§ 1. Организационно-правовые формы управления транспортом
Важную роль в развитии экономики играют транспорт, дорожное хозяйство. Согласно Конституции РФ (ст. 71) к предметам ведения РФ относятся федеральный транспорт, пути сообщения. На органы же исполнительной власти субъектов РФ согласно их конституциям, законам возлагается решение вопросов транспортного обслуживания населения.
Вопросами организации функционирования транспорта, дорожного хозяйства, правового регулирования в этой сфере занимается Министерство транспорта РФ и подведомственные ему Федеральное агентство железнодорожного транспорта, Федеральное агентство воздушного транспорта, Федеральное агентство морского и речного транспорта, Федеральная аэронавигационная служба, Федеральное дорожное агентство, Федеральная служба по надзору в сфере транспорта.
Данная сфера деятельности регулируется значительным рядом нормативных правовых актов, среди которых можно выделить, например, как: ФЗ от 10 декабря 1995 г. «О безопасности дорожного движения»1, ФЗ от 8 января 1998 г. «О государственном регулировании развития авиации»2, ФЗ от 10 января 2003 г. «О железнодорожном транспорте»3, ФЗ от 10 января 2003 г. «Устав железнодорожного транспорта»4, ФЗ от 30 июня 2003 г. «О транспортно-экспедиционной деятельности»5, ФЗ от 8 ноября 2007 г. «Устав автомобильного транспорта и городского наземного транспорта»6, ФЗ от 8 ноября 2007 г. «Об автомобильных дорогах и о дорожном строительстве и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ»7, ФЗ от 8 ноября 2007 г. «О морских портах в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ»8, а также другими законами и подзаконными актами.
Транспорт делится на железнодорожный, авиационный, морской, речной, автомобильный и др.
Министерство транспорта РФ (Минтранс России) осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации, морского (включая морские торговые, специализированные и рыбные порты, кроме портов рыбопромысловых колхозов), внутреннего водного, железнодорожного, автомобильного, городского электрического (включая метрополитен) и промышленного транспорта, дорожного хозяйства, геодезии и картографии.
Минтранс России, в соответствии с Положением о нем, утвержденным Правительством РФ 30 июля 2004 г.1, определяет правила: перевозок пассажиров, багажа, груза, грузобагажа; формирования, применения тарифов, взимания сборов в области гражданской авиации, продажи билетов; государственной регистрации и государственного учета гражданских воздушных судов, морских судов и судов внутреннего водного транспорта; проектирования, постройки, ремонта и эксплуатации судов внутреннего транспорта, перевозок этим транспортом опасных грузов; технической эксплуатации железных дорог и т. д.
Оно принимает акты: об открытии и проведении реконструкции пунктов пропуска через Государственную границу РФ; устанавливающие классификацию, порядок расследования и учета транспортных происшествий на железнодорожном транспорте; утверждает положения о расследовании капитанами морских портов аварийных случаев с судами; о капитанах морских и речных портов; о лоцманской службе и лоцманской проводке судов по внутренним водным путям; о государственной администрации порта внутреннего водного транспорта, а также устав службы на морских судах и судах внутреннего водного транспорта (за исключением судов рыбопромыслового флота).
Своими правовыми актами Министерство закрепляет условия обеспечения ответственности за причинение вреда третьим лицам и воздушным судам; порядок выдачи специальных разрешений на осуществление международных автомобильных перевозок крупногабаритных, тяжеловесных, опасных грузов; диспетчерского регулирования движения судов на внутренних водных путях; контроля за соблюдением требований пожарной безопасности на судах внутреннего водного транспорта, а также порядок осуществления контроля за судами и регулирования деятельности в речном порту; проектирования и строительства железнодорожных путей общего пользования. Оно издает нормы и правила выполнения геодезических и картографических работ федерального назначения, обязательные для федеральных органов исполнительной власти и организаций независимо от их организационно-правовой формы и т. д.
