§ 143. Военно-сухопутное министерство образовалось из воинской коллегии, образованию которой предшествовали многочисленные приказы по воинской части времен московских*(1899).
При Петре Великом, при развитии армии, с изданием в 1716 г. воинского устава, получила образование и воинская коллегия, которая впоследствии подвергалась многим преобразованиям*(1900). При учреждении министерств, коллегия была оставлена на прежнем основании, но уже в 1812 году (П. С. 3. N 24,971) учреждено военное министерство, составленное из семи департаментов, канцелярии министра и некоторых особенных установлений. Затем, в течение последующих царствований, начался непрерывный ряд преобразований, завершившийся изданным в 1869 г. положением о военном министерстве.
Для уразумения организации военного министерства нужно иметь в виду, что это министерство имеет дело с армией, т. е. с совокупностью лиц, которые поставлены в специальные условия, следовательно, с целым званием лиц, юридически отличающихся от всей остальной массы подданных,- подчиненных особой дисциплине, нуждающихся в особом специальном образовании, в особых средствах для попечения об их здоровье, продовольствии, обмундировании и т. д. Ввиду таких целей, военное ведомство должно быть некоторою "самодовлеющею" единицею. Этими условиями объясняется состав военного министерства.
Командование армией, по 1 ст. полож. о воен. мин, сосредоточивается в руках Государя Императора. Но высочайшая воля выражается через военное министерство, которое заведует всеми частями армии*(1901). Отсюда и являются двоякого рода учреждения. Во-1-х, так как Император есть главноначальствующий армией, то при нем состоят известные учреждения, предназначенные для принятия его личных приказаний, или для исполнения при нем известных специальных обязанностей; таковы императорская главная квартира и военно-походная канцелярия. Императорскую главную квартиру составляют генерал-адъютанты, генерал-майоры свиты и флигель-адъютанты. Заведование императорскою квартирою вверяется особому командующему и состоящим при нем чинам. Военно-походная канцелярия состоит при Императоре во время его отлучек и во время походов.
Общие задачи военного министерства определены 2 и 3 ст. полож. Оно рассматривается как высший орган, через который "объявляется и приводится в исполнение высочайшая воля по предметам, до военно-сухопутных сил относящимся". Являясь органом власти верховной, министерство сосредоточивает в своих руках и самостоятельное заведование всеми отраслями военного управления. Именно ему подлежат:
1) усовершенствование военного законодательства и наблюдение за точным исполнением законов, касающихся воинской части;
2) общий состав и устройство, как строевое, так и хозяйственное, всех разрядов и родов войск;
3) попечение о содержании армии в надлежащем порядке, дисциплине и довольстве во всех отношениях;
4) заботы о приготовлении и образовании военных чинов;
5) принятие мер к защите государства;
6) производство военно-ученых работ, необходимых для военных целей.
Высшими установлениями его являются военный министр и военный совет. Военный министр есть непосредственный орган верховной власти по отношению к управлению всеми частями армии, и в нем сосредоточивается наблюдение за всеми частями министерства. При министре нет товарища. Затем, мы видели, что армия есть совокупность лиц особого звания в государстве, подчиненных особым законам, суду и администрации; поэтому она нуждается в высшем законосовещательном органе. Таким органом является военный совет, деятельность которого конкурирует с деятельностью государственного совета, в том смысле, что законы, касающиеся специально военного ведомства, рассматриваются в военном совете и отсюда поступают на высочайшее утверждение. В нем сосредоточены, кроме того, вопросы относительно важнейших хозяйственных дел по состоянию войск, военных заведений и относительно эмеритуры. Он подчиняется непосредственно верховной власти.
Военный совет состоит из председателя и членов. Председательство принадлежит военному министру, а в отсутствие его - старшему по чину члену совета. Члены определяются и увольняются именными указами. Делами совета управляет начальник канцелярии военного министерства.
