§ 2. Организация науки. Научные учреждения и сообщества
Федеральный закон «О науке и государственной научно- технической политике» под научной организацией признает юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, а также общественное объединение научных работников, осуществляющие в качестве основной научную или научно-техническую деятельность, подготовку научных работников и действующие в соответствии с учредительными документами научной организации (ст. 5). Они подразделяются на научно-исследовательские, опытно-конструкторские, проектно-конструкторские, проектно-технологические организации, научные организации образовательных учреждений высшего профессионального образования и другие организации, осуществляющие научную или научно-техническую деятельность. Действующее законодательство дало право научным организациям осуществлять обучение по образовательным программам послевузовского и дополнительного профессионального образования в целях подготовки и переподготовки научных работников.
Управление научной и (или) научно-технической деятельностью осуществляется на основе сочетания принципов государственного регулирования и самоуправления. Органы государственной власти РФ, ее субъектов, государственные академии науки в пределах своих полномочий определяют приоритетные направления развития науки, обеспечивают формирование системы научных организаций, осуществление межотраслевой координации научной и научно-технической деятельности, разработку и реализацию научных и научно-технических программ и проектов, достижений науки и техники, а также развитие форм интеграции науки и производства. При этом управление научной и научно-технической деятельностью не должно нарушать свободу научного творчества.
Органы государственной власти РФ, ее субъектов утверждают уставы соответственно федеральных государственных научных организаций, научных организаций субъектов РФ, осуществляют контроль за эффективным использованием и сохранностью предоставленного им государственного имущества и т. д.
Согласно действующему законодательству Правительство РФ устанавливает порядок проведения научных исследований и использования научных и научно-технических результатов, которые могут создать угрозу безопасности РФ, здоровью граждан, окружающей природной среде; лицензирует отдельные виды научной и научно-технической деятельности; вводит в случаях, предусмотренных законодательством РФ, ограничения на право использования отдельных научных и научно-технических результатов, т. е. распространяет на них режим секретности; вводит сертификационные и метрологические требования к отдельным видам научной и научно-технической деятельности.
Важная роль в управлении наукой, организации научной деятельности отводится академиям наук. К ним относятся Российская академия наук и отраслевые академии наук (Российская академия медицинских наук, Российская академия сельскохозяйственных наук, Российская академия образования, Российская академия архитектуры и строительных наук, Российская академия художеств. Все они имеют государственный статус, т. е. являются государственными академиями наук — некоммерческими организациями. Они создаются, реорганизуются и ликвидируются федеральным законом по представлению Президента РФ или Правительства РФ и финансируются из средств федерального бюджета. В их состав входят научно-исследовательские институты, научные лаборатории, конструкторские бюро и другие научные организации.
Российская академия наук (РАН) представляет собой высшее научное учреждение, некоммерческую самоуправляемую научную организацию, призванную проводить фундаментальные и прикладные научные исследования по важнейшим проблемам естественных, гуманитарных и общественных наук. Ей предоставлено право участвовать в координации фундаментальных научных исследований, которые выполняются научными организациями и образовательными учреждениями высшего профессионального образования за счет средств федерального бюджета.
Основными целями и задачами РАН являются организация и проведение научных исследований, направленных на получение новых знаний в различных областях, способствующих технологическому, экономическому, социальному и культурному развитию России; всемерное содействие развитию науки в РФ, повышение общественного престижа научной деятельности; изучение и анализ достижений мировой науки с целью использования их в интересах РФ; участие в разработке и реализации государственной научно-технической политики; разработка прогнозов технологического развития мировой экономики и определение места и роли РФ на рынке наукоемкой продукции; подготовка научных кадров высшей квалификации и т. д.
РАН объединяет в своем составе крупнейших ученых нашей страны (академики, члены-корреспонденты, а также иные сотрудники ее научных организаций). В ее систему входят институты, научные центры, обсерватории, научные станции, ботанические сады, библиотеки, музеи, заповедники, иные организации, призванные проводить и обеспечивать исследования по важнейшим направлениям фундаментальной и прикладной науки.
Как самоуправляемая организация она действует на основе собственного Устава1 , который принимается общим собранием РАН и утверждается Правительством РФ. Ее высшим органом управления является общее собрание академии, которое решает все основные вопросы ее деятельности. Между общими собраниями управление академией осуществляет ее Президиум — постоянно действующий коллегиальный орган управления академии, который подотчетен ее общему собранию.
