§ 1. Организационно-правовые формы управления связью и массовыми коммуникациями
В современных условиях связь играет важную роль в решении экономических, социальных вопросов жизни нашего общества, в удовлетворении потребителей связи в услугах связи.
Согласно Конституции РФ (ст. 71) к предметам ведения РФ относится федеральная информация и связь. На органы исполнительной власти субъектов РФ согласно их конституциям, уставам, законам возлагается решение вопросов развития телефонной, почтовой и иной связи.
Данная сфера деятельности регулируется рядом федеральных законов: «О федеральной фельдъегерской связи» от 17 декабря 1994 г.1, «О почтовой связи» от 17 июля 1999 г.2, «О связи» от 7 июля 2003 г.3, «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27 июля 2006 г.4, а также иными нормативными правовыми актами.
Согласно названным выше законам под информацией понимаются сведения (сообщения, данные) независимо от формы их предоставления. В зависимости от категории доступа к ней она подразделяется на общедоступную и ограниченного доступа. В зависимости от порядка ее предоставления или распространения она делится на свободно распространяемую; предоставляемую по соглашению лиц, участвующих в соответствующих отношениях; подлежащая предоставлению или распространению; распространение которой в РФ ограничивается или запрещается. Информационные технологии представляют собой процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, распространения информации и способы их (процессов и методов) осуществления; почтовая связь — разновидность связи, представляющая собой единый производственно-технологический комплекс технических и транспортных средств, обеспечивающих прием, обработку, перевозку, доставку почтовых отправлений, а также осуществление почтовых переводов денежных средств. Средства и сети связи образуют комплекс, в который входят сети связи; технологические сети связи, присоединенные к сети связи общего пользования; сети связи специального назначения, а также объекты почтовой связи (почтамты, узлы связи, отделения связи и т. д.).
Вопросами организации государственного управления связью занимается ряд федеральных органов исполнительной власти, ведущее место среди которых занимает Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, Положение о котором утверждено Правительством РФ 2 июня 2008 г. № 418. В соответствии с данным Положением Министерство осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, электро- и почтовой связи, массовых коммуникаций и средств массовой информации, а также в области использования информационных технологий при формировании государственных информационных ресурсов и обеспечения доступа к ним, развития систем телевизионного и радиовещания, использования и конверсии радиочастотного спектра, печати, издательской и полиграфической деятельности.
На него возложено определение требований к построению сетей связи, применяемым средствам связи и управлению сетями связи; защите сетей связи от несанкционированного доступа к ним; к использованию радиочастотного спектра; к порядку взаимодействия сетей связи, составляющих единую сеть электросвязи РФ; к проектированию, строительству, реконструкции и эксплуатации сетей и сооружений связи; к оказанию услуг связи.
Оно закрепляет порядок приема и передачи почтовых отправлений и денежных средств между организациями почтовой связи; требования по организационно-техническому обеспечению устойчивого функционирования сети почтовой связи, по эксплуатации ее средств; издает акты по вопросам обеспечения контроля и надзора в подведомственной сфере. В его задачи входит обобщение практики применения законодательства и проведения анализа реализации государственной политики в данной сфере и т. д.
Министерству подведомственны Федеральное агентство связи; Федеральное агентство по информационным технологиям; Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям; Федеральная служба по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций.
Федеральное агентство связи (Россвязь) осуществляет функции по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в сфере электро- и почтовой связи, в том числе в области создания, развития и использования сетей связи, спутниковых систем связи, систем телевизионного и радиовещания. Положение о нем, утвержденное Правительством РФ 30 июня 2004 г.1, возложило на него организацию выполнения мероприятий по управлению и восстановлению единой сети электросвязи РФ при чрезвычайных ситуациях; издания и распространения государственных знаков почтовой оплаты; системы сертификации в области связи, включающую в себя органы по сертификации, испытательные лаборатории (центры) независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности. Оно осуществляет присвоение почтовых индексов объектам федеральной почтовой связи на территории РФ и т. д.
Федеральное архивное агентство (Росархив) осуществляет функции по оказанию государственных услуг, управлению федеральным имуществом в сфере архивного дела. В своей деятельности оно руководствуется ФЗ от 22 октября 2004 г. «Об архивном деле в РФ»1, Положением о нем, утвержденным Правительством РФ 17 июня 2004 г.2, другими правовыми актами.
