§ 3. Адвокатура
В соответствии с Конституцией РФ (ст. 48) каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. Она обеспечивается системой соответствующих организаций, среди которых важное место занимает адвокатура. Ее правовые основы организации и деятельности закреплены в Конституции РФ и ФЗ от 31 мая 2002 г. «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»1.
Адвокатура представляет собой профессиональное сообщество адвокатов, которые оказывают квалифицированную юридическую помощь физическим и юридическим лицам (доверителям) в целях защиты их законных прав, свобод, интересов, обеспечения доступа к правосудию.
Юридическая помощь адвоката включает в себя: дачу консультаций и справок по правовым вопросам; составление документов юридического характера (заявления, жалобы, ходатайства и др.); представление интересов доверителя в конституционном производстве; участие в качестве представителя доверителя в гражданском и административном судопроизводстве; участие в качестве представителя или защитника в уголовном судопроизводстве и производстве по делам об административных правонарушениях; представление интересов доверителя в органах государственной власти, местного самоуправления, общественных объединениях, судах и правоохранительных органах, иностранных государств и др.
Перечисленные выше основные функции адвокатов свидетельствуют о том, что они своей деятельностью способствуют охране прав и законных интересов физических и юридических лиц, объективному и справедливому отправлению правосудия, укреплению законности.
Адвокатура действует на основе принципов законности, независимости, самоуправления, равноправия адвокатов.
Для того чтобы приобрести статус адвоката, гражданин (претендент) должен иметь высшее юридическое образование или ученую степень по юридической специальности, стаж работы по юридической специальности не менее двух лет либо пройти стажировку в адвокатском образовании в установленные сроки. Он должен сдать успешно квалификационный экзамен квалификационной комиссии при адвокатской палате субъекта РФ, после чего она принимает решение о присвоении статуса адвоката.
Адвокатура состоит из адвокатских образований. К ним относятся: 1) адвокатский кабинет; 2) коллегия адвокатов; 3) адвокатское бюро; 4) юридическая консультация; 5) адвокатская контора. Организационно-правовые особенности каждого вида образования определяются Законом.
Все адвокаты субъекта РФ объединяются в адвокатскую палату, членство в которой является обязательным. В каждом субъекте РФ может быть образована только одна адвокатская палата.
Основное назначение адвокатских палат состоит в обеспечении оказания юридической помощи населению на территории соответствующего субъекта РФ, ее доступности; представительства и защиты интересов адвокатов в органах государственной власти, местного самоуправления, общественных объединениях и иных организациях, контроля за профессиональной подготовкой лиц, осуществляющих адвокатскую деятельность, соблюдением адвокатами профессиональной этики. При адвокатской палате создается квалификационная комиссия для приема квалификационных экзаменов у лиц, пожелавших посвятить себя адвокатской деятельности, а также для рассмотрения жалоб на действия (бездействие) адвокатов. В ее состав входят представители адвокатской палаты, территориального органа Росрегист- рации, законодательного органа субъекта РФ, арбитражного суда и суда общей юрисдикции субъекта РФ.
В целях представительства и защиты интересов адвокатов в органах государственной власти, местного самоуправления, координации деятельности адвокатских палат, обеспечения высокого уровня оказываемой юридической помощи на уровне РФ образуется Федеральная палата адвокатов, которая является органом адвокатского самоуправления на всей территории РФ.
Согласно Закону адвокатские образования не входят в систему Минюста России. Однако Министерство, подведомственные ему федеральные службы, их территориальные органы тесно сотрудничают и имеют «точки соприкосновения» с адвокатскими образованиями. Это проявляется в том, что Минюст России определяет порядок ведения реестров адвокатов субъектов РФ; утверждает форму ордера на исполнение поручения, выдаваемого адвокатским образованием, а также форму удостоверения адвоката и т. д.
Минюст России осуществляет организационное и методическое руководство деятельностью своих территориальных органов, связанной с ведением реестров адвокатов, выдачей удостоверений адвокатов, участием представителей территориальных органов в работе квалификационных комиссий при адвокатских палатах субъектов РФ; ведет реестр адвокатов иностранных государств, осуществляющих адвокатскую деятельность на территории РФ; осуществляет на территории РФ контроль и надзор за соблюдением законодательства РФ адвокатами, адвокатскими образованиями, их палатами; реализует иные функции, установленные законодательством об адвокатуре.
- Алехин а. П., Кармолицкий а. А.
