§ 1. Организационно-правовые формы управления
обороной
Федеральный закон от 31 мая 1996 г. «Об обороне»1 под обороной понимает систему политических, экономических, военных, социальных и иных мер по подготовке к вооруженной защите и вооруженную защиту РФ, целостности и неприкосновенности ее территории.
Основными правовыми актами, закрепляющими основы организации обороны РФ, являются федеральные законы: «Об обороне», «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 г.2, «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 г.3, «О мобилизационной подготовке и мобилизации в РФ» от 26 февраля 1997 г.4, Положение о порядке прохождения военной службы, утвержденное Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 г.5, и другие.
Организация обороны включает правовое регулирование вопросов обороны; прогнозирование и оценку военной угрозы; военную политику и доктрину; строительство, подготовку и поддержание в необходимой боевой готовности Вооруженных Сил; проведение мероприятий гражданской обороны; совершенствование оружия и военной техники; развитие военной науки; координацию деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в области обороны и т. д.
Основой обороны являются Вооруженные Силы РФ, которые призваны защищать суверенитет, территориальную целостность, другие важные интересы РФ в случае совершения вооруженной агрессии против нее. Они могут быть также использованы для выполнения задач, вытекающих из международных обязательств РФ (например, в качестве миротворческих сил).
Согласно военной доктрине РФ, утвержденной Указом Президента РФ 21 апреля 2000 г.6, Вооруженные Силы могут применяться для защиты от антиконституционных действий, противоправного вооруженного насилия, угрожающих целостности и неприкосновенности территории РФ.
К обороне могут привлекаться внутренние войска Министерства внутренних дел РФ, войска гражданской обороны Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органы ФСБ России, служба внешней разведки РФ и другие воинские подразделения.
Управление в области обороны строится на началах жесткой централизации, единоначалия и воинской дисциплины в Вооруженных Силах.
Общее руководство Вооруженными Силами осуществляет Президент РФ, являясь Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами (ст. 87 Конституции РФ), а также Правительство РФ.
Президент РФ определяет основные направления военной политики РФ, утверждает военную доктрину РФ; вводит на территории РФ или в ее отдельных местностях военное положение в случае агрессии или угрозы агрессии против РФ, объявляет общую или частичную мобилизацию, отдает приказ Вооруженным Силам о ведении военных действий и исполняет полномочия в области обеспечения режима военного положения; утверждает концепцию, планы строительства, дислокации, применения, Мобилизационный план Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований, а также их структуру и состав, общевоинские уставы; издает указы о призыве граждан РФ на военную службу, военные сборы, об увольнении с военной службы граждан РФ, проходящих ее по призыву; присваивает высшие воинские звания; назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил и т. д.
Правительство РФ осуществляет необходимые меры по обеспечению обороны и несет в пределах своих полномочий ответственность за состояние и обеспечение Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов. Оно организует оснащение вооружением и военной техникой, а также обеспечение материальными средствами, ресурсами и услугами Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований. На него возложено обеспечение государственных целевых программ и планов развития вооружения, программ подготовки граждан по военно-учетным специальностям, мобилизационных планов, планов накопления мобилизационных ресурсов, социальных гарантий для военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, членов их семей, руководство гражданской обороной.
Правительство РФ утверждает положения о воинском учете, призыве на военную службу, проведение военных сборов, перечень военно-учетных специальностей; осуществляет контроль за подготовкой организаций к выполнению государственного оборонного заказа, за выполнением ими этого заказа, за созданием воинских формирований при федеральных органах исполнительной власти в режиме военного времени и т. д.
Управление Вооруженными Силами РФ осуществляет министр обороны РФ через Министерство обороны РФ.
Министерство обороны Российской Федерации (Минобороны России) осуществляет функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, а также иные функции в этой области. Оно является также органом управления Вооруженными Силами РФ. Ему подведомственны такие федеральные органы исполнительной власти, как: Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству, Федеральная служба по оборонному заказу, Федеральная служба по техническому и экспертному контролю, Федеральное агентство специального строительства.
Правовой статус Минобороны России закреплен в ФЗ «Об обороне», а также в Положении о нем, утвержденном Указом Президента РФ 16 августа 2004 г.1 Свою деятельность Минобороны России осуществляет под руководством Президента РФ. Правительство РФ координирует деятельность Минобороны России.