Дела, подлежащие совету, рассматриваются или в общем его собрании, или в частных присутствиях. Последние составляются из председательствующего и членов (не менее 5), назначаемых Императором из общего числа членов совета на год*(1902). Рассмотрению общего собрания подлежат все дела по законодательной и важнейшие дела по хозяйственной частям. Прочие рассматриваются в частных присутствиях. Некоторые дела, преимущественно хозяйственного характера, решаются самим советом; другие представляются им непосредственно на высочайшее утверждение; третьи поступают на высочайшее усмотрение через государственный совет или комитет министров. Дела в совете решаются большинством голосов; при разделении голосов имеет перевес голос председателя. Военному министру предоставляется в некоторых случаях предлагать на рассмотрение общего собрания дела, решенные в частных присутствиях. Все сношения совета с высшими государственными установлениями производятся через военного министра. При совете, для специального рассмотрения некоторых родов дел, состоят постоянные совещательные комитеты. Они суть: а) главный военно-кодификационный комитет для рассмотрения вопросов законодательных; б) главный комитет по устройству и образованию войск; в) главный военно-учебный комитет - для рассмотрения вопросов, касающихся умственного образования армии; г) главный военно-госпитальный комитет, для рассмотрения вопросов по медицинской части, и д) главный военно-тюремный комитет, рассматривающий вопросы о местах заключения военного ведомства. Кроме того, на членов военного совета возлагается инспектирование войск и военных заведений. На одного из них, по высочайшему усмотрению, возлагается заведование эмеритальною кассою военно-сухопутного ведомства.
Затем, высшим установлением военного министерства является также главный военный суд. Судебная часть в. вед. преобразована в 1867 г. применительно к судебным уставам 1864 г., поскольку начала общих судебных установлений согласны с условиями военной дисциплины. Роль главного военного суда двоякая: во-1-х, он является судебным установлением в качестве главного военного кассационного суда; во-2-х, роль его законодательная, потому что он рассматривает вопросы, касающиеся общего устройства военных судов. 4) Канцелярия министра. Она а) заведует делопроизводством по тем делам, которые разрешаются непосредственно министром; б) делопроизводством по делам военного совета; в) делами военной эмеритуры; г) при канцелярии состоит особый юрисконсульт, для заведования делами по спорам и искам казны и частных лиц, поступающих к военному министру или в военный совет. При нем имеется несколько помощников. 5) Главный штаб, образованный из двух, прежде различных учреждений - инспекторского департамента и генерального штаба. Инспекторский департамент заведовал делопроизводством по назначению на военные должности и по движению на службе военных чинов. Генеральный штаб разрешал вопросы о расквартировании армии, о сформировании армии, о съемке карт и т. п. Оба эти учреждения в настоящее время соединены в одно, под названием главного штаба. В нем сосредоточены: 1) дела по личному составу и комплектованию войск; 2) по устройству, службе, размещению (дислокации), образованию и хозяйству войск. Ввиду таких обширных задач, в нем сосредоточиваются полные сведения о войсках, как в общем составе, так и в каждой из составных частей. На штаб возлагается заведование геодезическими работами, составление карт, планов, военно-статистических описаний местностей в военном отношении и т. д. Штаб состоит под ведением начальника главного штаба и состоит из 6 отделений*(1903), канцелярии с бухгалтерскою частью и некоторых других частей, в числе коих главное место занимает: а) военно-топографический отдел, для заведования астрономическими, геодезическими, топографическими и картографическими работами военного ведомства; и б) военно-ученый комитет, для направления ученой деятельности генерального штаба, корпуса топографов; в) управления по передвижению войск. Наконец, при главном штабе состоят: 1) корпусы: а) офицеров генерального шваба, б) военных топографов и в) фельдъегерский; 2) Николаевская академия генерального штаба.
