§ 1. Организационно-правовые формы управления финансами и кредитом
Финансовая деятельность направлена на развитие и укрепление экономики страны, развитие рыночных отношений, в конечном счете — на повышение благосостояния населения.
Согласно Конституции РФ (ст. 71) к предметам ведения РФ в этой области относятся: финансовое, валютное, кредитное регулирование; денежная эмиссия; основы ценовой политики; федеральные банки; федеральный бюджет; федеральные фонды регионального развития; федеральные налоги и сборы.
К совместному ведению РФ и ее субъектов относится установление общих принципов налогообложения и сборов в РФ (ст. 72 Конституции РФ).
Согласно ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» (ст. 15) Правительство РФ обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики; разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет ей отчет о его исполнении; разрабатывает и реализует налоговую политику; обеспечивает совершенствование бюджетной системы; принимает согласованные с Центральным банком РФ меры по регулированию рынка ценных бумаг; осуществляет управление государственным внутренним и внешним долгом РФ, а также валютное регулирование и контроль; руководит валютно-финансовой деятельностью в отношениях РФ с иностранными государствами; разрабатывает и осуществляет меры по проведению единой политики цен.
Министерство финансов Российской Федерации (Минфин России) является федеральным органом исполнительной власти. В соответствии с Положением о нем, утвержденным Правительством РФ 30 июня 2004 г.1, Минфин России осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности, государственного долга, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров и транспортных средств, инвестирования средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии, финансового обеспечения государственной службы.
На Минфин России возложено определение порядка: формирования отчетности об исполнении федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов, бюджетов бюджетной системы РФ; ведения сводной бюджетной росписи федерального бюджета; применения бюджетной классификации РФ; включения страховых организаций в реестр страховых организаций, контроля таможенной стоимости товаров и транспортных средств совместно с ФТС России; ведения государственной долговой книги РФ, бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности; определения цен на драгоценные металлы, изделия из них.
В пределах своей компетенции Минфин России осуществляет составление проекта федерального бюджета; утверждение и ведение сводной бюджетной росписи федерального бюджета; составление и представление в Правительство РФ отчетности об исполнении федерального бюджета; государственную регистрацию условий эмиссии и обращения государственных ценных бумаг субъектов РФ и муниципальных образований; организацию формирования и использования ценностей Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней РФ.
На него возложены функции по управлению средствами Стабилизационного фонда РФ, государственным долгом РФ; по организации исполнения федерального бюджета; по государственному регулированию аудиторской деятельности; по организации государственного контроля за качеством сортировки и оценки драгоценных камней и федерального пробирного надзора. В процессе своей деятельности Министерство издает нормативные правовые акты о порядке учета и хранения драгоценных металлов и камней, изготовленной из них продукции; по вопросам регулирования, контроля и надзора в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений и др.
Оно разрабатывает и утверждает формы налоговых деклараций, расчетов по налогам; форму требования об уплате таможенных платежей, решения о взыскании в бесспорном порядке таможенных платежей за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика в банках; форму заявления о государственной регистрации нормативных правовых актов, содержащие условия эмиссии государственных ценных бумаг субъектов РФ и муниципальных ценных бумаг, и т. д.
Минфину России подведомственна деятельность Федеральной налоговой службы, Федеральной службы страхового надзора, Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, Федерального казначейства.
Федеральная налоговая служба (ФНС России), согласно Положению о ней, утвержденному Правительством РФ 30 сентября 2004 г.2 , осуществляет учет налогоплательщиков, проведение взимания законно установленных налогов, сборов, других обязательных платежей; разработку и утверждение обязательных для налогоплательщиков форм: заявления о постановке на учет в налоговом органе; представления налоговыми агентами в налоговый орган сведений о доходах физических лиц и суммах начисленных и удержанных налогов за налоговый период; уведомления о постановке на учет в налоговом органе; справки о полученных физическими лицами доходах и удержанных суммах налога и др.
Она осуществляет возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, сборов, пеней и штрафов; принимает решения об изменении сроков уплаты налогов, сборов и пеней; ведет Единый государственный реестр налогоплательщиков и т. д.
В области управления финансами и кредитом свою роль играет Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР России), действующая под руководством Правительства РФ. Согласно Положению о ней, утвержденному Правительством РФ 30 июня 2004 г.1, Служба осуществляет функции по принятию нормативных правовых актов в сфере финансовых рынков (за исключением страховой, банковской и аудиторской деятельности).
В пределах своей компетенции ФСФР России принимает нормативные правовые акты, утверждающие стандарты эмиссии ценных бумаг, проспекты ценных бумаг эмитентов, порядок государственной регистрации выпуска эмиссионных ценных бумаг, отчетов об итогах выпуска этих бумаг. Она утверждает единые требования к правилам осуществления профессиональной деятельности с ценными бумагами, требования к порядку ведения реестра владельцев именных ценных бумаг.
