logo search
Учебник АП Алехин, Кармолицкий 2010 том 2

§ 5. Паспортная система

Паспортная система в РФ представляет собой совокупность правовых норм, определяющих и закрепляющих порядок выда­чи, обмена, изъятия паспортов, регистрационного учета граж­дан. На сегодняшний день паспортная система играет существен­ную роль в деле учета населения страны, в реализации прав и обязанностей граждан, в охране общественного порядка и обес­печения общественной безопасности. Она необходима в деле борьбы с преступностью, в профилактике различных правона­рушений, в розыске лиц и т. п.

Основным правовым актом, непосредственно регулирую­щим вопросы паспортной системы, является Положение о пас­порте гражданина Российской Федерации, утвержденное Пра­вительством РФ 8 июля 1997 г.1 В соответствии с требованиями названного Положения все граждане РФ, достигшие 14-летнего возраста, обязаны иметь паспорт, который является основным документом, удостоверяющим личность гражданина и его при­надлежность к российскому гражданству, которое предполага­ет, что гражданин обладает комплексом экономических, поли­тических, социальных, личных прав и свобод, установленных российским законодательством и гарантируемых Конституци­ей РФ.

В паспорт могут вноситься только те сведения о граждани­не, которые предусмотрены законодательством. К ним относятся: фамилия, имя, отчество гражданина; пол, число, месяц, год и место его рождения; отметки о регистрации и расторжении брака, о детях; об отношении к военной службе; о регистрации по ме­сту жительства и снятии гражданина с регистрационного уче­та. По просьбе владельца паспорта в нем могут ставить отметку о группе крови и ее резус-факторе, об идентификационном но­мере налогоплательщика.

Паспорт не может быть изъят у гражданина, кроме случа­ев, предусмотренных законодательством. Он не может быть так­же взят под залог. Действие паспорта ограничивается определен­ным сроком. По достижении гражданином 20 и 45 лет паспорт подлежит замене. После 45 лет паспорт действует бессрочно. Выдача, обмен паспортов, вклеивание в них фотографий осуще­ствляются подразделениями Федеральной миграционной службы по месту жительства.

Для отдельных категорий граждан вместо паспорта предус­мотрены иные документы. Так, военнослужащие вместо паспорта имеют удостоверение личности либо военные билеты; членам экипажей судов морского, торгового и рыбного флота выдается паспорт моряка1.

Значительные изменения паспортная система претерпела с принятием Закона РФ от 25 июня 1993 г. «О праве граждан Рос­сийской Федерации на свободу передвижения, выбор места пре­бывания и жительства в пределах Российской Федерации»2. Про­возглашая право каждого гражданина РФ на свободу передвиже­ния, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ, закон отменил институт прописки и выписки граждан, заменив его регистрационным учетом граждан. Его суть состоит в том, что гражданин подлежит регистрации по месту жительства в подраз­делениях ФМС России либо в органах местного самоуправления.

К основаниям снятия гражданина с регистрационного учета по месту жительства закон относит изменение места жительства; призыв на военную службу; осуждение к лишению свободы; при­знание безвестно отсутствующим; смерть или объявление ре­шением суда умершим; выселение из занимаемого жилого по­мещения или признание утратившим право пользования жилым помещением и др.

Если гражданин изменил место жительства, то он обязан до истечения 90 дней с момента прибытия на новое место жи­тельства обратиться в органы регистрационного учета с заявле­нием и соответствующими документами для оформления реги­страции. Эти органы должны зарегистрировать гражданина не позднее 3 дней с момента представления им соответствующих документов.

Правила регистрации и снятия граждан РФ с регистрацион­ного учета по месту пребывания и месту жительства в пределах РФ, утвержденные Правительством РФ 17 июля 1995 г.3, закреп­ляют положение, в соответствии с которым регистрация граж­дан по месту пребывания осуществляется без снятия с регист­рационного учета по месту жительства.

В целях обеспечения безопасности граждан, предотвраще­ния угрозы их жизни и здоровью, охраны государственных тайн, обеспечения режима Государственной границы права граждан на свободу передвижения, выбора места пребывания и житель­ства ограничиваются в пограничной полосе, в закрытых воен­ных городках и административно-территориальных образовани­ях, в зонах экологического бедствия, на территории действия режима чрезвычайного положения, а также на территориях, на которых (в случае опасности распространения инфекционных и неинфекционных массовых заболеваний людей) введены осо­бые условия и режим проживания населения.

Контроль за соблюдением правил регистрационного учета граждан осуществляется ФМС России и ее подразделениями, которые, при обнаружении их нарушений, вправе привлекать к административной ответственности граждан и должностных лиц.