Все указанные выше установления ведают общим управлением армии. Независимо от того, отдельные части военного ведомства вверены особым главным управлениям, которых в настоящее время семь:
1) Интендантское управление - для главного наблюдения за снабжением армии всем нужным по части продовольствия и обмундирования; при нем находятся, Специальный комитет для разрешения специально относящихся к этой части вопросов и музеум образцовых продуктов, хлеба и т. д. Оно состоит в ведении главного интенданта. 2) Главное артиллерийское управление, для заведования частями инспекторскою, техническою, ученою, учебною и хозяйственною всего артиллерийского ведомства. Оно находится под начальством генерал-фельдцейхмейстера, при коем имеется товарищ При нем состоят: артиллерийский (ученый) комитет, Михайловские артиллерийские академия и училище, ведомства: арсенальное, пороховое, оружейное и патронное. 3) Главное инженерное управление, под начальством генерал-инспектора по инженерной части, для заведования устройством крепостей, воинских зданий, их поддержания и т. д. При управлении состоят: инженерный (ученый) комитет, Николаевская инженерная академия и Николаевское инженерное училище. 4) Главное военно-медицинское управление и при нем военно-медицинский ученый комитет и медико-хирургическая академия. 5) Главное управление военно-учебных заведений, для заведования всеми военно-учебными заведениями, кроме тех, которые находятся при полках для солдат, потому что эти последние находятся в ведении полкового управления; при управлении находится главный военно-учебный комитет, для содействия лучшему развитию учебных заведений. 6) Главное управление иррегулярных войск, войск, не входящих в состав армии, т. е. казачьих войск. Наконец, 7) главное военно-судное управление под начальством главного военного прокурора, представляющее нечто вроде военного министерства юстиции, следовательно, оно заведует всей прокуратурою и судьями. Все эти управления находятся непосредственно при министерстве. В связи с министерством военным находятся особые управления. Управления генерал-инспектора - кавалерии, инспектора стрелковой части и комитет о раненых, учрежденный для попечения о раненых - для исходатайствования им пенсий и различных должностей и для вспомоществования.
§ 144. Морское министерство предназначено для заведования военно-морскими силами империи. Составляя ведомство, подобное военному министерству, по его задачам и условиям, оно имеет и аналогическое устройство. Русский флот основан Петром Великим*(1904). После устройства верфи в Воронеже, в 1696 году, был учрежден Корабельный приказ. С 1703 года, он был переименован в Адмиралтейский приказ*(1905) и ему велено ведать дела по постройке кораблей. Затем, для управления флотом, был учрежден приказ морского флота или морских воинских дел. С учреждением коллегий, оба приказа составили одну адмиралтейскую коллегию, получившую свой регламент в 1722 году. При кончине Петра Великого, управление морскими делами принадлежало адмиралтейской коллегии (находившейся под председательством генерал адмирала) и состоявшим в ее ведении конторам: 1) адмиралтейской, 2) кригс-комиссариатской, 3) контролерской, 4) подрядной, 5) казначейской, 6) цехмейстерской, 7) провиантской, 8) обер-сарваерской, 9) артиллерийской, 10) академической, 11) партикулярной верфи и 12) вальдмейстерской.
Это сложное и подробное устройство показывает, какое внимание обращал преобразователь на свое любимое учреждение. Преемники Петра прибегали только к частным преобразованиям созданной им коллегии. Главнейшее преобразование последовало при Екатерине II, в 1763 и 1765 годах, когда она получила новое деление на экспедиции. С учреждением министерств получила новое устройство и адмиралтейств-коллегия, именно в 1805 году. Образование морского министерства, на новом основании, последовало в 1827 году. Затем, с 1836 г., морское министерство не терпело существенных изменений. Важные реформы последовали в 1860 и 1867 годах, когда издано было, в виде опыта, на 5 лет, новое положение об управлении морским ведомством*(1906). Это положение с малыми изменениями действует и в настоящее время. Существенные черты его состоят в следующем. Главное начальствование над флотом вверяется генерал-адмиралу, который есть непосредственный орган верховной власти и председатель адмиралтейств-совета. От генерал-адмирала принимает приказы и непосредственно управляет морским министерством управляющий министерством, который есть вице-президент адмиралтейств-совета. При нем имеется товарищ*(1907).
