logo
Учебник АП Алехин, Кармолицкий 2010 том 2

§ 1. Организационно-правовые формы управления в области внешнеэкономических связей

Развитие внешнеэкономических связей является одним из приоритетных направлений экономической деятельности РФ. По мере ее экономического развития эти связи приобретают важ­ную роль в отношениях РФ с иностранными государствами, в ее внешней политике.

Согласно Конституции РФ (ст. 71) к предметам ведения РФ относятся внешнеэкономические отношения нашей страны; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другое военное имущество. К совместному ведению РФ и ее субъектов относится координация внешнеэко­номических связей субъектов РФ (ст. 72 Конституции РФ).

Правительство РФ разрабатывает и реализует государствен­ную политику в сфере международного экономического сотруд­ничества; осуществляет общее руководство таможенным делом, руководит валютно-финансовой деятельностью в отношениях РФ с иностранными государствами; осуществляет регулирова­ние и государственный контроль в сфере внешнеэкономической деятельности и т. п.

Министерство промышленности и торговли Российской Фе­дерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной по­литики и нормативно-правовому регулированию в сфере внеш­неэкономической деятельности. В своей деятельности оно руко­водствуется ФЗ от 8 декабря 2003 г. «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»1 и другими пра­вовыми актами.

Данное Министерство является уполномоченным федераль­ным органом исполнительной власти по осуществлению госу­дарственного регулирования внешнеторговой деятельности, по проведению конкурсов и аукционов по продаже экспортных и импортных квот при введении количественных ограничений.

Его основными функциями, вытекающими из названных и других правовых актов, являются: разработка предложений и выработка государственной политики в сфере внешнеэкономи­ческой деятельности; разработка и осуществление мер по защите экономических интересов российских участников внешнеэко­номической деятельности, отечественных товаропроизводите­лей и потребителей на внешнем рынке; координация внешне­торговой деятельности субъектов РФ по вопросам совместного ведения РФ и ее субъектов; обеспечение благоприятных усло­вий для доступа российских товаров на внешний рынок, для уве­личения объемов экспорта российских товаров.

На него возложена разработка предложений для Правитель­ства РФ, касающихся торговой политики РФ, о заключении меж­дународных договоров РФ по вопросам внешнеэкономических связей и обеспечения выполнения обязательств РФ по этим до­говорам; участие в разработке и реализации механизма регули­рования валютно-кредитных отношений с иностранными госу­дарствами; организация научного и информационно-аналити­ческого обеспечения в области внешнеторговой деятельности, торгово-экономических связей с иностранными государствами и т. д.

В пределах своей компетенции Министерство обобщает практику применения законодательства РФ, проводит анализ реализации государственной политики в сфере внешнеэкономи­ческих связей, разрабатывает предложения о совершенствова­нии законодательства РФ в этой сфере. Оно координирует дея­тельность федеральных органов исполнительной власти и орга­нов исполнительной власти субъектов РФ, направленную на развитие сотрудничества РФ с государствами — участниками СНГ в торгово-экономической сфере.

Министерство выдает лицензии, другие разрешительные до­кументы на осуществление экспортно-импортных операций с от­дельными видами товаров и т. д.

В установленной сфере деятельности Министерство взаи­модействует с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями.

Немаловажную роль в области внешнеэкономической дея­тельности играет Федеральная служба по военно-техническо­му сотрудничеству (ФСВТС России), подведомственная Мин­обороны России. Согласно Положению о ней, утвержденному Указом Президента РФ от 16 августа 2004 г.1, ее основными за­дачами в этой области являются участие в разработке совмест­но с другими федеральными органами исполнительной власти государственной политики в области военно-технического со­трудничества и внесение соответствующих предложений Пре­зиденту РФ, в Правительство РФ, в Минобороны России, а так­же обеспечение с данными органами реализации основных на­правлений государственной политики в этой области.

Основными функциями ФСВТС России в рассматриваемой области являются: принятие решения о ввозе в РФ и вывозе из нее продукции военного назначения; о выдаче субъектам воен­но-технического сотрудничества лицензий на ввоз (вывоз) про­дукции военного назначения; о предоставлении организациям- разработчикам и производителям продукции военного назначе­ния права на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения и о лишении их это­го права.

Служба готовит ежегодные отчеты о состоянии дел в обла­сти военно-технического сотрудничества для представления Президенту РФ и в Правительство РФ; вносит проекты решений Президента РФ и Правительства РФ по вопросам осуществления внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения; анализирует тенденции развития мирового рынка продукции военного назначения; разрабатывает совместно с за­интересованными федеральными органами исполнительной вла­сти проекты международных договоров РФ в области военно-тех­нического сотрудничества, а также предложения по вопросам поставок на экспорт и закупки по импорту продукции военного назначения. Она участвует в подготовке предложений об уста­новлении, приостановлении, прекращении и возобновлении во­енно-технического сотрудничества.

На ФСВТС России возложен учет обращений иностранных заказчиков о поставке продукции военного назначения; коор­динация и контроль деятельности субъектов военно-техничес­кого сотрудничества; осуществление учета, регистрации и согла­сования контрактов, касающихся внешнеторговой деятельнос­ти в отношении продукции военного назначения, и т. д.

Активное участие в вопросах внешнеторговой деятельнос­ти принимают таможенные органы. Они призваны осуществ­лять таможенное дело, которое представляет собой совокупность методов и средств обеспечения соблюдения мер таможенно-та­рифного регулирования, запретов и ограничений, установлен­ных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, связанных с пе­ремещением товаров и транспортных средств через таможенную границу (ст. 1 ТК РФ).

