§ 3. Государственный контроль (надзор) в строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве
Градостроительный кодекс РФ к полномочиям органов государственной власти РФ и ее субъектов относит осуществление в пределах их компетенции государственного строительного надзора.
Государственный строительный надзор осуществляется при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, при капитальном ремонте объектов капитального строительства, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов. Имеются в виду объекты, проектная документация которых подлежит государственной экспертизе либо эта документация является типовой проектной документацией или ее модификацией.
Задачей государственного градостроительного надзора является предупреждение, выявление и пресечение нарушений соответствия выполняемых в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, работ требованиям технических регламентов, иных нормативных правовых актов и проектной документации.
Порядок и организация осуществления градостроительного надзора регламентируется Положением об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации, утвержденным Правительством РФ 1 февраля 2008 г.1
Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный строительный надзор, является Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору. Указанный надзор Служба осуществляет при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов использования атомной энергии, опасных производственных объектов, линий связи, объектов обороны и безопасности, особо опасных, технически сложных и уникальных объектов. В содержание государственного строительного надзора входит проверка соответствия выполняемых работ требованиям технических регламентов, иных нормативных правовых актов и проектной документации. При отсутствии технических регламентов проводится проверка соответствия выполняемых работ требованиям строительных норм и правил, федеральных норм и правил в области использования атомной энергии, правил безопасности, государственных стандартов, других нормативных актов РФ, нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, обязательные для исполнения при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства.
Государственный строительный надзор осуществляется уполномоченными на то органами исполнительной власти субъектов РФ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, если при этом предусмотрено осуществление такого надзора.
Должностные лица, осуществляющие государственный строительный надзор, имеют право беспрепятственно посещать объекты капитального строительства, подпадающие под этот надзор, давать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений застройщику или подрядчику. Приостановление строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства осуществляется в соответствии с законодательством РФ. Указанным должностным лицам дано право составлять протоколы об административных правонарушениях и применять меры по обеспечению производства по этим правонарушениям.
От государственного строительного надзора следует отличать строительный контроль, который проводится в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в целях проверки соответствия выполняемых работ проектной документации, требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка. Данный контроль проводится лицом, осуществляющим строительство, а в определенных случаях — застройщиком или заказчиком.
Государственная жилищная инспекция Российской Федерации. Положение о ней утверждено Правительством РФ 26 сентября 1994 г.1 Она состоит из Главной государственной жилищной инспекции и ее органов в субъектах РФ. Одной из главных задач государственной жилищной инспекции является контроль за обеспечением прав и законных интересов граждан и государства при предоставлении населению жилищных и коммунальных услуг, использованием и сохранностью жилищного фонда.
Главная государственная жилищная инспекция координирует и организует работу государственной жилищной инспекции по контролю за использованием, содержанием и ремонтом жилищного фонда; анализирует отчетные, статистические и другие данные и материалы. На их основе она разрабатывает предложения по совершенствованию контроля в жилищно-коммунальном хозяйстве. Она также разрабатывает нормативно- методическую документацию по вопросам деятельности государственной жилищной инспекции; осуществляет контроль за разработкой, совершенствованием и изданием ведомственных нормативных документов, связанных с использованием, содержанием и ремонтом жилищного фонда и общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и участвует в их разработке.
Органы государственной жилищной инспекции осуществляют контроль за использованием жилищного фонда, общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и придомовых территорий; за техническим состоянием указанных фонда и общего имущества, инженерного оборудования, своевременным выполнением работ по их содержанию и ремонту и обоснованностью устанавливаемых нормативов потребления жилищно-коммунальных услуг; за санитарным состоянием помещений жилищного фонда, общего имущества в части, согласованной с соответствующими службами санитарно-эпидемиологического надзора и за осуществлением мероприятий по подготовке жилищного фонда, общего имущества к сезонной эксплуатации; за рациональным использованием в жилищном фонде, общем имуществе топливно-энергетических ресурсов и воды.
Контроль осуществляется также по вопросам соблюдения нормативного уровня и режима обеспечения населения коммунальными услугами1, правил пользования жилыми помещения- ми2 и придомовыми территориями, порядка и правил признания жилых домов и помещений непригодными для постоянного проживания, перевода их в нежилые помещения и т. д.
Органы государственной жилищной инспекции наделены полномочиями, которые позволяют им проводить инспекционные обследования и проверки подконтрольных объектов; давать предписания собственникам, владельцам и пользователям жилищного фонда, общего имущества и придомовых территорий об устранении выявленных нарушений. При обнаружении грубого нарушения жилищного законодательства, правил и нормативов, связанных с использованием, содержанием и ремонтом жилищного фонда, общего имущества они дают представления об аннулировании или приостановлении лицензии на осуществление деятельности юридическими и физическими лицами и т. д.
Минрегион России по вопросам своей компетенции осуществляет государственный контроль за соблюдением органами государственной власти субъектов РФ законодательства о градостроительной деятельности, включая контроль за соответствием нормативных правовых актов субъектов РФ законодательству о градостроительной деятельности; за соблюдением сроков приведения нормативных актов субъектов РФ в соответствие с требованиями Градостроительного кодекса РФ, процедур для подготовки и утверждения схем территориального планирования субъектов РФ, документации по планировке территорий, установленных законодательством о градостроительной деятельности.
На него возложен контроль и надзор за исполнением нормативных актов органов государственной власти субъектов РФ, принимаемых ими по вопросам переданных им полномочий в области государственной экспертизы проектов документов территориального планирования, государственной экспертизы проектной документации и экспертизы результатов инженерных изысканий, за полнотой и качеством осуществления названной экспертизы, а также за соблюдением органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности.