Ведущее место в единой транспортной системе РФ занимает железнодорожный транспорт. Он призван во взаимодействии с другими видами транспорта своевременно и качественно обеспечивать потребности физических и юридических лиц, государства в перевозках железнодорожным транспортом, способствовать созданию условий для развития экономики, обеспечения единства экономического пространства на территории РФ.
Закон выделяет железнодорожный транспорт общего, необщего пользования, а также технологический железнодорожный транспорт организаций, предназначенный для перемещения товаров на территориях этих организаций.
В сфере железнодорожного транспорта функции по реализации государственной политики, оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом осуществляет
Федеральное агентство железнодорожного транспорта (Росжел- дор). Согласно Положению о нем, утвержденному Правительством РФ 30 июля 2004 г.1, оно осуществляет полномочия железнодорожной администрации РФ по выполнению обязательств, вытекающих из международных договоров РФ, в части выполнения функций по реализации государственной политики, оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом.
В пределах своей компетенции Росжелдор принимает решения об открытии для эксплуатации железнодорожных путей общего пользования на основании предложений владельцев этих путей; о примыкании к железнодорожным путям общего пользования строящихся, новых или восстановленных железнодорожных путей общего и необщего пользования; о временном прекращении погрузки и перевозки грузов и грузобагажа в определенных железнодорожных направлениях из-за сложившихся обстоятельств, препятствующих осуществлению перевозок.
Оно организует работу по обязательному подтверждению соответствия продукции, добровольному подтверждению работ и услуг, аккредитации испытательных лабораторий (центров), органов по сертификации и экспертов в сфере своей деятельности; определяет совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти морские и речные порты, автомобильные станции и аэропорты, участвующие в смешанном сообщении; ведет учет железнодорожного подвижного состава и контейнеров и т. д.
В систему железнодорожного транспорта входят железные дороги, их отделения; линейные, промышленные, снабженческие, строительные и другие предприятия, организации.
В целях совершенствования работы железнодорожного транспорта, устойчивого его функционирования, формирования единой транспортной системы в РФ Правительство РФ 15 мая 1998 г. утвердило Концепцию структурной реформы федерального железнодорожного транспорта1, а 18 мая 2001 г. — Программу структурной реформы на железнодорожном транспорте2. Во исполнение названных документов постановлением Правительства РФ от 18 сентября 2003 г. создано открытое акционерное общество «Российские железные дороги» и утвержден Устав о нем3.
Главными целями общества являются обеспечение потребностей государства, юридических и физических лиц в железнодорожных перевозках, работах и услугах, оказываемых железнодорожным транспортом, извлечение прибыли.
Его основными задачами являются: расширение комплекса и объема осуществляемых обществом работ и оказываемых услуг, повышение их качества; обеспечение безопасности движения поездов, сохранности перевозимых грузов; выполнение перевозок для государственных нужд; участие в реализации мероприятий по осуществлению структурной реформы на железнодорожном транспорте.
В процессе своей деятельности оно оказывает услуги по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования; выполняет работы по эксплуатации, содержанию и ремонту инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и железнодорожных путей необщего пользования; по перевозке пассажиров, груза, багажа железнодорожным транспортом общего пользования; транспортировке грузов по железнодорожным путям общего и необщего пользования; по проведению погрузочно-разгрузочных работ.
Общество осуществляет производство, текущее содержание и эксплуатацию железнодорожного подвижного состава, контейнеров и технических средств, используемых на железнодорожном транспорте; оказывает услуги по проведению планового и текущего ремонта, технического обслуживания вагонов, контейнеров, локомотивов и т. д.
Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиа- ция) осуществляет функции по оказанию государственных услуг, управление государственным имуществом в сфере воздушного транспорта (гражданской авиации) и гражданской части Единой системы организации воздушного движения РФ, в том числе в области обеспечения ее функционирования, развития и модернизации.
