§ 3. Административно-правовое регулирование въезда в Российскую Федерацию и выезда из Российской Федерации
В последние годы резко оживились и расширились политические, экономические, технические, торговые, научные, культурные, туристические и другие связи и контакты РФ, ее государственных органов и организаций, общественных объединений и граждан с другими государствами, их государственными и общественными организациями, предпринимателями, гражданами. Российским законодательством сняты многие ограничения на выезд из РФ и въезд в нее российских и иностранных граждан. В результате этого значительно увеличился поток граждан, пересекающих Государственную границу РФ в том и другом направлении. В связи с этим важное значение приобретает режим въезда в РФ и выезда из нее.
Все граждане, пересекающие Государственную границу РФ, то есть въезжающие в РФ и выезжающие из нее, делятся на две основные группы: а) российские граждане; б) иностранные граждане.
Основным правовым актом, регулирующим вопросы выезда из Российской Федерации и въезда в нее граждан, является Федеральный закон от 18 июля 1996 г. «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»1.
Согласно Конституции РФ (ст. 27) каждый гражданин РФ может свободно выезжать за ее пределы и беспрепятственно возвращаться в нее. Они (граждане) осуществляют это право по паспорту гражданина РФ, дипломатическому, служебному паспорту, паспорту моряка.
Паспорт выдается гражданину РФ по его письменному заявлению, поданному лично или через его законного представителя, ФМС России, МИДом России на территории РФ, а также дипломатическим представительством или консульским учреждением РФ за ее пределами. Закон предусматривает возможность получения гражданином паспорта со дня его рождения и до достижения им 18 лет по письменному заявлению хотя бы одного из родителей, усыновителей, опекунов или попечителей.
МИД России может оформлять и выдавать паспорт гражданину РФ, проживающему на ее территории, по его личному письменному заявлению, поданному через командирующую его организацию за пределы территории РФ, которая зарегистрирована в МИДе России.
Дипломатический, служебный паспорт, паспорт моряка выдаются органами, перечисленными в названном Законе.
Для того чтобы получить визу на паспорт, граждане и организации, направляющие своих сотрудников в заграничные служебные командировки, должны обратиться в дипломатическое представительство или консульское учреждение соответствующего иностранного государства.
Законом (ст. 15) закреплены временные ограничения на право выезда из РФ гражданина РФ. Основаниями для временного ограничения выезда гражданина за ее пределы являются: а) если он при допуске к сведениям особой важности или совершенно секретным сведениям, отнесенным к государственной тайне, заключил трудовой договор (контракт), предполагающий ограничение права на выезд из РФ, при условии, что срок ограничения не может превышать пять лет со дня последнего ознакомления лица с названными сведениями, до истечения срока ограничения, установленного трудовым договором (контрактом); б) гражданин призван на военную службу или направлен на альтернативную гражданскую службу, до окончания службы и др.
Во всех случаях временного ограничения права на выезд из РФ он может обжаловать такое решение. Так, если временное ограничение связано с осведомленностью гражданина о сведениях особой важности или совершенно секретных сведениях, составляющих государственную тайну, то он может обжаловать такое решение в Межведомственную комиссию по рассмотрению обращений граждан РФ в связи с ограничением их права на выезд из РФ, Положение о которой утверждено Правительством РФ 14 марта 1997 г.1 Данная комиссия рассматривает обращения и жалобы граждан об ограничении права на выезд из РФ по причине их осведомленности в сведениях особой важности или совершенно секретных сведениях или в связи с действием иных договорных, контрактных обязательств по отношению к государству, препятствующему выезду таких граждан из РФ, а также вопросы продления срока ограничения права на выезд из РФ.
В пределах своей компетенции комиссия принимает обязательные для государственных органов и организаций решения о подтверждении временного ограничения права гражданина РФ на выезд из нее или о снятии этого ограничения, о продлении срока ограничения, о выдаче гражданину РФ паспорта. В необходимых случаях она направляет соответствующие материалы в Межведомственную комиссию по защите государственной тайны1, которая представляет ей заключение о том, что сведения особой важности или совершенно секретные сведения, о которых гражданин был осведомлен на день подачи заявления о выезде из РФ, сохраняют либо утратили соответствующую степень секретности. Такое заключение учитывается Межведомственной комиссией по рассмотрению обращений граждан РФ в связи с ограничениями их права на выезд из РФ при принятии окончательного решения о продлении срока ограничения права гражданина на выезд из РФ.
Если гражданин не удовлетворен решением указанной комиссии либо другим органом, он вправе обжаловать решение в судебном порядке.
Граждане РФ, выехавшие на постоянное жительство за границу, при возвращении в РФ на постоянное жительство или на определенный срок пользуются на общих основаниях всеми правами, гарантированными законодательством РФ, и несут соответствующие обязанности.
