§ 3. Милиция
Значительное место в системе управления внутренними делами занимает милиция. Правовые основы ее организации и деятельности установлены и закреплены в Законе РФ от 18 апреля 1991 г. «О милиции»2, в Положении о службе в органах внутренних дел, а также в других правовых актах.
Милиция представляет собой систему органов исполнительной власти и организационно входит в систему МВД России. Она призвана защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, обеспечивать охрану и защиту собственности, независимо от ее видов, общественного порядка, интересы общества и государства, предприятий, учреждений и организаций от преступных и иных противоправных посягательств в пределах своей компетенции.
Ее основными задачами являются: обеспечение безопасности личности; предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений; выявление и раскрытие преступлений; охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности; защита различных видов собственности; оказание помощи физическим и юридическим лицам в защите их прав и законных интересов.
В своей деятельности милиция подчиняется МВД России, а милиция общественной безопасности — также соответствующим органам исполнительной власти субъектов РФ. Руководство всей милицией РФ осуществляет Министр внутренних дел РФ.
Руководство милицией в субъектах РФ осуществляют министры внутренних дел, начальники управлений (главных управлений) внутренних дел по субъектам РФ, назначаемые на должность и освобождаемые от нее Президентом РФ по представлению Министра внутренних дел РФ.
Руководство милицией в районах, городах и иных муниципальных образованиях осуществляют начальники отделов (управлений) внутренних дел, назначаемые на должность и освобождаемые от нее руководителями органов внутренних дел по субъектам РФ.
Руководство милицией на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах осуществляют начальники соответствующих органов внутренних дел.
Милиция подразделяется на криминальную и милицию общественной безопасности. Наряду с общими задачами, стоящими перед ней, каждому из видов присущи свои специфические задачи и функции.
Криминальная милиция. Ее основными задачами являются выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, по делам о которых производство предварительного следствия обязательно; организация и осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, без вести пропавших и иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством РФ. Она является органом дознания и в своей деятельности оказывает содействие милиции общественной безопасности в исполнении возложенных на нее обязанностей.
Криминальная милиция подразделяется на федеральную, в субъектах РФ, на железнодорожном, воздушном транспорте и криминальную милицию в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах.
В состав криминальной милиции входят подразделения уголовного розыска, по борьбе с экономическими преступлениями: специальные отряды (отделы) быстрого реагирования; оперативно- поисковые отряды, отряды милиции особого назначения и др.3
Криминальную милицию возглавляет начальник. Начальники криминальной милиции по субъектам РФ, районам, городам, иным муниципальным образованиям являются по должности заместителями руководителей соответствующих органов внутренних дел.
Милиция общественной безопасности. На нее возложено обеспечение безопасности личности, общественной безопасности, охрана собственности, общественного порядка, выявление, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений, раскрытие преступлений, по делам о которых производство предварительного следствия не обязательно, розыск отдельных категорий лиц, установление места нахождения которых отнесено к ее компетенции. Милиция общественной безопасности оказывает содействие криминальной милиции в исполнении возложенных на нее обязанностей.
Как и криминальная, милиция общественной безопасности является органом дознания.
Правительством РФ 7 декабря 2000 г. утверждены: структура милиции общественной безопасности2; Положение о создании, реорганизации и ликвидации подразделений милиции общественной безопасности, финансируемой за счет средств федерального бюджета3.
В состав милиции общественной безопасности входят различные службы и подразделения: дежурные части; участковые уполномоченные милиции; ГИБДД; отряды милиции особого назначения; специальные приемники для содержания лиц, арестованных в административном порядке; подразделения милиции вневедомственной охраны при органах внутренних дел; патрульно-постовая служба и др.
Органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления вправе за счет средств собственных бюджетов устанавливать дополнительную численность подразделений милиции общественной безопасности.
Милицию общественной безопасности возглавляет начальник. Начальники милиции общественной безопасности по субъектам РФ, районам, городам, другим муниципальным образованиям являются по должности заместителями начальников соответствующих органов внутренних дел.