Правовые основы организации таможенного дела, а также организации и деятельности таможенных органов закреплены в Таможенном кодексе РФ. В нем определены основные функ­ции и полномочия таможенных органов, порядок проведения таможенного контроля и его формы (проверка документов и све­дений; устный опрос; таможенное наблюдение; таможенный осмотр товаров, транспортных средств; таможенная ревизия и др.); основные принципы перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу.

Систему таможенных органов образуют Федеральная тамо­женная служба; региональные таможенные управления; тамож­ни, таможенные посты.

Возглавляет эту систему Федеральная таможенная служба (ФТС России), руководство деятельностью которой осуществляет Правительство РФ. Положение о ней утверждено Правительством РФ 26 июля 2006 г.1 ФТС России является уполномоченным фе­деральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и норматив­но-правовому регулированию, контролю и надзору в области та­моженного дела, функции агента валютного контроля, а также специальные функции по борьбе с контрабандой, иными пре­ступлениями и административными правонарушениями.

В компетенцию ФТС России входит определение порядка ведения реестров лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела, объектов интеллектуальной собственности. Она принимает акты, определяющие порядок контроля таможен­ной стоимости товаров, производства таможенного оформления в зависимости от видов товаров, перемещаемых через таможен­ную границу. На нее возложено ведение таможенной статисти­ки внешней торговли, товарных номенклатур внешнеэкономи­ческой деятельности; обеспечение соблюдения установленных законодательством о государственном регулирования внешне­торговой деятельности и международными договорами РФ зап­ретов и ограничений в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ; принятие решений о классификации товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэко­номической деятельности РФ.

Важнейшими функциями Службы являются реализация программы развития таможенного дела в РФ; обобщение прак­тики применения законодательства РФ в сфере таможенного дела; обеспечение единообразного применения таможенными орга­нами таможенного законодательства РФ.

В пределах своей компетенции ФТС России осуществляет производство по делам об административных правонарушени­ях и их рассмотрение; оперативно-розыскную деятельность; доз­нание и производство неотложных следственных действий.

В процессе своей деятельности Служба взаимодействует с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями.

Успешное решение задач, стоящих перед ФТС России, во многом зависит от слаженной и результативной работы регио­нальных таможенных управлений, таможен и таможенных по­стов, решение о создании, реорганизации и ликвидации кото­рых она принимает. Она также утверждает общие или индиви­дуальные положения о них.

Региональное таможенное управление (РТУ), являясь тамо­женным органом, обеспечивает реализацию задач и функций ФТС России в регионе деятельности РТУ. Общее положение о региональном таможенном управлении, утвержденное приказом ФТС России 12 января 2005 г.1, возложило на него осуществле­ние руководства таможенным делом в регионе деятельности. Его основными задачами являются: организация таможенного дела, осуществление таможенной политики в регионе его деятельно­сти, ее обобщение и анализ практики осуществления; обеспе­чение правового, экономического, информационно-технического и организационного механизмов осуществления таможенной политики; содействие развитию внешнеэкономических связей субъектов РФ, юридических и физических лиц; руководство под­чиненными ему таможнями и таможенными постами и др.

Основной объем полномочий РТУ связан с осуществлени­ем, обеспечением таможенного контроля в границах региона своей деятельности.

Таможня входит в единую систему таможенных органов РФ и осуществляет свою деятельность под непосредственным ру­ководством соответствующего РТУ. Из анализа Общего положе­ния о таможне, утвержденного приказом ФТС России 12 янва­ря 2005 г.2, ее основными задачами являются: осуществление в пределах своей компетенции в регионе деятельности мер, направ­ленных на обеспечение реализации задач и функций ФТС Рос­сии, единства таможенной территории РФ, ее экономической безопасности в части, относящейся к таможенному делу, на за­щиту экономических интересов РФ; таможенное оформление и контроль; обеспечение соблюдения единообразного примене­ния в регионе деятельности таможенного законодательства РФ; борьба с контрабандой, с административными правонарушени­ями; руководство, координация и контроль деятельности тамо­женных постов и др.

Таможенный пост, согласно Общему положению о нем, утвержденному ФТС России 13 августа 2007 г.3, призван решать задачи по обеспечению реализации полномочий ФТС России, других таможенных органов в регионе его деятельности и в пре­делах его компетенции; по осуществлению таможенного дела в регионе деятельности. В пределах своей компетенции он участ­вует в реализации программ развития таможенного дела в РФ; обобщает и анализирует правоприменительную практику в сфере своей деятельности; обеспечивает соблюдение, единообразное применение и исполнение законодательства РФ при осуществ­лении таможенных процедур; осуществляет таможенное офор­мление и контроль; взимает таможенные пошлины, налоги, сбо­ры и т. д.

Органы государственной власти субъектов РФ в пределах своей компетенции проводят переговоры и заключают соглаше­ния об осуществлении внешнеэкономических связей с субъек­тами иностранных федеративных государств, административно- территориальными образованиями иностранных государств, а в отдельных случаях, с согласия Правительства РФ, с органами государственной власти иностранных государств. Они осуще­ствляют формирование и реализацию региональных программ внешнеторговой деятельности; могут открывать представитель­ства в иностранных государствах в целях реализации соглаше­ний об осуществлении внешнеэкономических связей, а также иметь своих представителей при торговых представительствах РФ в иностранных государствах по согласованию с Минэкономраз­вития России и МИД России.