logo
174674_4CE5D_gradovskiy_a_d_nachala_russkogo_go

Б) Действующее законодательство о евреях

§ 338. Главные запретительные постановления, касающиеся евреев, группируются подле вопросов о месте их жительства. Черта оседлости, предназначенная для евреев, до настоящего времени является существенным признаком, отличающим эту часть народонаселения от остальных подданных. В настоящее время эта черта оседлости определяется следующим образом. Евреям дозволяется повсеместно жительство в губерниях: Виленской, Волынской, Гродненской, Екатеринославской, Ковенской, Минской, Подольской, Полтавской и Черниговской. Затем им дозволено пребывание и в некоторых других губерниях, но с известными ограничениями.

Во-1-х, в губерниях Витебской и Могилевской евреям запрещено водворяться в селениях в качестве оседлых жителей. Если закон и дозволяет им временное пребывание в этих селениях, то не иначе как по особым билетам. Во-2-х, в западных пограничных губерниях и Бессарабской области новое поселение евреев на 50-верстном расстоянии от границы воспрещается, в видах предотвращения контрабанды. Действующее законодательство оставило на 50-верстном расстоянии только тех евреев, которые поселились здесь до 27 октября 1858 года. В-3-х, в Киевской губернии евреям воспрещается постоянное жительство в городе Киеве. Исключение установлено только для евреев-купцов; именно евреям-купцам 1-й гильдии, не опороченным судебными приговорами, не замеченным по делам о контрабанде и не состоящим под надзором полиции, дозволяется на общих основаниях приезжать в Киев*(1122). В-4-х, в губернии Таврической евреям воспрещается постоянное водворение в городе Севастополе. Исключение установлено в пользу евреев - почетных граждан, потомственных и личных, производящих торговлю с запискою в гильдию, и мещанам, занимающимся производством ремесл. В-5-х, в губернии Херсонской установлены ограничительные правила относительно водворения и приобретения недвижимой собственности в городе Николаеве. В 6-х, в губернии Курляндской постоянное жительство дозволяется только евреям, записанным там по ревизии до издания еврейского положения 1835 г. Новое же переселение сюда евреев воспрещается. Подобные же правила действуют относительно городов Шлока (Лифляндской губернии) и Риги.

§ 339. Впрочем, эти общие запрещения в течение нынешнего царствования подверглись существенным изменениям. Во-первых, отменено старое постановление, воспрещавшее переселение евреев из Царства Польского в губернии русские. Евреям привисленских губерний*(1123) дозволено перечисление во все места империи, приписанные к черте еврейской оседлости*(1124). Во-вторых, евреям-купцам 1-й гильдии как Российской империи, так и Царства Польского, дозволено приписываться и вне черты еврейской оседлости к купечеству первой же гильдии. Вместе с тем они приобретают право постоянного жительства в этих местностях. В-третьих, евреи, получившие ученые степени: доктора медицины - по медицинскому факультету и доктора, магистра или кандидата - по другим факультетам университета, могут иметь постоянное пребывание во всех губерниях и областях империи для занятия торговлею и промышленностью, причем означенные лица пользуются следующими льготами: а) свободою поступления на государственную службу по всем ведомствам; б) правом иметь при себе, кроме членов своего семейства, домашних слуг из своих единоверцев, но не более двух. Тем из них, которые запишутся в купцы 2-й гильдии, дозволяется, сверх того, иметь одного приказчика или конторщика из своих единоверцев, с тем, однако, чтобы этим приказчикам или конторщикам не было даваемо поручений по управлению подрядами, взятыми евреями-купцами во внутренние губернии. Та же льгота распространяется*(1125) на евреев-врачей, хотя бы они не имели высшей ученой степени. Означенные евреи могут быть определяемы на службу как по ведомству военному, так и по ведомству министерства народного просвещения и внутренних дел, с тем, однако, чтобы лица, желающие занять место по ведомству министерства внутренних дел, не были определяемы в столичные города с их губерниями.

Ограничения в черте оседлости не распространяются также на лиц, желающих получить высшее образование, именно на лиц, поступающих в медицинскую академию, университеты и технологический институт*(1126). Евреям-ремесленникам и цеховым дозволено вступать в цехи на общем основании в местностях и вне черты оседлости. Евреям-механикам, пивоварам и винокурам и вообще ремесленникам разрешено*(1127) проживать повсеместно в империи*(1128).