- § 2. Понятие и цели организации управления
- § 3. Правовые основы организации управления
- Глава 26
- § 1. Основы разграничения компетенции в области управления между органами исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов
- § 2. Региональные начала
- § 3. Межотраслевые начала в управлении
- § 4. Отраслевые начала в управлении
- § 5. Общие функции и полномочия федеральных органов исполнительной власти
- Глава 27
- § 1. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера
- § 2. Чрезвычайное положение
- § 3. Военное положение
- Раздел VIII
- Глава 28
- § 1. Организационно-правовые формы управления промышленностью и энергетикой
- § 2. Предприятия и объединения в промышленности и энергетике
- § 3. Местное самоуправление, промышленность и энергетика
- § 4. Государственный контроль (надзор) в промышленности и энергетике
- Глава 29 Управление сельским хозяйством
- § 1. Организационно-правовые формы управления сельским хозяйством
- § 2. Предприятия и организации в сельском хозяйстве
- § 3. Местное самоуправление и сельское хозяйство
- § 4. Государственный контроль (надзор) в сельском хозяйстве
- Глава 30
- § 1. Организационно-правовые формы управления строительством и жилищно-коммунальным хозяйством
- § 2. Местное самоуправление, строительство и жилищно-коммунальное хозяйство
- § 3. Государственный контроль (надзор) в строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве
- Глава 31 Управление транспортом
- § 1. Организационно-правовые формы управления транспортом
- § 2. Местное самоуправление и транспорт
- § 3. Государственный контроль (надзор) на транспорте
- Глава 32
- § 1. Организационно-правовые формы управления связью и массовыми коммуникациями
- § 2. Местное самоуправление и связь
- § 3. Государственный контроль и надзор в сфере связи и массовых коммуникаций
- Глава 33
- § 1. Организационно-правовые формы управления использованием и охраной природных ресурсов
- § 2. Органы местного самоуправления и использование и охрана природных ресурсов
- § 3. Государственный контроль (надзор) в области природопользования и охраны природных ресурсов
- Глава 34 Управление финансами и кредитом
- § 1. Организационно-правовые формы управления финансами и кредитом
- § 2. Местное самоуправление, финансы и налоги
- § 3. Финансовый контроль
- Глава 35
- § 1. Организационно-правовые формы управления в области внешнеэкономических связей
- § 2. Местное самоуправление и внешнеэкономические связи
- § 3. Государственный контроль в области внешнеэкономических связей
- Раздел IX
- Глава 36 Управление образованием
- § 1. Общие положения
- § 2. Организационно-правовые формы управления образованием
- § 3. Учреждения образования
- § 4. Органы местного самоуправления и образование
- § 5. Государственный контроль деятельности образовательных учреждений
- Глава 37 Управление здравоохранением
- § 1. Организационно-правовые формы управления здравоохранением
- § 2. Учреждения здравоохранения
- § 3. Местное самоуправление и здравоохранение
- § 4. Государственный контроль (надзор) в сфере здравоохранения
- Глава 38 Управление наукой
- § 1. Организационно-правовые формы управления
- § 2. Организация науки. Научные учреждения и сообщества
- Глава 39 Управление культурой
- § 1. Организационно-правовые формы управления культурой
- § 2. Местное самоуправление и культура
- § 3. Государственный контроль (надзор) в сфере культуры
- Глава 40
- § 1. Организационно-правовые формы управления в области социальной защиты граждан
- § 2. Местное самоуправление и социальная защита
- Глава 41 Управление обороной
- § 1. Организационно-правовые формы управления
- § 2. Органы местного самоуправления и управление обороной
- § 3. Комплектование Вооруженных Сил Российской Федерации
- Глава 42 Управление безопасностью
- § 1. Организационно-правовые формы управления безопасностью
- § 2. Государственная граница, ее защита и охрана
- Глава 43 Управление внутренними делами
- § 1. Организационно-правовые формы управления внутренними делами
- § 2. Органы местного самоуправления и управление в области внутренних дел
- § 3. Милиция
- § 4. Государственный надзор за безопасностью дорожного движения
- § 5. Паспортная система
- § 6. Внутренние войска
- Глава 44 Управление иностранными делами
- § 1. Организационно-правовые формы управления иностранными делами
- § 2. Органы Министерства иностранных дел рф за рубежом
- § 3. Административно-правовое регулирование въезда в Российскую Федерацию и выезда из Российской Федерации
- Глава 45 Управление юстицией
- § 1. Организационно-правовые формы управления
- § 2. Организация нотариальной службы
- § 3. Адвокатура
- § 4. Регистрация актов гражданского состояния