В содержание деятельности Росархива входит организация информационного обеспечения граждан, органов государственной власти, местного самоуправления, общественных объединений на основе документов Архивного фонда РФ и других архивных фондов; исполнения запросов российских и иностранных граждан, связанных с реализацией их законных прав и свобод; оформление архивных справок, направляемых в иностранные государства. Оно также организует экспертизу: архивных документов, заявленных к вывозу за пределы РФ, для выдачи физическим и юридическим лицам заключений о возможности их вывоза; документов Архивного фонда РФ, заявленных к временному вывозу за пределы РФ, для выдачи физическим и юридическим лицам заключений о возможности их временного вывоза; документов Архивного фонда РФ, временно вывезенных за пределы РФ, после их возвращения.
В пределах своей компетенции Агентство ведет государственный учет документов Архивного фонда РФ, Государственный реестр уникальных документов данного фонда. Оно осуществляет меры по обеспечению преимущественного права РФ на покупку архивных документов, находящихся в частной собственности, в случае их аукционной или комиссионной продажи; экспертизу проектов национальных стандартов в области архивного дела; обеспечение соблюдения правил хранения, комплектования, учета и использования архивных документов, а также контроль сроков возврата архивных документов, временно вывезенных за пределы РФ.
Федеральное агентство по информационным технологиям (Росинформтехнология) осуществляет функции по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в сфере информационных технологий, в том числе в части использования информационных технологий для формирования государственных информационных ресурсов и обеспечения допуска к ним.
В соответствии с Положением о нем, утвержденным Правительством РФ 30 июня 2004 г.3, Росинформтехнология организует обязательную сертификацию информационных технологий; регистрацию государственных информационных ресурсов и систем; ведение единого государственного реестра сертификатов ключей подписей удостоверяющих центров и реестра сертификатов ключей подписей уполномоченных лиц федеральных органов государственной власти, обеспечивая доступ к ним граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления и т. д.
Государственная фельдъегерская служба РФ (ГФС России), обладающая статусом федеральной службы, осуществляет функции в области обеспечения фельдъегерской связи в РФ. В своей деятельности она руководствуется ФЗ «О федеральной фельдъегерской связи» от 17 декабря 1994 г., а также Положением о ней, утвержденным Указом Президента РФ 13 августа 2004 г.4
Согласно названным правовым актам ее основными задачами являются: обеспечение оперативной доставки и гарантированной сохранности отправлений особой важности, совершенно секретных, секретных и иных служебных отправлений Президента РФ, федеральных органов государственной власти; органов прокуратуры РФ; органов государственной власти субъектов РФ; членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ, депутатов законодательных органов субъектов РФ, Минобороны России, МВД России и др.; доставка корреспонденции глав зарубежных государств и их правительств, органов СНГ и т. д.
В пределах своей компетенции ГФС России обобщает практику применения законодательства РФ в подведомственной сфере деятельности; осуществляет меры по совершенствованию и развитию постоянно действующих и специальных фельдъегерских маршрутов; разрабатывает и осуществляет во взаимодействии с заинтересованными государственными органами меры по обеспечению сохранности и защиты доставляемой корреспонденции; обеспечивает защиту сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну; взаимодействует с организациями почтовой и специальной связи, подразделениями фельдъ- егерско-почтовой связи Минобороны России, с органами фельдъегерской связи государств — участников Соглашения о Межправительственной фельдъегерской связи и т. д.
В сфере связи свою роль играет радиочастотная служба, функции по организации деятельности которой возложены на Россвязьохранкультуру. Задачей радиочастотной службы является осуществление организационных и технических мер по обеспечению надлежащего использования радиочастот или радиочастотных каналов, радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств гражданского назначения на территории РФ, а также на территории, находящейся под ее юрисдикцией.
К ее важнейшим функциям относится осуществление контроля за излучениями радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств (радиоконтроль)1; обеспечение надлежащего использования радиочастот или радиочастотных каналов, радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств; оказание содействия в обеспечении международной правовой защиты присвоений радиочастот или радиочастотных каналов и т. д.2
В сфере связи специальные функции возложены на Федеральную службу безопасности РФ, Службу внешней разведки РФ, Службу специальной связи и информации при Федеральной службе охраны РФ3. Например, задачами Службы специальной связи и информации являются организация и обеспечение эксплуатации, безопасности, развития и совершенствования специальной связи для государственных органов; участие в разработке и проведении государственной политики в сфере информационной безопасности; информационно-аналитическое обеспечение государственных органов, техническое обслуживание и программное сопровождение телекоммуникационных систем, а также информационное обеспечение управления государством в военное время и при чрезвычайных ситуациях; участие в осуществлении мер государственной охраны при предоставлении специальной связи и информации объектам государственной охраны и др.4
- Алехин а. П., Кармолицкий а. А.
