§ 1. Организационно-правовые формы управления в области социальной защиты граждан
В соответствии с Конституцией РФ Российская Федерация есть социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7).
В реализации государственной политики социальной защиты граждан участвуют различные органы государственной власти, органы местного самоуправления.
Общее руководство в этой области осуществляют Президент РФ и Правительство РФ.
Президент РФ, определяя в соответствии с Конституцией РФ основные направления внутренней политики государства, издает указы, которыми, в частности, регулируются общественные отношения в области социальной политики, социальной защиты граждан.
В данной области значительное место отводится деятельности Правительства РФ. Оно обеспечивает проведение единой государственной социальной политики, реализацию конституционных прав граждан в области социального обеспечения, способствует развитию социального обеспечения; принимает меры по реализации трудовых прав граждан; разрабатывает программы сокращения и ликвидации безработицы и обеспечивает реализацию этих программ; обеспечивает проведение единой государственной миграционной политики; принимает меры по реализации прав граждан на охрану здоровья; содействует решению проблем семьи, материнства, отцовства и детства, принимает меры по реализации молодежной политики.
Правительство РФ обеспечивает поддержку наименее социально защищенных групп населения, реализацию социальных гарантий граждан; принимает меры по обеспечению социальной защищенности граждан; совершенствует систему социального обеспечения; принимает меры по укреплению системы социальных пособий и компенсационных выплат семьям, имеющим детей, другим категориям граждан (пенсионерам, инвалидам, ветеранам, малоимущим и др.), разрабатывает и утверждает федеральные программы занятости населения, осуществляет правовое регулирование отдельных вопросов в рассматриваемой области.
Важное значение для организации управления в области социальной защиты граждан имеют законы: «Об основах социального обслуживания населения в РФ» от 10 декабря 1995 г.1, «Об основах обязательного социального страхования» от 16 июля 1999 г.2, «О ветеранах» от 12 января 1995 г.3, «О занятости населения РФ» в редакции ФЗ от 20 апреля 1996 г.4, «О государственной социальной помощи» от 17 июля 1999 г.5, «Об основах охраны труда в РФ» от 17 июля 1999 г.6, «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» от 15 декабря 2001 г.7, «О трудовых пенсиях в РФ» от 17 декабря 2001 г.8 и другие нормативные акты.
Федеральным органом исполнительной власти, непосредственно занимающимся проблемами социальной защиты граждан, является Министерство здравоохранения и социального развития РФ, а также подведомственные ему Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, Федеральная служба по труду и занятости.
Министерство здравоохранения и социального развития РФ (Минздравсоцразвития России), согласно Положению о нем, осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального развития, труда, защиты прав потребителей, включая вопросы уровня жизни и доходов населения, демографической политики, оплаты труда, пенсионного обеспечения, социального страхования, условий и охраны труда, социального партнерства и трудовых отношений, занятости населения и безработицы, трудовой миграции, социальной защиты населения, семьи, женщин и детей.
Реализуя свои полномочия в области труда, Министерство закрепляет квалификационные требования к работникам социальной сферы и номенклатуру специальностей; принимает Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих, Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов, служащих; определяет размеры тарифных ставок и разряды оплаты труда Единой тарифной сетки для работников бюджетной сферы, должностные оклады и другие условия оплаты труда для отдельных категорий работников бюджетных организаций, разряды оплаты труда и квалификационные требования по должностям отдельных категорий работников, занятых выполнением аварийно-спасательных и других неотложных работ по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
В этой области оно определяет перечень документации и материалов, представляемых на государственную экспертизу условий труда; порядок обучения и проверки знаний требований охраны труда работников организаций; принимает положение об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, межотраслевые правила и типовые инструкции по охране труда, типовые нормы труда; разрабатывает и утверждает перечень предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников, критерии определения степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве; определяет порядок регистрации соглашений и коллективных договоров.
В области занятости населения Минздравсоцразвития России определяет порядок финансирования мероприятий по содействию занятости населения и социальной поддержке безработных граждан; порядок исчисления среднего заработка для определения размеров пособий по безработице и стипендии, выплачиваемой гражданам в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости; принимает акты о выдаче заключений о целесообразности привлечения и использования иностранных работников. Оно определяет перечни видов работ, профессий, должностей, на которых могут быть заняты граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, а также организации, в которых она может проходить.
По вопросам пенсионного обеспечения Министерство определяет порядок ведения пенсионной документации, подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, подсчета и подтверждения стажа государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральным государственным служащим; закрепляет правила обращения за пенсией за выслугу лет федеральных государственных служащих, ее назначения и выплаты, выплаты трудовых пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению, обращения за трудовой пенсией и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, назначения и перерасчета размера пенсии; определяет перечень документов, необходимых для установления трудовой пенсии, пенсии по государственному пенсионному обеспечению и т. д.
