§ 3. Государственный контроль (надзор) в области природопользования и охраны природных ресурсов
Для осуществления контроля и надзора в рассматриваемой сфере государством образован ряд государственных органов, наделенных соответствующим комплексом государственно-властных полномочий.
Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) является органом государственного надзора; специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы в сфере своей деятельности, а также в области охраны атмосферного воздуха. В пределах своей компетенции она осуществляет контроль и надзор за безопасным ведением работ, связанных с пользованием недрами, с целью обеспечения соблюдения всеми пользователями недр законодательства, стандартов, норм, правил по охране недр, а также предупреждения и устранения их вредного влияния на людей, окружающую среду; за соблюдением требований законодательства в области охраны окружающей среды (осуществление экологического контроля), охраны атмосферного воздуха.
Ее контрольно-надзорные полномочия реализуются также в процессе лицензирования соответствующей деятельности, выдаче разрешений, например, на выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду и на вредные физические воздействия на атмосферный воздух.
На нее возложена организация и проведение государственной экологической экспертизы проектов правовых актов, международных договоров РФ, реализация которых может повлечь негативные воздействия на окружающую среду, а также нормативно-технических и инструктивно-методических документов, регламентирующих хозяйственную и иную деятельность, которая может воздействовать на окружающую среду; проектов комплексных и целевых федеральных социально-экономических, научно-технических и других программ, при реализации которых может быть оказано воздействие на окружающую среду; проектов развития отраслей экономики; технико-экономических обоснований и проектов строительства, реконструкции, ликвидации организаций, иных объектов хозяйственной деятельности, осуществление которых может оказывать воздействие на окружающую среду; материалов по созданию организаций горнодобывающей и перерабатывающей промышленности, предусматривающих использование природных ресурсов, и т. д.
По результатам контроля и надзора Служба вправе применять меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера к юридическим и физическим лицам, направленные на недопущение или пресечение нарушений в рассматриваемой сфере1.
Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды осуществляет функции мониторинга окружающей среды, ее загрязнения. Данная Служба осуществляет государственный надзор за проведением работ по активному воздействию на метеорологические и другие геофизические процессы на территории РФ. Ее контрольно-надзорные полномочия реализуются в процессе выдачи лицензий на выполнение работ по активному воздействию на гидрометеорологические и геофизические процессы и явления.
В пределах своей компетенции она осуществляет государственный мониторинг атмосферного воздуха, водных объектов в части поверхностных водных объектов, континентального шельфа, состояния исключительной экономической зоны РФ; обеспечивает функционирование на территории РФ пунктов гидрометеорологических наблюдений.
Она вправе применять меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и пресечение нарушений объектами надзора обязательных требований в установленной сфере деятельности, и принимать меры по ликвидации последствий этих правонарушений и т. д.1
Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости
осуществляет государственный земельный контроль, задачей которого является обеспечение соблюдения различными организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их руководителями и должностными лицами, а также гражданами земельного законодательства, требований охраны и использования земель. При осуществлении данного контроля Агентство руководствуется Положением о государственном земельном контроле, утвержденным Правительством РФ 15 ноября 2006 г.2 В этом направлении деятельности оно осуществляет контроль за выполнением требований земельного законодательства о недопущении самовольного занятия земельных участков, их самовольного обмена и использования без соответствующих документов, об использовании земель по целевому назначению и выполнении обязанностей по приведению их в пригодное для использования состояние.
На Агентство возложены также: контроль за соблюдением порядка предоставления сведений о состоянии земель, исполнением предписаний по вопросам соблюдения земельного законодательства и устранением нарушений в области земельных отношений; организация государственного мониторинга земель в РФ; проведение плановых и внеплановых проверок по вопросам соблюдения земельного законодательства, требований по охране и использованию земель.
Должностные лица и специалисты, осуществляющие государственный земельный контроль, являются государственными инспекторами по использованию и охране земель. При исполнении своих обязанностей они вправе посещать организации и объекты, обследовать земельные участки, находящиеся в собственности, владении, пользовании и аренде; давать обязательные для исполнения предписания по вопросам соблюдения земельного законодательства, а также об устранении нарушений, выявленных в ходе проведения контроля; составлять протоколы об административных правонарушениях и направлять их соответствующим органам и должностным лицам для привлечения виновных к административной ответственности.
Значительным объемом функций и полномочий в области охраны природных ресурсов наделена Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор), Положение о которой утверждено Правительством РФ 30 июня 2004 г.3Основное назначение Службы состоит в осуществлении функций контроля и надзора в сфере природопользования. Эти функции осуществляются ею в области охраны, использования и воспроизводства объектов животного мира и среды их обитания (кроме объектов охоты и рыболовства), а также в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения. Контроль и надзор осуществляются Службой за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр1, за использованием, охраной, защитой и воспроизводством лесов2, за использованием и охраной водных объектов3, за рациональным использованием минеральных ресурсов на континентальном шельфе, надзор за соблюдением норм и правил безопасности гидротехнических сооружений, государственный земельный контроль в отношении земель водного лесного фонда, земель лесов, не входящих в лесной фонд, особо охраняемых природных территорий, а также за соблюдением законодательства РФ и международных норм и стандартов в области морской среды и природных ресурсов внутренних морских вод, территориального моря и в исключительной экономической зоне.
Контрольно-надзорные функции реализуются Росприрод- надзором в процессе выдачи лицензий на: добывание объектов животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу РФ; оборот диких животных, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу РФ; добывание объектов животного мира, не отнесенных к объектам охоты и рыболовства; ввоз (вывоз) в РФ экологических коллекций, видов дикой фауны и флоры, находящихся под угрозой исчезновения; экспорт диких животных, дикорастущих растений, лекарственного сырья растительного и животного происхождения; экспорт рыбы и т. д.
