§ 3. Учреждения образования
Образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.
В зависимости от форм собственности образовательные учреждения подразделяются на государственные, муниципальные и частные, то есть негосударственные, но не относящиеся к муниципальным.
Образовательный процесс осуществляется в учреждениях нескольких типов: дошкольных; общеобразовательных (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования); начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального; послевузовского профессионального образования; дополнительного образования взрослых; дополнительного образования детей; специальных (кор- рекционных) для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии; для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и др.
Типам образовательных учреждений соответствуют их определенные виды, среди которых можно выделить:
общеобразовательные — начальные, основные, средние школы, в том числе с углубленным изучением предметов, лицеи, гимназии;
начального профессионального образования — профессиональные училища; профессиональные лицеи — центры непрерывного профессионального образования; учебно-курсовые комбинаты (пункты); учебно-производственные центры, технические школы, вечерние (сменные) и другие образовательные учреждения данного уровня;
среднего профессионального образования — техникумы (училища, школы); колледжи; техникумы-предприятия (учреждения);
высшего профессионального образования (высшие учебные заведения) — университеты, академии, институты, училища. Ими обеспечиваются цели высшего профессионального образования: подготовка и переподготовка специалистов соответствующего уровня, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования. Оно строится на основе различных вариантов преемственности уровней образования. Подготовка лиц с высшим профессиональным образованием для получения квалификации (степени) «бакалавр» и квалификации (степени) «специалист» осуществляется на базе среднего (полного) общего, среднего профессионального образования, а для получения квалификации (степени) «магистр» — на базе бакалавриата.
Как второе высшее профессиональное образование рассматривается получение образования: а) по программам бакалавриата или по программам подготовки специалиста — лицами, имеющими диплом бакалавра, диплом специалиста, диплом магистра; б) по программа магистратуры — лицами, имеющими диплом специалиста, диплом магистра.
Различия между видами учебных заведений данного типа определены в типовых положениях о соответствующих образовательных учреждениях, а видами высших учебных заведений — в ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Однако часто учебное заведение необоснованно относится к тому или иному виду, хотя это отнесение не ведет за собой каких-либо существенных изменений в его учебной деятельности. Например, в последние годы многие институты переименованы в университеты, однако преобразования в них свелись лишь к смене наименования.
Учредителем (учредителями) государственного образовательного учреждения являются органы государственной власти РФ и ее субъектов, в том числе и государственные органы управления образованием: Минобрнауки РФ; государственные органы управления субъектов РФ.
Учредителем (учредителями) муниципального образовательного учреждения являются органы местно самоуправления.
Учредителями образовательных учреждений могут быть также отечественные и иностранные организации всех форм собственности, их объединения (ассоциации, союзы); отечественные и иностранные общественные и частные фонды; общественные и религиозные организации (объединения), зарегистрированные на территории РФ; граждане РФ и иностранные граждане. Разрешается совместное учредительство негосударственных образовательных учреждений.
Учредителем образовательных учреждений, реализующих военные профессиональные программы, может быть только Правительство РФ, а учреждений закрытого типа для детей и подростков с общественно опасным поведением — могут быть только федеральные органы исполнительной власти и (или) органы исполнительной власти субъектов РФ.
Действие федерального законодательства в области образования распространяется на все образовательные учреждения, находящиеся на территории РФ.
Деятельность государственных, муниципальных образовательных учреждений регулируется типовыми положениями о соответствующих типах и видах образовательных учреждений и разрабатываемыми на их основе уставами.
Государственный статус образовательного учреждения устанавливается при его аккредитации.
Структура и требования к содержанию устава образовательного учреждения определены ФЗ «Об образовании» (ст. 13), а высшего учебного заведения, кроме того, — ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Дополнительно управление видами и конкретными образовательными учреждениями регулируется типовыми положениями и их уставами. Дополнения диктуются особенностями типов и видов образовательных учреждений и чаще всего касаются процедур формирования органов, разграничения компетенции между управленческими структурами и других вопросов, решение которых дозволено самим образовательным учреждением.