РАН имеет свою структуру, в которую входят отделения, региональные отделения, региональные научные центры.
Отделение РАН является ее основным структурным подразделением, объединяющим ученых одной или нескольких смежных отраслей науки. Оно объединяет институты и другие ее (РАН) научные организации по профилю отделения. Основной задачей отделения является развитие фундаментальных и прикладных исследований в научных организациях, объединенных в отделение академии.
В отличие от отделений, региональные отделения академии представляют собой объединение членов академии, научных сотрудников институтов и других подведомственных академии организаций, расположенных в соответствующем регионе. Основной целью регионального отделения является организация и проведение исследований, направленных на решение важнейших научных проблем и задач, способствующих успешному развитию региона и РФ в целом.
Региональный научный центр РАН объединяет членов академии, работающих в соответствующем регионе, научных сотрудников подведомственных академии организаций, расположенных в этом регионе. Основной целью такого центра является организация и проведение научных исследований, прикладных работ, имеющих важное значение для хозяйственного и культурного развития этого региона.
Перечень рассмотренных научных объединений РАН дан в ее Уставе.
Являясь ведущим научным учреждением страны, РАН тесно взаимодействует с другими научными организациями и учреждениями, в том числе с отраслевыми академиями наук. Они
являются самоуправляемыми организациями, осуществляющими фундаментальные и прикладные научные исследования в соответствующих областях науки и техники, внося тем самым большой вклад в развитие науки. Их уставы утверждаются Правительством РФ.
Отраслевая (ведомственная) наука сосредоточена и развивается в системах соответствующих федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, которые осуществляют руководство ведомственными научно- исследовательскими организациями. Названные организации занимаются, как правило, исследованиями по прикладным направлениям науки.
Во главе отраслевых научно-исследовательских организаций стоит директор, назначаемый учредителем, т. е. соответствующим органом исполнительной власти. Назначение осуществляется по результатам голосования, проводимого учеными советами соответствующих организаций, учреждений.
Значительный вклад в развитие науки вносят вузы, в которых сосредоточено большое число ученых нашей страны. Преподаватели и научные сотрудники вузов участвуют в развитии наиболее важных направлений фундаментальной и прикладной науки, внедряя научные исследования в образовательный процесс. Вузовская наука решает острые вопросы научно-технического прогресса в стране, ее социально-экономического развития, становления производства в соответствии с современными рыночными требованиями.
Научная работа в вузах осуществляется в тесном контакте с научными организациями и учреждениями, что позволяет более четко координировать научную работу ученых, направлять совместные усилия на развитие науки.
Формами организации науки являются Государственные научные центры Российской Федерации (ГНЦ) и наукограды Российской Федерации.
Образование ГНЦ осуществляется в соответствии с Указом Президента РФ от 22 июня 1993 г. «О государственных научных центрах РФ»2. Правовой статус государственного научного центра присваивается Правительством РФ научной организации, которая находится в ведении федерального органа исполнительной власти или государственной академии наук и ее региональных отделений, которая имеет уникальное опытно-экспериментальное оборудование, располагает научными работниками и специалистами высокой квалификации и научная или научно- техническая деятельность которой получила международное признание. Цель таких научных образований состоит в создании условий и объединения усилий, направленных на сохранение в стране ведущих научных школ, развития научного потенциала и т. д.
Вопросы организации и деятельности наукоградов урегулированы Указом Президента РФ от 7 ноября 1997 г. «О мерах по развитию наукоградов как городов науки и высоких техноло- гий»1, ФЗ от 7 апреля 1999 г. «О статусе наукограда РФ»2. Согласно вышеназванным правовым актам наукоград представляет собой муниципальное образование с градообразующим научно-производственным комплексом, представляющий собой совокупность организаций, осуществляющих научную, научно-техническую, инновационную деятельность, экспериментальные разработки, испытания, подготовку кадров.
Присвоение муниципальному образованию статуса наукограда осуществляется Правительством РФ с установлением срока этого статуса3.
- Алехин а. П., Кармолицкий а. А.