Иностранным евреям, имеющим надобность по делам торговли, исковым или тяжебным приезжать в Россию, предписывается предъявлять те заграничные паспорты, которые требуются от других иностранцев, состоящих в одном с ними подданстве. Им дозволяется (особенно комиссионерам значительных заграничных купеческих домов) посещать в России особенно известные мануфактурные и торговые места и, с разрешения министра внутренних дел, оставаться там в течение известного времени. Иностранные евреи могут быть допускаемы и к постоянному водворению в России, но в черте оседлости, и притом далеко не все. К водворению допускаются лица, вызванные самим правительством для занятия должности раввинов, медики, выписанные по усмотрению правительства, мастера, выписанные фабрикантами из евреев.

§ 340. Евреи пользуются следующими гражданскими правами. Действующее законодательство подтверждает старое, знакомое нам правило, что "евреи, состоящие в подданстве России, подлежат общим законам во всех тех случаях, в коих не постановлено особых о них правил". - В общей черте оседлости евреям предоставлены все торговые права наравне с прочими подданными. До последнего польского мятежа они имели право приобретать в западных губерниях всякого рода недвижимую собственность не только в городах, но и в селениях. Но после событий 1863 г. евреям, равно как и лицам польского происхождения, приобретение недвижимости в западном крае воспрещено. И взамен того, лица, имеющие, на основании изложенных выше постановлений, право водворяться во внутренних губерниях России, могут покупкою и иным способом приобретать всякого рода недвижимое имущество, кроме помещичьих имений, в которых обязательные отношения крестьян к владельцам окончательно не прекращены.

Если еврею достанется в наследство имение, в котором обязательные отношения владельца к крестьянам не прекращены, то с ним поступается по правилам, изложенным в 228 и 229 ст. IX т. Св. зак. по прод. 1863 и 1868 гг. Еврей, не имеющий права водворяться во внутренних губерниях, в случае получения им по наследству имения недвижимого, хотя бы и ненаселенного, обязывается продать его в течение шести месяцев. Это же правило распространяется и на иностранных евреев, получивших в России по наследству недвижимое имение.

§ 341. Действующее законодательство подтверждает то правило, что каждый еврей должен быть приписан к одному из установленных в государстве состояний, под страхом ответственности, определенной для бродяг. Евреи, приписанные к определенному состоянию, пользуются общими его правами, в том числе и правом на возведение в личное и потомственное почетное гражданство, с некоторыми лишь ограничениями*(1129), которые не распространяются на караимов. Затем, каждый из таких евреев обязан навсегда сохранять, ради целей ревизии, наследственную или на основании закона принятую фамилию, без перемены. Эта фамилия не изменяется евреями и по принятии христианской веры. Относительно правил брачного союза евреи подвергаются следующим ограничениям. По общему принципу, изложенному в 79 ст. законов гражданских, "лицо нехристианского исповедания, по восприятии Св. крещения, может пребывать в единобрачном сожительстве с некрещеною женою; брак их остается в своей силе и без утверждения оного венчанием по правилам православной церкви". Для евреев установлены, кроме того, следующие правила. 1-е. Если один из супругов-евреев обратится в православие, а другой останется в прежнем законе, но не пожелает разойтись с обратившимся, тогда брак не расторгается; в этом случае и та и другая сторона обязываются подпиской: принявшая православие - в том, что она будет иметь попечение о приведении супруга-нехристианина к принятию православной веры, а второй - в том, что он не будет совращать в еврейскую веру ни новокрещенную, ни детей, родившихся после принятия православия. 2-е. Мужу и жене, по обращении одного из супругов, если они не желают остаться в брачном союзе, предоставляется расторгнуть брак, с правом обратившемуся лицу вступить в супружество с лицом православным. 3-е. В случае, если брак не расторгнут, ни мужу, ни жене не дозволяется иметь постоянное жительство в губерниях, где евреям воспрещена оседлость*(1130).