В соответствии с ФЗ «Об образовании» управление государственными и муниципальными учреждениями образования осуществляется на принципах единоначалия и самоуправления, формами которого являются совет образовательного учреждения, попечительский совет1 и др. Порядок выборов органов самоуправления и их компетенция определяются уставом образовательного учреждения.
Непосредственное управление указанными образовательными учреждениями осуществляют прошедшие аттестацию заведующий, директор, ректор или иной руководитель. Он может быть: избран коллективом образовательного учреждения; избран коллективом образовательного учреждения с предварительным согласованием кандидатуры (кандидатур) с учредителем; избран коллективом образовательного учреждения с последующим утверждением учредителем; назначен учредителем с предоставлением совету образовательного учреждения права вето; назначен учредителем, нанят учредителем. В гражданском образовательном учреждении назначение ректора не допускается.
Полномочия совета и руководителя образовательного учреждения разграничиваются в его уставе.
Статус руководителя государственного образовательного учреждения федерального подчинения определяется Правительством РФ2.
Управление высшим учебным заведением
Эти позиции отражены в ФЗ «Об образовании» в типовых положениях об образовательных учреждениях, которые регламентируют и иные вопросы. Например, ряд функций совета государственного или муниципального учреждения начального профессионального образования закреплен непосредственно в Типовом положении о нем (рассмотрение случаев отчисления и перевода в другое образовательное учреждение обучающихся и др.); Типовым положением о государственном среднем специальном учебном заведении определены состав его совета, возможность досрочного его перевыбора и его порядок; возможность создания других органов; полномочия директора как органа юридического лица и распорядителя кредита и др.
Управление государственным и муниципальным высшим учебным заведением регламентируется законодательством РФ, Типовым положением о высшем учебном заведении, ус-
тавом высшего учебного заведения и договором, заключенным с учредителем.
Устав вуза принимается общим собранием (конференцией) научно-педагогических работников, представителей других категорий работников и обучающихся и утверждается учредителем.
Управление вузом осуществляется на принципах сочетания единоначалия и коллегиальности, одним из организационно- правовых выражений которого является формирование в вузе ученого совета и должности ректора вуза. До формирования ученого совета вуза устав утверждается, а ректор вуза принимается на работу по трудовому договору органом исполнительной власти или исполнительно-распорядительным органом городского округа на срок, не превышающий одного года.
Общее руководство вузом осуществляет ученый совет, в который входят ректор (он же председатель ученого совета), проректоры, президент, если такая должность предусмотрена уставом вуза, по решению ученого совета — деканы факультетов. Другие члены ученого совета избираются на общем собрании (конференции) путем тайного голосования. Количественный состав совета определяется на общем собрании (конференции), а нормы представительства от структурных подразделений и обучающихся — ученым советом вуза. Их представители считаются избранными в ученый совет, если за них проголосовали более 50 процентов делегатов на общем собрании (конференции) (при наличии двух третей списочного состава делегатов. Состав ученого совета объявляется приказом ректора.
Срок полномочий ученого совета не может превышать пять лет. Его досрочные выборы проводятся по требованию не менее половины его членов, а также в случаях, предусмотренных уставом вуза.
В вузе могут создаваться попечительский и другие советы по различным направлениям деятельности в соответствии с уставом вуза или положениями, принимаемыми ученым советом.
Непосредственное управление вузом осуществляет ректор. Полномочия ученого совета и ректора определяются уставом вуза.
Кандидатуры на должность ректоров вузов выдвигаются в соответствии с их уставами и представляются на рассмотрение аттестационных комиссий1 уполномоченных органов исполнительной власти или исполнительно-распорядительных органов городских округов.
Ректор в порядке, установленном уставом вуза, избирается из числа кандидатур, согласованных с аттестационной комиссией, тайным голосованием на общем собрании (конференции) на срок до пяти лет. После избрания ректора между ним и органом исполнительной власти или исполнительно-распорядительным органом городского округа, в ведении которого находится вуз, заключается трудовой договор на срок до пяти лет.
Должности ректоров замещаются лицами в возрасте не старше шестидесяти пяти лет независимо от времени заключения трудового договора.
