logo search
Учебник АП Алехин, Кармолицкий 2010 том 2

§ 3. Финансовый контроль

Финансовый контроль возложен на значительный ряд го­сударственных органов и организаций, определенных Указом Президента РФ от 25 июля 1996 г. «О мерах по обеспечению го­сударственного финансового контроля в Российской Федера- ции»5.

Счетная палата Российской Федерации, согласно Закону о ней от 11 января 1995 г.6, является постоянно действующим ор­ганом государственного финансового контроля, образуемым Федеральным Собранием РФ и подотчетным ему. Ее основны­ми задачами являются: организация и осуществление контроля за своевременным использованием доходных и расходных ста­тей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджет­ных фондов; определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования государствен­ной собственности; финансовая экспертиза проектов и федераль­ных законов, а также нормативных актов федеральных органов государственной власти, предусматривающих расходы, покры­ваемые за счет средств федерального бюджета; контроль за за­конностью и своевременностью движения средств федерально­го бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов в Банке России, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях РФ и др.

В процессе реализации своих задач Счетная палата осуще­ствляет контрольно-ревизионную, экспертно-аналитическую, информационную и иные виды деятельности; обеспечивает еди­ную систему контроля за исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов. Эта деятель­ность предусматривает организацию и проведение контроля за исполнением федерального бюджета в отчетном году; проведе­ние комплексных ревизий и тематических проверок по отдель­ным разделам и статьям федерального бюджета, бюджетов фе­деральных внебюджетных фондов; контроль за состоянием го­сударственного внутреннего и внешнего долга РФ, а также за использованием кредитных ресурсов, за банковской системой и т. д.

Счетная палата наделена такими полномочиями, которые позволяют ей осуществлять контроль по вопросам своей компе­тенции за деятельностью всех государственных органов, пред­приятий, организаций, учреждений; за деятельностью органов местного самоуправления, банков, страховых компаний и дру­гих финансово-кредитных учреждений, их союзов и т. д.

По итогам проведения контрольных проверок и ревизий она направляет органам государственной власти, руководителям про­веряемых объектов представления для принятия мер по устране­нию выявленных нарушений, возмещению причиненного госу­дарству ущерба и привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении законодательства и бесхозяйствен­ности. О принятом по представлению решения и о мерах по его реализации Счетная палата уведомляется немедленно. Если на проверяемых объектах будут выявлены нарушения в хозяйствен­ной, финансовой, коммерческой и другой деятельности, нано­сящих ущерб государству, Счетная палата вправе давать обяза­тельные для исполнения предписания администрации проверя­емых объектов. В случае неоднократного неисполнения или ненадлежащего исполнения ее предписаний она может по согла­сованию с Государственной Думой принять решение о приос­тановлении всех видов финансовых, платежных и расчетных операций по счетам проверяемых объектов.

Федеральное казначейство осуществляет предварительный и текущий контроль за ведением операций со средствами феде­рального бюджета распорядителями и получателями средств фе­дерального бюджета; организует проведение необходимых экс­пертиз по вопросам своей компетенции, контроль за поступле­нием и использованием внебюджетных федеральных средств, работу своих территориальных органов по контролю за соблю­дением действующего законодательства в части исполнения фе­дерального бюджета, финансового исполнения федеральных внебюджетных фондов, поступления и использования федераль­ных средств.

Казначейство и его территориальные органы проводят про­верки денежных документов, регистров бухгалтерского учета, отчетов, планов, смет и иных документов, связанных с зачисле­нием, перечислением и использованием средств федерального бюджета; получают от финансово-кредитных учреждений справ­ки о состоянии счетов предприятий, учреждений и организаций, использующих средства федерального бюджета, государствен­ных внебюджетных фондов. По результатам проверок они тре­буют от руководителей и других должностных лиц проверяемых органов государственного управления, предприятий, учрежде­ний, организаций устранения выявленных нарушений поряд­ка исполнения федерального бюджета и контролируют их уст­ранение. Они вправе приостанавливать операции по счетам пред­приятий, учреждений и организаций (включая банки и иные финансово-кредитные учреждения), использующих средства федерального бюджета, государственных (федеральных) внебюд­жетных фондов и внебюджетные (федеральные) средства, в слу­чаях непредставления (или отказа предъявить) органам казна­чейства и их должностным лицам бухгалтерских и финансовых документов, связанных с использованием указанных средств; изымать у предприятий, учреждений и организаций докумен­ты, свидетельствующие о нарушениях порядка исполнения фе­дерального бюджета; выдавать обязательные для исполнения предписания о взыскании с объектов контроля в бесспорном порядке средств, выделенных из федерального бюджета, исполь­зуемых не по целевому назначению, и т. д.

