logo
Учебник АП Алехин, Кармолицкий 2010 том 2

§ 5. Общие функции и полномочия федеральных органов исполнительной власти

Данные органы, а также их определенные виды имеют как общие, так и специфические функции и полномочия. Это обу­словлено их принадлежностью к одной и той же ветви государ­ственной власти и функциональным назначением.

Общие — это одинаковые (однотипные, однородные) по сво­ему характеру функции и полномочия. Они свойственны либо всем органам исполнительной власти, либо их определенным видам1 .

Объем общих функций и полномочий федеральных орга­нов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ не совпадает: неодинаковы организация их сис­тем, масштабы деятельности и т. д. Но он неодинаков и для ор­ганов исполнительной власти данного вида, зависит от их не­посредственной подчиненности, особенностей порученных сфер и содержания деятельности.

Положениями о федеральных органах исполнительной вла­сти закрепляются а) общие для всех этих органов, б) общие для каждого их вида: федеральных министерств, федеральных служб, федеральных агентств, в) специфические для каждого их вида функции и полномочия.

Все федеральные органы исполнительной власти:

осуществляют функции главного распорядителя и получа­теля средств федерального бюджета, предусмотренных на их со­держание и реализацию возложенных на них функций; органи­зуют прием граждан, обеспечивают своевременное и полное рас­смотрение обращений граждан; обеспечивают в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну; организуют профессиональную подготовку работников, их переподготовку, повышение квалификации и стажировку; осу­ществляют работу по комплектованию, хранению и учету архив­ных документов, образовавшихся в процессе их деятельности; вправе запрашивать и получать сведения, необходимые для при­нятия решений по отнесенным к их компетенции вопросам; обес­печивать мобилизационную подготовку данного органа, а так­же контроль и координацию деятельности находящихся в их веде­нии организаций по мобилизационной подготовке; привлекать в установленном порядке для проработки вопросов, отнесенных к их сфере деятельности, научные и иные организации, ученых и специалистов; создавать координационные и совещательные органы (советы, комиссии, группы, коллегии), в том числе меж­ведомственные, в установленной сфере деятельности.

Общие для данного вида федеральных органов исполнитель­ной власти функции и полномочия наряду с общими для всех федеральных органов исполнительной власти иногда имеют су­щественные различия в зависимости от того, осуществляет ли непосредственное руководство ими Президент РФ или Прави­тельство РФ либо они подведомственны федеральным министер­ствам. Примечательно также то, что те из них, которыми непос­редственно руководит Президент РФ, осуществляют некоторые функции и полномочия в качестве субъектов, обязанных одно­временно по отношению к Президенту РФ и Правительству РФ. Но в принципе к общим функциям и полномочиям федераль­ных министерств относятся:

внесение в Правительство РФ проектов федеральных зако­нов, нормативных правовых актов Президента РФ и Правитель­ства РФ и других документов, по которым требуется решение Правительства РФ, по вопросам, относящимся к установленным им сферам ведения и подведомственных им федеральных служб и федеральных агентств, а также проектов планов работы и прог­нозных показателей деятельности министерств; на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституцион­ных законов, федеральных законов, актов Президента РФ и Пра­вительства РФ принимают нормативные правовые акты по опре­деленным, специфическим для каждого министерства, вопросам; обобщение практики применения законодательства Российской Федерации и проведение анализа реализации проведения госу­дарственной политики в установленной сфере деятельности; кон­троль и координацию деятельности подведомственных федераль­ных служб и федеральных агентств; утверждение в пределах их компетенции сведений, составляющих государственную тайну, и т. д.

Решение ряда вопросов деятельности федеральных минис­терств составляет прерогативу федеральных министров, напри­мер, утверждение ежегодных планов работы и показателей дея­тельности подведомственным министерствам федеральных служб и федеральных агентств, отмена противоречащих федерально­му законодательству решений подведомственных федеральных служб и федеральных агентств, если иной порядок их отмены не установлен федеральным законом, а также в решении ряда вопросов организации министерств и подведомственных им фе­деральных служб и федеральных агентств и других вопросов.

Федеральные службы и федеральные агентства, руководи­мые Президентом РФ и Правительством РФ, обладают более ши­рокими функциями и полномочиями, чем подведомственные фе­деральным министерствам. Хотя и не в одинаковом объеме, они выполняют отдельные общие функции и полномочия такие же, какие и федеральные министерства. Например, осуществляют нормативное правовое регулирование в порученной сфере, не­которые из них представляют Правительству РФ проекты доку­ментов по вопросам, по которым оно принимает решения, и т. д. Федеральные службы и федеральные агентства, подведом­ственные федеральным министерствам, такого рода функций и полномочий не имеют. Они возложены на соответствующие ми­нистерства, которые в этом случае выступают в известном смысле промежуточными звеньями между Правительством РФ и под­ведомственными им федеральными службами и федеральными агентствами.

За исключениями, обозначенными выше, как федеральные службы, так и федеральные агентства осуществляют определен­ные общие функции и полномочия.

Среди возложенных на федеральные службы общих для них функций и полномочий к важнейшим из них относятся: осу­ществление контроля и надзора в установленной сфере. Это обоб­щающая функция, предопределяющая назначение и содержание деятельности данных органов, и все другие их функции и полно­мочия, в том числе и такие, как: применение предусмотренных законодательством РФ мер ограничительного, предупредитель­ного и профилактического характера, направленных на недопу­щение и (или) пресечение нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности, а также ликвидацию последствий нарушений; осу­ществление производства по делам об административных пра­вонарушениях и рассмотрение таких дел в соответствии с зако­нодательством РФ об административных правонарушениях и другие.

Осуществление ряда важных полномочий по организации и деятельности федеральных служб возложено на руководите­ля такой службы, например, внесение по подведомственности Правительству РФ или федеральному министру проекта ежегод­ного плана и прогнозных показателей деятельности службы, а также отчета об их исполнении; предложений по формированию проекта федерального бюджета в части финансирования обес­печения деятельности службы; назначение на должность и ос­вобождение от должности должностных лиц центрального ап­парата службы и др.

Общие функции федеральных агентств в положениях о них сведены к реализации государственной политики, оказанию го­сударственных услуг и управлению государственным имуще­ством в установленной сфере. Это можно объяснить высокой степенью специализации соответствующих сфер деятельности и адекватных ей разнообразных функций в каждой из них, на­пример, Федерального космического агентства, федеральных агентств атомной энергии, связи и т. п. Для конкретизации об­щих функций только федеральных агентств нет достаточных социально-экономических и технических предпосылок. Это под­тверждается содержанием нормативных правовых актов, уста­навливающих их правовое положение.

Функции и полномочия органов исполнительной власти оп­ределяются также не только с учетом сфер их деятельности, но и места, занимаемого ими в их иерархической системе. Это от­носится к ведению субъектов РФ: в решении соответствующих вопросов допустимо разнообразие, диктуемое различными для них факторами.

В целом в нормативных правовых актах достаточно развер­нуто, подробно регламентируются функции и полномочия фе­деральных органов исполнительной власти, определяемые спе­цификой сфер их деятельности. Необходимому их анализу по­свящаются последующие главы.