По представлению ученого совета вуза учредитель вправе продлить срок пребывания в должности ректора до достижения им возраста семидесяти лет.
В пределах своих полномочий ректор издает приказы и распоряжения, обязательные для всех работников и обучающихся в вузе.
В структурных подразделениях вуза по решению ученого совета могут создаваться выборные представительные органы — ученые советы (советы). Порядок создания и деятельности, состав и полномочия ученого совета (совета) структурного подразделения определяются уставом вуза.
Факультет возглавляет декан, избираемый в порядке, определяемом уставом вуза, ученым советом вуза или ученым советом (советом) структурного подразделения, путем тайного голосования из числа наиболее квалифицированных и авторитетных работников вуза, имеющий ученую степень или звание, и утверждаемый в должности приказом ректора.
Кафедру возглавляет заведующий, избираемый в порядке, определяемом уставом вуза, ученым советом вуза или ученым советом (советом) структурного подразделения, путем тайного голосования из числа наиболее квалифицированных и авторитетных специалистов соответствующего профиля, имеющих, как правило, ученую степень или звание, и утверждаемый в должности приказом ректора.
В вузе может учреждаться должность президента вуза. Он избирается на заседании ученого совета тайным голосованием простым большинством голосов на срок до пяти лет. С ним и органом исполнительной власти или исполнительно-распорядительным органом городского округа, в ведении которого находится вуз, заключается трудовой договор на срок до пяти лет.
Президент по согласованию с ректором участвует в деятельности попечительского совета и иных органов самоуправления вуза; участвует в разработке концепции развития вуза; представляет вуз в отношениях с государственными органами и органами местного самоуправления, общественными и иными организациями; участвует в решении вопросов совершенствования учебной, научной, воспитательной, организационной и управленческой деятельности вуза.
Среди вузов РФ особое место занимает Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова. Он является учебно-научным и учебно-методическим центром высшего образования в стране. Он не имеет ведомственной подчиненности, организация управления им регламентируется уставом, учитывающим особый статус и структуру университета.
На базе университета может создаваться университетский комплекс с целью повышения эффективности и качества образовательного процесса, подготовки специалистов и т. д.1
При федеральных образовательных учреждениях высшего профессионального образования (далее — высшее учебное заведение) создаются учебные военные центры, факультеты военного обучения, военные кафедры.
Центр создается в целях обучения по программе военной подготовки граждан РФ, обучающихся в высшем учебном заведении по очной форме, для прохождения ими после окончания данного высшего учебного заведения военной службы по контракту в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах и воинских должностях, подлежащих замещению офицерами.
Факультет военного обучения (военная кафедра) создается в целях обучения по программе военной подготовки офицеров запаса граждан РФ, обучающихся в высшем учебном заведении по очной форме обучения по основным образовательным программам высшего профессионального образования.
В целях подготовки офицеров запаса создаются: по военно- учетным специальностям различных профилей — факультет военного обучения, состоящий из нескольких военных кафедр; по военно-учетным специальностям одного профиля — военная кафедра.
Гражданин, обучающийся в высшем учебном заведении по основной образовательной программе, заключает с Министерством обороны РФ договор об обучении по программе военной подготовки на факультете военного обучения, на военной кафедре.
Гражданину, окончившему высшее учебное заведение и прошедшему итоговую аттестацию по военной подготовке, присваивается воинское звание офицера запаса при зачислении в запас1.
Руководство негосударственным образовательным учреждением осуществляют непосредственно его учредители или по их поручению попечительский совет, формируемый учредителями. Многие вопросы организации управления таким учреждением регламентируются в его уставе.
- Алехин а. П., Кармолицкий а. А.