- § 2. Понятие и цели организации управления
- § 3. Правовые основы организации управления
- Глава 26
- § 1. Основы разграничения компетенции в области управления между органами исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов
- § 2. Региональные начала
- § 3. Межотраслевые начала в управлении
- § 4. Отраслевые начала в управлении
- § 5. Общие функции и полномочия федеральных органов исполнительной власти
- Глава 27
- § 1. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера
- § 2. Чрезвычайное положение
- § 3. Военное положение
- Раздел VIII
- Глава 28
- § 1. Организационно-правовые формы управления промышленностью и энергетикой
- § 2. Предприятия и объединения в промышленности и энергетике
- § 3. Местное самоуправление, промышленность и энергетика
- § 4. Государственный контроль (надзор) в промышленности и энергетике
- Глава 29 Управление сельским хозяйством
- § 1. Организационно-правовые формы управления сельским хозяйством
- § 2. Предприятия и организации в сельском хозяйстве
- § 3. Местное самоуправление и сельское хозяйство
- § 4. Государственный контроль (надзор) в сельском хозяйстве
- Глава 30
- § 1. Организационно-правовые формы управления строительством и жилищно-коммунальным хозяйством
- § 2. Местное самоуправление, строительство и жилищно-коммунальное хозяйство
- § 3. Государственный контроль (надзор) в строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве
- Глава 31 Управление транспортом
- § 1. Организационно-правовые формы управления транспортом
- § 2. Местное самоуправление и транспорт
- § 3. Государственный контроль (надзор) на транспорте
- Глава 32
- § 1. Организационно-правовые формы управления связью и массовыми коммуникациями
- § 2. Местное самоуправление и связь
- § 3. Государственный контроль и надзор в сфере связи и массовых коммуникаций
- Глава 33
- § 1. Организационно-правовые формы управления использованием и охраной природных ресурсов
- § 2. Органы местного самоуправления и использование и охрана природных ресурсов
- § 3. Государственный контроль (надзор) в области природопользования и охраны природных ресурсов
- Глава 34 Управление финансами и кредитом
- § 1. Организационно-правовые формы управления финансами и кредитом
- § 2. Местное самоуправление, финансы и налоги
- § 3. Финансовый контроль
- Глава 35
- § 1. Организационно-правовые формы управления в области внешнеэкономических связей
- § 2. Местное самоуправление и внешнеэкономические связи
- § 3. Государственный контроль в области внешнеэкономических связей
- Раздел IX
- Глава 36 Управление образованием
- § 1. Общие положения
- § 2. Организационно-правовые формы управления образованием
- § 3. Учреждения образования
- § 4. Органы местного самоуправления и образование
- § 5. Государственный контроль деятельности образовательных учреждений
- Глава 37 Управление здравоохранением
- § 1. Организационно-правовые формы управления здравоохранением
- § 2. Учреждения здравоохранения
- § 3. Местное самоуправление и здравоохранение
- § 4. Государственный контроль (надзор) в сфере здравоохранения
- Глава 38 Управление наукой
- § 1. Организационно-правовые формы управления
- § 2. Организация науки. Научные учреждения и сообщества
- Глава 39 Управление культурой
- § 1. Организационно-правовые формы управления культурой
- § 2. Местное самоуправление и культура
- § 3. Государственный контроль (надзор) в сфере культуры
- Глава 40
- § 1. Организационно-правовые формы управления в области социальной защиты граждан
- § 2. Местное самоуправление и социальная защита
- Глава 41 Управление обороной
- § 1. Организационно-правовые формы управления
- § 2. Органы местного самоуправления и управление обороной
- § 3. Комплектование Вооруженных Сил Российской Федерации
- Глава 42 Управление безопасностью
- § 1. Организационно-правовые формы управления безопасностью
- § 2. Государственная граница, ее защита и охрана
- Глава 43 Управление внутренними делами
- § 1. Организационно-правовые формы управления внутренними делами
- § 2. Органы местного самоуправления и управление в области внутренних дел
- § 3. Милиция
- § 4. Государственный надзор за безопасностью дорожного движения
- § 5. Паспортная система
- § 6. Внутренние войска
- Глава 44 Управление иностранными делами
- § 1. Организационно-правовые формы управления иностранными делами
- § 2. Органы Министерства иностранных дел рф за рубежом
- § 3. Административно-правовое регулирование въезда в Российскую Федерацию и выезда из Российской Федерации
- Глава 45 Управление юстицией
- § 1. Организационно-правовые формы управления
- § 2. Организация нотариальной службы
- § 3. Адвокатура
- § 4. Регистрация актов гражданского состояния