§ 10. Проявление и применение этой идеи были весьма различны. Она сослужила большую службу народным интересам. Но в дальнейшем развитии обнаружились ее несостоятельность и великий практический вред.
С одной стороны, в убеждениях должностных лиц и в науке утверждается начало, что должностное лицо есть нейтральный и бесстрастный орган государства. В XVII столетии Myler ab Ehrenbach в сочинении своем Hyparchaeologia писал: "magisratus sive officialis est praefectus societatis, cui a majestate, aut ab eo qui publica regendi potestate pollet, sub certo salario concessa est potestas de negotiis reipublicae cognoscendi, judicandi etc... ad utilitatem regendae reipublicae, ut ipsum imperantem in oneribus reipublicae sublevet"*(1209).
Согласно этим началам, совокупность государственных должностей явилась особым организмом, а совокупность служащих, особым общественным классом, с своими правами и обязанностями*(1210). Эта общественная сила в свое время много сделала для утверждения новых государственных начал. Но невыгодные стороны полицейского государства не замедлили обнаружиться.
§ 11. Разложение начал государственной администрации в эпоху, предшествовавшую Французской революции во Франции и революционному движению XIX ст. в остальных государствах западной Европы, зависело от многих причин.
1. Начало правительственного всемогущества, как средства государственного благосостояния, было оружием чрезвычайно опасным. Оно давало хорошие плоды только в руках таких людей, как Кольбер, Фридрих II и т. д. В руках же дюжинных представителей государственной силы оно сделалось средством обеспечения не всеобщего блага, a казенного интереса, которому приносились в жертву самые законные частные и общественные интересы. Сила бюрократии долгое время подавляла развитие общественных сил. Она не знала общественного контроля и не останавливалась пред чьими-нибудь правами. Особенно печальны были последствия этого порядка вещей во Франции. Один из лучших историков французского права замечает следующее: "Ничто так не способствовало к подавлению и порче нации, никакая сторона не действовала так могущественно на соседние государства, как пример, подаваемый им полным развитием господства чиновничества (Beamtenherrschaft) во Франции. Ни одно государство не наметило так скоро основные черты централизации и не допустило поглощения всей жизни государства чиновничеством, как Франция"*(1211).
2. Понятно, само собою, что при всемогуществе государственных должностей деятельность их не могла быть подчинена строгим, законным нормам. Господство закона - вещь неслыханная в дореволюционной Европе. То, что считается теперь отличительным признаком правомерного государства: отличие закона и административного распоряжения, не могло установиться при старом порядке. Инструкции, предписания, распоряжения занимали место закона, подчиняя себе волю служащего*(1212).
3. Магистратура и бюрократия, некогда союзники королевской власти, добровольно наложившие на себя долг безусловного повиновения, скоро сделались пассивными орудиями в руках высшего правительства. Положение служащего не было обеспечено. Произвольные смещения и другие меры, столь же произвольные, обратили служащего в "слугу" в худшем смысле этого слова. Недаром раздались в это время горькие жалобы такого человека, как Мозер*(1213).
4. Хотя начало новой системы должностей и образовалось в противоположность вотчинному началу, но в свою очередь оно приняло в себя некоторые элементы вотчинного права. Одним из таких явлений была продажность должностей, развившаяся как во Франции, так и в Германии*(1214). По некоторой иронии судьбы, некоторые писатели даже защищали продажность должностей*(1215); действительно, она была некоторым оплотом против произвола в распоряжении судьбою служащих.
§ 12. Политическое движение, начавшееся на континенте Европы с 1789 года, обновило начала государственной администрации в монархических государствах. Процесс перерождения должностей зависел от следующих условий: 1) от признания определенных прав личной свободы граждан, прав, занесенных в основные законы страны; 2) от разделения властей законодательной, судебной и административной; 3) от установления новых оснований ответственности администрации при неответственности главы государства.