В содержание его деятельности входит определение порядка заключения, изменения и расторжения договоров о стационарном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов, диспансерного наблюдения и лечения несовершеннолетних в детской и подростковой службах, разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации инвалидов; разработка и утверждение нормативов оказания физкультурно-оздоровительных услуг населению и т. д.
В пределах своей компетенции Министерство координирует деятельность Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, Федерального фонда обязательного медицинского страхования и осуществляет проверку их деятельности. Оно формирует и реализует государственную политику в области социальной защиты семьи, женщин и детей, граждан пожилого возраста, ветеранов, инвалидов в тесном взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ.
Совместно с названными органами оно организует создание и развитие сети комплексных и специализированных государственных, муниципальных, частных и иных социальных служб, а также других учреждений социального обслуживания населения1.
Минздрав России осуществляет функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере социального развития, реабилитации инвалидов, организации предоставления социальных гарантий, установленных законодательством для социально незащищенных категорий граждан, социального обслуживания населения. В его компетенцию входит организация деятельности государственной службы реабилитации инвалидов; профессиональной переподготовки, повышения квалификации работников социальной сферы, а также отдельных категорий работников по вопросам охраны труда; по возмещению вреда, причиненного здоровью граждан, пострадавших от радиационных аварий и катастроф. В процессе своей деятельности оно осуществляет организационно-техническое обеспечение деятельности по вопросам международной гуманитарной помощи и т. д.
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере защиты прав потребителей и потребительского рынка. Согласно Положению о ней, она осуществляет государственный контроль за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей; правил продажи отдельных видов товаров, выполнения работ, оказания услуг. Ее контрольные функции реализуются в процессе регистрации впервые внедряемых в производство и ранее не использовавшихся химических, биологических веществ и изготовленных на их основе препаратов, потенциально опасных для человека (кроме лекарственных средств); отдельные виды продукции, продукты, представляющие потенциальную опасность для человека, в том числе впервые ввозимые на территорию РФ; лиц, пострадавших от радиационного воздействия и подвергшихся радиационному облучению в результате радиационных катастроф и инцидентов.
В пределах своей компетенции она осуществляет проверку деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований законодательства в области защиты прав потребителей, правил продажи отдельных видов товаров.
В установленной сфере деятельности Служба имеет право пресекать нарушения нормативных правовых актов; применять меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение, ликвидацию последствий этих нарушений, и т. д.1
Одним из направлений деятельности Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития (Росздравнадзор) является осуществление функций по контролю и надзору в сфере социального развития. Положение о ней возложило на Службу контроль и надзор за соблюдением государственных стандартов социального обслуживания различных категорий граждан; регистрацию предельных отпускных цен на жизненно важные и необходимые лекарственные средства; проверку деятельности организаций, осуществляющих социальную защиту населения, иных организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере социальной защиты населения, и т. д.
В пределах своей компетенции Росздравнадзор вправе применять меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, цели которых состоят в недопущении или ликвидации последствий нарушений физическими и юридическими лицами обязательных требований, в пресечении этих нарушений2.
Федеральная служба по труду и занятости (Роструд) выполняет важные функции по контролю и надзору в сфере труда, занятости и альтернативной гражданской службы, а также по оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров. В своей деятельности Роструд руководствуется ФЗ от 17 июля 1999 г. «Об основах охраны труда в РФ», Трудовым кодексом РФ, постановлением Правительства РФ от 9 сентября 1999 г. «О государственном надзоре и контроле за соблюдением законодательства о труде и охране труда»3, ФЗ «О занятости населения РФ», другими нормативными правовыми актами, а также Положением о ней, утвержденным Правительством РФ 30 июня 2004 г.4
Это Положение закрепило за Службой довольно широкий круг функций и полномочий по вопросам контроля и надзора в сфере труда, занятости и альтернативной гражданской службы, оказания государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров. Так, она осуществляет государственный контроль и надзор за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; анализирует обстоятельства и причины нарушений законодательства, иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, принимает меры по их устранению и восстановлению нарушенных трудовых прав граждан.
В уведомительном порядке Служба регистрирует и оказывает содействие в урегулировании коллективных трудовых споров по поводу заключения, изменения и выполнения соглашений, заключаемых на федеральном уровне социального партнерства, в организациях, финансируемых из федерального бюджета, а также в случаях, когда в целях разрешения коллективного трудового спора забастовка запрещена; информирует о положении на рынке труда; осуществляет государственную экспертизу условий труда; участвует в подготовке предложений о потребности в привлечении иностранных работников и формировании квот на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в РФ.