В системе органов финансового контроля важное место за­нимает Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор), которая осуществляет функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере. Она также осуществ­ляет функции органа валютного контроля. Положение о ней ут­верждено Правительством РФ 15 июня 2004 г.1 В пределах своей компетенции Служба осуществляет контроль и надзор за исполь­зованием средств федерального бюджета, средств государствен­ных внебюджетных фондов, материальных ценностей, находя­щихся в федеральной собственности; соблюдением требований бюджетного законодательства РФ получателями финансовой помощи из федерального бюджета, гарантий Правительства РФ, бюджетных кредитов, ссуд, инвестиций; исполнением органа­ми финансового контроля федеральных органов исполнитель­ной власти, органов государственной власти субъектов РФ, ор­ганов местного самоуправления законодательства РФ о финан­сово-бюджетном контроле и надзоре.

На нее возложено осуществление контроля и надзора за со­блюдением резидентами и нерезидентами (за исключением кре­дитных организаций и валютных бирж) валютного законодатель­ства РФ, требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля, за соответствием проводимых валютных операций условиям лицензий и разрешений.

Для реализации контрольных и надзорных функций Рос- финнадзор наделен правом проверять в организациях, получа­ющих средства федерального бюджета, средства государствен­ных внебюджетных фондов, использующих материальные цен­ности, находящиеся в федеральной собственности, получателях финансовой помощи из федерального бюджета, гарантий Пра­вительства РФ, бюджетных кредитов, ссуд, инвестиций денеж­ные документы, регистры бухгалтерского учета, отчеты, планы, сметы и иные документы, фактическое наличие, сохранность и правильность использования денежных средств, ценных бу­маг, материальных ценностей.

Служба также осуществляет встречные проверки, т. е. про­водит в организациях любых форм собственности, получивших от проверяемой организации денежные средства, материальные ценности и документы, сличение записей, документов и данных с соответствующими записями, документами и данными прове­ряемой организации. В процессе проведения проверок она вправе получать необходимые письменные объяснения должностных лиц, материально ответственных и иных лиц, справки, сведения по вопросам, возникающим в ходе ревизий и проверок, заверен­ные копии документов, необходимых для проведения контроль­но-надзорных мероприятий.

По итогам проверок она вправе направлять в проверенные организации, их вышестоящие органы обязательные для рассмот­рения представления либо обязательные к исполнению предписа­ния по устранению выявленных нарушений и осуществлять кон­троль за своевременностью и полнотой устранения выявленных нарушений законодательства в финансово-бюджетной сфере.

В случае обнаружения правонарушений Служба вправе воз­буждать дела об административных правонарушениях, рассмат­ривать их и налагать в пределах своей компетенции админист­ративные наказания.

В сфере деятельности, подведомственной Минфину России, существуют территориальные органы валютного контроля, ос­новными задачами которых являются: осуществление в преде­лах своей компетенции контроля за соблюдением валютного за­конодательства РФ; участие в ведении единой информационной системы валютного контроля и др.

Федеральная налоговая служба (ФНС России) осуществ­ляет функции по контролю и надзору за соблюдением законо­дательства РФ о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, а также иных обязательных платежей; полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей.

Ее контрольно-надзорные функции реализуются в процес­се выдачи лицензий (разрешений) в пределах своей компетен­ции, регистрации юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, крестьянских (фермерских) хозяйств; ведения учета налогоплательщиков, Единого государ­ственного реестра юридических лиц, Единого государственно­го реестра индивидуальных предпринимателей, Единого государ­ственного реестра налогоплательщиков и т. д.

В пределах своей компетенции ФНС России осуществляет контроль за соблюдением валютного законодательства РФ, ва­лютных операций.

В процессе и по итогам контроля и надзора Служба вправе применять меры ограничительного, предупредительного и про­филактического характера, а также санкции, направленные на недопущение и ликвидацию последствий, вызванных нарушени­ем обязательных требований в подведомственной сфере, для пре­сечения нарушений законодательства РФ.

Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР Рос­сии) осуществляет функции по контролю и надзору в сфере фи­нансовых рынков (за исключением страховой, банковской и ауди­торской деятельности).

В содержание ее деятельности входит осуществление кон­троля и надзора за порядком проведения операций с денежны­ми средствами, совершаемых участниками рынка ценных бумаг, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, по­лученных преступным путем, за деятельностью бюро кредитных историй; проведение проверок акционерных инвестиционных фондов, субъектов отношений по формированию и инвестиро­ванию средств пенсионных накоплений, по негосударственно­му пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию, профессиональному пенсионному страхованию, профессиональных участников рынка ценных бумаг, управля­ющих компаний акционерных инвестиционных фондов и др.

Контроль и надзор осуществляется Службой в процессе ре­гистрации выпусков эмиссионных ценных бумаг, правил него­сударственных пенсионных фондов, документов профессиональ­ных участников рынка ценных бумаг, а также при осуществле­нии лицензирования профессиональной деятельности объектов ее контроля и надзора.

По итогам проверок она выдает соответствующие предпи­сания объектам контроля и надзора; запрещает или ограничи­вает на срок до шести месяцев проведение профессиональными участниками отдельных операций на рынке ценных бумаг; пре­секает нарушения законодательства РФ в рассматриваемой сфере деятельности, принимает меры ограничительного, предупреди­тельного и профилактического характера, направленные на не­допущение, прекращение нарушений требований в установлен­ной сфере деятельности, а также на ликвидацию их последствий.

Федеральная Служба по финансовому мониторингу (Рос- финмониторинг) осуществляет контроль и надзор за выполне­нием юридическими и физическими лицами требований зако­нодательства РФ о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

В соответствии с названным законодательством Служба осу­ществляет контроль за операциями (сделками) с денежными сред­ствами или иным имуществом; проверку полученной информа­ции об этих операциях (сделках). Эти функции (контроль и над­зор) реализуются Службой в процессе сбора, обработки, анализа информации об операциях (сделках) с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих контролю в соответствии с действующим законодательством РФ, ведения учета органи­заций, осуществляющих эти операции (сделки), если в сфере их деятельности отсутствуют надзорные органы, в процессе фор­мировании перечня организаций и физических лиц, в отноше­нии которых имеются сведения об их участии в экстремистской деятельности.

По итогам контроля и надзора Росфинмониторинг может издавать постановления о приостановлении операций с денеж­ными средствами или иным имуществом, принимать решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина либо лица без гражданства в РФ, направлять инфор­мацию в правоохранительные органы, если имеются достаточ­ные основания, свидетельствующие о том, что операция (сдел­ка) связана с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма.

Федеральная служба страхового надзора (Росстрахнадзор) осуществляет функции по контролю и надзору в сфере страхо­вой деятельности (страхового дела). Контроль и надзор осуще­ствляется Службой за соблюдением субъектами страхового дела страхового законодательства; выполнением юридическими и физическими лицами требований страхового законодательства; предоставлением субъектами страхового дела, в отношении ко­торых принято решение об отзыве лицензий, сведений о пре­кращении их деятельности или ликвидации.

В пределах своей компетенции она осуществляет контроль­но-надзорные функции за обеспечением страховщиками их финансовой устойчивости и платежеспособности, выдачей им банковских гарантий; соблюдением страховыми организация­ми требований законодательства РФ о противодействии легали­зации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Согласно ФЗ от 7 августа 2001 г. «Об аудиторской деятель­ности»1 под аудиторской деятельностью (аудитом) понимает­ся предпринимательская деятельность по независимой провер­ке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчет­ности организаций и индивидуальных предпринимателей. Целью аудита является выражение мнения о достоверности финансо­вой (бухгалтерской) отчетности на проверяемых объектах и со­ответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодатель­ству РФ. Он не подменяет государственного контроля достовер­ности финансовой (бухгалтерской) отчетности, осуществляемого соответствующими органами государственной власти.

Осуществление аудита предполагает проверку бухгалтерс­кой, финансовой отчетности, различного рода платежно-расчет­ных документов предприятий, организаций, учреждений, в том числе финансово-кредитных учреждений, различных фондов (инвестиционных, пенсионных и др.) и т. д.