§ 13. Признание прав личной и политической свободы граждан видоизменило положение администрации во многих отношениях. Провозглашением свободы промыслов, печати, совести и передвижения, установлением мер против произвольных арестов, самовольного отчуждения частных имуществ и т. д.- были определены более точные границы государственной власти вообще. Изменились формы деятельности государственной администрации и, отчасти, предмет ее. Администрация не могла уже позволять себе тех произвольных мер над личностью и собственностью гражданина, как прежде; явились такие общественные сферы, где правительственное вмешательство значительно уменьшилось, а права личной предприимчивости усилились. До 1789 года отношение государства к управляемой массе фактически определялось как отношение казенного, правительственного интереса, защищаемого всемогущею администрациею, к интересу частному, терпимому в весьма узких пределах. С 1789 г. понятия об "общем интересе" изменились и расширились. Вместе с тем установилась и утвердилась, под влиянием политической свободы, большая связь между администрациею и обществом. Постепенно развивавшееся право граждан на участие в государственном управлении, влияние народного представительства, вносило в государственную администрацию новые и важные интересы. XIX ст. видело и видит быстрое развитие задач внутреннего управления, тогда как старое государство жило фискальными, узкополицейскими и внешними политическими интересами. Развитие промышленности, раздоры между трудом и капиталом, рабочий вопрос, банковое дело, задачи общественной гигиены, народного продовольствия и образования, железные дороги, телеграфы - все это потребовало сильного развития средств внутреннего управления. Вместе с тем и администрация получила, в значительной степени, общественный характер. Должность сделалась не только политическою, но и общественною функциею, и служба получила значение общественного призвания. Вместе с идеею государства и понятие должности обогатилось новым содержанием; оно сделалось и самостоятельнее, т. е. менее зависимым от исключительно политического интереса. Деятельность служащего не только de jure, но de facto может направляться не только правительственными соображениями, но и интересами общественной жизни*(1216).
§ 14. Торжество новых начал влияло на утверждение начал законности в управлении. Они нисколько не устранили административных распоряжений, направляющих деятельность разных органов управления. Напротив, новый порядок, проведя определенную черту различия между законодательною и исполнительною властью, указал последней ряд самостоятельных задач с правом самостоятельного их осуществления. Самостоятельное же административное действие немыслимо без права распоряжения, в котором выражается воля исполнительной власти. Но вместе с признанием свободы администрации явилась необходимость поставить ее в законные пределы, подчинить ее законам, определяющим компетенцию властей и права частных лиц.
Соглашение права распоряжений с силою закона есть одна из важнейших задач современного европейского государства. Для разрешения этой задачи установляется между прочим принцип юридической ответственности администрации за ее действия, противные закону*(1217). Начала этой ответственности ни в чем не напоминают ответственности должностных лиц старого порядка.
При старом порядке, допускавшем смешение законодательной и исполнительной властей, когда между волею главы государства, выразившейся в законодательном порядке, и тою же волею, проявившеюся в порядке исполнительном, нельзя было провести строгого различия, нельзя было и говорить об ответственности администрации пред законом. Речь могла идти только об ответственности за неисполнение воли главы государства или высшего правительства, в какой бы форме она ни выразилась. Только с выделением закона и законодательной власти явилась возможность установить особую ответственность должностных лиц пред законом. Она должна была получить и особый характер.
С установлением начал законного управления установляется и принцип самостоятельной ответственности администрации за ее действия. Монарх как глава государства, т. е. как вершина и законодательной и административной властей, выделяется из правительственного организма и покрывается фикциею непогрешимости и безответственности. Вся тяжесть ответственности падает на советников короны и на подчиненную администрацию.
Принцип самостоятельной ответственности администрации проводится в следующих отношениях: 1) высшие представители административной власти ответствуют за законность распоряжений, исходящих от короны и скрепленные (контрасигнированные) ими; 2) они ответствуют за собственные распоряжения, издаваемые в силу данных им прав; 3) подобно тому, как советники короны не могут быть покрыты безответственностью короля, подчиненные органы администрации не могут быть покрыты ответственностью своего начальства. Лицо, исполнившее незаконное предписание, отвечает наравне с лицом, давшим его; 4) наконец, каждое должностное лицо отвечает за собственные свои распоряжения.
Начало самостоятельной ответственности устранило принцип пассивного повиновения из области администрации, заменив его началом повиновения закономерного. Вместе с тем должность, в принципе по крайней мере, перестала быть пассивным орудием в руках начальствующего лица. Каждому должностному лицу открылась возможность, в законных пределах и не расходясь с общим направлением правительства, следовать собственным убеждениям и понятиям о пользах государства. Еще при господстве старого порядка, знаменитый прусский министр Штейн писал в 1808 году: "Должностные лица (die Beamten) должны быть не мертвыми орудиями в руках власти, исполняющими ее приказания без собственной воли, как это было до сих пор, но они должны пещись о делах самодеятельно и самостоятельно, с полною ответственностью". Назначение их - "работать для государства в духе короля". Желание прусского реформатора могло осуществиться только в новое время. Конечно, практическое выражение этих начал в различных государствах Европы далеко от совершенства. Но это нисколько не уменьшает достоинства принципов, выработанных новоевропейскими государствами.
