Оформление правового статуса наркомата внутренних дел башкирской республики в 1919-1925 годы
А.И-Абдрахманов,
преподаватель кафедры шторико-правовыхдисциплинУ ЮИ МВД РФ
Известно, что основой становления Башкирской Советской Республикиявилось Соглашение центральной советской власти с Башкирским правительством о советской автономии Башкирии от20 марта 1919 года. Согласно пункту XIII Соглашения до созыва Съезда Советов Башкирской республики всяполнота власти в республике передавалась Временному революционному комитету- Башревкому. Таким образомв распоряжение Башревкома определялись фактическичрезвычайные полномочия, причем значительная часть данных полномочий осуществлялась именно черезНКВД.
Пункт VIII Соглашения предписывал, что власть в Башкирии должна строиться на точном основании Советской Конституции, но не определял конкретно структуры и компетенции комиссариатов Башкирской Советской Республики (БСР). Хотя НКВД в Соглашении не упоминается, оно устанавливало некоторые аспекты компетенции этого комиссариата, в частности, в области охраны порядка. Так, в пункте XI говорилось: «Внутренняя охрана и порядок в автономной Башкирской Советской Республике поддерживается вооруженным пролетариатом республики». Отметим, что содержание данного пункта заведомо носило явно общий характер, прежде всего потому, что в аграрной Башкирской республике не имелось ни промышленности ни пролетариата, на который предписывалось возложить охрану порядка.
Соглашение выполнило огромную роль в создании башкирской государственности, хотя в нем не упоминались многие важнейшие принципы организации республиканского государственного аппарата. Относительно органов внутренних дел стоит отметить, что до 1922 года их статус не имел законодательного оформления и в общероссийском масштабе. Фактически основы строения и деятельности НКВД РСФСР, его местных органов определялись по аналогии со структурой и практикой МВД Российской Империи, с поправкой на марксистские идеи и без соответствующего правового оформления.
Для устранения этого правового пробела в 1919 году началась работа по подготовке Положения об НКВД РСФСР. Не позднее конца 1919 года работа над Положением об НКВД началась и в Башкирии. В результате 23 марта 1920 года Положение о Народном Комиссариате Внутренних Дел Башсовсоцреспублики было утверждено Башревкомом. Этот документ является первым Положением об НКВД, введенным в действие на территории республики. Хотя Положение имело ряд недостатков, его можно отвести к документам, посредством которых определяются задачи органов внутренних дел, «закрепляются их функции и предметы ведения, устанавливаются объекты ведомственного правового регулирования».
Значительно конкретизировал строение Совнаркома Башкирской Советской Республики Декрет ВЦИК и СНК РСФСР от 19 мая 1920 года «О государственном устройстве Автономной Советской Башкирской Республики». Пункт 4 декрета относил НКВД к учреждениям, которые «...автономны в своих действиях и ответственны непосредственно перед Башкирским Центральным Исполнительным Комитетом». Так или иначе, для НКВД декларировалась определенная самостоятельность правового регулирования в своей сфере и некоторая независимость от НКВД РСФСР, Но то, что в целом декрет серьезно ограничил уровень суверенитета Башкирии, послужило толчком к глубокому политическому кризису в республике.
Весной - летом 1920 года в статусе и строении Башкирской Советской Социалистической Республики (БССР) произошли серьезные перемены, потребовавшие пересмотра правовой базы НКВД. В результате 16 декабря 1920 года ЦИК БССР ввел в действие проект нового положения об НКВД, в тексте которого были устранены многие ранние недостатки, учтены произошедшие изменения. Хотя этот вариант имел недостатки, его принятие можно считать завершением одного из этапов законодательного оформления статуса и принципов функционирования органов внутренних дел БССР.
Развивалась и правовая база учреждений,входящих в составорганов внутренних дел, а именно милиции. 9 марта 1921 года СНКБССР ввел в действие представленное НКВД Положение о рабоче-крестьянской милиции Башкирской Советской Республики, котороедовольно четко регламентировало статус,функции и вопросыорганизационного построения милиции БССР.Структура и содержание данного Положения показывают, что в его основу были заложены разработанные к тому времени принципыорганизации ирегулирования деятельности советской милиции, зафиксированные в Положении орабоче-крестьянской милиции РСФСРот 10 ию-
ня 1920 года, несомненно использованном в качестве основы для составления башкирского варианта.