Согласно Положению о нем, утвержденному Правительством РФ 30 июля 2004 г.1, оно осуществляет полномочия в области гражданской авиации в части выполнения функций по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом при исполнении обязательств, вытекающих из международных договоров РФ.
На Росавиацию возложена организация проведения обязательной сертификации аэродромов (кроме международных и ка- тегорированных), используемых в целях гражданской авиации, аэропортов, объектов Единой системы организации воздушного движения, юридических лиц, обеспечивающих воздушные перевозки; использования части воздушного пространства, которая определена для воздушных трасс, местных воздушных линий, районов авиационных работ, гражданских аэродромов и аэропортов.
Агентство осуществляет аккредитацию представительств иностранных организаций, осуществляющих деятельность в области гражданской авиации на территории РФ; подготовку заключений о целесообразности установления пунктов пропуска через Государственную границу РФ на аэродромах и в аэропортах; ведение государственных реестров гражданских аэродромов и аэропортов РФ; обеспечение участия организаций воздушного транспорта в перевозке сил, средств и материальных ресурсов, необходимых для ликвидации чрезвычайных ситуаций и осуществления эвакуационных мероприятий и т. д.
Федеральное агентство морского и речного флота (Росмор- речфлот) призвано осуществлять функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере морского (включая морские торговые, рыбные, кроме рыбопромысловых колхозов, и специализированные порты) и речного транспорта.
Согласно Положению о нем, утвержденному Правительством РФ 23 июля 2004 г.1, Росморречфлот осуществляет функции компетентного органа в области морского и внутреннего водного транспорта по выполнению обязательств, вытекающих из международных договоров РФ, в части оказания соответствующих государственных услуг и управления государственным имуществом.
В пределах своей компетенции Агентство организует проведение работ по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в море с судов и объектов независимо от их ведомственной и национальной принадлежности, а на внутренних водных путях с судов и объектов морского и речного транспорта; мероприятий по защите морского судоходства от незаконных актов, направленных против безопасности мореплавания; работ по навигационно-гидрографическому обеспечению условий плавания судов в акваториях морских и речных портов, по внутренним водным путям; диспетчерское регулирование движения судов по внутренним водным путям; работ по содержанию водных путей, расположенных на них судоходных гидротехнических сооружений и т. д.
На него возложено оформление и выдача паспортов моряка; выдача заключений по вопросам привлечения иностранных работников для работы в составе экипажей российских морских судов (за исключением судов рыбопромыслового флота), плавающих под государственным флагом РФ; установление категорий средств навигационного оборудования и сроков их работы, а также сроков работы гидротехнических сооружений и т. д.
Федеральное дорожное агентство (Росавтодор) осуществляет функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, а также в области учета федеральных автомобильных дорог.
Положение о нем, утвержденное Правительством РФ 23 июля 2004 г.1, закрепило за ним полномочия компетентного органа в области автомобильного транспорта и дорожного хозяйства по реализации обязательств, вытекающих из международных договоров РФ в части выполнения функций по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом.
В пределах установленной компетенции Росавтодор организует работу по изъятию, выкупу, закреплению и резервированию земельных участков для государственных нужд в целях развития федеральной сети автомобильных дорог; обеспечению состояния федеральных автомобильных дорог установленным правилам, стандартам, техническим нормам; учет показателей состояния безопасности дорожного движения, а также техническому состоянию автомобильных дорог; приемку в эксплуатацию законченных строительством, реконструкцией и ремонтом участков федеральных автомобильных дорог; согласование решений органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков в пределах придорожных полос федеральных автомобильных дорог под стоянки и остановки и т. д.
На него возложено определение маршрутов движения по федеральным автомобильным дорогам транспортных средств с крупногабаритными и тяжеловесными грузами; принятие мер по обустройству федеральных автомобильных дорог объектами сервиса; введение периодов временного ограничения или прекращения движения транспортных средств по федеральным автомобильным дорогам с целью обеспечения безопасности дорожного движения; осуществление мероприятий, направленных на обеспечение безопасности движения на участках федеральных автомобильных дорог при проведении работ по их строительству, реконструкции, ремонту и содержанию.