Высшая распорядительная и законосовещательная власть вверяется адмиралтейств-совету, деятельность которого, по ст. 24 учр. госуд. сов., конкурирует, в известных отношениях, с деятельностью государственного совета. Адмиралтейств-совет состоит из президента (генерал-адмирал), вице-президента (управляющий морским министерством) и членов, назначаемых высочайшими указами. В заседания совета могут быть приглашаемы, по усмотрению председателя, посторонние лица, от коих можно ожидать полезных указаний. Сюда приглашаются также начальники управлений и портов, по делам их ведомств, с совещательным голосом. Заседание совета законно при наличности трех членов, с включением председательствующего. Ведению и рассмотрению совета подлежат: 1) проекты новых законов и штатов по морскому ведомству и важнейших постановлений по частям технической и строевой; 2) проекты наказов местам и лицам морского ведомства; 3) годовая денежная смета морского ведомства; 4) важнейшие хозяйственные вопросы; 5) дела по претензиям частных лиц на казну и наоборот; 6) дела эмеритальной кассы*(1908); 7) все дела, которые будут предложены совету генерал-адмиралом или управляющим морским министерством.
По значительному числу хозяйственных дел, совету предоставляется право окончательного решения; законопроекты вносятся установленным порядком в государственный совет; проекты наказов и постановлений по технической и строевой частям вносятся из совета на высочайшее утверждение; дела, подлежащие рассмотрению сената, вносятся в это установление управляющим министерством. Адмиралтейств-совет постановляет свои решения по большинству голосов; при разделении голос председателя дает перевес. Члены совета пользуются правом инспекции всех установлений морского ведомства.
Ближайшее заведование администрациею морского ведомства возложено на морской технический комитет, канцелярию и другие установления.
1. Морской технический комитет имеет в своем ведении: 1) техническую сторону кораблестроения, артиллерии и строительного искусства и 2) наблюдение в техническом отношении за работами этого рода. Комитет не представляет цельного учреждения. Под общим председательством управляющего морским министерством, он слагается из 4 отделений: кораблестроительного, артиллерийского*(1909), строительного и ученого. По важным и общим делам из некоторых или всех отделений составляются соединенные собрания; каждое отделение состоит из председателя и членов.
2. В канцелярии морского министерства сосредоточиваются: 1) дела, восходящие на разрешение управляющего и адмиралтейств-совета; 2) дела общие, не подлежащие другим установлениям; 3) составление сметы морского министерства, план хозяйственных операций по ассигнованию сметных сумм и т. п.; 4) дела политические; 5) дела учебных заведений морского ведомства. При канцелярии состоят: 1) юрисконсульт с помощниками и 2) заведующий делами эмеритальной кассы.
3. Гидрографический департамент распоряжается: 1) производством морских съемок и промеров; 2) составлением карт, лоций и руководств для плавания; 3) устройством и содержанием маяков и т. п. учреждений; снабжением военных судов необходимыми инструментами и картами; 4) рассмотрением произведенных астрономических, метеорологических и магнитных наблюдений. Состав департамента общий. При департаменте состоят: 1) чертежная, 2) начальник мастерской мореходных инструментов и 3) дирекция балтийских маяков.
4. Инспекторский департамент ведает делами личного состава флота. Доклады его представляются управляющему Морским министерством, и, по получению мнения последнего, генерал-адмиралу. Сверх ближайших его обязанностей, на директора инспекторского департамента возлагаются: 1) главное начальство над военно-морскою исправительной тюрьмой в С.-Петербурге; 2) над инвалидным домом императора Павла I и 3) заведование военно-морским гимнастическим заведением.
5) Главный военно-морской суд учрежден с преобразованием судебной части по морскому ведомству. Он состоит из председателя и членов. Кроме разбирательства жалоб и протестов на приговоры морских судов, ему предоставлено обсуждение законодательных вопросов по военно-морской судной части. При главном суде состоит главный морской прокурор, являющийся, вместе с тем, начальником:
6. Главного военно-морского судного управления. Он состоит из товарища главного прокурора, делопроизводителей и обер-аудитора. Сверх этого главного управления, в морском министерстве имеются:
7. Управление кодификационное, в коем сосредоточены работы по составлению и изданию свода морских постановлений. Оно состоит из заведующего кодификационными работами, его помощника и редакторов.