Для выполнения постановленных перед милицией задач и возложенных обязанностей ее сотрудники наделены законом широким комплексом прав. Они вправе требовать от граждан и должностных лиц прекращения противоправных действий, проверять у них документы, удостоверяющие личность, если имеются достаточные основания подозревать их в совершении преступления или административного правонарушения, а при наличии достаточных данных о том, что гражданин имеет при себе оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотические средства или психотропные вещества, производить личный досмотр, досмотр их вещей, ручной клади и багажа, изымать указанные предметы, средства и вещества при отсутствии данных о наличии законных оснований для их ношения и хранения; проверять у физических и юридических лиц разрешения (лицензии) на совершение определенных действий или занятия определенной деятельностью, контроль за которыми на нее возложен.
В пределах своей компетенции милиция вправе получать от граждан и должностных лиц необходимые объяснения, сведения, справки и документы, вызывать их по делам и материалам, находящимся в ее производстве.
Милиция осуществляет контроль за соблюдением гражданами и должностными лицами установленных правил регистрационного учета граждан РФ; за соблюдением иностранными гражданами и лицами без гражданства установленных для них правил въезда в РФ и выезда из нее, пребывания в РФ, транзитного проезда через нее. В пределах своей компетенции она осуществляет контроль за соблюдением лицами, освобожденными из мест лишения свободы, установленных для них законом ограничений. Она вправе составлять протоколы об административных правонарушениях; осуществлять административное задержание и т. д.
Выполняя свои задачи, милиция имеет право входить беспрепятственно в жилые и иные помещения граждан, на принадлежащие им земельные участки, территорию и в помещения и осматривать их при наличии достаточных данных полагать, что там совершено или совершается преступление, произошел несчастный случай, а также для обеспечения личной безопасности граждан и общественной безопасности при стихийных бедствия, катастрофах, массовых беспорядках и т. п.
Обо всех случаях проникновения в жилище против воли проживающих в нем граждан милиция уведомляет прокурора в течение 24 часов.
В установленных законом случаях милиция может применять физическую силу, а также специальные средства (резиновые палки, слезоточивый газ, наручники, водометы, служебных собак, электрошоковые устройства и др.).
В перечне прав милиции особое место занимает право ее сотрудников применять оружие. Это право они используют для защиты граждан от нападения, опасного для их жизни или здоровья; для отражения нападения на сотрудника милиции, когда его жизнь и здоровье подвергаются опасности, а также для пресечения попытки завладения его оружием; для освобождения заложников; для задержания лица, застигнутого при совершении тяжкого преступления против жизни, здоровья и собственности и пытающегося скрыться, и в других предусмотренных законом случаях.
Запрещается применять огнестрельное оружие в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних, когда возраст очевиден или известен сотруднику милиции, кроме случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения вооруженного или группового нападения, угрожающего жизни людей, а также при значительном скоплении людей, когда от этого могут пострадать посторонние лица.
О каждом случае применения огнестрельного оружия сотрудник милиции в течение 24 часов с момента его применения обязан представить рапорт начальнику органа внутренних дел (органа милиции) по месту своей службы или по месту применения огнестрельного оружия.
- Алехин а. П., Кармолицкий а. А.