Все автомобильные дороги делятся на дороги федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, частные дороги; общего и необщего пользования.
Специфической компетенцией в области управления транспорта, транспортного движения наделено Федеральное агентство геодезии и картографии (Роскартография), Положение о котором утверждено Правительством РФ 29 июля 2004 г.2 Согласно данному Положению Роскартография осуществляет функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере геодезической и картографической деятельности, а также наименований географических объектов.
В компетенцию Агентства входит создание и введение федерального и региональных картографо-геодезических фондов РФ, Государственного каталога географических названий, географических информационных систем федерального и регионального значения, работу по установлению, употреблению, регистрации, учету и сохранению наименований географических объектов, картографирование континентального шельфа РФ. Оно рассматривает предложения органов государственной власти субъектов РФ о наименованиях географических объектов; обеспечивает геодезическими, картографическими, топографическими и гидрографическими материалами и данными об установлении и изменении границ субъектов РФ, муниципальных образований; организует проектирование, составление и издание общегеографических, политико-административных и других тематических карт и атласов межотраслевого значения, а также производство геодезических и гидрографических работ в океанах и морях в целях обеспечения безопасности общего мореплавания и т. д.
Значительными функциями и полномочиями в сфере транспорта обладает Федеральная аэронавигационная служба (Рос- аэронавигация). Положение о ней утверждено Правительством РФ 30 марта 2006 г.3 Данная служба является специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по проведению государственной политики, нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору, по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере использования воздушного пространства РФ, аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства РФ и авиационно- космического поиска и спасания.
Постановлением Правительства РФ от 30 марта 2006 г. «О федеральной аэронавигационной службе»4 на нее возложены полномочия федерального органа исполнительной власти в области транспорта, специально уполномоченного органа в области гражданской авиации, обороны, руководящего органа единой системы организации воздушного движения.
В установленной сфере деятельности Служба принимает федеральные авиационные правила сертификации юридических лиц, осуществляющих и обеспечивающих аэронавигационное обслуживание пользователей воздушного пространства РФ; осуществления радиосвязи; сертификации объектов Единой системы организации воздушного движения; правила, определяющие требования, предъявляемые к авиационному персоналу, и т. д. Она издает также акты, устанавливающие порядок сборов за аэронавигационное обслуживание пользователей воздушного пространства РФ; особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда авиационного персонала и т. д.
На Службу возложены функции по выдаче разрешений на транзитные полеты иностранных воздушных судов через воздушное пространство РФ и на пересечение ими государственной границы РФ, на выполнение международных полетов из аэропортов, с аэродромов РФ, не открытых для международных полетов, на выполнение разовых полетов. Она осуществляет полное государственное регулирование и организацию использования воздушного пространства РФ; согласовывает разрешения на разовые полеты воздушных судов иностранных государств, связанные с перевозками глав государств и правительств, возглавляемых ими делегаций, а также на разовые полеты государственных воздушных судов иностранных государств, для получения разрешения на которые требуется использование дипломатических каналов и т. д.
- Алехин а. П., Кармолицкий а. А.