Основными задачами Минобороны России являются: выработка и проведение государственной политики, нормативно- правовое регулирование в области обороны; координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ по вопросам обороны, войск, воинских формирований и органов по выполнению задач в области обороны, деятельности Вооруженных Сил и подведомственных ему федеральных органов исполнительной власти; координация и контроль деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ по вопросам обороны, войск, воинских формирований и органов по выполнению задач в области обороны, деятельности подведомственных ему федеральных органов исполнительной власти, а также координация строительства войск и воинских формирований. На него возложены также задачи по организации применения Вооруженных Сил и поддержание их в необходимой готовности, осуществлению мероприятий по их строительству; обеспечению социальной защиты военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил, граждан, уволенных с военной службы, членов их семей. В современных условиях важной задачей Минобороны России является выработка и реализация государственной политики в области международного военного и военно-технического сотрудничества РФ с иностранными государствами и международными организациями.
По вопросам порученной сферы деятельности Минобороны России разрабатывает предложения по формированию государственной политики в области обороны и по ее проведению, по военной доктрине, по проектам государственных программ в области обороны, в том числе предложения, касающиеся развития оборонного промышленного комплекса, по формированию государственного заказа; координирует работы, выполняемые в целях обороны; совершенствует правовую основу деятельности Вооруженных Сил.
В качестве органа управления в области обороны оно осуществляет руководство морской деятельностью РФ, созданием и организацией функционирования единой государственной системы освещения подводной и надводной обстановки: регулирование деятельности в области государственной авиации и осуществление государственного контроля за деятельностью ее авиационного персонала; реализацию государственной политики в области космической деятельности в интересах обороны и безопасности РФ; обеспечение защиты Государственной границы в воздушном пространстве и подводной среде; разработку и реализацию концепции и плана строительства Вооруженных Сил.
Минобороны России готовит предложения по численности, составу и структуре Вооруженных Сил, по численности граждан РФ, призываемых на военную службу, военные сборы; координирует проведение мероприятий по воинскому учету; совместно с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления организует работу по подготовке граждан к военной службе, призыву и приему их на военную службу; обеспечивает в пределах своей компетенции реализацию законодательства об альтернативной гражданской службе, организует прохождение службы военнослужащими, совершенствует систему их воспитания, обеспечивает укрепление правопорядка и воинской дисциплины в Вооруженных Силах и т. д.
Значительная роль в области управления обороной принадлежит Генеральному штабу Вооруженных Сил РФ, на который возложено стратегическое планирование применения Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов военного управления; проведение оперативной и мобилизационной подготовки Вооруженных Сил, координация оперативной и мобилизационной подготовки других войск, воинских формирований и органов, а также осуществление контроля за состоянием их мобилизационной готовности; проведение мероприятий, связанных с поддержанием боевой и мобилизационной готовности Вооруженных Сил; разработка предложений по основным вопросам, касающимся подготовки страны к обороне, военной доктрине, структуры, состава, численности, дислокации и задач Вооруженных Сил и т. д.
Основное назначение Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС России) состоит в осуществлении функций контроля и надзора в области военно-технического сотрудничества РФ с иностранными государствами.
В соответствии с Положением о ней, утвержденным Указом Президента РФ от 16 августа 2004 г.1, ФСВТС России осуществляет контроль и надзор за соответствием деятельности в области военно-технического сотрудничества федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, российских организаций, имеющих право на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения, организаций-разработчиков и производителей продукции военного назначения, других субъектов военно-технического сотрудничества нормативным правовым актам РФ и основным направлениям государственной политики в области военно-технического сотрудничества, требованиям законодательства РФ об экспортном контроле при поставках продукции военного назначения.
Она осуществляет также контрольно-надзорные функции за реализацией основных принципов государственной политики, эффективность функционирования системы государственного регулирования, исполнением международных договоров РФ в области военно-технического сотрудничества представительств субъектов военно-технического сотрудничества в РФ и в иностранных государствах.
Кроме контрольно-надзорных, на нее возложены и другие функции. Например, она участвует в разработке с другими федеральными органами исполнительной власти государственной политики в установленной сфере деятельности, осуществляет с ними государственное регулирование в этой сфере; представляет в Минобороны России проекты федеральных законов, международных договоров РФ, других нормативных правовых актов по вопросам своей компетенции; вносит проекты решений Президента РФ и Правительства РФ о поставках продукции военного назначения иностранным заказчикам; разрабатывает предложения по формированию государственного оборонного заказа в части, касающейся поставок на экспорт и закупки по импорту продукции военного назначения в соответствии с международными договорами РФ и т. д.