§ 342. Еврейское народонаселение, жительствующее в означенных выше русских губерниях, не должно отличаться от христианского населения своею одеждою*(1131). Женщины-еврейки лишены права брить головы*(1132). Те же правила распространены и на евреев Царства Польского, отправляющихся в те губернии империи, в которых жительство им воспрещено. Они также обязаны носить одежду, употребляемую христианским народонаселением, и не могут отличаться от него никакими наружными признаками, свойственными евреям*(1133).

§ 343. В отношении к договору найма осталось в силе прежнее правило, воспрещавшее евреям держать христиан для постоянных домашних услуг. Так как правило это установлено в видах препятствования евреям обращать в свою религию лиц, от них зависящих, то оно и не распространяется на христиан, не находящихся с ними в постоянных сношениях. Поэтому евреям дозволено нанимать христиан для всяких работ и должностей, кроме домашней услуги*(1134).

§ 344. Евреи, по общему правилу, не могут поступать на государственную службу*(1135). Изъятия установлены для евреев, получивших от университета степень доктора, магистра или кандидата*(1136), равно как и для евреев-врачей, на основаниях, указанных выше*(1137). По отношению к службе по общественным выборам, для евреев, наравне с другими нехристианами, городовое положение 1870 г. установляет следующие ограничения: 1) в городской думе число гласных из нехристиан не должно превышать одной трети общего числа гласных*(1138); 2) Евреи не могут быть избираемы в городские головы, ни исправлять их должности; 3) число членов городской управы из нехристиан не должно превышать одной трети всего ее состава*(1139).

§ 345. Торговые права евреев в 1874 г. подверглись существенному ограничению. Мнением Государственного совета 19 мая этого года постановлено: "Евреям дозволяется питейная торговля только в местностях, определенных для их постоянной оседлости, и притом не иначе как в собственных домах. Сидельцы-евреи могут быть только в заведениях своих единоверцев*(1140).

§ 346. Действующее законодательство удержало также правила прежнего времени, направленные к привлечению Евреев к так называемым полезным занятиям. Во-первых, закон удержал прежние постановления касательно учения или образования евреев. Еврейских детей дозволено принимать и обучать в общих уездных и приходских училищах, гимназиях и частных училищах и пансионах тех мест, где дозволено жительство их отцам*(1141). Мало того, обучение детей Евреев-купцов и почетных граждан или в общих казенных учебных заведениях, или в еврейских казенных училищах обязательно*(1142). Рядом с дозволением и даже предписанием обучать детей евреев в общих училищах, на основании известных уже нам правил, учреждены для образования еврейского юношества особого рода училища: первоначальные, или первого разряда, соответствующие приходским, и второстепенные, преимущественно реальные, в объеме уездных училищ*(1143). Чиновникам и учителям из христиан, определяемым в еврейские учебные заведения, присвоены права и преимущества государственной службы*(1144). Сверх казенных училищ, евреям дозволено отдавать своих детей в свои частные или общественные училища, учрежденные для образования еврейского юношества в науках и искусствах и для изучения правил их вероисповедания. Эти училища учреждаются на основании особых правил и под надзором правительства*(1145). Евреям, окончившим курс в гимназиях, предоставлено поступать в университеты, академии и вообще высшие учебные заведения империи*(1146). Лицам еврейского закона, кончившим курс в академиях и университетах, присвояются особые привилегии*(1147). Затем, законодательство содержит в себе обширные постановления об евреях-земледельцах*(1148). Для привлечения евреев в этот разряд лиц последнему предоставлены следующие льготы. Евреям, поселившимся на казенных землях, предоставлялась льгота на 10 лет от платежа всех податей и повинностей и от исправления земских натуральных повинностей, кроме частных; освобождение на 25 лет от рекрутской повинности и всех недоимок по прежнему состоянию*(1149). Лицам, отличившимся в земледельческой промышленности, обещались особенные награды: похвальные листы, денежные выдачи, премии, форменные кафтаны, почетные кафтаны, серебряные и золотые медали*(1150) и, кроме того, различные денежные вспомоществования от казны. Нельзя, впрочем, не заметить, что все означенные меры не достигали своей цели.

§ 347. До настоящего царствования евреи в отношении отбывания воинской повинности были поставлены в исключительные условия; в 1856 г. многие из стеснений этого рода отменены*(1151). С выходом нового закона о воинской повинности (1874 г.) евреи в этом отношении поставлены в одинаковые условия со всем народонаселением империи.