8. Управление флота генерал-штаб-доктора, обязанное заботиться о здоровье чинов морского ведомства, как во время плавания, так и на берегу. В состав его входят: 1) флота генерал-штаб-доктор, 2) главный инспектор медицинской части и делопроизводители.
9. До 1875 года действовала экспедиция для ревизии материальной отчетности, ревизовавшая отчетность об оборотах материальных капиталов морских министерств, как в контрольном, так и в техническом отношениях. В 1875 году экспедиция упразднена и обязанности ее возложены на контрольный департамент морских отчетов*(1910).
10. Для учебной части, в составе министерства и в ведении его состоят: а) комитет морских учебных заведений и б) учебные заведения: б) морское училище в С.-Петербурге и в) техническое училище в Кронштадте.
11. Сверх этих центральных установлений, министерству подчинены управления портами с подведомственными им частями.
- Начала русского государственного права
- Том I. О государственном устройстве
- Предисловие
- Bведение
- Часть I. О государственном устройстве Книга первая. Учение о законе Отдел первый. О порядке составления и обнародования закона
- Глава первая. Признаки закона, отличающие его от других распоряжений и постановлений
- Глава вторая. Источник законодательной власти
- Глава третья. Моменты составления законов
- § 22. Право окончательного обсуждения проекта закона должно быть рассмотрено по его содержанию и по его объему.
- Глава четвертая. Обнародование законов
- Отдел второй. О силе закона
- Глава первая. Отношение закона к распоряжениям, исходящим от верховной власти
- § 38. Прежде всего необходимо решить вопрос - признает ли наше законодательство различие между законами и распоряжениями, исходящими от верховной власти?
- § 39. Внешним признакам, отличающим высочайшие повеления от закона, соответствует различие между тем и другим и по самому содержанию.
- Глава вторая. Отношение закона к распоряжениям, исходящим от подчиненных правительственных властей
- § 45. Мы рассмотрим принцип закономерного постановления, во-первых, по отношению к сенату.
- § 50. Неисполнение распоряжения администрации одним лицом предусмотрено 29 ст. Мир. Уст.
- § 51. Между жалобами, о которых говорят наши законы, должно различать: 1) жалобы единоличные, подаваемые частными лицами, и 2) коллективные жалобы, исходящие от сословных и общественных собраний.
- § 55. Гораздо определеннее постановления наших законов о праве коллективных жалоб.
- Глава третья. Распоряжения, исходящие от мест общественных
- § 58. Меры, которые обеспечивают законность распоряжений общественных властей, чрезвычайно разнообразны. Они зависят от тех условий, в которые поставлено то или другое общественное собрание*(148).
- Глава четвертая. Отношение судебной власти к власти законодательной
- § 60. Эти факты указывают на практическую необходимость толкования законов. К ней должно присоединить и юридическую обязанность государства дать суду право толкования.
- § 66. Судебные уставы 1864 г. Отменили старый принцип права толкования и заменили его новым, диаметрально противоположным.
- § 71. Эти общие начала, установляющие силу судебного толкования, выражены и в наших основных законах.
- Отдел третий. О действии закона
- Глава первая. О действии закона во времени*(186) а. Общие начала
- § 86. Принцип, указанный выше, нагляднее всего применяется к области права уголовного, в том смысле, что в этой сфере наиболее легко определить, что должно быть названо обратным действием законов.
- § 89. Затем обратимся к другим видам законов, действие которых также может быть объяснено с точки зрения указанных выше принципов.
- Б. Постановления русского законодательства
- § 90. Постановления русского законодательства по этому предмету изложены в двух статьях Основных законов, из коих первая установляет общее правило, вторая указывает на некоторые исключения.
- § 93. Первое исключение из общего правила, на основании 1 п. 61 ст., составляет тот случай, "когда в законе именно сказано, что он есть токмо подтверждение и изъяснение смысла закона прежнего".
- Глава вторая. О действии законов по месту*(214) а. Общие начала
- § 96. Действие законов по месту различается соответственно различию между законом уголовным и гражданским законом.
- Б. Постановления русского законодательства
- § 102. Указанное общее начало проводится отчасти в области уголовного права, отчасти в праве гражданском.
