§ 2. Организация нотариальной службы
Правовые основы организации и деятельности нотариальной службы закреплены в Основах законодательства РФ о нотариате, принятых 11 февраля 1993 г.2
Основные задачи нотариальной службы состоят в том, чтобы обеспечить защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц, охранять собственность путем совершения различных нотариальных действий; предупреждать соответствующие правонарушения; укреплять законность.
В соответствии с Основами нотариальная деятельность осуществляется государственными нотариальными конторами и нотариусами, занимающимися частной практикой, которые вправе иметь свою нотариальную контору. Если в том или ином населенном пункте отсутствует соответствующий нотариус, то в этом случае нотариальные действия совершает глава местной администрации, либо специально уполномоченное должностное лицо местного самоуправления муниципального поселения. За границей нотариальные действия осуществляют уполномоченные на то должностные лица консульских учреждений.
Компетенция перечисленных организаций (должностных лиц) по совершению нотариальных действий неодинакова. Основы (ст. 35) предоставили нотариусам, занимающимся частной практикой, совершение следующих нотариальных действий: удостоверять сделки; выдавать свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе супругов; удостоверять факт нахождения гражданина в живых, в определенном месте; удостоверять тождественность гражданина с лицом, изображенным на фотографии, время предъявления документов; налагать и снимать запрещения отчуждениями имущества; свидетельствовать подлинность подписи на документах, верность копий документов и выписок из них, перевода документов с одного языка на другой; передавать заявления физических и юридических лиц другим физическим и юридическим лицам; принимать в депозит денежные суммы и ценные бумаги; совершать исполнительные надписи и протесты векселей; принимать на хранение документы; предъявлять чеки к платежу и удостоверять неоплату чеков; совершать морские протесты; обеспечивать доказательства.
Государственные нотариусы совершают все перечисленные выше нотариальные действия. Кроме этого, они выдают свидетельства о праве на наследство и принимают меры к охране наследственного имущества (ст. 36 Основ). Но если в нотариальном округе отсутствует государственная нотариальная контора, то два последних действия могут совершаться частным нотариусом на основе совместного решения территориального органа Росрегистрации и соответствующей нотариальной палаты. Свидетельство же о праве собственности на долю в общем имуществе в случае смерти одного из супругов оформляется и выдается государственной нотариальной конторой.
Таким образом, к компетенции государственных нотариусов законодательство отнесло совершение всех нотариальных действий.
Несколько ограничена компетенция уполномоченных лиц муниципальных органов. Они удостоверяют завещания, доверенности; принимают меры по охране наследственного имущества, а в случае необходимости и по управлению им; свидетельствуют верность копий документов и выписок из них; подлинность подписи на документах. На указанные должностные лица законодательством РФ может быть возложено совершение и других нотариальных действий.
Уполномоченные должностные лица консульских учреждений РФ совершают те же нотариальные действия, что и государственные нотариусы, за исключением таких, как передавать заявления физических и юридических лиц другим физическим и юридическим лицам; предъявлять чеки к платежу и удостоверять неоплату чеков; совершать протесты векселей. Они также не удостоверяют договоры об отчуждении и залоге имущества, находящегося в РФ.
Государственные нотариальные конторы организационно входят в систему Минюста России.
Нотариусы, занимающиеся частной практикой, их конторы организационно не входят в систему Минюста России.
Все нотариусы, занимающиеся частной практикой, объединяются в нотариальные палаты. Членство в них является для нотариусов обязательным. В каждом субъекте РФ образуется одна нотариальная палата. Ее деятельность строится на принципах самоуправления. Высшим органом палаты является собрание ее членов, а непосредственное руководство ею осуществляют правление и ее президент.
На нотариальную палату возложены следующие основные функции: представлять и защищать интересы нотариусов, занимающихся частной практикой; оказывать им помощь и содействие в развитии их частной нотариальной деятельности; осуществлять контроль за соблюдением правил нотариального делопроизводства и за исполнением профессиональных обязанностей нотариусами; организация стажировки и повышения квалификации нотариусов.
Нотариальные палаты объединяются в Федеральную нотариальную палату, которая организует свою деятельность на принципах самоуправления. Ее высшим органом является собрание представителей нотариальных палат. Руководство палатой осуществляют правление и президент палаты.
Основными задачами данной палаты являются: координация деятельности нотариальных палат, представление их интересов в органах государственной власти; защита социальных и профессиональных прав нотариусов; участие в проведении экспертиз проектов законов РФ по вопросам нотариальной деятельности; обеспечение повышения квалификации нотариусов и др.
Минюст России осуществляет ряд функций по нормативно-правовому регулированию деятельности как государственных, так и частных нотариусов. Он, в частности, утверждает формы реестров регистрации нотариальных действий, нотариальных свидетельств и удостоверительных надписей, а также осуществляет иные функции по нормативно-правовому регулированию в сфере нотариальной деятельности.
Объединения нотариусов, занимающихся частной практикой, активно участвуют в организации нотариальной службы.
При совершении нотариальных действий частные нотариусы, как и государственные, руководствуются законами, а также правовыми актами, издаваемыми Минюстом России по вопросам нотариальной деятельности.