§ 15. С установлением новых начал управления явилась возможность и правильной организации должностей, сообразно роду предоставленной им власти и характеру возложенных на них функций. Явилось точное различие между областью законодательства, предоставленного совместной деятельности короны и народного представительства, от области исполнения в обширном смысле слова.
Законодательные функции выделились из сферы должностной, в собственном смысле. Установления законодательные в государствах конституционных сделались частью верховной власти. Область исполнения разделилась между двумя порядками должностей - судебными и административными. Сообразно назначению судебной власти, призванной к самостоятельному применению закона в области гражданского и уголовного процесса, общая цель организации судебных должностей - обеспечение независимости судебных установлений. Суды суть установления подзаконные, в специальном смысле этого слова. Они призваны к разрешению тяжб и дел уголовных при помощи наличных постановлений закона; каждое судебное решение может быть только применением общего закона к данному случаю. Поэтому суд не может руководствоваться соображениями целесообразности, политических и общественных удобств, следовать духу партий и политике министерства. Все эти соображения требуют независимости судебной власти. Она обеспечивается: 1) коллегиальным составом коронных судов; 2) несменяемостью судей, в силу которой член судебного установления может быть отрешен от должности не иначе, как за преступление и по суду, и, без собственного согласия, не может быть перемещен с одного места на другое; 3) неответственностью судей за постановленные ими решения, если, конечно, не будет доказано по суду, что оно постановлено из-за корыстных побуждений; 4) изъятием судей из общего порядка служебной дисциплины, наград, повышений и т. д.
Административные власти поставлены в иные условия. Закон определяет их задачи, компетенцию, степень власти. Но способ осуществления задач, совокупность мер, необходимых для известной цели, определяются обстоятельствами времени, места, коротко говоря - соображениями целесообразности. Этим объясняется значение административных распоряжений, руководствующих действиями правительственных властей. Этого мало. Администрация удовлетворяет не только целям управления, но и высшим политическим целям. "Политическая власть,- говорит Вивьен,- сообщает администрации свой общий дух, свою мысль, так сказать, свое знамя". Правительство республиканское иначе будет направлять свою администрацию, чем правительство монархическое; строго-конституционная монархия потребует от нее иных услуг, чем правительство, стремящееся к военной диктатуре. Потребность политического направления администрации в государствах конституционных, где власть фактически принадлежит данному парламентскому большинству, быть может сильнее, чем в монархиях неограниченных. Отсюда понятно, что администрации обеспечивается большая свобода действий, что от нее требуется больше единства и быстроты, чем от власти судебной. Этим целям удовлетворяет единоличный характер административных властей, большая дисциплина в отношении начальствующих к подчиненным. Но эти же условия требуют и более определенной и строгой ответственности органов исполнительной власти. Законы об ответственности являются главным условием нормальных отношений между исполнительною и прочими властями, главным обеспечением закономерности управления.
Применение этих общих начал к отдельным законодательствам Европы определяется, конечно, историческими условиями каждой страны. Мы рассмотрим их ниже, поскольку это будет необходимо для уяснения начал русского права.
- Начала русского государственного права
- Том I. О государственном устройстве
- Предисловие
- Bведение
- Часть I. О государственном устройстве Книга первая. Учение о законе Отдел первый. О порядке составления и обнародования закона
- Глава первая. Признаки закона, отличающие его от других распоряжений и постановлений
- Глава вторая. Источник законодательной власти
- Глава третья. Моменты составления законов
- § 22. Право окончательного обсуждения проекта закона должно быть рассмотрено по его содержанию и по его объему.
- Глава четвертая. Обнародование законов
- Отдел второй. О силе закона
- Глава первая. Отношение закона к распоряжениям, исходящим от верховной власти
- § 38. Прежде всего необходимо решить вопрос - признает ли наше законодательство различие между законами и распоряжениями, исходящими от верховной власти?
- § 39. Внешним признакам, отличающим высочайшие повеления от закона, соответствует различие между тем и другим и по самому содержанию.