В начале новой экономическойполитики совершенствование положенияНКВД тормозилось угрозой ликвидации этого наркомата. Наряду с руководством комиссариатана эту угрозу болезненно реагировали и власти российских автономий,так как ее реализация означала бы «... существенное ущемление прав республик». Активная позиция республиканских представителей способствовала не толькосохранению НКВД, но и оформлению егоконституционного статуса. В посвященной автономным республикам и областям главе Конституции РСФСР1925 года говорилось, что ЦИК этих республик «... образуютсвои исполнительные органы - советы народных комиссаров, в составе председателей народных комиссаров и народного комиссара внутренних дел ...». Правомликвидировать тот или иной комиссариат в зависимости от местныхусловий наделялисьсами власти автономной республики.
Статус НКВД получил развитие и в правотворчестве нашей республики, где в 1924 году было введено в действие новое Положение об НКВД. Закрепление этого статуса на более высоком уровне произошло в проекте Конституции Башкирской АССР, утвержденном V Всебашкирским съездом Советов 24 марта 1925 года. Статья 58 проекта Конституции республики относила НКВД к числу «необъединенных» комиссариатов, «... автономных в своих действиях, подчиненных ВЦИК, его Президиуму и СНК БАССР и непосредственно перед ними ответственных». И хотя данный проект не был утвержден Всероссийским ЦИК, ныне он считается Основным Законом жизни республики до принятия следующей Конституции.
Таким образом, в 20-е годы статус НКВД Башкортостана обрел конституционное оформление как в башкирском, так и федеральном законодательстве. Развивалась и правовая база составляющих органы внутренних дел подразделений и структур, в первую очередь милиции. Изучение этих материалов может дать богатый фактический материал для более полного представления о содержании и специфике процесса конституционного развития Республики Башкортостан.
КОНСТИТУЦИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН И ПРОБЛЕМЫ ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
А-Н.Тимонин, профессор юридического факультета БашГУ
Новая Конституция Республики Башкортостан предъявляет новые требования к подготовке юридических кадров.
Действительно, даже такие традиционные вопросы юридического образования: кого учить, как учить и чему учить, сегодня приобретают новое звучание. Каким же образом они должны решаться? Коль скоро при разработке Конституции республики широко использовались международные стандарты, то особое значение приобретает опыт, накопленный странами дальнего зарубежья. В этой связи обычно вспоминают достижения американских и западно-европейских университетов. Думается, что не менее поучителен опыт «страны восходящего солнца».
К примеру Японии обращаются всякий раз, едва речь заходит о проблеме национального возрождения. Среди предпосылок успешного решения этой проблемы немалое значение принадлежит высокому общеобразовательному уровню японской молодежи. Благодаря публицистической деятельности журналистов-международников успехи Японии в сфере образования обычно ассоциируются с так называемым «экзаменационным адом», который юные японцы претерпевают на себе с четырех лет. Гораздо меньше внимания обращается на «метод забивания гвоздей» (своего рода «штамповку»), который царит в большинстве японских вузов и сводит учебный процесс к пустой формальности. Стоит ли удивляться тому, что многие японские студенты рассматривают время пребывания в вузе, как единственную возможность для отдыха от «экзаменационного ада» и от той напряженной трудовой деятельности, которая ожидает их на рабочих местах. Стоит ли удивляться той убийственной характеристике системы высшего японского образования, которая дана одним из лидеров японского бизнеса: «Японские учебные заведения выродились, - подчеркивает К. Мацусита, - в фабрики по производству схоластов в лучшем случае или тупиц - в худшем».