На Службу возложено утверждение норм допуска ценных бумаг к их публичному размещению, обращению, квотированию; определение порядка доступа к первичному размещению и обращению вне территории РФ ценных бумаг; регистрация правил негосударственных пенсионных фондов. Она осуществляет лицензирование профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, деятельности негосударственных пенсионных фондов; приостанавливает эмиссию ценных бумаг и т. д.
Федеральная служба по финансовому мониторингу (Рос- финмониторинг) осуществляет функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в этой сфере. В указанной сфере она осуществляет координацию деятельности других федеральных органов исполнительной власти, взаимодействуя с ними. Она взаимодействует также с Банком России, с компетентными органами иностранных государств, с органами государственной власти, организациями, должностными лицами и гражданами иностранных государств как в РФ, так и за ее пределами.
Руководство деятельностью Службой осуществляет Правительство РФ.
На Росфинмониторинг возложена разработка и проведение мероприятий по предупреждению нарушений законодательства РФ в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма; формирование перечня организаций и физических лиц, в отношении которых есть сведения об их участии в экстремистской деятельности. Она представляет РФ в международных организациях по вопросам своей сферы деятельности и участвует в их работе; разрабатывает предложения о принятии межведомственных планов и программ в установленной сфере деятельности и готовит отчеты о принятых мерах; участвует в разработке и осуществлении программ международного сотрудничества по вопросам установленной сферы деятельности и т. д. Анализ Положения о ней, утвержденного Правительством РФ 23 июня 2004 г.2, позволяет с большей долей уверенности отнести ее к разновидностям правоохранительных органов.
Федеральное казначейство (Казначейство России) имеет правовой статус федеральной службы. Положение о нем утверждено Правительством РФ 1 декабря 2004 г.3 Согласно данному Положению оно осуществляет правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета, распорядителями и получателями этих средств.
Казначейство России доводит до распорядителей и получателей средств федерального бюджета показатели сводной бюджетной росписи, лимиты бюджетных обстоятельств и объемы финансирования; открывает в Банке России и кредитных организациях счета по учету средств федерального бюджета и иных средств, устанавливает режимы счетов федерального бюджета, лицевые счета распорядителей и получателей средств федерального бюджета. На него возложено ведение учета операций по кассовому исполнению федерального бюджета, сводного реестра распорядителей и получателей средств федерального бюджета, учета сводных показателей сводной бюджетной росписи федерального бюджета, лимитов бюджетных обстоятельств.
В пределах своей компетенции Казначейство России осуществляет распределение доходов от уплаты федеральных налогов и сборов между бюджетами бюджетной системы РФ; составляет и представляет в Минфин России оперативную информацию и отчетность об исполнении федерального бюджета и т. д.
Федеральная служба страхового надзора (Росстрахнадзор) осуществляет функции по принятию решений о выдаче или отказе в выдаче, аннулировании, ограничении, приостановлении, возобновлении действия и отзыве лицензий субъектами страховой деятельности; ведение единого государственного реестра субъектов и объединений субъектов страхового дела. Ей дано право применять меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера для пресечения или недопущения нарушений в установленной сфере деятельности, а также давать предписания субъектам страхового дела об устранении нарушений страхового законодательства и т. д.
В своей деятельности Служба руководствуется федеральными законами и иными нормативными актами, в том числе Законом РФ от 27 ноября 1992 г. «Об организации страхового дела в Российской Федерации»1, Положением о ней, утвержденным Правительством РФ 30 июня 2004 г.2
Вопросы организации и деятельности различных кредитных учреждений регулируются Законом РФ от 2 декабря 1990 г. «О банках и банковской системе в РФ» в редакции ФЗ от 3 февраля 1996 г.3 Согласно названному Закону кредитная организация осуществляет банковские операции. Ее основной целью является получение прибыли в процессе своей деятельности. Банк представляет собой разновидность кредитной организации, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности такие банковские операции, как: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц; выдача банковских гарантий; инкассация денежных средств и др.
В банковскую систему входят Центральный банк РФ, Сберегательный банк, различные коммерческие банки, иные кредитные организации, имеющие разрешение на осуществление различных банковских операций.
Ведущим банком России является Центральный банк Российской Федерации (Банк России). Его правовой статус закреплен в ФЗ о нем от 10 июля 2002 г.4 Основными задачами Банка России являются развитие и укрепление банковской системы РФ; обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы.
К его основным функциям относятся: разработка и проведение единой государственной денежно-кредитной политики во взаимодействии с Правительством РФ; осуществление эмиссии наличных денег и организация наличного денежного обращения; установление правил осуществления расчетов в РФ, проведения банковских операций; осуществление управления золотовалютными резервами Банка России; принятие решения о государственной регистрации кредитных организаций, выдача им лицензии на осуществление банковских операций, приостановление их действия либо отзыва.
