logo search
Учебник АП Алехин, Кармолицкий 2010 том 2

§ 1. Общие положения

Образование — целенаправленный процесс обучения и вос­питания в интересах личности, общества и государства. Он со­провождается констатацией достижения обучающимся опреде­ленных государством образовательных уровней (образователь­ных цензов).

Концепция и основные начала образования в РФ определе­ны Конституцией РФ. Его общие вопросы отнесены к совмест­ному ведению РФ и ее субъектов.

Право на образование является конституционным. В соот­ветствии с Конституцией РФ общедоступным и бесплатным яв­ляются дошкольное, основное общее и среднее профессиональ­ное образование. При этом основное общее является обязатель­ным. Право на бесплатное высшее образование может быть реализовано только на конкурсной основе.

Соответствующее образование обеспечивается в государ­ственных и муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Вместе с тем Конституция РФ провозглашает под­держку различных форм образования и самообразования и, сле­довательно, не исключает получение образования в иного рода негосударственных образовательных учреждениях.

Специальным комплексным правовым актом, затрагиваю­щим различные аспекты деятельности в области образования, является Закон РФ от 10 июля 1992 г. «Об образовании» в редак­ции ФЗ от 13 января 1996 г.1 Данная деятельность обильно ос­нащена другими правовыми актами: принятые федеральные за­коны от 10 апреля 2000 г. «Об утверждении федеральной програм­мы развития образования»2, от 22 августа 1996 г. «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»3, акты Прави­тельства РФ, иных федеральных органов исполнительной влас­ти, органов исполнительной власти субъектов РФ по различным вопросам. Среди них утвержденные Правительством РФ Положе­ние о Министерстве образования и науки РФ от 15 июня 2004 г.4, Положение о лицензировании образовательной деятельности от 18 октября 2000 г.5, Положение о государственной аккредитации высшего учебного заведения от 2 декабря 1999 г.6, Типовые по­ложения об учреждении начального профессионального обра- зования7, об общеобразовательном учреждении8, об образова­тельном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении)9, Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении)10.

Система образования строится и функционирует в соответ­ствии с государственной политикой, направленной на обеспе­чение преемственности и выполнение задач государства в обла­сти образования. Важной составляющей такой политики явля­ется достижение единообразия в коренных вопросах образова­ния в стране в сочетании с его региональными (национальны­ми, демографическими и др.) условиями, а также интенсивным развитием частных форм образования.

Организационной основой государственной политики РФ в области образования является, согласно ФЗ «Об образовании», Федеральная целевая программа развития образования, разра­батываемая и утверждаемая Правительством РФ. К ней также можно отнести Концепцию модернизации российского образова­ния на период 2010 г., утвержденную Правительством РФ 29 де­кабря 2001 г.1

Образование в Российской Федерации представляет собой определенную систему. В Законе РФ «Об образовании» ее по­нятие расшифровывается как совокупность взаимодействующих преемственных образовательных программ различных уровня и направленности федеральных государственных образователь­ных стандартов и федеральных государственных требований; сети реализующих их образовательных учреждений и научных организаций; органов, осуществляющих управление в сфере обра­зования, осуществляющих деятельность в области образования и подведомственных им учреждений и организаций; объедине­ний юридических лиц, общественных и государственно-обще­ственных объединений, осуществляющих деятельность в обла­сти образования.

В Российской Федерации устанавливаются следующие об­разовательные уровни (образовательные цензы): основное об­щее образование; среднее (полное) общее образование; началь­ное профессиональное образование; среднее профессиональное образование; высшее профессиональное образование — бакалав­риат; высшее профессиональное образование — подготовка спе­циалиста или магистратура; послевузовское профессиональное образование. Цели, достижение которых преследует каждый уровень образования, определены ФЗ «Об образовании».

Лицам, не завершившим образования данного уровня, не прошедшим государственной (итоговой) аттестации или полу­чившим на государственной (итоговой) аттестации неудовлет­ворительные результаты, выдается справка установленного об­разца об обучении в образовательном учреждении.

Высшее профессиональное образование может быть полу­чено в образовательных учреждениях профессионального обра­зования (высших учебных заведениях).

Целями высшего профессионального образования являются подготовка и переподготовка специалистов соответствующего уровня, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования.

Подготовка лиц с высшим профессиональным образовани­ем для получения квалификации (степени) «бакалавр» и квали­фикации (степени) «специалист» осуществляется на базе сред­него (полного) общего, среднего профессионального образова­ния, а для получения квалификации (степени) «магистр» — на базе бакалавриата.

Как получение второго высшего профессионального образо­вания рассматривается получение образования: а) по программам бакалавриата или по программам подготовки специалиста — ли­цами, имеющими диплом бакалавра, диплом специалиста, дип­лом магистра; б) по программам магистратуры — лицами, име­ющими диплом специалиста, диплом магистра.

В реализации единой государственной политики важная роль отводится федеральным государственным образовательным стан­дартам, образовательным программам; лицензированию, аккре­дитации образовательных учреждений независимо от форм их собственности.

