§ 6. Внутренние войска
В систему МВД России входят внутренние войска. Их задачи, права и обязанности, порядок прохождения в них службы закреплены Федеральным законом от 6 февраля 1996 г. «О внутренних войсках Министерства внутренних дел РФ»4.
Основное назначение внутренних войск состоит в защите интересов личности, общества, государства, конституционных прав и свобод граждан от противоправных посягательств. Перед ними законом поставлен целый комплекс задач, основными из которых являются: содействие в случае необходимости органам внутренних дел в охране общественного порядка, обеспечение общественной безопасности и правового режима чрезвычайного положения; осуществление охраны важных государственных объектов и специальных грузов. При определенных ситуациях, закрепленных в законодательстве, на них возлагается задача совместно с войсками Минобороны России и пограничными войсками участвовать в обороне территории РФ.
Внутренние войска имеют свою структуру, в которую входят такие подразделения, как: соединения и воинские части оперативного назначения; по охране важных государственных объектов и специальных грузов; специальные моторизованные части; авиационные и морские воинские части. В состав внутренних войск входят также органы управления, учреждения и воинские части обеспечения деятельности самих внутренних войск и военно-учебные заведения.
Руководство внутренними войсками возложено на Министра внутренних дел РФ. Непосредственное оперативное управление осуществляет Главнокомандующий внутренними войсками, назначаемый на должность по представлению Министра внутренних дел РФ Президентом РФ. Для четкой организации в управлении внутренними войсками существует Главное командование внутренних войск МВД России, задачи и функции которого закреплены в Положении о нем, утвержденном Указом Президента РФ 3 марта 1999 г.1, а также его военный совет и военные советы оперативно-территориальных объединений.
Соединения и воинские части объединяются в оперативно-территориальных объединения, которые являются основной военно-административной единицей внутренних войск.
Основной состав внутренних войск состоит из военнослужащих, которые либо призываются на военную службу во внутренние войска в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе», либо граждане поступают на службу в добровольном порядке, заключая соответствующий контракт.
Все военнослужащие принимают Военную присягу Российской Федерации, и на них распространяется действие названного выше Закона, Устава внутренних войск, других правовых актов, а также нормативных актов МВД России, касающихся вопросов прохождения военной службы в войсках.
На внутренние войска возложен большой объем обязанностей, основными из которых являются: участие совместно с органами внутренних дел в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности при проведении различных массовых мероприятий; охрана складов и военных баз МВД России, важных государственных объектов; участие в ликвидации последствий, аварий, катастроф, пожаров, стихийных бедствий и др.
При исполнении своих обязанностей военнослужащие внутренних войск вправе требовать от граждан и должностных лиц соблюдения общественного порядка и при наличии достаточных на то оснований проверять у них документы, удостоверяющие личность; пресекать правонарушения и осуществлять административное задержание, доставляя лиц, совершивших правонарушение, в органы милиции; производить досмотр транспортных средств, нарушивших правила, установленные на охраняемых объектах; входить беспрепятственно в любое время суток на территорию и в помещения охраняемых предприятий, учреждений, организаций и осматривать их в целях пресечения правонарушений и т. п.
В соответствии с ФЗ «О внутренних войсках Министерства внутренних дел РФ» внутренним войскам во время обеспечения правового режима чрезвычайного положения предоставлено право беспрепятственно входить в жилые дома и помещения, занимаемые гражданами, на принадлежащие им земельные участки, на территорию и в помещения, занимаемые предприятиями, учреждениями, организациями, независимо от форм собственности, и осматривать их при преследовании лиц, подозреваемых в совершении преступления; временно запрещать или ограничивать движение транспортных средств и пешеходов; в случае необходимости использовать транспортные средства предприятий, организаций, учреждений, общественных объединений и граждан; задерживать граждан, нарушивших режим комендантского часа до его окончания, и т. п.
Внутренние войска, как и милиция, в случаях, предусмотренных законом, вправе применять физическую силу, специальные средства и оружие. Кроме того, они могут применять боевую технику, состоящую на вооружении во внутренних войсках.
За всей деятельностью внутренних войск осуществляется ведомственный контроль со стороны Министра внутренних дел
РФ. Надзор на надлежащим исполнением и соблюдением законодательства во внутренних войсках осуществляется органами Прокуратуры РФ.
- Алехин а. П., Кармолицкий а. А.
