§ 1. Организационно-правовые формы управления в области внешнеэкономических связей
Развитие внешнеэкономических связей является одним из приоритетных направлений экономической деятельности РФ. По мере ее экономического развития эти связи приобретают важную роль в отношениях РФ с иностранными государствами, в ее внешней политике.
Согласно Конституции РФ (ст. 71) к предметам ведения РФ относятся внешнеэкономические отношения нашей страны; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другое военное имущество. К совместному ведению РФ и ее субъектов относится координация внешнеэкономических связей субъектов РФ (ст. 72 Конституции РФ).
Правительство РФ разрабатывает и реализует государственную политику в сфере международного экономического сотрудничества; осуществляет общее руководство таможенным делом, руководит валютно-финансовой деятельностью в отношениях РФ с иностранными государствами; осуществляет регулирование и государственный контроль в сфере внешнеэкономической деятельности и т. п.
Министерство промышленности и торговли Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внешнеэкономической деятельности. В своей деятельности оно руководствуется ФЗ от 8 декабря 2003 г. «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»1 и другими правовыми актами.
Данное Министерство является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по осуществлению государственного регулирования внешнеторговой деятельности, по проведению конкурсов и аукционов по продаже экспортных и импортных квот при введении количественных ограничений.
Его основными функциями, вытекающими из названных и других правовых актов, являются: разработка предложений и выработка государственной политики в сфере внешнеэкономической деятельности; разработка и осуществление мер по защите экономических интересов российских участников внешнеэкономической деятельности, отечественных товаропроизводителей и потребителей на внешнем рынке; координация внешнеторговой деятельности субъектов РФ по вопросам совместного ведения РФ и ее субъектов; обеспечение благоприятных условий для доступа российских товаров на внешний рынок, для увеличения объемов экспорта российских товаров.
На него возложена разработка предложений для Правительства РФ, касающихся торговой политики РФ, о заключении международных договоров РФ по вопросам внешнеэкономических связей и обеспечения выполнения обязательств РФ по этим договорам; участие в разработке и реализации механизма регулирования валютно-кредитных отношений с иностранными государствами; организация научного и информационно-аналитического обеспечения в области внешнеторговой деятельности, торгово-экономических связей с иностранными государствами и т. д.
В пределах своей компетенции Министерство обобщает практику применения законодательства РФ, проводит анализ реализации государственной политики в сфере внешнеэкономических связей, разрабатывает предложения о совершенствовании законодательства РФ в этой сфере. Оно координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ, направленную на развитие сотрудничества РФ с государствами — участниками СНГ в торгово-экономической сфере.
Министерство выдает лицензии, другие разрешительные документы на осуществление экспортно-импортных операций с отдельными видами товаров и т. д.
В установленной сфере деятельности Министерство взаимодействует с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями.
Немаловажную роль в области внешнеэкономической деятельности играет Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС России), подведомственная Минобороны России. Согласно Положению о ней, утвержденному Указом Президента РФ от 16 августа 2004 г.1, ее основными задачами в этой области являются участие в разработке совместно с другими федеральными органами исполнительной власти государственной политики в области военно-технического сотрудничества и внесение соответствующих предложений Президенту РФ, в Правительство РФ, в Минобороны России, а также обеспечение с данными органами реализации основных направлений государственной политики в этой области.
Основными функциями ФСВТС России в рассматриваемой области являются: принятие решения о ввозе в РФ и вывозе из нее продукции военного назначения; о выдаче субъектам военно-технического сотрудничества лицензий на ввоз (вывоз) продукции военного назначения; о предоставлении организациям- разработчикам и производителям продукции военного назначения права на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения и о лишении их этого права.
Служба готовит ежегодные отчеты о состоянии дел в области военно-технического сотрудничества для представления Президенту РФ и в Правительство РФ; вносит проекты решений Президента РФ и Правительства РФ по вопросам осуществления внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения; анализирует тенденции развития мирового рынка продукции военного назначения; разрабатывает совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти проекты международных договоров РФ в области военно-технического сотрудничества, а также предложения по вопросам поставок на экспорт и закупки по импорту продукции военного назначения. Она участвует в подготовке предложений об установлении, приостановлении, прекращении и возобновлении военно-технического сотрудничества.
На ФСВТС России возложен учет обращений иностранных заказчиков о поставке продукции военного назначения; координация и контроль деятельности субъектов военно-технического сотрудничества; осуществление учета, регистрации и согласования контрактов, касающихся внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения, и т. д.
Активное участие в вопросах внешнеторговой деятельности принимают таможенные органы. Они призваны осуществлять таможенное дело, которое представляет собой совокупность методов и средств обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования, запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу (ст. 1 ТК РФ).