В сфере ЖКХ определенными функциями контроля обладает Федеральная служба по тарифам. Она, в частности, осуществляет государственный контроль за обоснованностью установления и изменения предельных индексов изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса; тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса — производителей товаров и услуг в сфере водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов; тарифов на подключение создаваемых (реконструируемых) объектов недвижимости к системе коммунальной инфраструктуры; тарифов организаций коммунального комплекса на подключение; надбавок к ценам (тарифам) для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса. Она осуществляет также государственный контроль за обоснованностью установления и изменения органами регулирования субъектов РФ предельных индексов, устанавливаемых по муниципальным образованиям.
Названный государственный контроль осуществляется посредством проведения контрольных мероприятий, которые позволяют оценить законность и обоснованность решений органов регулирования субъектов РФ и местного самоуправления.
- Алехин а. П., Кармолицкий а. А.
- § 2. Понятие и цели организации управления
- § 3. Правовые основы организации управления
- Глава 26
- § 1. Основы разграничения компетенции в области управления между органами исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов
- § 2. Региональные начала
- § 3. Межотраслевые начала в управлении
- § 4. Отраслевые начала в управлении
- § 5. Общие функции и полномочия федеральных органов исполнительной власти
- Глава 27
- § 1. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера
- § 2. Чрезвычайное положение
- § 3. Военное положение
- Раздел VIII
- Глава 28
- § 1. Организационно-правовые формы управления промышленностью и энергетикой
- § 2. Предприятия и объединения в промышленности и энергетике
- § 3. Местное самоуправление, промышленность и энергетика
- § 4. Государственный контроль (надзор) в промышленности и энергетике
- Глава 29 Управление сельским хозяйством
- § 1. Организационно-правовые формы управления сельским хозяйством
- § 2. Предприятия и организации в сельском хозяйстве
- § 3. Местное самоуправление и сельское хозяйство
- § 4. Государственный контроль (надзор) в сельском хозяйстве
- Глава 30
- § 1. Организационно-правовые формы управления строительством и жилищно-коммунальным хозяйством
- § 2. Местное самоуправление, строительство и жилищно-коммунальное хозяйство
- § 3. Государственный контроль (надзор) в строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве
- Глава 31 Управление транспортом
- § 1. Организационно-правовые формы управления транспортом
- § 2. Местное самоуправление и транспорт
- § 3. Государственный контроль (надзор) на транспорте
- Глава 32
- § 1. Организационно-правовые формы управления связью и массовыми коммуникациями
- § 2. Местное самоуправление и связь
- § 3. Государственный контроль и надзор в сфере связи и массовых коммуникаций
- Глава 33
- § 1. Организационно-правовые формы управления использованием и охраной природных ресурсов
- § 2. Органы местного самоуправления и использование и охрана природных ресурсов
- § 3. Государственный контроль (надзор) в области природопользования и охраны природных ресурсов
- Глава 34 Управление финансами и кредитом
- § 1. Организационно-правовые формы управления финансами и кредитом
- § 2. Местное самоуправление, финансы и налоги
- § 3. Финансовый контроль
- Глава 35
- § 1. Организационно-правовые формы управления в области внешнеэкономических связей
- § 2. Местное самоуправление и внешнеэкономические связи
- § 3. Государственный контроль в области внешнеэкономических связей
- Раздел IX
- Глава 36 Управление образованием
- § 1. Общие положения
- § 2. Организационно-правовые формы управления образованием
- § 3. Учреждения образования
- § 4. Органы местного самоуправления и образование
- § 5. Государственный контроль деятельности образовательных учреждений
- Глава 37 Управление здравоохранением
- § 1. Организационно-правовые формы управления здравоохранением
- § 2. Учреждения здравоохранения
- § 3. Местное самоуправление и здравоохранение
- § 4. Государственный контроль (надзор) в сфере здравоохранения
- Глава 38 Управление наукой
- § 1. Организационно-правовые формы управления
- § 2. Организация науки. Научные учреждения и сообщества
- Глава 39 Управление культурой
- § 1. Организационно-правовые формы управления культурой
- § 2. Местное самоуправление и культура
- § 3. Государственный контроль (надзор) в сфере культуры
- Глава 40
- § 1. Организационно-правовые формы управления в области социальной защиты граждан
- § 2. Местное самоуправление и социальная защита
- Глава 41 Управление обороной
- § 1. Организационно-правовые формы управления
- § 2. Органы местного самоуправления и управление обороной
- § 3. Комплектование Вооруженных Сил Российской Федерации
- Глава 42 Управление безопасностью
- § 1. Организационно-правовые формы управления безопасностью
- § 2. Государственная граница, ее защита и охрана
- Глава 43 Управление внутренними делами
- § 1. Организационно-правовые формы управления внутренними делами
- § 2. Органы местного самоуправления и управление в области внутренних дел
- § 3. Милиция
- § 4. Государственный надзор за безопасностью дорожного движения
- § 5. Паспортная система
- § 6. Внутренние войска
- Глава 44 Управление иностранными делами
- § 1. Организационно-правовые формы управления иностранными делами
- § 2. Органы Министерства иностранных дел рф за рубежом
- § 3. Административно-правовое регулирование въезда в Российскую Федерацию и выезда из Российской Федерации
- Глава 45 Управление юстицией
- § 1. Организационно-правовые формы управления
- § 2. Организация нотариальной службы
- § 3. Адвокатура
- § 4. Регистрация актов гражданского состояния