На нее возложен контроль и надзор за соблюдением установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве; анализ состояния и причин производственного травматизма и разработка предложений по его профилактике. Она осуществляет подготовку плана направления граждан на альтернативную гражданскую службу; принимает решение о переводе гражданина, проходящего альтернативную гражданскую службу, из одной организации в другую; проводит контроль за прохождением гражданами альтернативной гражданской службы и увольнением с нее.
Значительная часть деятельности Роструда связана с вопросами занятости населения. Она осуществляет реализацию мер активной политики занятости населения, федеральных программ в сфере занятости населения, территориальных программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения. Она осуществляет контроль и надзор за осуществлением органами государственной власти субъектов РФ переданных полномочий РФ в области содействия занятости населения, за нормативно-правовым регулированием, осуществляемым данными органами в указанной области; информирование о правах и гарантиях в области занятости населения и защиты от безработицы; согласовывает схему размещения государственных учреждений службы занятости населения субъектов РФ и т. д.
По вопросам своей компетенции Служба вправе проводить проверки, обследования подконтрольных объектов. При обнаружении в процессе проведения проверок нарушений она выявляет причины и обстоятельства их совершения, дает обязательные для исполнения предписания об устранении правонарушений, причин и условий, способствующих их совершению, составляет протоколы об административных правонарушениях.
Роструд обобщает практику применения и анализ причин нарушений трудового законодательства, законодательства о занятости, альтернативной гражданской службе и готовит предложения по его совершенствованию.
В области занятости населения значительными функциями и полномочиями наделены органы исполнительной власти субъектов РФ, которые переданы им федеральными органами государственной власти. К ним относятся: осуществление контроля за обеспечением государственных гарантий в области занятости населения; приемом на работу инвалидов; регистрацией их в качестве безработных.
На них возложена регистрация безработных граждан, а также иных граждан в целях содействия им в поиске подходящей работы. Широкий спектр их полномочий связан с оказанием государственных услуг; информированием о положении на рынке труда в субъекте РФ; организацией профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности, трудоустройства, профессионального обучения; психологической поддержкой, профессиональной подготовкой, переподготовкой и повышением квалификации безработных граждан; осуществлением социальных выплат гражданам, признанным безработными; организацией проведения оплачиваемых общественных работ, временным трудоустройством несовершеннолетних граждан; социальной адаптацией безработных граждан на рынке труда.
Указанные органы осуществляют разработку и реализацию региональных программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения, организацию и проведение специальных мероприятий по профилированию (распределению безработных граждан на группы в зависимости от соответствующих критериев) безработных граждан; принимают меры по устранению обстоятельств и причин выявленных нарушений законодательства о занятости населения и восстановлению нарушенных прав граждан и т. д. (ст. 7.1 ФЗ «О занятости населения в РФ»).
В этой сфере действует ряд формирований, играющих значительную роль в социальной защите граждан. Названный выше Закон (ст. 15) закрепил основные направления деятельности государственной службы занятости населения. К ним относятся оценка состояния и прогноз развития занятости населения, информирование о положении на рынке труда; разработка и реализация программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения; содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям — в подборе необходимых работников; организация мероприятий активной политики занятости населения; осуществление социальных выплат гражданам, признанным безработными; осуществление контроля за обеспечением государственных гарантий в области занятости населения. Ее образуют: Федеральная служба по труду и занятости; органы исполнительной власти субъектов РФ, которым Российской Федерацией переданы полномочия в области содействия занятости населения; государственные учреждения службы занятости населения.
Важную роль в области социальной защиты населения играет Российская трехсторонняя комиссия по урегулированию социально-трудовых отношений, правовой статус которой закреплен в ФЗ от 1 мая 1999 г. «О Российской трехсторонней комиссии по урегулированию социально-трудовых отношений»1. Она состоит из представителей общероссийских объединений профессиональных союзов, общероссийских объединений работодателей, Правительства РФ. Ее основными задачами являются: обеспечение равноправного сотрудничества федеральных органов государственной власти, общероссийских объединений профсоюзов и общероссийских объединений работодателей при выработке принципов регулирования социально-трудовых отношений на федеральном уровне; ведение коллективных переговоров и подготовка проекта генерального соглашения между указанными сторонами; содействие договорному регулированию социально-трудовых отношений на федеральном уровне и др.
- Алехин а. П., Кармолицкий а. А.