Но вправе ли мы на этом основании ставить под сомнение привлекательность всей системы образования «страны восходящего солнца»? Казалось бы, что на этот вопрос должен последовать утвердительный ответ, Однако в ней есть одна существенная деталь, заслуживающая самого пристального внимания. Так, наряду с обычными в Японии существуют так
называемые «элитарные высшие учебные заведения». ПоподсчетамВ.Цзетова,их порядка семина всюстрану. Что жеотличает эти вузы от других? Прежде всего престиж,который несовместим со«штамповкой, принятой в обычныхяпонских высших учебных заведениях». Обращают на себя внимание и тецели, которые ставят перед собойучащиеся суперэлитарного японского вуза -«школы государственного управления и промышленного менеджмента». На вопрос, поставленный В.Цветовьш: «Кем вы хотитестать после окончания школы?», учащиеся дали в высшей степени любопытные ответы. Один из них заявил: «Я буду политическим лидером высшего ранга, буду занимать ведущее место в политической жизни страны», другой: «Я намерен стать лидером мирового масштаба».
Разумеется, ответы молодых японцев интересны не только и не столько своими политическими амбициями. Главное здесь состоит в том большом внимании, которое оказывает Япония своему политическому будущему. Здесь угадываются те особые условия, которые созданы в этой стране для формирования политической элиты нового поколения.
Нельзя сказать, что в нашей республике отсутствует само понятие «элитарного вуза». Напротив, в этом качестве обычно выступает юридический факультет БашГУ, На наш взгляд, если и можно наделять этот факультет элитарным статусом, то только в смысле социального происхождения студентов-юристов. Действительно, многие из них происходят из семей, олицетворяющих административную и экономическую элиту Башкортостана.
Итак, принадлежность студентов-юристов к элитарным слоям остается единственным критерием,.который позволяет юридическому факультету БашГУ претендовать на столь высокий статус. По остальным параметрам нам пока далеко не только до лучших вузов Японии, но и нашей страны.
Одна из важнейших особенностей общественно-политического развития как России в целом, так и ее регионов состоит в том, что главной связующей силой общества было и остается государство. В этих условиях трудно переоценить ту роль, и соответственно, те требования, которые предъявляются к качеству самого верхнего слоя власть имущих. Касаясь проблемы подготовки кадров для высшего политического руководства страны, мы не должны упускать из виду человеческий фактор. Если рассматривать сквозь призму «человеческого измерения» феномен государства, несостоятельность широко распространенного у нас идеала государства, идеала «большой фабрики» становится очевидной. Здесь уместно напомнить и о том, что в соответствии с этим идеалом во главе нашей страны нередко оказывались руководители-хозяйственники. Подобная тенден-
ция, судя по всему, сохранится и в ближайшем будущем. И дело здесь не только в политической традиции, унаследованной от советской эпохи. Обратимся к дореволюционной истории российской государственности. Здесь трудно обойти вниманием такую крупную историческую личность, как Петр I . Ha'этом примере довольно явственно проявляет себя многофункциональный характер деятельности правителя России. Однако тот же Петр I вошел в историю не только как правитель, сочетающий по словам А.С. Пушкина в одном лице «и академика, и героя, и мореплавателя, и плотника». Значительно больше он известен, как царь-реформатор, положивший начало профессиональной армии и профессиональному чиновничеству.
Учитывая фактор реформирования нашего общества, полагаем, что есть смысл задуматься над вопросом: не наступило ли время для подготовки профессиональных политиков (юристов-политологов) на юридических факультетах.
Но если от идеи подготовки профессиональных политиков на юридическом факультете БашГУ все же суждено будет отказаться, то и в этом случае придется решать вопрос о преобразовании юридического факультета БашГУ в подлинно элитарное учебное заведение. Необходимость подобного шага продиктована тем, что судьба новой Конституции Башкортостана самым тесным образом связана с судьбой юридического образования в нашей республике. «Юрист, - как говорил Гегель, - это последний оплот государства».
В новых исторических условиях, когда появилась возможность зафиксировать в Конституциях и то, и другое, и третье, нельзя забывать ни об уроках прошлого, содержащихся в истории своего народа, ни об историческом опыте других народов. Одним из важнейших шагов на этом пути может стать коренное преобразование кадровой политики в сфере юридического образования. В этой связи заслуживает самого пристального внимания предложение ректора БашГУ, академика Р.Н.Гимаева, который считает: «Необходимо сократить прием на юридический факультет БашГУ, чтобы он мог сосредоточиться на подготовке магистров». Возможны и другие подходы к решению указанной проблемы. Какой из них восторжествует, не столь важно. Главное, чтобы в XXI веке Республика Башкортостан имела не только реально действующую Конституцию, но и соответствующее международным стандартам кадровое обеспечение.