Федеральная служба по оборонному заказу (Рособоронза- каз) призвана осуществлять деятельность по контролю и надзору за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами установленных законодательством и иными нормативными правовыми актами РФ норм и правил в сфере государственного оборонного заказа, а также в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд, не относящихся к государственному оборонному заказу.
Положение о Рособоронзаказе, утвержденное Президентом РФ 21 января 2005 г.1, возложило на Службу осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг по государственному оборонному заказу, для федеральных государственных нужд, не относящихся к государственному оборонному заказу, а также государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований технических регламентов в отношении продукции (работ, услуг), поставляемой по государственному оборонному заказу.
В пределах своей компетенции Рособоронзаказ осуществляет контроль и надзор за реализацией федеральных программ, предусматривающих мероприятия, выполняемые в рамках государственного оборонного заказа; за деятельностью государственных заказчиков и организаций, выполняющих государственный оборонный заказ, на предмет ее соответствия основным показателям и направлениям расходов оборонного заказа; за соблюдением организациями — исполнителями оборонного заказа обязательных требований к его продукции (работам, услугам).
По результатам своей контрольной деятельности Служба разрабатывает и вносит предложения по совершенствованию контроля и надзора в сфере оборонного заказа, по исключению дублирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по оборонному заказу.
Для реализации своих полномочий Рособоронзаказ проводит плановые и внеплановые проверки федеральных органов исполнительной власти, соответствующих организаций, запрашивает и получает от них необходимые информацию, документы, материалы, осуществляет контроль за устранением нарушений, выявленных в процессе проведения проверок, и т. д.
Федеральная служба по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК России), Положение о которой утверждено Указом Президента РФ от 16 августа 2004 г.1, осуществляет реализацию государственной политики, организацию межведомственной координации и взаимодействия, специальные и контрольные функции в области государственной безопасности.
Основными задачами Службы являются реализация по вопросам ее ведения государственной политики в области обеспечения безопасности информации в ключевых системах информационной структуры; осуществление государственной научно-технической политики в области защиты информации, нормативно-правового регулирования вопросов технической защиты информации, противодействия иностранным техническим разведкам и т. д.
ФСТЭК России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области экспортного контроля, осуществляя соответствующие функции и полномочия и обеспечивая организацию межведомственного взаимодействия.
В пределах своей компетенции она участвует в реализации государственной политики в области нераспространения оружия массового поражения, иных наиболее опасных видов оружия, а также в области контроля за экспортом товаров, работ, результатов интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, за соблюдением российскими участниками внешнеэкономической деятельности нормативных актов РФ в области экспортного контроля; организует и обеспечивает проведение мероприятий по мобилизационной подготовке и мобилизации в соответствии с действующим законодательством и иными правовыми актами РФ; участвует в согласовании проектов решений по комплектации эксплуатируемой продукции военного назначения и т. д.
Федеральное агентство специального строительства (Спецстрой России), Положение о котором утверждено Указом Президента РФ от 16 августа 2004 г.1, осуществляет в интересах обороны и безопасности РФ организацию работ в области специального, дорожного строительства и связи.
На него возложена организация подрядных работ по капитальному строительству специальных объектов, предназначенных для обеспечения готовности к функционированию органов государственной власти в военное время и в условиях чрезвычайного положения; по капитальному строительству и реконструкции специальных объектов, объектов производственного и жилого назначения для нужд Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов, федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений и организаций; строительно-монтажных работ на особо важных для обеспечения обороны и безопасности государства объектах инфраструктуры.
В пределах своей компетенции Агентство участвует в разработке предложений по вопросам военной политики и военной доктрины РФ; осуществляет взаимодействие с Минобороны России по вопросам организации обороны; выполняет мероприятия по оперативному оборудованию территории РФ и подготовке коммуникаций в целях обороны; организует оперативную, боевую и мобилизационную подготовку своих воинских формирований и т. д.
Федеральное агентство по поставкам вооружений, военной, специальной техники и материальных средств (Рособорон- поставка), руководство деятельностью которого осуществляет Правительство РФ, реализует функции государственного заказчика по размещению заказов, заключению, оплате, контролю и учету выполнения контрактов по государственному оборонному заказу по всей номенклатуре вооружения, военной, специальной техники и материальных средств, за исключением спецтехники по номенклатуре, определяемой руководителями федеральных органов исполнительной власти2.