К лицу, решившему заняться нотариальной деятельностью, предъявляются определенные требования: оно должно быть гражданином РФ; иметь высшее юридическое образование; пройти стажировку в государственной нотариальной конторе или у частного нотариуса; сдать квалификационный экзамен квалификационной комиссии и получить лицензию на право нотариальной деятельности.
В осуществлении функций и полномочий нотариусы независимы и руководствуются в своей деятельности только законами, нормативными актами федеральных органов государственной власти, в том числе Минюста России, а также правовыми актами органов государственной власти субъектов РФ.
- Алехин а. П., Кармолицкий а. А.
- § 2. Понятие и цели организации управления
- § 3. Правовые основы организации управления
- Глава 26
- § 1. Основы разграничения компетенции в области управления между органами исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов
- § 2. Региональные начала
- § 3. Межотраслевые начала в управлении
- § 4. Отраслевые начала в управлении
- § 5. Общие функции и полномочия федеральных органов исполнительной власти
- Глава 27
- § 1. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера
- § 2. Чрезвычайное положение
- § 3. Военное положение
- Раздел VIII
- Глава 28
- § 1. Организационно-правовые формы управления промышленностью и энергетикой
- § 2. Предприятия и объединения в промышленности и энергетике
- § 3. Местное самоуправление, промышленность и энергетика
- § 4. Государственный контроль (надзор) в промышленности и энергетике
- Глава 29 Управление сельским хозяйством
- § 1. Организационно-правовые формы управления сельским хозяйством
- § 2. Предприятия и организации в сельском хозяйстве
- § 3. Местное самоуправление и сельское хозяйство
- § 4. Государственный контроль (надзор) в сельском хозяйстве
- Глава 30
- § 1. Организационно-правовые формы управления строительством и жилищно-коммунальным хозяйством
- § 2. Местное самоуправление, строительство и жилищно-коммунальное хозяйство
- § 3. Государственный контроль (надзор) в строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве
- Глава 31 Управление транспортом
- § 1. Организационно-правовые формы управления транспортом
- § 2. Местное самоуправление и транспорт
- § 3. Государственный контроль (надзор) на транспорте
- Глава 32
- § 1. Организационно-правовые формы управления связью и массовыми коммуникациями
- § 2. Местное самоуправление и связь
- § 3. Государственный контроль и надзор в сфере связи и массовых коммуникаций
- Глава 33
- § 1. Организационно-правовые формы управления использованием и охраной природных ресурсов
- § 2. Органы местного самоуправления и использование и охрана природных ресурсов
- § 3. Государственный контроль (надзор) в области природопользования и охраны природных ресурсов
- Глава 34 Управление финансами и кредитом
- § 1. Организационно-правовые формы управления финансами и кредитом
- § 2. Местное самоуправление, финансы и налоги
- § 3. Финансовый контроль
- Глава 35
- § 1. Организационно-правовые формы управления в области внешнеэкономических связей
- § 2. Местное самоуправление и внешнеэкономические связи
- § 3. Государственный контроль в области внешнеэкономических связей
- Раздел IX
- Глава 36 Управление образованием
- § 1. Общие положения
- § 2. Организационно-правовые формы управления образованием
- § 3. Учреждения образования
- § 4. Органы местного самоуправления и образование
- § 5. Государственный контроль деятельности образовательных учреждений
- Глава 37 Управление здравоохранением
- § 1. Организационно-правовые формы управления здравоохранением
- § 2. Учреждения здравоохранения
- § 3. Местное самоуправление и здравоохранение
- § 4. Государственный контроль (надзор) в сфере здравоохранения
- Глава 38 Управление наукой
- § 1. Организационно-правовые формы управления
- § 2. Организация науки. Научные учреждения и сообщества
- Глава 39 Управление культурой
- § 1. Организационно-правовые формы управления культурой
- § 2. Местное самоуправление и культура
- § 3. Государственный контроль (надзор) в сфере культуры
- Глава 40
- § 1. Организационно-правовые формы управления в области социальной защиты граждан
- § 2. Местное самоуправление и социальная защита
- Глава 41 Управление обороной
- § 1. Организационно-правовые формы управления
- § 2. Органы местного самоуправления и управление обороной
- § 3. Комплектование Вооруженных Сил Российской Федерации
- Глава 42 Управление безопасностью
- § 1. Организационно-правовые формы управления безопасностью
- § 2. Государственная граница, ее защита и охрана
- Глава 43 Управление внутренними делами
- § 1. Организационно-правовые формы управления внутренними делами
- § 2. Органы местного самоуправления и управление в области внутренних дел
- § 3. Милиция
- § 4. Государственный надзор за безопасностью дорожного движения
- § 5. Паспортная система
- § 6. Внутренние войска
- Глава 44 Управление иностранными делами
- § 1. Организационно-правовые формы управления иностранными делами
- § 2. Органы Министерства иностранных дел рф за рубежом
- § 3. Административно-правовое регулирование въезда в Российскую Федерацию и выезда из Российской Федерации
- Глава 45 Управление юстицией
- § 1. Организационно-правовые формы управления
- § 2. Организация нотариальной службы
- § 3. Адвокатура
- § 4. Регистрация актов гражданского состояния