002 г.3
На основании ходатайства соответствующего диссертационного совета Высшая аттестационная комиссия принимает решения о присуждении ученой степени доктора наук; о выдаче дипломов кандидата наук. Она принимает также решения о присвоении ученых званий профессора или доцента по специальности, о лишении (восстановлении) указанных ученых степеней и званий. В случае выявления нарушений порядка представления и защиты диссертаций Комиссия вправе отменить принятое диссертационным советом решение о присуждении ученой степени кандидата наук.
На Комиссию возложена важная функция по разработке и подготовке предложений по формированию сети диссертационных советов с учетом потребностей подготовки и аттестации научных кадров, вносимых в номенклатуру специальностей научных работников и т. д.
Ученые степени и учение звания присуждаются (присваиваются) в соответствии с утвержденным Правительством РФ Положением о порядке присуждения ученых степеней от 30 января 2002 г.4 и Положением о порядке присвоения ученых званий от 29 марта 2002 г.5
- Алехин а. П., Кармолицкий а. А.
- § 2. Понятие и цели организации управления
- § 3. Правовые основы организации управления
- Глава 26
- § 1. Основы разграничения компетенции в области управления между органами исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов
- § 2. Региональные начала
- § 3. Межотраслевые начала в управлении
- § 4. Отраслевые начала в управлении
- § 5. Общие функции и полномочия федеральных органов исполнительной власти
- Глава 27
- § 1. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера
- § 2. Чрезвычайное положение
- § 3. Военное положение
- Раздел VIII
- Глава 28
- § 1. Организационно-правовые формы управления промышленностью и энергетикой
- § 2. Предприятия и объединения в промышленности и энергетике
- § 3. Местное самоуправление, промышленность и энергетика
- § 4. Государственный контроль (надзор) в промышленности и энергетике
- Глава 29 Управление сельским хозяйством
- § 1. Организационно-правовые формы управления сельским хозяйством
- § 2. Предприятия и организации в сельском хозяйстве
- § 3. Местное самоуправление и сельское хозяйство
- § 4. Государственный контроль (надзор) в сельском хозяйстве
- Глава 30
- § 1. Организационно-правовые формы управления строительством и жилищно-коммунальным хозяйством
- § 2. Местное самоуправление, строительство и жилищно-коммунальное хозяйство
- § 3. Государственный контроль (надзор) в строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве
- Глава 31 Управление транспортом
- § 1. Организационно-правовые формы управления транспортом
- § 2. Местное самоуправление и транспорт
- § 3. Государственный контроль (надзор) на транспорте
- Глава 32
- § 1. Организационно-правовые формы управления связью и массовыми коммуникациями
- § 2. Местное самоуправление и связь
- § 3. Государственный контроль и надзор в сфере связи и массовых коммуникаций
- Глава 33
- § 1. Организационно-правовые формы управления использованием и охраной природных ресурсов
- § 2. Органы местного самоуправления и использование и охрана природных ресурсов
- § 3. Государственный контроль (надзор) в области природопользования и охраны природных ресурсов
- Глава 34 Управление финансами и кредитом
- § 1. Организационно-правовые формы управления финансами и кредитом
- § 2. Местное самоуправление, финансы и налоги
- § 3. Финансовый контроль
- Глава 35
- § 1. Организационно-правовые формы управления в области внешнеэкономических связей
- § 2. Местное самоуправление и внешнеэкономические связи
- § 3. Государственный контроль в области внешнеэкономических связей
- Раздел IX
- Глава 36 Управление образованием
- § 1. Общие положения
- § 2. Организационно-правовые формы управления образованием
- § 3. Учреждения образования
- § 4. Органы местного самоуправления и образование
- § 5. Государственный контроль деятельности образовательных учреждений
- Глава 37 Управление здравоохранением
- § 1. Организационно-правовые формы управления здравоохранением
- § 2. Учреждения здравоохранения
- § 3. Местное самоуправление и здравоохранение
- § 4. Государственный контроль (надзор) в сфере здравоохранения
- Глава 38 Управление наукой
- § 1. Организационно-правовые формы управления
- § 2. Организация науки. Научные учреждения и сообщества
- Глава 39 Управление культурой
- § 1. Организационно-правовые формы управления культурой
- § 2. Местное самоуправление и культура
- § 3. Государственный контроль (надзор) в сфере культуры
- Глава 40
- § 1. Организационно-правовые формы управления в области социальной защиты граждан
- § 2. Местное самоуправление и социальная защита
- Глава 41 Управление обороной
- § 1. Организационно-правовые формы управления
- § 2. Органы местного самоуправления и управление обороной
- § 3. Комплектование Вооруженных Сил Российской Федерации
- Глава 42 Управление безопасностью
- § 1. Организационно-правовые формы управления безопасностью
- § 2. Государственная граница, ее защита и охрана
- Глава 43 Управление внутренними делами
- § 1. Организационно-правовые формы управления внутренними делами
- § 2. Органы местного самоуправления и управление в области внутренних дел
- § 3. Милиция
- § 4. Государственный надзор за безопасностью дорожного движения
- § 5. Паспортная система
- § 6. Внутренние войска
- Глава 44 Управление иностранными делами
- § 1. Организационно-правовые формы управления иностранными делами
- § 2. Органы Министерства иностранных дел рф за рубежом
- § 3. Административно-правовое регулирование въезда в Российскую Федерацию и выезда из Российской Федерации
- Глава 45 Управление юстицией
- § 1. Организационно-правовые формы управления
- § 2. Организация нотариальной службы
- § 3. Адвокатура
- § 4. Регистрация актов гражданского состояния