Правовые основы организации таможенного дела, а также организации и деятельности таможенных органов закреплены в Таможенном кодексе РФ. В нем определены основные функции и полномочия таможенных органов, порядок проведения таможенного контроля и его формы (проверка документов и сведений; устный опрос; таможенное наблюдение; таможенный осмотр товаров, транспортных средств; таможенная ревизия и др.); основные принципы перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу.
Систему таможенных органов образуют Федеральная таможенная служба; региональные таможенные управления; таможни, таможенные посты.
Возглавляет эту систему Федеральная таможенная служба (ФТС России), руководство деятельностью которой осуществляет Правительство РФ. Положение о ней утверждено Правительством РФ 26 июля 2006 г.1 ФТС России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в области таможенного дела, функции агента валютного контроля, а также специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями.
В компетенцию ФТС России входит определение порядка ведения реестров лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела, объектов интеллектуальной собственности. Она принимает акты, определяющие порядок контроля таможенной стоимости товаров, производства таможенного оформления в зависимости от видов товаров, перемещаемых через таможенную границу. На нее возложено ведение таможенной статистики внешней торговли, товарных номенклатур внешнеэкономической деятельности; обеспечение соблюдения установленных законодательством о государственном регулирования внешнеторговой деятельности и международными договорами РФ запретов и ограничений в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ; принятие решений о классификации товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности РФ.
Важнейшими функциями Службы являются реализация программы развития таможенного дела в РФ; обобщение практики применения законодательства РФ в сфере таможенного дела; обеспечение единообразного применения таможенными органами таможенного законодательства РФ.
В пределах своей компетенции ФТС России осуществляет производство по делам об административных правонарушениях и их рассмотрение; оперативно-розыскную деятельность; дознание и производство неотложных следственных действий.
В процессе своей деятельности Служба взаимодействует с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями.
Успешное решение задач, стоящих перед ФТС России, во многом зависит от слаженной и результативной работы региональных таможенных управлений, таможен и таможенных постов, решение о создании, реорганизации и ликвидации которых она принимает. Она также утверждает общие или индивидуальные положения о них.
Региональное таможенное управление (РТУ), являясь таможенным органом, обеспечивает реализацию задач и функций ФТС России в регионе деятельности РТУ. Общее положение о региональном таможенном управлении, утвержденное приказом ФТС России 12 января 2005 г.1, возложило на него осуществление руководства таможенным делом в регионе деятельности. Его основными задачами являются: организация таможенного дела, осуществление таможенной политики в регионе его деятельности, ее обобщение и анализ практики осуществления; обеспечение правового, экономического, информационно-технического и организационного механизмов осуществления таможенной политики; содействие развитию внешнеэкономических связей субъектов РФ, юридических и физических лиц; руководство подчиненными ему таможнями и таможенными постами и др.
Основной объем полномочий РТУ связан с осуществлением, обеспечением таможенного контроля в границах региона своей деятельности.
Таможня входит в единую систему таможенных органов РФ и осуществляет свою деятельность под непосредственным руководством соответствующего РТУ. Из анализа Общего положения о таможне, утвержденного приказом ФТС России 12 января 2005 г.2, ее основными задачами являются: осуществление в пределах своей компетенции в регионе деятельности мер, направленных на обеспечение реализации задач и функций ФТС России, единства таможенной территории РФ, ее экономической безопасности в части, относящейся к таможенному делу, на защиту экономических интересов РФ; таможенное оформление и контроль; обеспечение соблюдения единообразного применения в регионе деятельности таможенного законодательства РФ; борьба с контрабандой, с административными правонарушениями; руководство, координация и контроль деятельности таможенных постов и др.
Таможенный пост, согласно Общему положению о нем, утвержденному ФТС России 13 августа 2007 г.3, призван решать задачи по обеспечению реализации полномочий ФТС России, других таможенных органов в регионе его деятельности и в пределах его компетенции; по осуществлению таможенного дела в регионе деятельности. В пределах своей компетенции он участвует в реализации программ развития таможенного дела в РФ; обобщает и анализирует правоприменительную практику в сфере своей деятельности; обеспечивает соблюдение, единообразное применение и исполнение законодательства РФ при осуществлении таможенных процедур; осуществляет таможенное оформление и контроль; взимает таможенные пошлины, налоги, сборы и т. д.
Органы государственной власти субъектов РФ в пределах своей компетенции проводят переговоры и заключают соглашения об осуществлении внешнеэкономических связей с субъектами иностранных федеративных государств, административно- территориальными образованиями иностранных государств, а в отдельных случаях, с согласия Правительства РФ, с органами государственной власти иностранных государств. Они осуществляют формирование и реализацию региональных программ внешнеторговой деятельности; могут открывать представительства в иностранных государствах в целях реализации соглашений об осуществлении внешнеэкономических связей, а также иметь своих представителей при торговых представительствах РФ в иностранных государствах по согласованию с Минэкономразвития России и МИД России.