- Глава вторая. Отношение закона к распоряжениям, исходящим от подчиненных правительственных властей
- § 45. Мы рассмотрим принцип закономерного постановления, во-первых, по отношению к сенату.
- § 50. Неисполнение распоряжения администрации одним лицом предусмотрено 29 ст. Мир. Уст.
- § 51. Между жалобами, о которых говорят наши законы, должно различать: 1) жалобы единоличные, подаваемые частными лицами, и 2) коллективные жалобы, исходящие от сословных и общественных собраний.
- § 55. Гораздо определеннее постановления наших законов о праве коллективных жалоб.
- Глава третья. Распоряжения, исходящие от мест общественных
- § 58. Меры, которые обеспечивают законность распоряжений общественных властей, чрезвычайно разнообразны. Они зависят от тех условий, в которые поставлено то или другое общественное собрание*(148).
- Глава четвертая. Отношение судебной власти к власти законодательной
- § 60. Эти факты указывают на практическую необходимость толкования законов. К ней должно присоединить и юридическую обязанность государства дать суду право толкования.
- § 66. Судебные уставы 1864 г. Отменили старый принцип права толкования и заменили его новым, диаметрально противоположным.
- § 71. Эти общие начала, установляющие силу судебного толкования, выражены и в наших основных законах.
- Отдел третий. О действии закона
- Глава первая. О действии закона во времени*(186) а. Общие начала
- § 86. Принцип, указанный выше, нагляднее всего применяется к области права уголовного, в том смысле, что в этой сфере наиболее легко определить, что должно быть названо обратным действием законов.
- § 89. Затем обратимся к другим видам законов, действие которых также может быть объяснено с точки зрения указанных выше принципов.
- Б. Постановления русского законодательства
- § 90. Постановления русского законодательства по этому предмету изложены в двух статьях Основных законов, из коих первая установляет общее правило, вторая указывает на некоторые исключения.
- § 93. Первое исключение из общего правила, на основании 1 п. 61 ст., составляет тот случай, "когда в законе именно сказано, что он есть токмо подтверждение и изъяснение смысла закона прежнего".
- Глава вторая. О действии законов по месту*(214) а. Общие начала
- § 96. Действие законов по месту различается соответственно различию между законом уголовным и гражданским законом.
- Б. Постановления русского законодательства
- § 102. Указанное общее начало проводится отчасти в области уголовного права, отчасти в праве гражданском.
- В. Местные законы
- Глава третья. О действии закона по лицам
- Книга вторая. О верховной государственной власти Отдел первый. Права и преимущества верховной власти
- § 114. Исследование вопроса о правах и преимуществах государственной власти в России, как в монархии неограниченной, сосредоточивается на рассмотрении прав власти императорской.
- Глава первая. Права верховной власти
- § 119. Эти начала проведены и в нашем законодательстве.
- § 120. Необходимо, следовательно, определить точнее круг непосредственной компетенции императорской власти.
- § 124. Самодержавная власть проявляет свои права в области правосудия.
- § 126. Таковы права верховной власти в сфере гражданского управления. Но права самодержавия обнаруживаются и в области управления церковного. Необходимо прежде всего определить общий объем этих прав.
- Глава вторая. Преимущества верховной власти
- Отдел второй. О преемстве верховной власти
- § 136. Государственная власть, по существу своему, непрерывна, т. Е. Действие ее не прекращается со смертью данного ее представителя; силою закона права ее немедленно переносятся на другое лицо.
- Глава первая. Общие начала преемства престола
- § 138. Порядок преемства государственной власти вообще определяется коренными ее признаками и началами публичного права, в противоположность его праву частному.
- § 139. Порядок преемства власти в монархиях определяется не только вышеизложенными общими условиями государственного блага, но и специальными условиями, присущими монархической форме правления.
- Глава вторая. Порядок престолонаследия по русскому праву
- § 149. Русская система престолонаследия основана на следующих началах:
- Глава третья. Несовершеннолетие императора; опека и правительство
- Отдел третий. Учреждение императорской фамилии
- § 158. Учреждение императорской фамилии издано в 1797 г. Апреля 5-го, императором Павлом I. С небольшими видоизменениями оно вошло в состав основных законов империи.
- § 161. Взаимные отношения агнатов и лиц женского пола, происшедших от мужеского поколения, определяются следующим началом:
- § 162. Лица женского пола лично пользуются определенными им преимуществами и сохраняют их и по выходе замуж, если супруг их не имеет титула высшего (царствующего короля, королевского наследника).
