logo
Учебник АП Алехин, Кармолицкий 2010 том 2

§ 1. Организационно-правовые формы управления финансами и кредитом

Финансовая деятельность направлена на развитие и укреп­ление экономики страны, развитие рыночных отношений, в ко­нечном счете — на повышение благосостояния населения.

Согласно Конституции РФ (ст. 71) к предметам ведения РФ в этой области относятся: финансовое, валютное, кредитное ре­гулирование; денежная эмиссия; основы ценовой политики; фе­деральные банки; федеральный бюджет; федеральные фонды ре­гионального развития; федеральные налоги и сборы.

К совместному ведению РФ и ее субъектов относится ус­тановление общих принципов налогообложения и сборов в РФ (ст. 72 Конституции РФ).

Согласно ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» (ст. 15) Правительство РФ обеспечивает проведение единой фи­нансовой, кредитной и денежной политики; разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обес­печивает его исполнение; представляет ей отчет о его исполне­нии; разрабатывает и реализует налоговую политику; обеспечи­вает совершенствование бюджетной системы; принимает согла­сованные с Центральным банком РФ меры по регулированию рынка ценных бумаг; осуществляет управление государственным внутренним и внешним долгом РФ, а также валютное регули­рование и контроль; руководит валютно-финансовой деятельно­стью в отношениях РФ с иностранными государствами; разра­батывает и осуществляет меры по проведению единой полити­ки цен.

Министерство финансов Российской Федерации (Минфин России) является федеральным органом исполнительной власти. В соответствии с Положением о нем, утвержденным Правитель­ством РФ 30 июня 2004 г.1, Минфин России осуществляет функ­ции по выработке государственной политики и нормативно-пра­вовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страхо­вой, валютной, банковской деятельности, государственного долга, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтер­ской отчетности, производства, переработки и обращения дра­гоценных металлов и драгоценных камней, таможенных плате­жей, определения таможенной стоимости товаров и транспор­тных средств, инвестирования средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии, финансового обеспече­ния государственной службы.

На Минфин России возложено определение порядка: фор­мирования отчетности об исполнении федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов, бюджетов бюджетной системы РФ; ведения сводной бюджетной росписи федерального бюджета; применения бюджетной классификации РФ; включения страховых организаций в реестр страховых орга­низаций, контроля таможенной стоимости товаров и транспорт­ных средств совместно с ФТС России; ведения государственной долговой книги РФ, бухгалтерского учета и составления бухгал­терской отчетности; определения цен на драгоценные металлы, изделия из них.

В пределах своей компетенции Минфин России осуществ­ляет составление проекта федерального бюджета; утверждение и ведение сводной бюджетной росписи федерального бюджета; составление и представление в Правительство РФ отчетности об исполнении федерального бюджета; государственную регистра­цию условий эмиссии и обращения государственных ценных бумаг субъектов РФ и муниципальных образований; организа­цию формирования и использования ценностей Государствен­ного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней РФ.

На него возложены функции по управлению средствами Стабилизационного фонда РФ, государственным долгом РФ; по организации исполнения федерального бюджета; по государ­ственному регулированию аудиторской деятельности; по орга­низации государственного контроля за качеством сортировки и оценки драгоценных камней и федерального пробирного надзора. В процессе своей деятельности Министерство издает норматив­ные правовые акты о порядке учета и хранения драгоценных металлов и камней, изготовленной из них продукции; по вопро­сам регулирования, контроля и надзора в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений и др.

Оно разрабатывает и утверждает формы налоговых декла­раций, расчетов по налогам; форму требования об уплате тамо­женных платежей, решения о взыскании в бесспорном поряд­ке таможенных платежей за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика в банках; форму заявления о государствен­ной регистрации нормативных правовых актов, содержащие ус­ловия эмиссии государственных ценных бумаг субъектов РФ и муниципальных ценных бумаг, и т. д.

Минфину России подведомственна деятельность Федераль­ной налоговой службы, Федеральной службы страхового надзора, Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, Феде­рального казначейства.

Федеральная налоговая служба (ФНС России), согласно Положению о ней, утвержденному Правительством РФ 30 сен­тября 2004 г.2 , осуществляет учет налогоплательщиков, проведе­ние взимания законно установленных налогов, сборов, других обязательных платежей; разработку и утверждение обязатель­ных для налогоплательщиков форм: заявления о постановке на учет в налоговом органе; представления налоговыми агентами в налоговый орган сведений о доходах физических лиц и суммах начисленных и удержанных налогов за налоговый период; уве­домления о постановке на учет в налоговом органе; справки о полученных физическими лицами доходах и удержанных сум­мах налога и др.

Она осуществляет возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, сборов, пеней и штра­фов; принимает решения об изменении сроков уплаты налогов, сборов и пеней; ведет Единый государственный реестр налого­плательщиков и т. д.

В области управления финансами и кредитом свою роль иг­рает Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР Рос­сии), действующая под руководством Правительства РФ. Согласно Положению о ней, утвержденному Правительством РФ 30 июня 2004 г.1, Служба осуществляет функции по принятию норматив­ных правовых актов в сфере финансовых рынков (за исключе­нием страховой, банковской и аудиторской деятельности).

В пределах своей компетенции ФСФР России принимает нормативные правовые акты, утверждающие стандарты эмис­сии ценных бумаг, проспекты ценных бумаг эмитентов, поря­док государственной регистрации выпуска эмиссионных ценных бумаг, отчетов об итогах выпуска этих бумаг. Она утверждает единые требования к правилам осуществления профессиональ­ной деятельности с ценными бумагами, требования к порядку ведения реестра владельцев именных ценных бумаг.

