logo
Учебник АП Алехин, Кармолицкий 2010 том 2

§ 2. Местное самоуправление и социальная защита

граждан

Значительная роль в области управления социальной защи­той граждан принадлежит органам местного самоуправления. Среди множества вопросов, решаемых ими в процессе своей де­ятельности, важное место отводится вопросам социального обес­печения и защиты граждан, проживающих на подведомствен­ной территории.

В соответствии с действующим законодательством органы местного самоуправления осуществляют управление учрежде­ниями социального обеспечения. Они назначают и выплачива­ют пенсии и пособия, осуществляя при необходимости доплаты к ним из собственных и привлеченных средств. На них возло­жены функции по выявлению и учету лиц, которым необходи­ма материальная поддержка и которая осуществляется за счет средств местного бюджета. В целях социальной защиты граж­дан они формируют фонд социальной защиты населения, рас­поряжаются его средствами в соответствии с его целевым назна­чением и принимают необходимые меры по его пополнению.

Одним из направлений их деятельности в данной области является работа по улучшению жилищных, материальных, бы­товых, социальных условий семей, потерявших кормильца, ин­валидов, престарелых граждан; принятие мер по оказанию по­мощи гражданам, нуждающимся в обслуживании на дому. В слу­чае необходимости направляют инвалидов, престарелых граждан в соответствующие учреждения социального обеспечения (дома инвалидов, престарелых и т. п.).

Органам местного самоуправления предоставлено право ус­танавливать за счет местного бюджета различные льготы лицам, нуждающимся в социальной защите, в частности, по оплате жи­лой площади и коммунальных услуг, проезда на общественном транспорте, медицинскому обслуживанию, санаторно-курорт­ному лечению и др.

В пределах своей компетенции они предоставляют льготы и преимущества, связанные с охраной материнства и детства, улучшением условий жизни многодетных семей.

Органы местного самоуправления руководят опекой и по­печительством. Осуществляя эту деятельность, они обеспечивают устройство детей, оставшихся без попечения родителей, в дет­ские дома, школы-интернаты, интернаты при школах; решают вопросы о передаче таких детей на воспитание в семьи граждан, а также вопросы усыновления (удочерения).

В соответствии с ФЗ «О занятости населения РФ» органы местного самоуправления решают задачи в области занятости населения, тесно взаимодействуя с государственными учрежде­ниями службы занятости населения. Данная деятельность строит­ся ими с учетом государственной политики в области занятости и включает в себя: а) поддержку трудовой и предпринимательс­кой инициативы граждан, осуществляемой в рамках законнос­ти; б) обеспечение свободного волеизъявления граждан в выбо­ре вида занятости; в) проведение специальных мероприятий, спо­собствующих обеспечению занятости граждан, испытывающих трудности в поисках работы; г) поощрение работодателей, со­здающих новые рабочие места, прежде всего для граждан, осо­бо нуждающихся в социальной защите и испытывающих труд­ности в поисках работы; д) разработку и реализацию программ повышения уровня занятости; е) организацию с целью обеспе­чения временной занятости граждан общественных оплачива­емых работ (благоустройство, строительство и ремонт дорог, зда­ний, сооружений, озеленение населенных пунктов и др.) за счет средств местного бюджета, внебюджетных фондов и привлечен­ных средств.

Органы местного самоуправления вправе получать от рас­положенных на подведомственной территории предприятий, учреждений, организаций сведения о высвобождении работа­ющих. В период массового высвобождения работников они ко­ординируют осуществление программ переобучения и перепод­готовки высвобождаемых работников и т. д.

РАЗДЕЛ Х

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО И УПРАВЛЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНО- ПОЛИТИЧЕСКОЙ СФЕРОЙ