- § 163. Преимущества, принадлежащие членам императорского дома, состоят: а) в особом титуле; б) в праве на известные ордена; в) в праве на определенные почести и отличия и в) в праве на содержание.
- § 165. Преимущества наследника престола и его супруги состоят в следующем:
- § 166. Прочие члены императорского дома пользуются установленными для них преимуществами и содержанием на следующих условиях:
- Книга третья. О подданстве и правах состояния
- Отдел первый. О подданстве вообще
- Глава первая. Существо подданства
- § 172. Природа различных прав и обязанностей, как политических, так и гражданских, требует исключительной принадлежности лица к одному известному государству.
- Глава вторая. Условия приобретения подданства а. Исторический очерк этих условий
- § 177. Конец господству личного принципа был положен феодальной системой, которая перешла к прямо противоположному началу*(431).
- Б. Постановления современных законодательств
- Глава третья. Приобретение прав русского подданства
- § 183. Подобно иностранным законодательствам, и наше различает натурализацию обыкновенную и чрезвычайную.
- Отдел второй. Образование сословий в России*(452) Глава первая. Русские сословия до Петра Великого
- § 193. Таковы главнейшие фактические данные, объясняющие процесс образования сословий в Московском государстве. Сделаем общие выводы из этих фактов.
- Глава вторая. Образование русских сословий со времени Петра Великого а. Отношение Петра Великого к сословиям вообще
- Б. Образование привилегий дворянства
- В. Сословие городских обывателей
- § 213. На этих основаниях легко уже установить различие между городскими обывателями и их разрядами.
- Г. Судьба крестьянского сословия
- Отдел третий. О приобретении и утрате прав состояния Глава первая. О приобретении и сообщении прав состояния а) о приобретении и сообщении прав дворянского состояния
- § 238. Понятие о дворянском состоянии вообще дает 14 ст. IX т. Св. Зак. "Сюда вошли 1 и 91 ст. Жал. Дв. Гр. 1785 г." Первая часть ее определяет самый принцип дворянского состояния. Здесь мы читаем:
- § 240. Дворянское состояние сообщается рождением и браком*(702).
- Б. О приобретении прав духовного состояния
- B. Условия приобретения прав городских обывателей
- Г. Порядок приобретения прав сельских обывателей
- Глава вторая. Об утрате, ограничении, восстановлении и перемене прав состояния
- Отдел четвертый. О правах подданных вообще и по состояниям в особенности Глава первая. Предварительные замечания
- Глава вторая. Права и обязанности русских подданных вообще
- § 258. Суд в действиях своих должен быть связан известными формами, ограждающими личность подозреваемого в преступлении от произвола судебной власти.
- Б. Обеспечение имущественной неприкосновенности лица
- Глава третья. Право передвижения
- § 274. Отлучка русских подданных за границу может быть постоянной и временной.
- Глава четвертая. Право торговли и ремесл
- § 276. Все виды торговли производятся или беспошлинно, или с платой особых пошлин.
- Глава пятая. Законодательство по делам печати*(875)
- § 288. Все издания, не подходящие под правила, изображенные в высочайшем указе сенату 1865 г., подлежат рассмотрению предварительной цензуры*(926).
- Глава шестая. О веротерпимости*(932)
- § 295. Уголовное законодательство прежде всего предвидит внешние действия, направленные против христианской и православной веры, и затем действия субъективные.
- Глава седьмая. Об общих обязанностях русских подданных
- Глава восьмая. О различии сословий по правам и обязанностям а. О различии по правам
- Б. Сословные отличия по обязанностям
- А. Инородцы восточные
- § 319. Оседлые инородцы сравниваются с природными русскими подданными во всех правах и обязанностях, смотря по сословиям, к которым они приписаны, с следующими двумя изъятиями:
- Б. О евреях a) Исторический очерк законодательства о евреях*(1060)
- Б) Действующее законодательство о евреях
- Глава вторая. Об иностранцах
- I. Комитет министров
- II. Совет министров
- III. Кавказский комитет
- Предисловие
- Книга первая. Существо и классификация государственных должностей
- § 1. Учение о государственном управлении есть учение об осуществлении верховных прав, принадлежащих государственной власти, и тех целей государства, к достижению которых оно стремится*(1174).