- § 2. Понятие и цели организации управления
- § 3. Правовые основы организации управления
- Глава 26
- § 1. Основы разграничения компетенции в области управления между органами исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов
- § 2. Региональные начала
- § 3. Межотраслевые начала в управлении
- § 4. Отраслевые начала в управлении
- § 5. Общие функции и полномочия федеральных органов исполнительной власти
- Глава 27
- § 1. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера
- § 2. Чрезвычайное положение
- § 3. Военное положение
- Раздел VIII
- Глава 28
- § 1. Организационно-правовые формы управления промышленностью и энергетикой
- § 2. Предприятия и объединения в промышленности и энергетике
- § 3. Местное самоуправление, промышленность и энергетика
- § 4. Государственный контроль (надзор) в промышленности и энергетике
- Глава 29 Управление сельским хозяйством
- § 1. Организационно-правовые формы управления сельским хозяйством
- § 2. Предприятия и организации в сельском хозяйстве
- § 3. Местное самоуправление и сельское хозяйство
- § 4. Государственный контроль (надзор) в сельском хозяйстве
- Глава 30
- § 1. Организационно-правовые формы управления строительством и жилищно-коммунальным хозяйством
- § 2. Местное самоуправление, строительство и жилищно-коммунальное хозяйство
- § 3. Государственный контроль (надзор) в строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве
- Глава 31 Управление транспортом
- § 1. Организационно-правовые формы управления транспортом
- § 2. Местное самоуправление и транспорт
- § 3. Государственный контроль (надзор) на транспорте
- Глава 32
- § 1. Организационно-правовые формы управления связью и массовыми коммуникациями
- § 2. Местное самоуправление и связь
- § 3. Государственный контроль и надзор в сфере связи и массовых коммуникаций
- Глава 33
- § 1. Организационно-правовые формы управления использованием и охраной природных ресурсов
- § 2. Органы местного самоуправления и использование и охрана природных ресурсов
- § 3. Государственный контроль (надзор) в области природопользования и охраны природных ресурсов
- Глава 34 Управление финансами и кредитом
- § 1. Организационно-правовые формы управления финансами и кредитом
- § 2. Местное самоуправление, финансы и налоги
- § 3. Финансовый контроль
- Глава 35
- § 1. Организационно-правовые формы управления в области внешнеэкономических связей
- § 2. Местное самоуправление и внешнеэкономические связи
- § 3. Государственный контроль в области внешнеэкономических связей
- Раздел IX
- Глава 36 Управление образованием
- § 1. Общие положения
- § 2. Организационно-правовые формы управления образованием
- § 3. Учреждения образования
- § 4. Органы местного самоуправления и образование
- § 5. Государственный контроль деятельности образовательных учреждений
- Глава 37 Управление здравоохранением
- § 1. Организационно-правовые формы управления здравоохранением
- § 2. Учреждения здравоохранения
- § 3. Местное самоуправление и здравоохранение
- § 4. Государственный контроль (надзор) в сфере здравоохранения
- Глава 38 Управление наукой
- § 1. Организационно-правовые формы управления
- § 2. Организация науки. Научные учреждения и сообщества
- Глава 39 Управление культурой
- § 1. Организационно-правовые формы управления культурой
- § 2. Местное самоуправление и культура
- § 3. Государственный контроль (надзор) в сфере культуры
- Глава 40
- § 1. Организационно-правовые формы управления в области социальной защиты граждан
- § 2. Местное самоуправление и социальная защита
- Глава 41 Управление обороной
- § 1. Организационно-правовые формы управления
- § 2. Органы местного самоуправления и управление обороной
- § 3. Комплектование Вооруженных Сил Российской Федерации
- Глава 42 Управление безопасностью
- § 1. Организационно-правовые формы управления безопасностью
- § 2. Государственная граница, ее защита и охрана
- Глава 43 Управление внутренними делами
- § 1. Организационно-правовые формы управления внутренними делами
- § 2. Органы местного самоуправления и управление в области внутренних дел
- § 3. Милиция
- § 4. Государственный надзор за безопасностью дорожного движения
- § 5. Паспортная система
- § 6. Внутренние войска
- Глава 44 Управление иностранными делами
- § 1. Организационно-правовые формы управления иностранными делами
- § 2. Органы Министерства иностранных дел рф за рубежом
- § 3. Административно-правовое регулирование въезда в Российскую Федерацию и выезда из Российской Федерации
- Глава 45 Управление юстицией
- § 1. Организационно-правовые формы управления
- § 2. Организация нотариальной службы
- § 3. Адвокатура
- § 4. Регистрация актов гражданского состояния