Он осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп; организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль, руководствуясь при этом ФЗ от 10 декабря 2003 г. «О валютном регулировании и валютном контроле»1; устанавливает правила бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы РФ.
По вопросам своей компетенции он издает нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц и т. д.
- Алехин а. П., Кармолицкий а. А.
- § 2. Понятие и цели организации управления
- § 3. Правовые основы организации управления
- Глава 26
- § 1. Основы разграничения компетенции в области управления между органами исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов
- § 2. Региональные начала
- § 3. Межотраслевые начала в управлении
- § 4. Отраслевые начала в управлении
- § 5. Общие функции и полномочия федеральных органов исполнительной власти
- Глава 27
- § 1. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера
- § 2. Чрезвычайное положение
- § 3. Военное положение
- Раздел VIII
- Глава 28
- § 1. Организационно-правовые формы управления промышленностью и энергетикой
- § 2. Предприятия и объединения в промышленности и энергетике
- § 3. Местное самоуправление, промышленность и энергетика
- § 4. Государственный контроль (надзор) в промышленности и энергетике
- Глава 29 Управление сельским хозяйством
- § 1. Организационно-правовые формы управления сельским хозяйством
- § 2. Предприятия и организации в сельском хозяйстве
- § 3. Местное самоуправление и сельское хозяйство
- § 4. Государственный контроль (надзор) в сельском хозяйстве
- Глава 30
- § 1. Организационно-правовые формы управления строительством и жилищно-коммунальным хозяйством
- § 2. Местное самоуправление, строительство и жилищно-коммунальное хозяйство
- § 3. Государственный контроль (надзор) в строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве
- Глава 31 Управление транспортом
- § 1. Организационно-правовые формы управления транспортом
- § 2. Местное самоуправление и транспорт
- § 3. Государственный контроль (надзор) на транспорте
- Глава 32
- § 1. Организационно-правовые формы управления связью и массовыми коммуникациями
- § 2. Местное самоуправление и связь
- § 3. Государственный контроль и надзор в сфере связи и массовых коммуникаций
- Глава 33
- § 1. Организационно-правовые формы управления использованием и охраной природных ресурсов
- § 2. Органы местного самоуправления и использование и охрана природных ресурсов
- § 3. Государственный контроль (надзор) в области природопользования и охраны природных ресурсов
- Глава 34 Управление финансами и кредитом
- § 1. Организационно-правовые формы управления финансами и кредитом
- § 2. Местное самоуправление, финансы и налоги
- § 3. Финансовый контроль
- Глава 35
- § 1. Организационно-правовые формы управления в области внешнеэкономических связей
- § 2. Местное самоуправление и внешнеэкономические связи
- § 3. Государственный контроль в области внешнеэкономических связей
- Раздел IX
- Глава 36 Управление образованием
- § 1. Общие положения
- § 2. Организационно-правовые формы управления образованием
- § 3. Учреждения образования
- § 4. Органы местного самоуправления и образование
- § 5. Государственный контроль деятельности образовательных учреждений
- Глава 37 Управление здравоохранением
- § 1. Организационно-правовые формы управления здравоохранением
- § 2. Учреждения здравоохранения
- § 3. Местное самоуправление и здравоохранение
- § 4. Государственный контроль (надзор) в сфере здравоохранения
- Глава 38 Управление наукой
- § 1. Организационно-правовые формы управления
- § 2. Организация науки. Научные учреждения и сообщества
- Глава 39 Управление культурой
- § 1. Организационно-правовые формы управления культурой
- § 2. Местное самоуправление и культура
- § 3. Государственный контроль (надзор) в сфере культуры
- Глава 40
- § 1. Организационно-правовые формы управления в области социальной защиты граждан
- § 2. Местное самоуправление и социальная защита
- Глава 41 Управление обороной
- § 1. Организационно-правовые формы управления
- § 2. Органы местного самоуправления и управление обороной
- § 3. Комплектование Вооруженных Сил Российской Федерации
- Глава 42 Управление безопасностью
- § 1. Организационно-правовые формы управления безопасностью
- § 2. Государственная граница, ее защита и охрана
- Глава 43 Управление внутренними делами
- § 1. Организационно-правовые формы управления внутренними делами
- § 2. Органы местного самоуправления и управление в области внутренних дел
- § 3. Милиция
- § 4. Государственный надзор за безопасностью дорожного движения
- § 5. Паспортная система
- § 6. Внутренние войска
- Глава 44 Управление иностранными делами
- § 1. Организационно-правовые формы управления иностранными делами
- § 2. Органы Министерства иностранных дел рф за рубежом
- § 3. Административно-правовое регулирование въезда в Российскую Федерацию и выезда из Российской Федерации
- Глава 45 Управление юстицией
- § 1. Организационно-правовые формы управления
- § 2. Организация нотариальной службы
- § 3. Адвокатура
- § 4. Регистрация актов гражданского состояния