- Глава первая. О государственных должностях вообще
- § 7. Этими данными определился процесс образования новой королевской власти, отразившийся и на развитии системы государственных должностей. Процесс этот слагался из следующих моментов:
- § 10. Проявление и применение этой идеи были весьма различны. Она сослужила большую службу народным интересам. Но в дальнейшем развитии обнаружились ее несостоятельность и великий практический вред.
- Глава третья. Образование должностей в России
- Глава пятая. Классификация русских государственных установлений
- § 31. Согласно предложенной здесь классификации русских установлений, обозрение их будет расположено в следующем порядке:
- Книга вторая. Отдел первый. Органы законодательства и верховного управления Глава первая. Государственный совет
- Глава вторая. Комитет министров и связанные с ним установления
- I. Комитет министров
- § 48. Приведенными историческими указаниями объясняется компетенция комитета. Мы рассмотрим здесь I) круг дел, подведомственных комитету, и II) степень предоставленной ему власти.
- § 50. Делопроизводство в комитете министров представляет значительное сходство с порядком движения дел в госуд. Совете. Но правила, сюда относящиеся, менее точны и представляют некоторые особенности.
- II. Совет министров*(1451)
- § 52. Дела, вносимые в совет, если государь изъявит на то свое согласие, относятся к порядку как законодательному, так и административному.
- III. Кавказский комитет
- Отдел второй. Высшие места подчиненного управления Глава первая. Правительствующий Сенат*(1466)
- А. История Сената
- A) Сенат при Петре Великом
- Б) Упадок сената (1726 - 1741)
- § 63. Два учреждения, следовавшие одно за другим, лишили Сенат прежнего его значения; это были: Верховный тайный совет и кабинет.
- В) Сенат при Елизавете Петровне (1741 - 1761)
- Г) Реформы Екатерины II и Павла I (1762 - 1801)
- § 70. Меры императора Павла I, с одной стороны, закрепили то, что уже совершилось на деле при Екатерине II, с другой - довершили распадение сената.
- Д) Реформы Александра I*(1584)
- Б. Современное устройство сената
- I. Организация сената
- II. Компетенция сената
- 1) Компетенция Сената в целом его объеме
- 2) Компетенция отдельных департаментов
- § 82. Обнародование законов было предоставлено сенату с самого начала его учреждения, т.Е. При Петре Великом*(1623).
- § 83. Распорядительная власть предоставляется департаменту в следующих случаях:
- Департамент герольдии
- Департамент межевой
- Судебные департаменты, действующие по старому порядку
- Кассационные департаменты*(1710).
- § 99. Компетенция кассационных департаментов должна быть рассмотрена: 1) по пространству их действия, и 2) по роду предоставленных им дел.
- Общие собрания
- Особое присутствие Сената для суждения дел о государственных преступлениях
- III Делопроизводство в сенате
- § 106. При рассмотрении порядка решений дел должно иметь в виду: 1) состав присутствия и порядок заседаний, и 2) порядок рассмотрения дел.
- IV. Особые установления при сенате
- V. Заключение
- § 109. Из обозрения круга дел, предоставленных в настоящее время Сенату, и учреждений, его составляющих, можно придти к следующим заключениям:
- Глава вторая. Св. Правительствующий синод*(1806).
- А. Исторические очерки Синода
- § 120. Государственный характер духовной коллегии выразился в ее организации и круге ведомства.
- Б. Современное устройство синода
- Глава III. Министерства а. Понятие о министерствах вообще
- Б. Министерства в неограниченной монархии
- В. Развитие министерств в России
- Д. Положение министерств в ряду других государственных установлений
- Е. Организация министерств
- § 137. Совещательными учреждениями в министерствах являются: а) совет министра; б) общие присутствия в департаментах; в) специальные советы, состоящие при некоторых департаментах.
- Ж. Организация отдельных министерств
- 1) Министерство иностранных дел
- 2) Министерства военное и морское
- § 143. Военно-сухопутное министерство образовалось из воинской коллегии, образованию которой предшествовали многочисленные приказы по воинской части времен московских*(1899).
- 3) Министерство финансов
- 4) Министерство государственных имуществ
- 5) Государственный контроль
- § 148. Закон 1836 года без существенных изменений оставался в силе до издания в 1862 году положения о финансовой смете и преобразования ревизионной системы в 1863 году.