Государственные образовательные стандарты — совокуп­ность требований, обязательных при реализации основных об­разовательных программ начального общего, основного обще­го, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального об­разования образовательными учреждениями, имеющими госу­дарственную аккредитацию.

В случаях, предусмотренных ФЗ от 22 августа 1996 г. «О выс­шем и послевузовском профессиональном образовании», реализа­ция программ высшего профессионального образования осуще­ствляется на основе образовательных стандартов и требований, самостоятельно устанавливаемых федеральными государствен­ными образовательными учреждениями высшего профессио­нального образования. Их перечень утверждается указом Пре­зидента РФ.

Указанные стандарты и требования должны обеспечить един­ство образовательного пространства РФ; преемственность основ­ных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессиональ­ного, среднего профессионального и высшего профессиональ­ного образования. Они включают в себя требования к: струк­туре основных образовательных программ; условиям их реали­зации (кадровым, финансовым и др.); результатам их освоения.

Федеральные государственные образовательные стандар­ты, а также стандарты и требования, устанавливаемые само­стоятельно учреждениями высшего профессионального обра­зования являются основой объективной оценки уровня обра­зования и квалификации выпускников независимо от форм получения образования. Порядок их разработки, утверждения и введения устанавливается Правительством РФ.

Образовательные программы определяют содержание об­разования определенных уровня и направленности. Они подраз­деляются на общеобразовательные и профессиональные, кото­рые, в свою очередь, делятся на основные и дополнительные.

Основные общеобразовательные и профессионального об­разования программы обеспечивают реализацию соответствую­щего федерального государственного образовательного стандарта с учетом типа и вида образовательного учреждения, образова­тельных потребностей и запросов обучающихся (воспитанни­ков). Они включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие ма­териалы, обусловленные спецификой характера общего и про­фессионального образования.

Основные общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адап­тации ее к жизни в обществе, создание основы для осознанно­го выбора и освоения профессиональных образовательных про­грамм. Они формируются применительно к дошкольному и ви­дам общего образования. К данному виду программ относятся программы дошкольного, начального общего, основного обще­го, среднего (полного) общего образования.

Основные профессиональные образовательные програм­мы направлены на решение задач последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровней, подготовку специалистов соответствующей квалификации. К ним относят­ся программы начального, среднего, высшего (программы бака­лавриата, программы подготовки специалиста, программы маги­стратуры) и послевузовского профессионального образования.

Обязательный минимум содержания каждой основной об­щеобразовательной или профессиональной образовательной программы устанавливается соответствующим государственным образовательным стандартом.

К структурам основной общеобразовательной программы дошкольного образования и профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования уполномоченным федеральным органом исполнительной влас­ти устанавливаются федеральные требования.

Дополнительная образовательная программа включает в себя рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (мо­дулей). К минимуму ее содержания и уровню профессиональной переподготовки федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной поли­тики и нормативно-правовому регулированию в сфере образо­вания могут устанавливаться федеральные государственные тре­бования в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Образовательные программы осваиваются в образователь­ных учреждениях в очной, очно-заочной (вечерней), заочной форме; в форме семейного образования, самообразования и эк­стерната. Для всех форм получения образования в рамках кон­кретной основной общеобразовательной или профессиональной программы действуют единый федеральный государственный образовательный стандарт или федеральные государственные требования, за исключением образовательных стандартов и тре­бований, устанавливаемых самостоятельно уполномоченными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, или ор­ганом исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющим управление в сфере образования, на основании заключения эк­спертной комиссии. Лицензия может быть выдана при наличии соответствия условий осуществления образовательного процесса, предлагаемых образовательным учреждением, отвечающим ус­тановленным государственным и местным требованиям в час­ти строительных норм и правил, санитарных и гигиенических норм, охраны здоровья обучающихся (воспитанников) и работ­ников образовательных учреждений, оборудования учебных помещений, оснащенности учебного процесса, образовательного ценза педагогических работников и укомплектованности шта­тов.

Аккредитация означает юридическое признание прав и спо­собности образовательного учреждения осуществлять свою де­ятельность на уровне не ниже официально признанной нормы.

Свидетельство о государственной аккредитации, выданное образовательному учреждению, подтверждает его государствен­ный статус, уровень реализуемых им образовательных программ, соответствие содержания и качества подготовки выпускников федеральным государственным образовательным стандартам или федеральным государственным требованиям, дает право на вы­дачу лицам, успешно завершившим обучение по образователь­ным программам, прошедшим государственную аккредитацию, документов государственного образца о соответствующем обра­зовании и (или) соответствующей квалификации.

Свидетельство, выданное дошкольному образовательному учреждению, подтверждает его государственный статус, уровень и направленность реализуемых им образовательных программ.

Государственная аккредитация образовательного учрежде­ния проводится федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере об­разования, или органом исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющим управление в сфере образования, по заявле­нию образовательного учреждения. Имеющее государственную аккредитацию образовательное учреждение независимо от его организационно-правовой формы и ведомственной подчинен­ности не реже чем один раз в пять лет проходит государствен­ную аккредитацию, проводимую указанными органами в соот­ветствии с их компетенцией.