В организации обороны и управления Вооруженными Силами значительное место отводится военным советам, которые создаются Президентом РФ. Они являются постоянно действующими совещательными органами в видах Вооруженных Сил, в родах войск, в военных округах, в группах войск, армиях, на флотах и во флотилиях. На военные советы возложена выработка предложений (рекомендаций), связанных с реализацией государственной военной политики в войсках и на флотах, со строительством и развитием Вооруженных Сил, разработкой и организацией выполнения мероприятий по поддержанию высокой боевой готовности войск, поддержанию в них правопорядка, организованности, дисциплины, укреплению единоначалия и т. д.
Военные советы тесно взаимодействуют с органами государственной власти и органами местного самоуправления по вопросам обеспечения выполнения правовых актов в области обороны, социально-правовой защиты военнослужащих, по подготовке территорий в целях обороны, по призыву на военную службу и т. д.1
Для оперативного управления войсками Вооруженных Сил существуют военные округа, флоты. Военный округ является оперативно-стратегическим (оперативно-территориальным) командованием Вооруженных Сил на соответствующем стратегическом направлении. В пределах своих границ органы военных округов осуществляют оперативное руководство объединениями, соединениями и воинскими частями видов и родов войск Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов по вопросам обороны страны. Флот является оперативным объединением Военно-Морского Флота РФ. Руководит округом (флотом) командующий, который осуществляет свою деятельность через соответствующие штабы, управления, отделы округа (флота).
Войсковые соединения и части (армии, дивизии, полки и др.) возглавляют командиры соединений, воинских частей. Командование соединениями и частями они осуществляют через подчиненные им штабы и различные службы.
В систему органов управления обороной входят военные комиссариаты, образуемые в субъектах РФ, городах и районах, возглавляемые военными комиссарами.
Согласно Положению о военных комиссариатах, утвержденному Указом Президента РФ от 1 сентября 2007 г.1, они являются территориальными органами Минобороны России в субъектах РФ, муниципальных образованиях и входят в состав военных округов (Балтийского флота). Решение об их создании, реорганизации и упразднении принимает Министр обороны РФ. Организацию деятельности военных комиссариатов осуществляет Минобороны России. В своей деятельности они подчиняются соответствующему командующему военным округом (Балтийским флотом).
Военные комиссариаты призваны осуществлять функции по обеспечению обороны страны путем организации в мирное время подготовки граждан к призыву на военную службу, поставки техники в Вооруженные Силы, другие войска, воинские формирования и органы, специальные формирования в периоды мобилизации, военного положения, в военное время. Их основными задачами являются организация и ведение воинского учета, учета транспортных средств, предоставляемых Вооруженными Силами по соответствующим перечням; координация деятельности по осуществлению первичного воинского учета; разработка планов проведения мобилизации людских и транспортных ресурсов и др.
На военные комиссариаты возлагается проведение призыва по мобилизации и отправке людских ресурсов, поставки транспортных средств в воинские части в объемах, установленных мобилизационным планом; организация и проведение мероприятий по первоначальной постановке граждан на воинский учет, призыва их на военную службу, обеспечение на сборных пунктах вещевым имуществом граждан, призываемых на военную службу; участие в контроле за медицинским освидетельствованием граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, в организации обучения граждан начальным знаниям в области обороны и подготовки их основам военной службы в образовательных учреждениях.
Важным направлением деятельности военных комиссариатов является работа по выполнению планов отбора граждан для поступления на военную службу по контракту, мероприятий, связанных с реализацией гражданами права на замену военной службы по призыву альтернативной службой.
Они участвуют в военно-патриотическом воспитании населения в целях пропаганды добровольного поступления граждан на военную службу, в работе по обеспечению социально-правовой защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, членов их семей, в том числе по обеспечению их жильем, работой, пенсиями, пособиями, компенсациями.
- Алехин а. П., Кармолицкий а. А.