- Алехин а. П., Кармолицкий а. А.
- § 2. Понятие и цели организации управления
- § 3. Правовые основы организации управления
- Глава 26
- § 1. Основы разграничения компетенции в области управления между органами исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов
- § 2. Региональные начала
- § 3. Межотраслевые начала в управлении
- § 4. Отраслевые начала в управлении
- § 5. Общие функции и полномочия федеральных органов исполнительной власти
- Глава 27
- § 1. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера
- § 2. Чрезвычайное положение
- § 3. Военное положение
- Раздел VIII
- Глава 28
- § 1. Организационно-правовые формы управления промышленностью и энергетикой
- § 2. Предприятия и объединения в промышленности и энергетике
- § 3. Местное самоуправление, промышленность и энергетика
- § 4. Государственный контроль (надзор) в промышленности и энергетике
- Глава 29 Управление сельским хозяйством
- § 1. Организационно-правовые формы управления сельским хозяйством
- § 2. Предприятия и организации в сельском хозяйстве
- § 3. Местное самоуправление и сельское хозяйство
- § 4. Государственный контроль (надзор) в сельском хозяйстве
- Глава 30
- § 1. Организационно-правовые формы управления строительством и жилищно-коммунальным хозяйством
- § 2. Местное самоуправление, строительство и жилищно-коммунальное хозяйство
- § 3. Государственный контроль (надзор) в строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве
- Глава 31 Управление транспортом
- § 1. Организационно-правовые формы управления транспортом
- § 2. Местное самоуправление и транспорт
- § 3. Государственный контроль (надзор) на транспорте
- Глава 32
- § 1. Организационно-правовые формы управления связью и массовыми коммуникациями
- § 2. Местное самоуправление и связь
- § 3. Государственный контроль и надзор в сфере связи и массовых коммуникаций
- Глава 33
- § 1. Организационно-правовые формы управления использованием и охраной природных ресурсов
- § 2. Органы местного самоуправления и использование и охрана природных ресурсов
- § 3. Государственный контроль (надзор) в области природопользования и охраны природных ресурсов
- Глава 34 Управление финансами и кредитом
- § 1. Организационно-правовые формы управления финансами и кредитом
- § 2. Местное самоуправление, финансы и налоги
- § 3. Финансовый контроль
- Глава 35
- § 1. Организационно-правовые формы управления в области внешнеэкономических связей
- § 2. Местное самоуправление и внешнеэкономические связи
- § 3. Государственный контроль в области внешнеэкономических связей
- Раздел IX
- Глава 36 Управление образованием
- § 1. Общие положения
- § 2. Организационно-правовые формы управления образованием
- § 3. Учреждения образования
- § 4. Органы местного самоуправления и образование
- § 5. Государственный контроль деятельности образовательных учреждений
- Глава 37 Управление здравоохранением
- § 1. Организационно-правовые формы управления здравоохранением
- § 2. Учреждения здравоохранения
- § 3. Местное самоуправление и здравоохранение
- § 4. Государственный контроль (надзор) в сфере здравоохранения
- Глава 38 Управление наукой
- § 1. Организационно-правовые формы управления
- § 2. Организация науки. Научные учреждения и сообщества
- Глава 39 Управление культурой
- § 1. Организационно-правовые формы управления культурой
- § 2. Местное самоуправление и культура
- § 3. Государственный контроль (надзор) в сфере культуры
- Глава 40
- § 1. Организационно-правовые формы управления в области социальной защиты граждан
- § 2. Местное самоуправление и социальная защита
- Глава 41 Управление обороной
- § 1. Организационно-правовые формы управления
- § 2. Органы местного самоуправления и управление обороной
- § 3. Комплектование Вооруженных Сил Российской Федерации
- Глава 42 Управление безопасностью
- § 1. Организационно-правовые формы управления безопасностью
- § 2. Государственная граница, ее защита и охрана
- Глава 43 Управление внутренними делами
- § 1. Организационно-правовые формы управления внутренними делами
- § 2. Органы местного самоуправления и управление в области внутренних дел
- § 3. Милиция
- § 4. Государственный надзор за безопасностью дорожного движения
- § 5. Паспортная система
- § 6. Внутренние войска
- Глава 44 Управление иностранными делами
- § 1. Организационно-правовые формы управления иностранными делами
- § 2. Органы Министерства иностранных дел рф за рубежом
- § 3. Административно-правовое регулирование въезда в Российскую Федерацию и выезда из Российской Федерации
- Глава 45 Управление юстицией
- § 1. Организационно-правовые формы управления
- § 2. Организация нотариальной службы
- § 3. Адвокатура
- § 4. Регистрация актов гражданского состояния