logo search
Учебник АП Алехин, Кармолицкий 2010 том 2

§ 3. Учреждения образования

Образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколь­ко образовательных программ и (или) обеспечивающее содержа­ние и воспитание обучающихся, воспитанников.

В зависимости от форм собственности образовательные учреждения подразделяются на государственные, муниципаль­ные и частные, то есть негосударственные, но не относящиеся к муниципальным.

Образовательный процесс осуществляется в учреждениях нескольких типов: дошкольных; общеобразовательных (началь­ного общего, основного общего, среднего (полного) общего об­разования); начального профессионального, среднего професси­онального, высшего профессионального; послевузовского про­фессионального образования; дополнительного образования взрослых; дополнительного образования детей; специальных (кор- рекционных) для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии; для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и др.

Типам образовательных учреждений соответствуют их оп­ределенные виды, среди которых можно выделить:

общеобразовательные — начальные, основные, средние школы, в том числе с углубленным изучением предметов, лицеи, гимназии;

начального профессионального образования — профессио­нальные училища; профессиональные лицеи — центры непрерыв­ного профессионального образования; учебно-курсовые комби­наты (пункты); учебно-производственные центры, технические школы, вечерние (сменные) и другие образовательные учреж­дения данного уровня;

среднего профессионального образования — техникумы (училища, школы); колледжи; техникумы-предприятия (учреж­дения);

высшего профессионального образования (высшие учеб­ные заведения) — университеты, академии, институты, учили­ща. Ими обеспечиваются цели высшего профессионального об­разования: подготовка и переподготовка специалистов соответ­ствующего уровня, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования. Оно строится на осно­ве различных вариантов преемственности уровней образования. Подготовка лиц с высшим профессиональным образованием для получения квалификации (степени) «бакалавр» и квалификации (степени) «специалист» осуществляется на базе среднего (пол­ного) общего, среднего профессионального образования, а для получения квалификации (степени) «магистр» — на базе бака­лавриата.

Как второе высшее профессиональное образование рассмат­ривается получение образования: а) по программам бакалаври­ата или по программам подготовки специалиста — лицами, име­ющими диплом бакалавра, диплом специалиста, диплом магист­ра; б) по программа магистратуры — лицами, имеющими диплом специалиста, диплом магистра.

Различия между видами учебных заведений данного типа определены в типовых положениях о соответствующих образова­тельных учреждениях, а видами высших учебных заведений — в ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образова­нии». Однако часто учебное заведение необоснованно относится к тому или иному виду, хотя это отнесение не ведет за собой каких-либо существенных изменений в его учебной деятельно­сти. Например, в последние годы многие институты переимено­ваны в университеты, однако преобразования в них свелись лишь к смене наименования.

Учредителем (учредителями) государственного образователь­ного учреждения являются органы государственной власти РФ и ее субъектов, в том числе и государственные органы управле­ния образованием: Минобрнауки РФ; государственные органы управления субъектов РФ.

Учредителем (учредителями) муниципального образователь­ного учреждения являются органы местно самоуправления.

Учредителями образовательных учреждений могут быть также отечественные и иностранные организации всех форм собственности, их объединения (ассоциации, союзы); отече­ственные и иностранные общественные и частные фонды; об­щественные и религиозные организации (объединения), зареги­стрированные на территории РФ; граждане РФ и иностранные граждане. Разрешается совместное учредительство негосудар­ственных образовательных учреждений.

Учредителем образовательных учреждений, реализующих военные профессиональные программы, может быть только Пра­вительство РФ, а учреждений закрытого типа для детей и под­ростков с общественно опасным поведением — могут быть только федеральные органы исполнительной власти и (или) органы ис­полнительной власти субъектов РФ.

Действие федерального законодательства в области образо­вания распространяется на все образовательные учреждения, находящиеся на территории РФ.

Деятельность государственных, муниципальных образова­тельных учреждений регулируется типовыми положениями о соответствующих типах и видах образовательных учреждений и разрабатываемыми на их основе уставами.

Государственный статус образовательного учреждения ус­танавливается при его аккредитации.