- 6) Министерство внутренних дел*(1950).
- 7) Министерство народного просвещения
- 8) Министерство путей сообщения
- 9) Министерство юстиции
- 10) Учреждения, состоящие в непосредственном ведении Его Императорского Величества а. Министерство Императорского Двора
- Б. Собственная Его Императорского Величества канцелярия
- В. Комиссия прошений
- § 158. Назначение комиссии прошений не изменено позднейшими узаконениями; она установлена для рассмотрения жалоб и прошений, приносимых Государю*(2088).
- Предисловие
- Введение Общее значение местных установлений*(2098) Глава первая. Централизация, децентрализация и самоуправление
- Глава вторая. Местные учреждения и политическое устройство государства
- § 11. Несмотря на все разнообразие форм управления, все они одинаково могут быть объяснены этим элементарным фактом.
- § 12. Из тесной связи начал политического устройства каждого государства, с его административной системой, нельзя не вывести заключения, что понятие самоуправления есть понятие политическое.
- Глава третья. Главные моменты развития местных учреждений в России
- Книга первая. Исторический очерк местных учреждений в России Отдел первый. Местные учреждения до Екатерины II
- Глава первая. Период московский
- Глава вторая. Первое учреждение губерний
- Глава третья. Переходное время до Екатерины II
- Отдел второй. Сословно-приказная губерния Глава первая. Учреждение о губерниях 1775 года
- Глава II. Местные учреждения от кончины Екатерины II до реформ императора Александра II
- Книга вторая. Учреждения правительственные и дворянские Отдел первый. Административное деление России и система местных установлений
- § 98. Принимая в основание это историческое начало, мы можем принять следующую классификацию "особых" установлений в губернии, названных в 17 ст. II т.:
- § 104. Административное деление Австро-Венгрии*(2287) представляет существенные различия в двух половинах этой монархии.
- Отдел второй. Начальники губерний
- Глава первая. Генерал-губернаторы
- § 108. Учреждение министерств и постепенное развитие губернаторской должности окончательно выяснило неудовлетворительность наместников как органа нормального местного управления.
- Глава вторая. Должность губернатора
- А) Губернатор, как представитель высшей правительственной власти
- Б) Административные обязанности губернатора
- § 124. Перечень обязанностей губернатора по этим предметам, до преобразования местного управления, был изложен в следующих выражениях:
- § 128. Первым из таких предметов является отправление воинской повинности на основание устава 1874 года. Главные моменты по заведованию этими предметами суть следующие:
- В) Участие в разных предметах управления и суда
- § 130. Все вообще губернские и уездные установления подлежат, как мы видели выше, надзору губернатора, как главного представителя правительственной власти в губернии.
- Г) Надзор за сословными и общественными установлениями
- Д) Отчеты о состоянии губернии
- Е) Общее значение должности губернатора
- Глава третья. Градоначальники
- Отдел третий. Правительственные установления
- § 140. Губернское правление состоит: I) из общего присутствия и II) канцелярии.
- § 141. Переходя к рассмотрению отдельных должностей, составляющих губернское правление, заметим следующее.
- § 148. Согласно разделению дел устанавливается и особый порядок их разрешения.
- Глава вторая. Места казенного управления
- § 150. Дела управления казенного сосредоточиваются: 1) в казенной палате; 2) управлении государственными имуществами и 3) губернском акцизном управлении. А) Казенная палата
- Б) Управление государственными имуществами
- В) Акцизное управление
- Г) Контрольные палаты
- Глава третья. Установления полицейские
- I. Исторический очерк полицейских установлений в России
- II. Устройство полиции
- III. Круг ведомства местной полиции
- IV. Распределение власти между отдельными установлениями и чинами полиции
- § 188. Полицейская власть в уездах и городах принадлежит или коллегиальному установлению - полицейскому управлению, или отдельным чинам полиции.
- Отдел четвертый. Дворянские учреждения Глава первая. Состав дворянских собраний
- § 194. Указав на главные начала правил об участии в выборах, рассмотрим отдельные вопросы, возникающие из применения этих правил.
- § 195. На основание рассмотренных правил в губернском собрании дворянства принимают участие (при соблюдении общих условий, указанных ст. 96 и 136):
- Глава вторая. Роды дворянских собраний и принадлежащие им права
- Глава третья. Порядок собраний и их делопроизводство
- Глава четвертая. Дворянские установления