logo
174674_4CE5D_gradovskiy_a_d_nachala_russkogo_go

§ 82. Обнародование законов было предоставлено сенату с самого начала его учреждения, т.Е. При Петре Великом*(1623).

Это правило подтверждалось и при его преемниках. Основные законы постановляют, что все общие законы, содержащие в себе новое правило или пояснение, дополнение, либо отмену прежних законов, обнародываются во всеобщее известие правительствующим сенатом*(1624). Ст. 26 учр. правительствующего сената, подтверждая это правило, возлагает обязанность обнародования на 1-й департамент. Поэтому каждый новый закон препровождается в Сенат при распорядительном указе от императора на имя сената. Отсюда вытекают следующие права и обязанности департамента: 1) Право обнародования не есть право конкурирующее, но исключительно принадлежит сенату, который не разделяет его ни с каким другим установлением. Министры не могут приводить в исполнение никакого общего закона, не предъявив его сенату и не получив от него указа для дальнейших распоряжений. Сенат наблюдает также, чтобы узаконения и распоряжения правительства не печатались нигде раньше сенатских изданий*(1625). 2) На Сенате лежит обязанность распоряжаться печатанием новых законов и доставлять их к исполнению всем правительственным местам и лицам*(1626). 3) На Сенат возлагается обязанность хранения законов. Поэтому "все законы, хотя бы они содержались в именных повелениях, данных особенно какому-либо лицу или месту", должны быть вносимы в сенат. Исключение сделано для указов, подлежащих особенной тайне*(1627). Правило это установлено еще Петром Великим, часто издававшим повеления во время присутствования своего в разных коллегиях и канцеляриях*(1628). Оно подтверждалось впоследствии. Учреждение Сената 1802 года подтвердило его в полной силе*(1629). Вследствие неточного исполнения означенного правила Сенат напоминал о нем всем местам и лицам подчиненного управления*(1630). К числу особых повелений, представляемых в 1-й департамент, принадлежат и указы: а) о помиловании преступников; б) о разрешении всеподданнейших просьб об узаконении рожденных до брака детей и об усыновлении воспитанников и приемышей*(1631). 4) Как хранилищу законов, сенату принадлежит право разрешения случаев столкновения между законами и распоряжениями. Подчиненные места представляют на окончательное его разрешение: 1) о полученных ими в предписаниях министров высочайших повелениях, не согласных с законами; 2) о предписаниях министров, противных закону; 3) об указах самого сената, если в них усмотрено будет "что-либо противное законам или интересам императорского величества*(1632)".