- § 2. Понятие и цели организации управления
- § 3. Правовые основы организации управления
- Глава 26
- § 1. Основы разграничения компетенции в области управления между органами исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов
- § 2. Региональные начала
- § 3. Межотраслевые начала в управлении
- § 4. Отраслевые начала в управлении
- § 5. Общие функции и полномочия федеральных органов исполнительной власти
- Глава 27
- § 1. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера
- § 2. Чрезвычайное положение
- § 3. Военное положение
- Раздел VIII
- Глава 28
- § 1. Организационно-правовые формы управления промышленностью и энергетикой
- § 2. Предприятия и объединения в промышленности и энергетике
- § 3. Местное самоуправление, промышленность и энергетика
- § 4. Государственный контроль (надзор) в промышленности и энергетике
- Глава 29 Управление сельским хозяйством
- § 1. Организационно-правовые формы управления сельским хозяйством
- § 2. Предприятия и организации в сельском хозяйстве
- § 3. Местное самоуправление и сельское хозяйство
- § 4. Государственный контроль (надзор) в сельском хозяйстве
- Глава 30
- § 1. Организационно-правовые формы управления строительством и жилищно-коммунальным хозяйством
- § 2. Местное самоуправление, строительство и жилищно-коммунальное хозяйство
- § 3. Государственный контроль (надзор) в строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве
- Глава 31 Управление транспортом
- § 1. Организационно-правовые формы управления транспортом
- § 2. Местное самоуправление и транспорт
- § 3. Государственный контроль (надзор) на транспорте
- Глава 32
- § 1. Организационно-правовые формы управления связью и массовыми коммуникациями
- § 2. Местное самоуправление и связь
- § 3. Государственный контроль и надзор в сфере связи и массовых коммуникаций
- Глава 33
- § 1. Организационно-правовые формы управления использованием и охраной природных ресурсов
- § 2. Органы местного самоуправления и использование и охрана природных ресурсов
- § 3. Государственный контроль (надзор) в области природопользования и охраны природных ресурсов
- Глава 34 Управление финансами и кредитом
- § 1. Организационно-правовые формы управления финансами и кредитом
- § 2. Местное самоуправление, финансы и налоги
- § 3. Финансовый контроль
- Глава 35
- § 1. Организационно-правовые формы управления в области внешнеэкономических связей
- § 2. Местное самоуправление и внешнеэкономические связи
- § 3. Государственный контроль в области внешнеэкономических связей
- Раздел IX
- Глава 36 Управление образованием
- § 1. Общие положения
- § 2. Организационно-правовые формы управления образованием
- § 3. Учреждения образования
- § 4. Органы местного самоуправления и образование
- § 5. Государственный контроль деятельности образовательных учреждений
- Глава 37 Управление здравоохранением
- § 1. Организационно-правовые формы управления здравоохранением
- § 2. Учреждения здравоохранения
- § 3. Местное самоуправление и здравоохранение
- § 4. Государственный контроль (надзор) в сфере здравоохранения
- Глава 38 Управление наукой
- § 1. Организационно-правовые формы управления
- § 2. Организация науки. Научные учреждения и сообщества
- Глава 39 Управление культурой
- § 1. Организационно-правовые формы управления культурой
- § 2. Местное самоуправление и культура
- § 3. Государственный контроль (надзор) в сфере культуры
- Глава 40
- § 1. Организационно-правовые формы управления в области социальной защиты граждан
- § 2. Местное самоуправление и социальная защита
- Глава 41 Управление обороной
- § 1. Организационно-правовые формы управления
- § 2. Органы местного самоуправления и управление обороной
- § 3. Комплектование Вооруженных Сил Российской Федерации
- Глава 42 Управление безопасностью
- § 1. Организационно-правовые формы управления безопасностью
- § 2. Государственная граница, ее защита и охрана
- Глава 43 Управление внутренними делами
- § 1. Организационно-правовые формы управления внутренними делами
- § 2. Органы местного самоуправления и управление в области внутренних дел
- § 3. Милиция
- § 4. Государственный надзор за безопасностью дорожного движения
- § 5. Паспортная система
- § 6. Внутренние войска
- Глава 44 Управление иностранными делами
- § 1. Организационно-правовые формы управления иностранными делами
- § 2. Органы Министерства иностранных дел рф за рубежом
- § 3. Административно-правовое регулирование въезда в Российскую Федерацию и выезда из Российской Федерации
- Глава 45 Управление юстицией
- § 1. Организационно-правовые формы управления
- § 2. Организация нотариальной службы
- § 3. Адвокатура
- § 4. Регистрация актов гражданского состояния