logo search
Учебник АП Алехин, Кармолицкий 2010 том 2

§ 3. Государственный контроль (надзор) в сфере культуры

Значительным объемом контрольно-надзорных функций и полномочий в сфере культуры наделена Федеральная служба по надзору законодательства в области охраны культурного на­следия. В своей деятельности она руководствуется законами и подзаконными актами, в том числе Законом РФ от 5 апреля 1993 г. «О вывозе и ввозе культурных ценностей»1. На данную службу возложены функции государственного контроля и надзора за соблюдением законодательства РФ об авторском и смежных пра­вах; об архивном деле; в области охраны и использования объек­тов культурного наследия федерального значения; в отношении культурных ценностей, перемещенных в СССР в результате Вто­рой мировой войны и находящихся на территории РФ, а также нормативно-правовое регулирование в сфере охраны культур­ного наследия, осуществления контроля и надзора в сфере ав­торского права и смежных прав.

Значительное место в работе Службы занимает контроль и надзор за деятельностью аккредитованных государством орга­низаций, осуществляющих коллективное управление авторскими и смежными правами; за вывозом из РФ и ввозом на ее терри­торию культурных ценностей; за сохранением, использовани­ем, популяризацией и государственной охраной культурного наследия народов РФ; за хранением и использованием отнесен­ных к культурному наследию народов РФ библиотечных фон­дов и кинофонда, сохранностью перемещенных культурных цен­ностей и их учетом.

Контролю со стороны Службы подлежат состояние Музей­ного фонда РФ, деятельность негосударственных музеев в РФ, объекты культурного наследия федерального значения.

Важное значение имеет контроль за соблюдением условий охранных обязательств при приватизации объектов культурно­го наследия федерального значения, разработкой градостроитель­ной и проектной документации, градостроительных регламен­тов, обеспечивающих содержание и использование объектов культурного наследия федерального значения в соответствии с законом.

Функции контроля реализуются Службой также в процес­се государственной аккредитации, лицензирования, согласова­ния, регистрации, выдачи разрешений по вопросам и в пре­делах своей компетенции в рассматриваемой сфере деятельно­сти.

По итогам контроля Служба вправе давать предписания, например, о прекращении действий, влекущих повреждение, разрушение, уничтожение или перемещения объекта культур­ного наследия, а также изменение его облика; применять меры профилактического и пресекательного характера, направленные на недопущение нарушений со стороны юридических и физи­ческих лиц требований в установленной сфере деятельности, и т. д.1