- § 2. Понятие и цели организации управления
- § 3. Правовые основы организации управления
- Глава 26
- § 1. Основы разграничения компетенции в области управления между органами исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов
- § 2. Региональные начала
- § 3. Межотраслевые начала в управлении
- § 4. Отраслевые начала в управлении
- § 5. Общие функции и полномочия федеральных органов исполнительной власти
- Глава 27
- § 1. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера
- § 2. Чрезвычайное положение
- § 3. Военное положение
- Раздел VIII
- Глава 28
- § 1. Организационно-правовые формы управления промышленностью и энергетикой
- § 2. Предприятия и объединения в промышленности и энергетике
- § 3. Местное самоуправление, промышленность и энергетика
- § 4. Государственный контроль (надзор) в промышленности и энергетике
- Глава 29 Управление сельским хозяйством
- § 1. Организационно-правовые формы управления сельским хозяйством
- § 2. Предприятия и организации в сельском хозяйстве
- § 3. Местное самоуправление и сельское хозяйство
- § 4. Государственный контроль (надзор) в сельском хозяйстве
- Глава 30
- § 1. Организационно-правовые формы управления строительством и жилищно-коммунальным хозяйством
- § 2. Местное самоуправление, строительство и жилищно-коммунальное хозяйство
- § 3. Государственный контроль (надзор) в строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве
- Глава 31 Управление транспортом
- § 1. Организационно-правовые формы управления транспортом
- § 2. Местное самоуправление и транспорт
- § 3. Государственный контроль (надзор) на транспорте
- Глава 32
- § 1. Организационно-правовые формы управления связью и массовыми коммуникациями
- § 2. Местное самоуправление и связь
- § 3. Государственный контроль и надзор в сфере связи и массовых коммуникаций
- Глава 33
- § 1. Организационно-правовые формы управления использованием и охраной природных ресурсов
- § 2. Органы местного самоуправления и использование и охрана природных ресурсов
- § 3. Государственный контроль (надзор) в области природопользования и охраны природных ресурсов
- Глава 34 Управление финансами и кредитом
- § 1. Организационно-правовые формы управления финансами и кредитом
- § 2. Местное самоуправление, финансы и налоги
- § 3. Финансовый контроль
- Глава 35
- § 1. Организационно-правовые формы управления в области внешнеэкономических связей
- § 2. Местное самоуправление и внешнеэкономические связи
- § 3. Государственный контроль в области внешнеэкономических связей
- Раздел IX
- Глава 36 Управление образованием
- § 1. Общие положения
- § 2. Организационно-правовые формы управления образованием
- § 3. Учреждения образования
- § 4. Органы местного самоуправления и образование
- § 5. Государственный контроль деятельности образовательных учреждений
- Глава 37 Управление здравоохранением
- § 1. Организационно-правовые формы управления здравоохранением
- § 2. Учреждения здравоохранения
- § 3. Местное самоуправление и здравоохранение
- § 4. Государственный контроль (надзор) в сфере здравоохранения
- Глава 38 Управление наукой
- § 1. Организационно-правовые формы управления
- § 2. Организация науки. Научные учреждения и сообщества
- Глава 39 Управление культурой
- § 1. Организационно-правовые формы управления культурой
- § 2. Местное самоуправление и культура
- § 3. Государственный контроль (надзор) в сфере культуры
- Глава 40
- § 1. Организационно-правовые формы управления в области социальной защиты граждан
- § 2. Местное самоуправление и социальная защита
- Глава 41 Управление обороной
- § 1. Организационно-правовые формы управления
- § 2. Органы местного самоуправления и управление обороной
- § 3. Комплектование Вооруженных Сил Российской Федерации
- Глава 42 Управление безопасностью
- § 1. Организационно-правовые формы управления безопасностью
- § 2. Государственная граница, ее защита и охрана
- Глава 43 Управление внутренними делами
- § 1. Организационно-правовые формы управления внутренними делами
- § 2. Органы местного самоуправления и управление в области внутренних дел
- § 3. Милиция
- § 4. Государственный надзор за безопасностью дорожного движения
- § 5. Паспортная система
- § 6. Внутренние войска
- Глава 44 Управление иностранными делами
- § 1. Организационно-правовые формы управления иностранными делами
- § 2. Органы Министерства иностранных дел рф за рубежом
- § 3. Административно-правовое регулирование въезда в Российскую Федерацию и выезда из Российской Федерации
- Глава 45 Управление юстицией
- § 1. Организационно-правовые формы управления
- § 2. Организация нотариальной службы
- § 3. Адвокатура
- § 4. Регистрация актов гражданского состояния