logo search
Учебник АП Алехин, Кармолицкий 2010 том 2

§ 3. Государственный контроль (надзор) в строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве

Градостроительный кодекс РФ к полномочиям органов го­сударственной власти РФ и ее субъектов относит осуществле­ние в пределах их компетенции государственного строительно­го надзора.

Государственный строительный надзор осуществляется при строительстве, реконструкции объектов капитального строитель­ства, при капитальном ремонте объектов капитального строитель­ства, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов. Имеются в виду объекты, проектная документация ко­торых подлежит государственной экспертизе либо эта докумен­тация является типовой проектной документацией или ее моди­фикацией.

Задачей государственного градостроительного надзора яв­ляется предупреждение, выявление и пресечение нарушений со­ответствия выполняемых в процессе строительства, реконструк­ции, капитального ремонта объектов капитального строительства, работ требованиям технических регламентов, иных норматив­ных правовых актов и проектной документации.

Порядок и организация осуществления градостроительно­го надзора регламентируется Положением об осуществлении го­сударственного строительного надзора в Российской Федерации, утвержденным Правительством РФ 1 февраля 2008 г.1

Федеральным органом исполнительной власти, уполномо­ченным осуществлять государственный строительный надзор, является Федеральная служба по экологическому, технологи­ческому и атомному надзору. Указанный надзор Служба осу­ществляет при строительстве, реконструкции, капитальном ре­монте объектов использования атомной энергии, опасных про­изводственных объектов, линий связи, объектов обороны и безопасности, особо опасных, технически сложных и уникаль­ных объектов. В содержание государственного строительного надзора входит проверка соответствия выполняемых работ требо­ваниям технических регламентов, иных нормативных правовых актов и проектной документации. При отсутствии технических регламентов проводится проверка соответствия выполняемых работ требованиям строительных норм и правил, федеральных норм и правил в области использования атомной энергии, правил безопасности, государственных стандартов, других нормативных актов РФ, нормативных актов федеральных органов исполнитель­ной власти, обязательные для исполнения при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства.

Государственный строительный надзор осуществляется уполномоченными на то органами исполнительной власти субъ­ектов РФ при строительстве, реконструкции, капитальном ремон­те объектов капитального строительства, если при этом предус­мотрено осуществление такого надзора.

Должностные лица, осуществляющие государственный стро­ительный надзор, имеют право беспрепятственно посещать объ­екты капитального строительства, подпадающие под этот надзор, давать обязательные для исполнения предписания об устране­нии выявленных нарушений застройщику или подрядчику. При­остановление строительства, реконструкции, капитального ре­монта объекта капитального строительства осуществляется в соответствии с законодательством РФ. Указанным должностным лицам дано право составлять протоколы об административных правонарушениях и применять меры по обеспечению производ­ства по этим правонарушениям.

От государственного строительного надзора следует отли­чать строительный контроль, который проводится в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в целях проверки соответствия вы­полняемых работ проектной документации, требованиям техни­ческих регламентов, результатам инженерных изысканий, тре­бованиям градостроительного плана земельного участка. Данный контроль проводится лицом, осуществляющим строительство, а в определенных случаях — застройщиком или заказчиком.

Государственная жилищная инспекция Российской Феде­рации. Положение о ней утверждено Правительством РФ 26 сен­тября 1994 г.1 Она состоит из Главной государственной жилищ­ной инспекции и ее органов в субъектах РФ. Одной из главных задач государственной жилищной инспекции является контроль за обеспечением прав и законных интересов граждан и государ­ства при предоставлении населению жилищных и коммуналь­ных услуг, использованием и сохранностью жилищного фонда.

