Конституционные основы осуществления внешних связей республики башкортостан
Г.Т. Бадретдинов,
зам.министра внешних связейи торговлиРеспублики Башкортостан
Р.В. Нигматуллин,
начальник кафедры охраны личности и обеспечениязаконности в деятельностиОВДУЮИ МВД РФ
Конституция Республики Башкортостан определяет Башкортостан как суверенное демократическое правовое государство, выражающее волю и интересы всего многонационального народа республики.
Государственность, если она не декоративная, должна выражаться нетолько в государственных атрибутах, таких, какфлаг, герб, гимн, но и в собственной системе законодательства, в возможностиосуществления своей внутренней и внешнейполитики.
Правовые основы внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности Республики Башкортостан определены в ее Конституции. Необходимо также иметь в виду соответствующие положения Конституции Российской Федерации. Федеративного договора о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти суверенных республик в составе Российской Федерации и Приложение к Федеративному договору от Республики Башкортостан.
Договор Российской Федерации и Республики Башкортостан от 3 августа1994 года «Оразграничении предметов ведения и взаимномделегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Башкортостан» стал заключительным звеном в определении правовой базы указанной вышедеятельности Республики Башкортостан.
Во всехэтих важныхнормативных правовых актах нашли своеотражение положения, закрепляющие права РеспубликиБашкортостан на самостоятельное участие в международных и внешнеэкономических отношениях. Впервые на уровне Федерации это было закреплено в Федеративном договоре 31 марта 1992 года. В Приложении к Федеративному договору от Республики Башкортостан встатье второйзафиксировано: «Рес-
публика Башкортостан является самостоятельным участником международных и внешнеэкономических связей, кроме тех, которые добровольно переданы по Договору Российской Федерации».
Важно, что эти нормы получили дальнейшее развитие в Конституции Российской Федерации в пункте «о» статьи 72 и Конституции Республики Башкортостан.
Конституция республики закрепила ее право на вступление в отношения с другими государствами, на заключение международных договоров, обмен торговыми и иными представительствами, на участие в деятельности международных организаций (статья 74).
К ведению Республики Башкортостан по Договору от 3 августа 1994 года отнесены «договоры и соглашения с республиками и другими субъектами Российской Федерации, не противоречащие Конституции Российской Федерации, Конституции Республики Башкортостан и настоящему Договору», а также «осуществление международных и внешнеэкономических связей; установление отношений с иностранными государствами;
участие в деятельности международных организаций и фондов; заключение международных договорови соглашений, не противоречащих Конституции Российской Федерации, Конституции Республики Башкортостан и настоящему Договору».
В совместномведениироссийской Федерации и РеспубликиБашкортостан поэтому Договору находится координациямеждународных и внешнеэкономических связей.
Серьезный вклад в развитие договорных отношений Республики Башкортостан и Российской Федерации в области международных отношений и внешнеэкономических связей, внесло межправительственное Соглашение от 25 мая 1994 года о разграничении предметов ведения и полномочий в области международных и внешнеэкономических связей.
В целях успешной реализации этого Соглашения в сентябре 1995 года был подписан представителями Министерства иностранных дел Российской Федерации, Министерства внешних экономических связей Российской Федерации и Министерства внешних связей Республики Башкортостан Трехсторонний план совместных мероприятий. Регулярно проводятся консультации по вопросам выполнения Соглашения. Так, в марте 1997 года республику посетила делегация Министерства иностранных дел Российской Федерации во главе с Первым, в то время, заместителем министра иностранных дел Российской Федерации И-С.Ивановым. По итогам визита были подписаны протоколы о содействии МИД Российской Федерации в вопросах участия Республики Башкортостан в международных ор-
ганизациях и о ходе реализации Трехстороннего плана совместных мероприятий.
В последние годы вреспублике проделана значительная работа по реализации и развитиюконституционных основ внешних связей Республики Башкортостан.4 марта 1996года Указом Президента Республики Башкортостан была утверждена Концепция внешнеэкономической деятельности Республики Башкортостан, предусматривающая основные направления государственной политики в области внешнеэкономической деятельности Республики Башкортостан и разработку целого ряда законов и других нормативных правовых актов, касающихсявнешнеэкономической деятельности республики. Это, вчастности, Закон «Об изменениях и дополнениях к ЗаконуРеспублики Башкортостан «Обиностранной инвестиционной деятельности», «О концессионной деятельности в Республике Башкортостан», «О гарантиях и страховании иностранных инвестиций в приоритетные отрасли экономикиРеспублики Башкортостан» и другие.
Некоторые из этих нормативных актов уже приняты. Можно сделать вывод, что с принятием этих и других нормативных правовых актов в основном будет закончено формирование законодательства, регулирующего внешние связи Республики Башкортостан.
За прошедшие пять лет в результате реализации полномочий Республики Башкортостан в сфере внешних связей заключено более 100 различного рода договоров, соглашений, протоколов, меморандумов, планов, посвященных различным аспектам сотрудничества. Договорные отношения установились с почти тридцатью субъектами Российской Федерации.
В сфере внешнеэкономической деятельности постоянно увеличивается число партнеров хозяйствующих субъектов республики. Список стран-участниц внешнеторговой деятельности Республики Башкортостан включает более 80 государств. Наибольшую активность проявляют компании США, Германии, Турции, Венгрии, Англии, Австрии и Китая. Среди стран СНГ это такие государства, как Казахстан, Узбекистан и Украина,
Активизации этих процессов способствует открытие постоянных представительств. Плодотворно действуют Постоянные Представительства Республики Башкортостан в г. Санкт-Петербурге, в Австрийской Республике. В соответствии с Указом Президента Республики Башкортостан Торговая Миссия Республики Башкортостан в Соединенных Штатах Америки преобразована в Представительство Республики Башкортостан в США.