Структура и требования к содержанию устава образователь­ного учреждения определены ФЗ «Об образовании» (ст. 13), а высшего учебного заведения, кроме того, — ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Дополнитель­но управление видами и конкретными образовательными учреж­дениями регулируется типовыми положениями и их уставами. Дополнения диктуются особенностями типов и видов образо­вательных учреждений и чаще всего касаются процедур форми­рования органов, разграничения компетенции между управлен­ческими структурами и других вопросов, решение которых доз­волено самим образовательным учреждением.

В соответствии с ФЗ «Об образовании» управление государ­ственными и муниципальными учреждениями образования осу­ществляется на принципах единоначалия и самоуправления, формами которого являются совет образовательного учрежде­ния, попечительский совет1 и др. Порядок выборов органов са­моуправления и их компетенция определяются уставом образо­вательного учреждения.

Непосредственное управление указанными образовательны­ми учреждениями осуществляют прошедшие аттестацию заве­дующий, директор, ректор или иной руководитель. Он может быть: избран коллективом образовательного учреждения; избран коллективом образовательного учреждения с предварительным согласованием кандидатуры (кандидатур) с учредителем; избран коллективом образовательного учреждения с последующим ут­верждением учредителем; назначен учредителем с предоставле­нием совету образовательного учреждения права вето; назначен учредителем, нанят учредителем. В гражданском образователь­ном учреждении назначение ректора не допускается.

Полномочия совета и руководителя образовательного учреж­дения разграничиваются в его уставе.

Статус руководителя государственного образовательного учреждения федерального подчинения определяется Правитель­ством РФ2.

Управление высшим учебным заведением

Эти позиции отражены в ФЗ «Об образовании» в типовых положениях об образовательных учреждениях, которые регла­ментируют и иные вопросы. Например, ряд функций совета го­сударственного или муниципального учреждения начального профессионального образования закреплен непосредственно в Типовом положении о нем (рассмотрение случаев отчисления и перевода в другое образовательное учреждение обучающихся и др.); Типовым положением о государственном среднем специ­альном учебном заведении определены состав его совета, возмож­ность досрочного его перевыбора и его порядок; возможность создания других органов; полномочия директора как органа юри­дического лица и распорядителя кредита и др.

Управление государственным и муниципаль­ным высшим учебным заведением регламен­тируется законодательством РФ, Типовым по­ложением о высшем учебном заведении, ус-

тавом высшего учебного заведения и договором, заключенным с учредителем.

Устав вуза принимается общим собранием (конференцией) научно-педагогических работников, представителей других кате­горий работников и обучающихся и утверждается учредителем.

Управление вузом осуществляется на принципах сочетания единоначалия и коллегиальности, одним из организационно- правовых выражений которого является формирование в вузе ученого совета и должности ректора вуза. До формирования уче­ного совета вуза устав утверждается, а ректор вуза принимает­ся на работу по трудовому договору органом исполнительной власти или исполнительно-распорядительным органом город­ского округа на срок, не превышающий одного года.

Общее руководство вузом осуществляет ученый совет, в который входят ректор (он же председатель ученого совета), про­ректоры, президент, если такая должность предусмотрена уста­вом вуза, по решению ученого совета — деканы факультетов. Другие члены ученого совета избираются на общем собрании (конференции) путем тайного голосования. Количественный состав совета определяется на общем собрании (конференции), а нормы представительства от структурных подразделений и обу­чающихся — ученым советом вуза. Их представители считают­ся избранными в ученый совет, если за них проголосовали бо­лее 50 процентов делегатов на общем собрании (конференции) (при наличии двух третей списочного состава делегатов. Состав ученого совета объявляется приказом ректора.

Срок полномочий ученого совета не может превышать пять лет. Его досрочные выборы проводятся по требованию не менее половины его членов, а также в случаях, предусмотренных ус­тавом вуза.

В вузе могут создаваться попечительский и другие советы по различным направлениям деятельности в соответствии с ус­тавом вуза или положениями, принимаемыми ученым советом.

Непосредственное управление вузом осуществляет ректор. Полномочия ученого совета и ректора определяются уставом вуза.

Кандидатуры на должность ректоров вузов выдвигаются в соответствии с их уставами и представляются на рассмотрение аттестационных комиссий1 уполномоченных органов исполни­тельной власти или исполнительно-распорядительных органов городских округов.