На нее возложена организация и проведение государственной экологической экспертизы проектов правовых актов РФ и ее субъектов, реализация которых может привести к негативным воздействиям на природные ресурсы, а также нормативно-технических и инструктивно-методических документов органов государственной власти РФ, призванных регламентировать хозяйст-венную и иную деятельность, которая может оказывать воздействие на использование природных ресурсов; проектов: генеральных планов развития территорий с особым режимом природопользования и ведения хозяйственной деятельности; генеральных схем расселения, природопользования и территориальной организации производительных сил РФ и ее субъектов; комплексных схем охраны природы РФ и территориальных комплексных схем охраны природы и природопользования и т. д.
По вопросам установленной сферы деятельности Служба осуществляет мониторинг объектов животного мира, континентального шельфа, исключительной экономической зоны, внутренних морских вод и территориального моря РФ; кадастра особо охраняемых природных территорий федерального значения.
В процессе осуществления контроля и надзора Росприрод- надзор применяет меры ограничительного, предупредительного, профилактического характера, целью которых является предупреждение и пресечение нарушений законодательства в установленной сфере деятельности.
- Алехин а. П., Кармолицкий а. А.
- § 2. Понятие и цели организации управления
- § 3. Правовые основы организации управления
- Глава 26
- § 1. Основы разграничения компетенции в области управления между органами исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов
- § 2. Региональные начала
- § 3. Межотраслевые начала в управлении
- § 4. Отраслевые начала в управлении
- § 5. Общие функции и полномочия федеральных органов исполнительной власти
- Глава 27
- § 1. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера
- § 2. Чрезвычайное положение
- § 3. Военное положение
- Раздел VIII
- Глава 28
- § 1. Организационно-правовые формы управления промышленностью и энергетикой
- § 2. Предприятия и объединения в промышленности и энергетике
- § 3. Местное самоуправление, промышленность и энергетика
- § 4. Государственный контроль (надзор) в промышленности и энергетике
- Глава 29 Управление сельским хозяйством
- § 1. Организационно-правовые формы управления сельским хозяйством
- § 2. Предприятия и организации в сельском хозяйстве
- § 3. Местное самоуправление и сельское хозяйство
- § 4. Государственный контроль (надзор) в сельском хозяйстве
- Глава 30
- § 1. Организационно-правовые формы управления строительством и жилищно-коммунальным хозяйством
- § 2. Местное самоуправление, строительство и жилищно-коммунальное хозяйство
- § 3. Государственный контроль (надзор) в строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве
- Глава 31 Управление транспортом
- § 1. Организационно-правовые формы управления транспортом
- § 2. Местное самоуправление и транспорт
- § 3. Государственный контроль (надзор) на транспорте
- Глава 32
- § 1. Организационно-правовые формы управления связью и массовыми коммуникациями
- § 2. Местное самоуправление и связь
- § 3. Государственный контроль и надзор в сфере связи и массовых коммуникаций
- Глава 33
- § 1. Организационно-правовые формы управления использованием и охраной природных ресурсов
- § 2. Органы местного самоуправления и использование и охрана природных ресурсов
- § 3. Государственный контроль (надзор) в области природопользования и охраны природных ресурсов
- Глава 34 Управление финансами и кредитом
- § 1. Организационно-правовые формы управления финансами и кредитом
- § 2. Местное самоуправление, финансы и налоги
- § 3. Финансовый контроль
- Глава 35
- § 1. Организационно-правовые формы управления в области внешнеэкономических связей
- § 2. Местное самоуправление и внешнеэкономические связи
- § 3. Государственный контроль в области внешнеэкономических связей
- Раздел IX
- Глава 36 Управление образованием
- § 1. Общие положения
- § 2. Организационно-правовые формы управления образованием
- § 3. Учреждения образования
- § 4. Органы местного самоуправления и образование
- § 5. Государственный контроль деятельности образовательных учреждений
- Глава 37 Управление здравоохранением
- § 1. Организационно-правовые формы управления здравоохранением
- § 2. Учреждения здравоохранения
- § 3. Местное самоуправление и здравоохранение
- § 4. Государственный контроль (надзор) в сфере здравоохранения
- Глава 38 Управление наукой
- § 1. Организационно-правовые формы управления
- § 2. Организация науки. Научные учреждения и сообщества
- Глава 39 Управление культурой
- § 1. Организационно-правовые формы управления культурой
- § 2. Местное самоуправление и культура
- § 3. Государственный контроль (надзор) в сфере культуры
- Глава 40
- § 1. Организационно-правовые формы управления в области социальной защиты граждан
- § 2. Местное самоуправление и социальная защита
- Глава 41 Управление обороной
- § 1. Организационно-правовые формы управления
- § 2. Органы местного самоуправления и управление обороной
- § 3. Комплектование Вооруженных Сил Российской Федерации
- Глава 42 Управление безопасностью
- § 1. Организационно-правовые формы управления безопасностью
- § 2. Государственная граница, ее защита и охрана
- Глава 43 Управление внутренними делами
- § 1. Организационно-правовые формы управления внутренними делами
- § 2. Органы местного самоуправления и управление в области внутренних дел
- § 3. Милиция
- § 4. Государственный надзор за безопасностью дорожного движения
- § 5. Паспортная система
- § 6. Внутренние войска
- Глава 44 Управление иностранными делами
- § 1. Организационно-правовые формы управления иностранными делами
- § 2. Органы Министерства иностранных дел рф за рубежом
- § 3. Административно-правовое регулирование въезда в Российскую Федерацию и выезда из Российской Федерации
- Глава 45 Управление юстицией
- § 1. Организационно-правовые формы управления
- § 2. Организация нотариальной службы
- § 3. Адвокатура
- § 4. Регистрация актов гражданского состояния