Иностранные граждане и лица без гражданства могут въезжать в РФ и выезжать из нее в порядке, установленном упомянутым ФЗ и ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
- Алехин а. П., Кармолицкий а. А.
- § 2. Понятие и цели организации управления
- § 3. Правовые основы организации управления
- Глава 26
- § 1. Основы разграничения компетенции в области управления между органами исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов
- § 2. Региональные начала
- § 3. Межотраслевые начала в управлении
- § 4. Отраслевые начала в управлении
- § 5. Общие функции и полномочия федеральных органов исполнительной власти
- Глава 27
- § 1. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера
- § 2. Чрезвычайное положение
- § 3. Военное положение
- Раздел VIII
- Глава 28
- § 1. Организационно-правовые формы управления промышленностью и энергетикой
- § 2. Предприятия и объединения в промышленности и энергетике
- § 3. Местное самоуправление, промышленность и энергетика
- § 4. Государственный контроль (надзор) в промышленности и энергетике
- Глава 29 Управление сельским хозяйством
- § 1. Организационно-правовые формы управления сельским хозяйством
- § 2. Предприятия и организации в сельском хозяйстве
- § 3. Местное самоуправление и сельское хозяйство
- § 4. Государственный контроль (надзор) в сельском хозяйстве
- Глава 30
- § 1. Организационно-правовые формы управления строительством и жилищно-коммунальным хозяйством
- § 2. Местное самоуправление, строительство и жилищно-коммунальное хозяйство
- § 3. Государственный контроль (надзор) в строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве
- Глава 31 Управление транспортом
- § 1. Организационно-правовые формы управления транспортом
- § 2. Местное самоуправление и транспорт
- § 3. Государственный контроль (надзор) на транспорте
- Глава 32
- § 1. Организационно-правовые формы управления связью и массовыми коммуникациями
- § 2. Местное самоуправление и связь
- § 3. Государственный контроль и надзор в сфере связи и массовых коммуникаций
- Глава 33
- § 1. Организационно-правовые формы управления использованием и охраной природных ресурсов
- § 2. Органы местного самоуправления и использование и охрана природных ресурсов
- § 3. Государственный контроль (надзор) в области природопользования и охраны природных ресурсов
- Глава 34 Управление финансами и кредитом
- § 1. Организационно-правовые формы управления финансами и кредитом
- § 2. Местное самоуправление, финансы и налоги
- § 3. Финансовый контроль
- Глава 35
- § 1. Организационно-правовые формы управления в области внешнеэкономических связей
- § 2. Местное самоуправление и внешнеэкономические связи
- § 3. Государственный контроль в области внешнеэкономических связей
- Раздел IX
- Глава 36 Управление образованием
- § 1. Общие положения
- § 2. Организационно-правовые формы управления образованием
- § 3. Учреждения образования
- § 4. Органы местного самоуправления и образование
- § 5. Государственный контроль деятельности образовательных учреждений
- Глава 37 Управление здравоохранением
- § 1. Организационно-правовые формы управления здравоохранением
- § 2. Учреждения здравоохранения
- § 3. Местное самоуправление и здравоохранение
- § 4. Государственный контроль (надзор) в сфере здравоохранения
- Глава 38 Управление наукой
- § 1. Организационно-правовые формы управления
- § 2. Организация науки. Научные учреждения и сообщества
- Глава 39 Управление культурой
- § 1. Организационно-правовые формы управления культурой
- § 2. Местное самоуправление и культура
- § 3. Государственный контроль (надзор) в сфере культуры
- Глава 40
- § 1. Организационно-правовые формы управления в области социальной защиты граждан
- § 2. Местное самоуправление и социальная защита
- Глава 41 Управление обороной
- § 1. Организационно-правовые формы управления
- § 2. Органы местного самоуправления и управление обороной
- § 3. Комплектование Вооруженных Сил Российской Федерации
- Глава 42 Управление безопасностью
- § 1. Организационно-правовые формы управления безопасностью
- § 2. Государственная граница, ее защита и охрана
- Глава 43 Управление внутренними делами
- § 1. Организационно-правовые формы управления внутренними делами
- § 2. Органы местного самоуправления и управление в области внутренних дел
- § 3. Милиция
- § 4. Государственный надзор за безопасностью дорожного движения
- § 5. Паспортная система
- § 6. Внутренние войска
- Глава 44 Управление иностранными делами
- § 1. Организационно-правовые формы управления иностранными делами
- § 2. Органы Министерства иностранных дел рф за рубежом
- § 3. Административно-правовое регулирование въезда в Российскую Федерацию и выезда из Российской Федерации
- Глава 45 Управление юстицией
- § 1. Организационно-правовые формы управления
- § 2. Организация нотариальной службы
- § 3. Адвокатура
- § 4. Регистрация актов гражданского состояния