- Вступительное слово
- Конституция республики башкортостан -основной закон демократического правового государства
- Развитие конституционализма в российской федерации
- Пятилетие конституции российской федерации и конституции республики башкортостан -знаменательные вехи конституционной реформы
- Конституция республики башкортостан и проблемы российского федерализма
- Противоречия конституционного процесса в российской федерации
- Государственность как гарант стабильности развития гражданского общества
- О согласовании конституционного законодательства российской федерации и республики башкортостан
- Проблемы формирования системы законодательства республики башкортостан
- Некоторые проблемы функционирования и развития политической системы в конституции республики башкортостан
- О созидательном потенциале конституции республики и его претворении в жизнь
- Конституционные основы обеспечения безопасности в республике башкортостан
- Проблемы развития конституционного статуса республик
- О становлении республики башкортостан как демократического государства
- Договорные отношения и становление гражданского общества
- Из истории подготовки конституции республики башкортостан
- Пятилетие конституции республики башкортостан и законодательство республик в составе российской федерации
- Некоторые вопросы развития конституции республики башкортостан
- Конституция республики башкортостан-правовая основа становления гражданского общества
- Российский федерализм и республика башкортостан в составе российской федерации
- Политико-правовое значение первых актов башкирской автономии в развитии государственного статуса башкортостана
- История и современность
- Потенциал конституции башкортостана по защите суверенитета республики
- Российский федерализм: общая характеристика и этапы становления
- Конституция республики башкортостан о разделении государственной власти
- Теория разделения властей и конституция республики башкортостан
- Конституционные основы деятельности государственного собрания республики башкортостан
- Конституционные основы взаимоотношений президента республики башкортостан и государственного собрания
- О природе президентской власти в республике башкортостан
- Конституционные основы исполнительной власти в республике башкортостан
- К вопросу об основных правах, свободах и обязанностях личности по конституции республики башкортостан
- О внедрении международно-правовых стандартов в области прав и свобод человека в законодательство республики башкортостан
- Правовая охрана конституции республики башкортостан
- Гуманитарные приоритеты в правовой системе республики башкортостан
- Конституционное регулирование предметов ведения республики башкортостан
- Системность как принцип формирования законодательства республики башкортостан
- Конституционные основы осуществления внешних связей республики башкортостан
- Конституция республики башкортостан как основа развития международной и внешнеэкономической деятельности республики
- Конституция - основа правовой системы республики башкортостан
- Конституция башкортостана и развитие республиканского законодательства
- О соотношении текущего законодательства российской федерации и республики башкортостан
- Конституция башкортостана и компетенция органов власти республики в сфере организации и деятельности милиции
- Конституционные проблемы правовой охраны природы
- Конституционные основы развития экологического законодательства в республике башкортостан
- Конституционные основы земельного законодательства республики башкортостан
- О конституционных основах права частной собственности на землю
- Конституционное регулирование межбюджетных отношений в республике башкортостан
- Государственное строительство
- Конституционные основы законодательства о судебной системе республики башкортостан
- Конституционное правосудие республики башкортостан: природа, принципы
- Проблемы совершенствования конституционных гарантий судебной деятельности
- Проблемы совершенствования конституционного законодательства в области профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
- Органы внутренних дел и местная власть в республике башкортостан
- Оформление правового статуса наркомата внутренних дел башкирской республики в 1919-1925 годы
- Реализация конституционного права граждан на объединение в республике башкортостан
- О реализации конституционного права равного доступа к государственной службе
- Конституция республики башкортостан о свободе массовой информации
- Из практики конституционного закрепления принципа равноправия полов
- Конституционно-правовые основы деятельности участников рынка ценных бумаг
- Политико-правовая культура и конституция республики башкортостан
- Конституционные основы регулирования режима чрезвычайного положения в республике башкортостан
- Конституция республики башкортостан и уголовно-исправительная система