- § 2. Понятие и цели организации управления
- § 3. Правовые основы организации управления
- Глава 26
- § 1. Основы разграничения компетенции в области управления между органами исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов
- § 2. Региональные начала
- § 3. Межотраслевые начала в управлении
- § 4. Отраслевые начала в управлении
- § 5. Общие функции и полномочия федеральных органов исполнительной власти
- Глава 27
- § 1. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера
- § 2. Чрезвычайное положение
- § 3. Военное положение
- Раздел VIII
- Глава 28
- § 1. Организационно-правовые формы управления промышленностью и энергетикой
- § 2. Предприятия и объединения в промышленности и энергетике
- § 3. Местное самоуправление, промышленность и энергетика
- § 4. Государственный контроль (надзор) в промышленности и энергетике
- Глава 29 Управление сельским хозяйством
- § 1. Организационно-правовые формы управления сельским хозяйством
- § 2. Предприятия и организации в сельском хозяйстве
- § 3. Местное самоуправление и сельское хозяйство
- § 4. Государственный контроль (надзор) в сельском хозяйстве
- Глава 30
- § 1. Организационно-правовые формы управления строительством и жилищно-коммунальным хозяйством
- § 2. Местное самоуправление, строительство и жилищно-коммунальное хозяйство
- § 3. Государственный контроль (надзор) в строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве
- Глава 31 Управление транспортом
- § 1. Организационно-правовые формы управления транспортом
- § 2. Местное самоуправление и транспорт
- § 3. Государственный контроль (надзор) на транспорте
- Глава 32
- § 1. Организационно-правовые формы управления связью и массовыми коммуникациями
- § 2. Местное самоуправление и связь
- § 3. Государственный контроль и надзор в сфере связи и массовых коммуникаций
- Глава 33
- § 1. Организационно-правовые формы управления использованием и охраной природных ресурсов
- § 2. Органы местного самоуправления и использование и охрана природных ресурсов
- § 3. Государственный контроль (надзор) в области природопользования и охраны природных ресурсов
- Глава 34 Управление финансами и кредитом
- § 1. Организационно-правовые формы управления финансами и кредитом
- § 2. Местное самоуправление, финансы и налоги
- § 3. Финансовый контроль
- Глава 35
- § 1. Организационно-правовые формы управления в области внешнеэкономических связей
- § 2. Местное самоуправление и внешнеэкономические связи
- § 3. Государственный контроль в области внешнеэкономических связей
- Раздел IX
- Глава 36 Управление образованием
- § 1. Общие положения
- § 2. Организационно-правовые формы управления образованием
- § 3. Учреждения образования
- § 4. Органы местного самоуправления и образование
- § 5. Государственный контроль деятельности образовательных учреждений
- Глава 37 Управление здравоохранением
- § 1. Организационно-правовые формы управления здравоохранением
- § 2. Учреждения здравоохранения
- § 3. Местное самоуправление и здравоохранение
- § 4. Государственный контроль (надзор) в сфере здравоохранения
- Глава 38 Управление наукой
- § 1. Организационно-правовые формы управления
- § 2. Организация науки. Научные учреждения и сообщества
- Глава 39 Управление культурой
- § 1. Организационно-правовые формы управления культурой
- § 2. Местное самоуправление и культура
- § 3. Государственный контроль (надзор) в сфере культуры
- Глава 40
- § 1. Организационно-правовые формы управления в области социальной защиты граждан
- § 2. Местное самоуправление и социальная защита
- Глава 41 Управление обороной
- § 1. Организационно-правовые формы управления
- § 2. Органы местного самоуправления и управление обороной
- § 3. Комплектование Вооруженных Сил Российской Федерации
- Глава 42 Управление безопасностью
- § 1. Организационно-правовые формы управления безопасностью
- § 2. Государственная граница, ее защита и охрана
- Глава 43 Управление внутренними делами
- § 1. Организационно-правовые формы управления внутренними делами
- § 2. Органы местного самоуправления и управление в области внутренних дел
- § 3. Милиция
- § 4. Государственный надзор за безопасностью дорожного движения
- § 5. Паспортная система
- § 6. Внутренние войска
- Глава 44 Управление иностранными делами
- § 1. Организационно-правовые формы управления иностранными делами
- § 2. Органы Министерства иностранных дел рф за рубежом
- § 3. Административно-правовое регулирование въезда в Российскую Федерацию и выезда из Российской Федерации
- Глава 45 Управление юстицией
- § 1. Организационно-правовые формы управления
- § 2. Организация нотариальной службы
- § 3. Адвокатура
- § 4. Регистрация актов гражданского состояния