§ 3. Государственный контроль в области внешнеэкономических связей
В названной области большими контрольно-надзорными полномочиями наделены ФТС России и Федеральная служба по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК России), Положение о которой утверждено Указом Президента РФ от 16 августа 2004 г.1
ФТС России в пределах своей компетенции осуществляет таможенный контроль, контроль за своевременностью уплаты таможенных пошлин, налогов, сборов, за валютными операциями, связанными с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ, руководствуясь при этом ФЗ от 10 декабря 2003 г. «О валютном регулировании и валютном контроле»2.
Контрольно-надзорные функции реализуются ФТС России в процессе ведения реестров лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела; реестра банков и иных кредитных организаций, обладающих правом выдачи банковских гарантий уплаты таможенных платежей; таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности; аннулирования квалификационных аттестатов специалистов по таможенному оформлению, а также в процессе выдачи лицензий на учреждение свободного склада.
Большим объемом контрольных полномочий обладают региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты.
В порядке таможенного контроля сотрудники таможенных органов осуществляют личный досмотр, досмотр груза, багажа; осмотр помещений и территорий; проводят ревизии, экспертизы; получают пояснения, т. е. сведения об обстоятельствах, имеющих значение для проведения таможенного контроля; проверку маркировки товаров и т. д.
ФСТЭК России является специально уполномоченным органом в области экспортного контроля. В этой области она осуществляет реализацию государственной политики, нормативно- правовое регулирование вопросов осуществления экспортного контроля; организацию межведомственного взаимодействия в области экспортного контроля; осуществление контроля за соблюдением российскими участниками внешнеэкономической деятельности законодательных и иных нормативных правовых актов РФ в указанной области; обеспечение проведения экспортного контроля в соответствии с законодательством РФ.
В пределах своей компетенции она организует с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и организаций создание единой информационной системы экспортного контроля и обмен информацией между ней и заинтересованными органами исполнительной власти; осуществляет мероприятия по предупреждению нарушений законодательства РФ об экспортном контроле, а также международных обязательств РФ в этой области.
На нее возложена организация работы по информированию российских участников внешнеэкономической деятельности о целях, процедурах и правилах осуществления экспортного контроля; участие в рассмотрении вопросов торгово-экономического и научно-технического сотрудничества РФ с иностранными государствами в части осуществления экспортного контроля, в подготовке предложений о введении ограничений и запретов на экспорт и импорт товаров (работ, услуг), информации, результатов интеллектуальной деятельности, исходя из национальных интересов и международных обязательств РФ. Она выдает лицензии на осуществление операций по экспорту и импорту товаров (работ, услуг), информации, результатов интеллектуальной деятельности; определяет порядок и форму учета внешнеэкономических сделок в целях осуществления экспортного контроля; участвует в подготовке и реализации мероприятий по унификации национальных законодательств в области экспортного контроля государств — участников СНГ; ведет федеральную базу данных о выданных экспортных и импортных разрешительных документах в отношении продукции, подпадающей под экспортный контроль; осуществляет международное сотрудничество в области экспортного контроля и т. д.
Служба вправе отказать при наличии соответствующих оснований в выдаче лицензий, осуществлять контроль за соблюдением соответствующих лицензионных требований и условий организациями, имеющими ее лицензии, при осуществлении ими лицензируемых видов деятельности, а также приостанавливать действие выданных лицензий; назначать и проводить проверки финансово-хозяйственной деятельности лиц, осуществляющих внешнеэкономические операции с товарами (работами, услугами), информацией и результатами интеллектуальной деятельности; вести соответствующие реестры и т. д.
В своей деятельности ФСТЭК России руководствуется различными правовыми актами, в том числе ФЗ от 18 июля 1999 г.
«Об экспортном контроле»1, под которым (ст. 1 Закона) понимается комплекс мер, обеспечивающих реализацию установленного данным Законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ порядка осуществления внешнеэкономической деятельности в отношении товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники.
- Алехин а. П., Кармолицкий а. А.