- § 2. Понятие и цели организации управления
- § 3. Правовые основы организации управления
- Глава 26
- § 1. Основы разграничения компетенции в области управления между органами исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов
- § 2. Региональные начала
- § 3. Межотраслевые начала в управлении
- § 4. Отраслевые начала в управлении
- § 5. Общие функции и полномочия федеральных органов исполнительной власти
- Глава 27
- § 1. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера
- § 2. Чрезвычайное положение
- § 3. Военное положение
- Раздел VIII
- Глава 28
- § 1. Организационно-правовые формы управления промышленностью и энергетикой
- § 2. Предприятия и объединения в промышленности и энергетике
- § 3. Местное самоуправление, промышленность и энергетика
- § 4. Государственный контроль (надзор) в промышленности и энергетике
- Глава 29 Управление сельским хозяйством
- § 1. Организационно-правовые формы управления сельским хозяйством
- § 2. Предприятия и организации в сельском хозяйстве
- § 3. Местное самоуправление и сельское хозяйство
- § 4. Государственный контроль (надзор) в сельском хозяйстве
- Глава 30
- § 1. Организационно-правовые формы управления строительством и жилищно-коммунальным хозяйством
- § 2. Местное самоуправление, строительство и жилищно-коммунальное хозяйство
- § 3. Государственный контроль (надзор) в строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве
- Глава 31 Управление транспортом
- § 1. Организационно-правовые формы управления транспортом
- § 2. Местное самоуправление и транспорт
- § 3. Государственный контроль (надзор) на транспорте
- Глава 32
- § 1. Организационно-правовые формы управления связью и массовыми коммуникациями
- § 2. Местное самоуправление и связь
- § 3. Государственный контроль и надзор в сфере связи и массовых коммуникаций
- Глава 33
- § 1. Организационно-правовые формы управления использованием и охраной природных ресурсов
- § 2. Органы местного самоуправления и использование и охрана природных ресурсов
- § 3. Государственный контроль (надзор) в области природопользования и охраны природных ресурсов
- Глава 34 Управление финансами и кредитом
- § 1. Организационно-правовые формы управления финансами и кредитом
- § 2. Местное самоуправление, финансы и налоги
- § 3. Финансовый контроль
- Глава 35
- § 1. Организационно-правовые формы управления в области внешнеэкономических связей
- § 2. Местное самоуправление и внешнеэкономические связи
- § 3. Государственный контроль в области внешнеэкономических связей
- Раздел IX
- Глава 36 Управление образованием
- § 1. Общие положения
- § 2. Организационно-правовые формы управления образованием
- § 3. Учреждения образования
- § 4. Органы местного самоуправления и образование
- § 5. Государственный контроль деятельности образовательных учреждений
- Глава 37 Управление здравоохранением
- § 1. Организационно-правовые формы управления здравоохранением
- § 2. Учреждения здравоохранения
- § 3. Местное самоуправление и здравоохранение
- § 4. Государственный контроль (надзор) в сфере здравоохранения
- Глава 38 Управление наукой
- § 1. Организационно-правовые формы управления
- § 2. Организация науки. Научные учреждения и сообщества
- Глава 39 Управление культурой
- § 1. Организационно-правовые формы управления культурой
- § 2. Местное самоуправление и культура
- § 3. Государственный контроль (надзор) в сфере культуры
- Глава 40
- § 1. Организационно-правовые формы управления в области социальной защиты граждан
- § 2. Местное самоуправление и социальная защита
- Глава 41 Управление обороной
- § 1. Организационно-правовые формы управления
- § 2. Органы местного самоуправления и управление обороной
- § 3. Комплектование Вооруженных Сил Российской Федерации
- Глава 42 Управление безопасностью
- § 1. Организационно-правовые формы управления безопасностью
- § 2. Государственная граница, ее защита и охрана
- Глава 43 Управление внутренними делами
- § 1. Организационно-правовые формы управления внутренними делами
- § 2. Органы местного самоуправления и управление в области внутренних дел
- § 3. Милиция
- § 4. Государственный надзор за безопасностью дорожного движения
- § 5. Паспортная система
- § 6. Внутренние войска
- Глава 44 Управление иностранными делами
- § 1. Организационно-правовые формы управления иностранными делами
- § 2. Органы Министерства иностранных дел рф за рубежом
- § 3. Административно-правовое регулирование въезда в Российскую Федерацию и выезда из Российской Федерации
- Глава 45 Управление юстицией
- § 1. Организационно-правовые формы управления
- § 2. Организация нотариальной службы
- § 3. Адвокатура
- § 4. Регистрация актов гражданского состояния