Ректор в порядке, установленном уставом вуза, избирается из числа кандидатур, согласованных с аттестационной комис­сией, тайным голосованием на общем собрании (конференции) на срок до пяти лет. После избрания ректора между ним и орга­ном исполнительной власти или исполнительно-распорядитель­ным органом городского округа, в ведении которого находится вуз, заключается трудовой договор на срок до пяти лет.

Должности ректоров замещаются лицами в возрасте не стар­ше шестидесяти пяти лет независимо от времени заключения трудового договора.

По представлению ученого совета вуза учредитель вправе продлить срок пребывания в должности ректора до достижения им возраста семидесяти лет.

В пределах своих полномочий ректор издает приказы и рас­поряжения, обязательные для всех работников и обучающихся в вузе.

В структурных подразделениях вуза по решению ученого совета могут создаваться выборные представительные органы — ученые советы (советы). Порядок создания и деятельности, со­став и полномочия ученого совета (совета) структурного подраз­деления определяются уставом вуза.

Факультет возглавляет декан, избираемый в порядке, опре­деляемом уставом вуза, ученым советом вуза или ученым сове­том (советом) структурного подразделения, путем тайного голо­сования из числа наиболее квалифицированных и авторитетных работников вуза, имеющий ученую степень или звание, и ут­верждаемый в должности приказом ректора.

Кафедру возглавляет заведующий, избираемый в порядке, определяемом уставом вуза, ученым советом вуза или ученым советом (советом) структурного подразделения, путем тайного голосования из числа наиболее квалифицированных и автори­тетных специалистов соответствующего профиля, имеющих, как правило, ученую степень или звание, и утверждаемый в долж­ности приказом ректора.

В вузе может учреждаться должность президента вуза. Он избирается на заседании ученого совета тайным голосованием простым большинством голосов на срок до пяти лет. С ним и ор­ганом исполнительной власти или исполнительно-распорядитель­ным органом городского округа, в ведении которого находится вуз, заключается трудовой договор на срок до пяти лет.

Президент по согласованию с ректором участвует в деятель­ности попечительского совета и иных органов самоуправления вуза; участвует в разработке концепции развития вуза; представ­ляет вуз в отношениях с государственными органами и органа­ми местного самоуправления, общественными и иными органи­зациями; участвует в решении вопросов совершенствования учебной, научной, воспитательной, организационной и управ­ленческой деятельности вуза.

Среди вузов РФ особое место занимает Московский госу­дарственный университет им. М.В. Ломоносова. Он является учебно-научным и учебно-методическим центром высшего об­разования в стране. Он не имеет ведомственной подчиненнос­ти, организация управления им регламентируется уставом, учи­тывающим особый статус и структуру университета.

На базе университета может создаваться университетский комплекс с целью повышения эффективности и качества обра­зовательного процесса, подготовки специалистов и т. д.1

При федеральных образовательных учреждениях высшего профессионального образования (далее — высшее учебное за­ведение) создаются учебные военные центры, факультеты во­енного обучения, военные кафедры.

Центр создается в целях обучения по программе военной подготовки граждан РФ, обучающихся в высшем учебном заве­дении по очной форме, для прохождения ими после окончания данного высшего учебного заведения военной службы по кон­тракту в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах и воинских должностях, подлежащих замещению офицерами.

Факультет военного обучения (военная кафедра) создает­ся в целях обучения по программе военной подготовки офице­ров запаса граждан РФ, обучающихся в высшем учебном заве­дении по очной форме обучения по основным образовательным программам высшего профессионального образования.

В целях подготовки офицеров запаса создаются: по военно- учетным специальностям различных профилей — факультет во­енного обучения, состоящий из нескольких военных кафедр; по военно-учетным специальностям одного профиля — военная кафедра.

Гражданин, обучающийся в высшем учебном заведении по основной образовательной программе, заключает с Министерст­вом обороны РФ договор об обучении по программе военной под­готовки на факультете военного обучения, на военной кафедре.

Гражданину, окончившему высшее учебное заведение и прошедшему итоговую аттестацию по военной подготовке, при­сваивается воинское звание офицера запаса при зачислении в запас1.

Руководство негосударственным образовательным учреж­дением осуществляют непосредственно его учредители или по их поручению попечительский совет, формируемый учредите­лями. Многие вопросы организации управления таким учреж­дением регламентируются в его уставе.