Главная государственная жилищная инспекция координи­рует и организует работу государственной жилищной инспек­ции по контролю за использованием, содержанием и ремонтом жилищного фонда; анализирует отчетные, статистические и другие данные и материалы. На их основе она разрабатывает предложения по совершенствованию контроля в жилищно-ком­мунальном хозяйстве. Она также разрабатывает нормативно- методическую документацию по вопросам деятельности госу­дарственной жилищной инспекции; осуществляет контроль за разработкой, совершенствованием и изданием ведомственных нормативных документов, связанных с использованием, содер­жанием и ремонтом жилищного фонда и общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и участву­ет в их разработке.

Органы государственной жилищной инспекции осуществ­ляют контроль за использованием жилищного фонда, общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и придомовых территорий; за техническим состоянием указан­ных фонда и общего имущества, инженерного оборудования, своевременным выполнением работ по их содержанию и ремон­ту и обоснованностью устанавливаемых нормативов потребле­ния жилищно-коммунальных услуг; за санитарным состояни­ем помещений жилищного фонда, общего имущества в части, согласованной с соответствующими службами санитарно-эпи­демиологического надзора и за осуществлением мероприятий по подготовке жилищного фонда, общего имущества к сезонной эксплуатации; за рациональным использованием в жилищном фонде, общем имуществе топливно-энергетических ресурсов и воды.

Контроль осуществляется также по вопросам соблюдения нормативного уровня и режима обеспечения населения комму­нальными услугами1, правил пользования жилыми помещения- ми2 и придомовыми территориями, порядка и правил призна­ния жилых домов и помещений непригодными для постоянно­го проживания, перевода их в нежилые помещения и т. д.

Органы государственной жилищной инспекции наделены полномочиями, которые позволяют им проводить инспекцион­ные обследования и проверки подконтрольных объектов; давать предписания собственникам, владельцам и пользователям жилищ­ного фонда, общего имущества и придомовых территорий об устранении выявленных нарушений. При обнаружении грубо­го нарушения жилищного законодательства, правил и нормативов, связанных с использованием, содержанием и ремонтом жилищ­ного фонда, общего имущества они дают представления об ан­нулировании или приостановлении лицензии на осуществление деятельности юридическими и физическими лицами и т. д.

Минрегион России по вопросам своей компетенции осуще­ствляет государственный контроль за соблюдением органами го­сударственной власти субъектов РФ законодательства о градос­троительной деятельности, включая контроль за соответствием нормативных правовых актов субъектов РФ законодательству о градостроительной деятельности; за соблюдением сроков при­ведения нормативных актов субъектов РФ в соответствие с тре­бованиями Градостроительного кодекса РФ, процедур для под­готовки и утверждения схем территориального планирования субъектов РФ, документации по планировке территорий, уста­новленных законодательством о градостроительной деятельно­сти.

На него возложен контроль и надзор за исполнением норма­тивных актов органов государственной власти субъектов РФ, при­нимаемых ими по вопросам переданных им полномочий в обла­сти государственной экспертизы проектов документов террито­риального планирования, государственной экспертизы проектной документации и экспертизы результатов инженерных изыска­ний, за полнотой и качеством осуществления названной экспер­тизы, а также за соблюдением органами местного самоуправле­ния законодательства о градостроительной деятельности.

В сфере ЖКХ определенными функциями контроля облада­ет Федеральная служба по тарифам. Она, в частности, осуще­ствляет государственный контроль за обоснованностью установ­ления и изменения предельных индексов изменения установ­ленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса; тарифов на товары и услуги организаций коммуналь­ного комплекса — производителей товаров и услуг в сфере во­доснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов; тарифов на подклю­чение создаваемых (реконструируемых) объектов недвижимо­сти к системе коммунальной инфраструктуры; тарифов органи­заций коммунального комплекса на подключение; надбавок к ценам (тарифам) для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса. Она осуществляет также государ­ственный контроль за обоснованностью установления и изме­нения органами регулирования субъектов РФ предельных ин­дексов, устанавливаемых по муниципальным образованиям.

Названный государственный контроль осуществляется по­средством проведения контрольных мероприятий, которые по­зволяют оценить законность и обоснованность решений орга­нов регулирования субъектов РФ и местного самоуправления.