Этипримеры показывают, что внешние связи Республики Башкортостан - легитимное явление нашей действительности, признаются тако-
вымимеждународными партнерами республики и направлены на благоРоссии иРеспублики Башкортостан.
Вместе с тем есть и проблемы. Политики и ученые должны приложить усилия для более четкой регламентации разграничения полномочий между республикой и Российской Федерацией в сфере международных отношений и внешнеэкономической деятельности с учетом накопленного в мире и у нас в стране опыта.
Возможно, целесообразно в качестве механизма разрешения спорных вопросов, возникающих по поводу разграничения полномочий, создать на паритетных началах совместную комиссию.
В целях повышения эффективности внешнеэкономических связей надлежит добиваться конкурентоспособности производимой в республике продукции, стремиться к изменению структуры экспорта за счет увеличения удельного веса готовой наукоемкой продукции и снижения удельного веса сырья и энергоносителей.
Мировая практика и опыт Российской Федерации последних лет позволяют сделать вывод, что определенная международная правосубъект-ность субъектов Федерации - явление закономерное. Коллизии, возникающие по этому поводу, должны рассматриваться как естественные препятствия на пути развития федерализма и должны разрешаться при помощи правотворчества и переговорного процесса. Этого требует переориентация государств мира и международных организаций, особенно в вопросах экономического сотрудничества, на регионы Российской Федерации.
- Вступительное слово
- Конституция республики башкортостан -основной закон демократического правового государства
- Развитие конституционализма в российской федерации
- Пятилетие конституции российской федерации и конституции республики башкортостан -знаменательные вехи конституционной реформы
- Конституция республики башкортостан и проблемы российского федерализма
- Противоречия конституционного процесса в российской федерации
- Государственность как гарант стабильности развития гражданского общества
- О согласовании конституционного законодательства российской федерации и республики башкортостан
- Проблемы формирования системы законодательства республики башкортостан
- Некоторые проблемы функционирования и развития политической системы в конституции республики башкортостан
- О созидательном потенциале конституции республики и его претворении в жизнь
- Конституционные основы обеспечения безопасности в республике башкортостан
- Проблемы развития конституционного статуса республик
- О становлении республики башкортостан как демократического государства
- Договорные отношения и становление гражданского общества
- Из истории подготовки конституции республики башкортостан
- Пятилетие конституции республики башкортостан и законодательство республик в составе российской федерации
- Некоторые вопросы развития конституции республики башкортостан
- Конституция республики башкортостан-правовая основа становления гражданского общества
- Российский федерализм и республика башкортостан в составе российской федерации
- Политико-правовое значение первых актов башкирской автономии в развитии государственного статуса башкортостана
- История и современность
- Потенциал конституции башкортостана по защите суверенитета республики
- Российский федерализм: общая характеристика и этапы становления
- Конституция республики башкортостан о разделении государственной власти
- Теория разделения властей и конституция республики башкортостан
- Конституционные основы деятельности государственного собрания республики башкортостан
- Конституционные основы взаимоотношений президента республики башкортостан и государственного собрания
- О природе президентской власти в республике башкортостан
- Конституционные основы исполнительной власти в республике башкортостан
- К вопросу об основных правах, свободах и обязанностях личности по конституции республики башкортостан
- О внедрении международно-правовых стандартов в области прав и свобод человека в законодательство республики башкортостан
- Правовая охрана конституции республики башкортостан
- Гуманитарные приоритеты в правовой системе республики башкортостан
- Конституционное регулирование предметов ведения республики башкортостан
- Системность как принцип формирования законодательства республики башкортостан
- Конституционные основы осуществления внешних связей республики башкортостан
- Конституция республики башкортостан как основа развития международной и внешнеэкономической деятельности республики
- Конституция - основа правовой системы республики башкортостан
- Конституция башкортостана и развитие республиканского законодательства
- О соотношении текущего законодательства российской федерации и республики башкортостан
- Конституция башкортостана и компетенция органов власти республики в сфере организации и деятельности милиции
- Конституционные проблемы правовой охраны природы
- Конституционные основы развития экологического законодательства в республике башкортостан
- Конституционные основы земельного законодательства республики башкортостан
- О конституционных основах права частной собственности на землю
- Конституционное регулирование межбюджетных отношений в республике башкортостан
- Государственное строительство
- Конституционные основы законодательства о судебной системе республики башкортостан
- Конституционное правосудие республики башкортостан: природа, принципы
- Проблемы совершенствования конституционных гарантий судебной деятельности
- Проблемы совершенствования конституционного законодательства в области профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
- Органы внутренних дел и местная власть в республике башкортостан
- Оформление правового статуса наркомата внутренних дел башкирской республики в 1919-1925 годы
- Реализация конституционного права граждан на объединение в республике башкортостан
- О реализации конституционного права равного доступа к государственной службе
- Конституция республики башкортостан о свободе массовой информации
- Из практики конституционного закрепления принципа равноправия полов
- Конституционно-правовые основы деятельности участников рынка ценных бумаг
- Политико-правовая культура и конституция республики башкортостан
- Конституционные основы регулирования режима чрезвычайного положения в республике башкортостан
- Конституция республики башкортостан и уголовно-исправительная система