logo
Конституционное право Бащкирии

Гуманитарные приоритеты в правовой системе республики башкортостан

Х.А.Тимершин,

зав. отделом Администрации Президент Республики Башкортостан

Признание человека, его прав и свобод высшей ценностью в обще­стве, конституционное закрепление государственно-правового механизма их обеспечения, соблюдения и защиты, а также тесное взаимодействие го­сударственного и международного права ярко демонстрируют гуманитар­ные приоритеты правовой системы современного Башкортостана.

Стратегический курс становления и развития правовой системы республики как правового демократического государства был определен Декларацией о государственном суверенитете Башкортостана 1990 года, Этот важнейший документ, имеющий силу закона, установил приоритет общечеловеческих ценностей, природной и социальной среды, прав и сво­бод человека, закрепленных в универсальных и региональных междуна­родно-правовых актах.

Декларация по существу стала основой для разработки Конститу­ции, развития системы законодательства, построения государственно-правового механизма республики на новом идеологическом фундаменте.

В Конституции республики 1993 года, в отличие от предшествую­щих, правовомустатусу личности отводится значительное место. Более того, концептуальной основой прав человека и гражданина, нового инсти­тута в правовой системе республики и ее Конституции стала доктрина ес­тественных неотчуждаемых прав, принадлежащих личности от рождения,независимо от пола, гражданства, языка,вероисповедания, социальногоположения. |

По существу права человека теперь рассматриваются как основа конституционного строя и его правовой системы. Именно поэтому законо­дательство определяется как средство обеспечения, охраны и защиты прав человека и гражданина.

В статье 15 Конституции Республики Башкортостан, в частности, устанавливается, что законы подлежат официальному опубликованию; не­опубликованные законы не подлежат применению; любые нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и граждани­на, не могут применяться, если они не опубликованы официально для все­общего сведения. В статье подчеркивается, что общепризнанные принци-

пы и нормымеждународного права и международные договоры Республи­ки Башкортостан являются составной частью ееправовой системы.

Значимостьинститута правчеловека подтверждается также консти­туционным закреплением в Основном Законе особогостатуса, места и ро­ли " Президента РеспубликиБашкортостан, Уполномоченного республикипо правам человека,Конституционного суда Республики Башкортостан.

Президент Республики Башкортостан, выступаягарантом прав и свобод человека игражданина, соблюдения Конституции изаконов рес­публики, а также ее международных договорови соглашений, обеспечива­ет законность и правопорядок, безопасность населения и нормальную ра­ботувсех систем его жизнеобеспечения.

Закон «О Президенте Республики Башкортостан» предусматривает, что Президент как глава Республики Башкортостан обеспечивает права и свободы человека и гражданина различными средствами. Он обладает правом законодательной инициативы, подписывает и обнародует приня­тые законы; представляет Государственному Собранию - представитель­ному и законодательному органу Республики Башкортостан - кандидатуры на пост руководителей и судей Конституционного, Верховного и Высшего арбитражного судов Республики Башкортостан, а также судей местных су­дов, Прокурора республики.

Президент республики руководит деятельностью Кабинета Министров - Правительства Республики Башкортостан, осуществляет кон­троль за исполнением органами исполнительной власти законодательства, в том числе в сфере обеспечения прав личности,

Одним из эффективных инструментов, используемых Президентом, является его Послание Государственному Собранию, в котором, в частно­сти, определяются основные направления развития правовой системы, связанной с обеспечением прав и свобод человека и гражданина, деятель­ности общественных объединений и других институтов гражданского об­щества.

Одним из новых институтов правовой системы республики стал Уполномоченный Республики Башкортостан по правам человека, при­званныйобеспечивать государственную защиту прав и свобод личности, соблюдения и уважения ееправ идостоинства.

Как известно, впервые об этой должности заговорили при разра­ботке в республике проекта Декларации о правах и свободах человека и гражданина.

Учреждение Уполномоченного Республики Башкортостан по пра­вам человека предусмотрено Основным Законом республики, нормы ко­торого стали правовой основой для разработки Закона «Об Уполномочен-

ном Республики Башкортостан по правам человека», вступившего в силу 29 апреля 1996 года.

В соответствии со своим статусом Уполномоченный призван рас­сматривать заявления и жалобы граждан на нарушения или ненадлежащее соблюдение их прав и свобод, выявлять и расследовать случаи грубого или массового нарушения прав, информировать органы государственной вла­сти и общественность о ситуации в области соблюдения прав человека в республике, способствовать восстановлению нарушенных прав, правовому просвещение населения, совершенствованию законодательства о правах человека.

Наиболее действенным средством укрепления авторитета Уполно­моченного является подготовка им ежегодных докладов о соблюдении прав человека и гражданина в республике для представления Государст­венному Собранию Республики Башкортостан. Так, в Докладе о деятель­ности Уполномоченного по правам человека за 1998 год, в частности, кон­статируется, что его предложения, направленные на устранение наруше­ний прав человека и гражданина, в основном выполняются, В течение года в адрес Уполномоченного и его службы поступило 640 письменных обра­щений граждан, на личном приеме принято 350 человек. К его доверен­ным представителям в районах и городах республики обратилось 1700 че­ловек. Общее количество обращений населения увеличилось по сравне­нию с 1997 годом более, чем в 3 раза- При этом в структуре обращений преобладают заявления и жалобы на действия и решения правоохрани­тельных органов (39%), на нарушение жилищных (24%), трудовых прав (12%).

Обращает на себя внимание социальная направленность специаль­ных докладов Уполномоченного, например, по вопросам соблюдения пра­ва на образование, возмещения вреда здоровью, причиненного работнику работодателем, в которых содержатся предложения по восполнению про­белов в федеральном и республиканском законодательстве.

В механизме защиты основконституционного строяРеспублики Башкортостан, обеспеченияверховенства и прямогодействия Основного Закона как ядра правовойсистемы особоеместо занимает Конституцион­ный суд, статус которого закреплен Законом от 14 января 1997 года «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Башкортостан «О Конституционном суде Республики Башкортостан».

Одним изприоритетных направлений его деятельности является обеспечение конституционных прав и свобод личности.

Рассматривая в установленном порядке дела о проверке конститу­ционности нормативных правовых актов, Конституционный суд, с одной

стороны, вырабатывает эталонные правовые позиции, с другой, - отменяет акты, когда они противоречат Основному Закону республики, Тем самым обеспечивается восстановление нарушенных прав и реализация прав субъ­ектов в иных случаях. Так,рассматривая индивидуальную жалобу гражда­нина Р.Г.Ягудина, в которойон просил проверить конституционность час­ти первой и пункта «ж» части второй статьи 54 Жилищного кодекса Рес­публики Башкортостан, Конституционный суд справедливо признал, что по своему характеру содержащиеся в статье 54 Жилищного кодекса Рес­публики Башкортостан ограничения несоразмерны целям, закрепленным в части третьей статьи 21 Конституции Республики Башкортостан, и нару­шают гарантируемый государством принцип равенства прав и свободче­ловека и гражданина.

Конституционный суд республики кроме того наделен правом на­правлять в Государственное Собрание специальное Послание о состоянии конституционной законности в Республике Башкортостан. В первом По­слании (1998 год) содержится весьма важный вывод относительно темы настоящей статьи. Конституционный суд справедливо считает, что уваже­ние личности и ее защита являются неотъемлемым атрибутом всякого конституционного государства, его непременной обязанностью.