На Службу возложено утверждение норм допуска ценных бумаг к их публичному размещению, обращению, квотированию; определение порядка доступа к первичному размещению и об­ращению вне территории РФ ценных бумаг; регистрация пра­вил негосударственных пенсионных фондов. Она осуществля­ет лицензирование профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, деятельности негосударственных пенсионных фондов; приостанавливает эмиссию ценных бумаг и т. д.

Федеральная служба по финансовому мониторингу (Рос- финмониторинг) осуществляет функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным пу­тем, и финансированию терроризма, а также по выработке госу­дарственной политики и нормативно-правовому регулированию в этой сфере. В указанной сфере она осуществляет координа­цию деятельности других федеральных органов исполнительной власти, взаимодействуя с ними. Она взаимодействует также с Банком России, с компетентными органами иностранных госу­дарств, с органами государственной власти, организациями, дол­жностными лицами и гражданами иностранных государств как в РФ, так и за ее пределами.

Руководство деятельностью Службой осуществляет Прави­тельство РФ.

На Росфинмониторинг возложена разработка и проведение мероприятий по предупреждению нарушений законодательства РФ в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма; формирование перечня организаций и физических лиц, в отно­шении которых есть сведения об их участии в экстремистской деятельности. Она представляет РФ в международных органи­зациях по вопросам своей сферы деятельности и участвует в их работе; разрабатывает предложения о принятии межведомствен­ных планов и программ в установленной сфере деятельности и готовит отчеты о принятых мерах; участвует в разработке и осу­ществлении программ международного сотрудничества по вопро­сам установленной сферы деятельности и т. д. Анализ Положе­ния о ней, утвержденного Правительством РФ 23 июня 2004 г.2, позволяет с большей долей уверенности отнести ее к разновид­ностям правоохранительных органов.

Федеральное казначейство (Казначейство России) имеет правовой статус федеральной службы. Положение о нем утвер­ждено Правительством РФ 1 декабря 2004 г.3 Согласно данному Положению оно осуществляет правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета, распорядителями и полу­чателями этих средств.

Казначейство России доводит до распорядителей и получа­телей средств федерального бюджета показатели сводной бюд­жетной росписи, лимиты бюджетных обстоятельств и объемы финансирования; открывает в Банке России и кредитных орга­низациях счета по учету средств федерального бюджета и иных средств, устанавливает режимы счетов федерального бюджета, лицевые счета распорядителей и получателей средств федераль­ного бюджета. На него возложено ведение учета операций по кассовому исполнению федерального бюджета, сводного реест­ра распорядителей и получателей средств федерального бюдже­та, учета сводных показателей сводной бюджетной росписи фе­дерального бюджета, лимитов бюджетных обстоятельств.

В пределах своей компетенции Казначейство России осуще­ствляет распределение доходов от уплаты федеральных налогов и сборов между бюджетами бюджетной системы РФ; составля­ет и представляет в Минфин России оперативную информацию и отчетность об исполнении федерального бюджета и т. д.

Федеральная служба страхового надзора (Росстрахнадзор) осуществляет функции по принятию решений о выдаче или от­казе в выдаче, аннулировании, ограничении, приостановлении, возобновлении действия и отзыве лицензий субъектами стра­ховой деятельности; ведение единого государственного реестра субъектов и объединений субъектов страхового дела. Ей дано право применять меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера для пресечения или недопуще­ния нарушений в установленной сфере деятельности, а также давать предписания субъектам страхового дела об устранении нарушений страхового законодательства и т. д.

В своей деятельности Служба руководствуется федеральны­ми законами и иными нормативными актами, в том числе За­коном РФ от 27 ноября 1992 г. «Об организации страхового дела в Российской Федерации»1, Положением о ней, утвержденным Правительством РФ 30 июня 2004 г.2

Вопросы организации и деятельности различных кредитных учреждений регулируются Законом РФ от 2 декабря 1990 г. «О банках и банковской системе в РФ» в редакции ФЗ от 3 февраля 1996 г.3 Согласно названному Закону кредитная организация осу­ществляет банковские операции. Ее основной целью является получение прибыли в процессе своей деятельности. Банк пред­ставляет собой разновидность кредитной организации, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности та­кие банковские операции, как: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц; выдача банковских га­рантий; инкассация денежных средств и др.

В банковскую систему входят Центральный банк РФ, Сбе­регательный банк, различные коммерческие банки, иные кре­дитные организации, имеющие разрешение на осуществление различных банковских операций.

Ведущим банком России является Центральный банк Рос­сийской Федерации (Банк России). Его правовой статус закреп­лен в ФЗ о нем от 10 июля 2002 г.4 Основными задачами Банка России являются развитие и укрепление банковской системы РФ; обеспечение эффективного и бесперебойного функционирова­ния платежной системы.

К его основным функциям относятся: разработка и прове­дение единой государственной денежно-кредитной политики во взаимодействии с Правительством РФ; осуществление эмиссии наличных денег и организация наличного денежного обраще­ния; установление правил осуществления расчетов в РФ, прове­дения банковских операций; осуществление управления золото­валютными резервами Банка России; принятие решения о го­сударственной регистрации кредитных организаций, выдача им лицензии на осуществление банковских операций, приостанов­ление их действия либо отзыва.

Он осуществляет надзор за деятельностью кредитных орга­низаций и банковских групп; организует и осуществляет валют­ное регулирование и валютный контроль, руководствуясь при этом ФЗ от 10 декабря 2003 г. «О валютном регулировании и ва­лютном контроле»1; устанавливает правила бухгалтерского уче­та и отчетности для банковской системы РФ.

По вопросам своей компетенции он издает нормативные ак­ты, обязательные для федеральных органов государственной вла­сти, органов государственной власти субъектов РФ, органов ме­стного самоуправления, юридических и физических лиц и т. д.