- § 2. Понятие и цели организации управления
- § 3. Правовые основы организации управления
- Глава 26
- § 1. Основы разграничения компетенции в области управления между органами исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов
- § 2. Региональные начала
- § 3. Межотраслевые начала в управлении
- § 4. Отраслевые начала в управлении
- § 5. Общие функции и полномочия федеральных органов исполнительной власти
- Глава 27
- § 1. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера
- § 2. Чрезвычайное положение
- § 3. Военное положение
- Раздел VIII
- Глава 28
- § 1. Организационно-правовые формы управления промышленностью и энергетикой
- § 2. Предприятия и объединения в промышленности и энергетике
- § 3. Местное самоуправление, промышленность и энергетика
- § 4. Государственный контроль (надзор) в промышленности и энергетике
- Глава 29 Управление сельским хозяйством
- § 1. Организационно-правовые формы управления сельским хозяйством
- § 2. Предприятия и организации в сельском хозяйстве
- § 3. Местное самоуправление и сельское хозяйство
- § 4. Государственный контроль (надзор) в сельском хозяйстве
- Глава 30
- § 1. Организационно-правовые формы управления строительством и жилищно-коммунальным хозяйством
- § 2. Местное самоуправление, строительство и жилищно-коммунальное хозяйство
- § 3. Государственный контроль (надзор) в строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве
- Глава 31 Управление транспортом
- § 1. Организационно-правовые формы управления транспортом
- § 2. Местное самоуправление и транспорт
- § 3. Государственный контроль (надзор) на транспорте
- Глава 32
- § 1. Организационно-правовые формы управления связью и массовыми коммуникациями
- § 2. Местное самоуправление и связь
- § 3. Государственный контроль и надзор в сфере связи и массовых коммуникаций
- Глава 33
- § 1. Организационно-правовые формы управления использованием и охраной природных ресурсов
- § 2. Органы местного самоуправления и использование и охрана природных ресурсов
- § 3. Государственный контроль (надзор) в области природопользования и охраны природных ресурсов
- Глава 34 Управление финансами и кредитом
- § 1. Организационно-правовые формы управления финансами и кредитом
- § 2. Местное самоуправление, финансы и налоги
- § 3. Финансовый контроль
- Глава 35
- § 1. Организационно-правовые формы управления в области внешнеэкономических связей
- § 2. Местное самоуправление и внешнеэкономические связи
- § 3. Государственный контроль в области внешнеэкономических связей
- Раздел IX
- Глава 36 Управление образованием
- § 1. Общие положения
- § 2. Организационно-правовые формы управления образованием
- § 3. Учреждения образования
- § 4. Органы местного самоуправления и образование
- § 5. Государственный контроль деятельности образовательных учреждений
- Глава 37 Управление здравоохранением
- § 1. Организационно-правовые формы управления здравоохранением
- § 2. Учреждения здравоохранения
- § 3. Местное самоуправление и здравоохранение
- § 4. Государственный контроль (надзор) в сфере здравоохранения
- Глава 38 Управление наукой
- § 1. Организационно-правовые формы управления
- § 2. Организация науки. Научные учреждения и сообщества
- Глава 39 Управление культурой
- § 1. Организационно-правовые формы управления культурой
- § 2. Местное самоуправление и культура
- § 3. Государственный контроль (надзор) в сфере культуры
- Глава 40
- § 1. Организационно-правовые формы управления в области социальной защиты граждан
- § 2. Местное самоуправление и социальная защита
- Глава 41 Управление обороной
- § 1. Организационно-правовые формы управления
- § 2. Органы местного самоуправления и управление обороной
- § 3. Комплектование Вооруженных Сил Российской Федерации
- Глава 42 Управление безопасностью
- § 1. Организационно-правовые формы управления безопасностью
- § 2. Государственная граница, ее защита и охрана
- Глава 43 Управление внутренними делами
- § 1. Организационно-правовые формы управления внутренними делами
- § 2. Органы местного самоуправления и управление в области внутренних дел
- § 3. Милиция
- § 4. Государственный надзор за безопасностью дорожного движения
- § 5. Паспортная система
- § 6. Внутренние войска
- Глава 44 Управление иностранными делами
- § 1. Организационно-правовые формы управления иностранными делами
- § 2. Органы Министерства иностранных дел рф за рубежом
- § 3. Административно-правовое регулирование въезда в Российскую Федерацию и выезда из Российской Федерации
- Глава 45 Управление юстицией
- § 1. Организационно-правовые формы управления
- § 2. Организация нотариальной службы
- § 3. Адвокатура
- § 4. Регистрация актов гражданского состояния