- § 2. Понятие и цели организации управления
- § 3. Правовые основы организации управления
- Глава 26
- § 1. Основы разграничения компетенции в области управления между органами исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов
- § 2. Региональные начала
- § 3. Межотраслевые начала в управлении
- § 4. Отраслевые начала в управлении
- § 5. Общие функции и полномочия федеральных органов исполнительной власти
- Глава 27
- § 1. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера
- § 2. Чрезвычайное положение
- § 3. Военное положение
- Раздел VIII
- Глава 28
- § 1. Организационно-правовые формы управления промышленностью и энергетикой
- § 2. Предприятия и объединения в промышленности и энергетике
- § 3. Местное самоуправление, промышленность и энергетика
- § 4. Государственный контроль (надзор) в промышленности и энергетике
- Глава 29 Управление сельским хозяйством
- § 1. Организационно-правовые формы управления сельским хозяйством
- § 2. Предприятия и организации в сельском хозяйстве
- § 3. Местное самоуправление и сельское хозяйство
- § 4. Государственный контроль (надзор) в сельском хозяйстве
- Глава 30
- § 1. Организационно-правовые формы управления строительством и жилищно-коммунальным хозяйством
- § 2. Местное самоуправление, строительство и жилищно-коммунальное хозяйство
- § 3. Государственный контроль (надзор) в строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве
- Глава 31 Управление транспортом
- § 1. Организационно-правовые формы управления транспортом
- § 2. Местное самоуправление и транспорт
- § 3. Государственный контроль (надзор) на транспорте
- Глава 32
- § 1. Организационно-правовые формы управления связью и массовыми коммуникациями
- § 2. Местное самоуправление и связь
- § 3. Государственный контроль и надзор в сфере связи и массовых коммуникаций
- Глава 33
- § 1. Организационно-правовые формы управления использованием и охраной природных ресурсов
- § 2. Органы местного самоуправления и использование и охрана природных ресурсов
- § 3. Государственный контроль (надзор) в области природопользования и охраны природных ресурсов
- Глава 34 Управление финансами и кредитом
- § 1. Организационно-правовые формы управления финансами и кредитом
- § 2. Местное самоуправление, финансы и налоги
- § 3. Финансовый контроль
- Глава 35
- § 1. Организационно-правовые формы управления в области внешнеэкономических связей
- § 2. Местное самоуправление и внешнеэкономические связи
- § 3. Государственный контроль в области внешнеэкономических связей
- Раздел IX
- Глава 36 Управление образованием
- § 1. Общие положения
- § 2. Организационно-правовые формы управления образованием
- § 3. Учреждения образования
- § 4. Органы местного самоуправления и образование
- § 5. Государственный контроль деятельности образовательных учреждений
- Глава 37 Управление здравоохранением
- § 1. Организационно-правовые формы управления здравоохранением
- § 2. Учреждения здравоохранения
- § 3. Местное самоуправление и здравоохранение
- § 4. Государственный контроль (надзор) в сфере здравоохранения
- Глава 38 Управление наукой
- § 1. Организационно-правовые формы управления
- § 2. Организация науки. Научные учреждения и сообщества
- Глава 39 Управление культурой
- § 1. Организационно-правовые формы управления культурой
- § 2. Местное самоуправление и культура
- § 3. Государственный контроль (надзор) в сфере культуры
- Глава 40
- § 1. Организационно-правовые формы управления в области социальной защиты граждан
- § 2. Местное самоуправление и социальная защита
- Глава 41 Управление обороной
- § 1. Организационно-правовые формы управления
- § 2. Органы местного самоуправления и управление обороной
- § 3. Комплектование Вооруженных Сил Российской Федерации
- Глава 42 Управление безопасностью
- § 1. Организационно-правовые формы управления безопасностью
- § 2. Государственная граница, ее защита и охрана
- Глава 43 Управление внутренними делами
- § 1. Организационно-правовые формы управления внутренними делами
- § 2. Органы местного самоуправления и управление в области внутренних дел
- § 3. Милиция
- § 4. Государственный надзор за безопасностью дорожного движения
- § 5. Паспортная система
- § 6. Внутренние войска
- Глава 44 Управление иностранными делами
- § 1. Организационно-правовые формы управления иностранными делами
- § 2. Органы Министерства иностранных дел рф за рубежом
- § 3. Административно-правовое регулирование въезда в Российскую Федерацию и выезда из Российской Федерации
- Глава 45 Управление юстицией
- § 1. Организационно-правовые формы управления
- § 2. Организация нотариальной службы
- § 3. Адвокатура
- § 4. Регистрация актов гражданского состояния