- § 2. Понятие и цели организации управления
- § 3. Правовые основы организации управления
- Глава 26
- § 1. Основы разграничения компетенции в области управления между органами исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов
- § 2. Региональные начала
- § 3. Межотраслевые начала в управлении
- § 4. Отраслевые начала в управлении
- § 5. Общие функции и полномочия федеральных органов исполнительной власти
- Глава 27
- § 1. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера
- § 2. Чрезвычайное положение
- § 3. Военное положение
- Раздел VIII
- Глава 28
- § 1. Организационно-правовые формы управления промышленностью и энергетикой
- § 2. Предприятия и объединения в промышленности и энергетике
- § 3. Местное самоуправление, промышленность и энергетика
- § 4. Государственный контроль (надзор) в промышленности и энергетике
- Глава 29 Управление сельским хозяйством
- § 1. Организационно-правовые формы управления сельским хозяйством
- § 2. Предприятия и организации в сельском хозяйстве
- § 3. Местное самоуправление и сельское хозяйство
- § 4. Государственный контроль (надзор) в сельском хозяйстве
- Глава 30
- § 1. Организационно-правовые формы управления строительством и жилищно-коммунальным хозяйством
- § 2. Местное самоуправление, строительство и жилищно-коммунальное хозяйство
- § 3. Государственный контроль (надзор) в строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве
- Глава 31 Управление транспортом
- § 1. Организационно-правовые формы управления транспортом
- § 2. Местное самоуправление и транспорт
- § 3. Государственный контроль (надзор) на транспорте
- Глава 32
- § 1. Организационно-правовые формы управления связью и массовыми коммуникациями
- § 2. Местное самоуправление и связь
- § 3. Государственный контроль и надзор в сфере связи и массовых коммуникаций
- Глава 33
- § 1. Организационно-правовые формы управления использованием и охраной природных ресурсов
- § 2. Органы местного самоуправления и использование и охрана природных ресурсов
- § 3. Государственный контроль (надзор) в области природопользования и охраны природных ресурсов
- Глава 34 Управление финансами и кредитом
- § 1. Организационно-правовые формы управления финансами и кредитом
- § 2. Местное самоуправление, финансы и налоги
- § 3. Финансовый контроль
- Глава 35
- § 1. Организационно-правовые формы управления в области внешнеэкономических связей
- § 2. Местное самоуправление и внешнеэкономические связи
- § 3. Государственный контроль в области внешнеэкономических связей
- Раздел IX
- Глава 36 Управление образованием
- § 1. Общие положения
- § 2. Организационно-правовые формы управления образованием
- § 3. Учреждения образования
- § 4. Органы местного самоуправления и образование
- § 5. Государственный контроль деятельности образовательных учреждений
- Глава 37 Управление здравоохранением
- § 1. Организационно-правовые формы управления здравоохранением
- § 2. Учреждения здравоохранения
- § 3. Местное самоуправление и здравоохранение
- § 4. Государственный контроль (надзор) в сфере здравоохранения
- Глава 38 Управление наукой
- § 1. Организационно-правовые формы управления
- § 2. Организация науки. Научные учреждения и сообщества
- Глава 39 Управление культурой
- § 1. Организационно-правовые формы управления культурой
- § 2. Местное самоуправление и культура
- § 3. Государственный контроль (надзор) в сфере культуры
- Глава 40
- § 1. Организационно-правовые формы управления в области социальной защиты граждан
- § 2. Местное самоуправление и социальная защита
- Глава 41 Управление обороной
- § 1. Организационно-правовые формы управления
- § 2. Органы местного самоуправления и управление обороной
- § 3. Комплектование Вооруженных Сил Российской Федерации
- Глава 42 Управление безопасностью
- § 1. Организационно-правовые формы управления безопасностью
- § 2. Государственная граница, ее защита и охрана
- Глава 43 Управление внутренними делами
- § 1. Организационно-правовые формы управления внутренними делами
- § 2. Органы местного самоуправления и управление в области внутренних дел
- § 3. Милиция
- § 4. Государственный надзор за безопасностью дорожного движения
- § 5. Паспортная система
- § 6. Внутренние войска
- Глава 44 Управление иностранными делами
- § 1. Организационно-правовые формы управления иностранными делами
- § 2. Органы Министерства иностранных дел рф за рубежом
- § 3. Административно-правовое регулирование въезда в Российскую Федерацию и выезда из Российской Федерации
- Глава 45 Управление юстицией
- § 1. Организационно-правовые формы управления
- § 2. Организация нотариальной службы
- § 3. Адвокатура
- § 4. Регистрация актов гражданского состояния