- В. Местные законы
- Глава третья. О действии закона по лицам
- Книга вторая. О верховной государственной власти Отдел первый. Права и преимущества верховной власти
- § 114. Исследование вопроса о правах и преимуществах государственной власти в России, как в монархии неограниченной, сосредоточивается на рассмотрении прав власти императорской.
- Глава первая. Права верховной власти
- § 119. Эти начала проведены и в нашем законодательстве.
- § 120. Необходимо, следовательно, определить точнее круг непосредственной компетенции императорской власти.
- § 124. Самодержавная власть проявляет свои права в области правосудия.
- § 126. Таковы права верховной власти в сфере гражданского управления. Но права самодержавия обнаруживаются и в области управления церковного. Необходимо прежде всего определить общий объем этих прав.
- Глава вторая. Преимущества верховной власти
- Отдел второй. О преемстве верховной власти
- § 136. Государственная власть, по существу своему, непрерывна, т. Е. Действие ее не прекращается со смертью данного ее представителя; силою закона права ее немедленно переносятся на другое лицо.
- Глава первая. Общие начала преемства престола
- § 138. Порядок преемства государственной власти вообще определяется коренными ее признаками и началами публичного права, в противоположность его праву частному.
- § 139. Порядок преемства власти в монархиях определяется не только вышеизложенными общими условиями государственного блага, но и специальными условиями, присущими монархической форме правления.
- Глава вторая. Порядок престолонаследия по русскому праву
- § 149. Русская система престолонаследия основана на следующих началах:
- Глава третья. Несовершеннолетие императора; опека и правительство
- Отдел третий. Учреждение императорской фамилии
- § 158. Учреждение императорской фамилии издано в 1797 г. Апреля 5-го, императором Павлом I. С небольшими видоизменениями оно вошло в состав основных законов империи.
- § 161. Взаимные отношения агнатов и лиц женского пола, происшедших от мужеского поколения, определяются следующим началом:
- § 162. Лица женского пола лично пользуются определенными им преимуществами и сохраняют их и по выходе замуж, если супруг их не имеет титула высшего (царствующего короля, королевского наследника).
- § 163. Преимущества, принадлежащие членам императорского дома, состоят: а) в особом титуле; б) в праве на известные ордена; в) в праве на определенные почести и отличия и в) в праве на содержание.
- § 165. Преимущества наследника престола и его супруги состоят в следующем:
- § 166. Прочие члены императорского дома пользуются установленными для них преимуществами и содержанием на следующих условиях:
- Книга третья. О подданстве и правах состояния
- Отдел первый. О подданстве вообще
- Глава первая. Существо подданства
- § 172. Природа различных прав и обязанностей, как политических, так и гражданских, требует исключительной принадлежности лица к одному известному государству.
- Глава вторая. Условия приобретения подданства а. Исторический очерк этих условий
- § 177. Конец господству личного принципа был положен феодальной системой, которая перешла к прямо противоположному началу*(431).
- Б. Постановления современных законодательств
- Глава третья. Приобретение прав русского подданства
- § 183. Подобно иностранным законодательствам, и наше различает натурализацию обыкновенную и чрезвычайную.
- Отдел второй. Образование сословий в России*(452) Глава первая. Русские сословия до Петра Великого
- § 193. Таковы главнейшие фактические данные, объясняющие процесс образования сословий в Московском государстве. Сделаем общие выводы из этих фактов.
- Глава вторая. Образование русских сословий со времени Петра Великого а. Отношение Петра Великого к сословиям вообще
- Б. Образование привилегий дворянства
- В. Сословие городских обывателей
- § 213. На этих основаниях легко уже установить различие между городскими обывателями и их разрядами.
- Г. Судьба крестьянского сословия
- Отдел третий. О приобретении и утрате прав состояния Глава первая. О приобретении и сообщении прав состояния а) о приобретении и сообщении прав дворянского состояния
- § 238. Понятие о дворянском состоянии вообще дает 14 ст. IX т. Св. Зак. "Сюда вошли 1 и 91 ст. Жал. Дв. Гр. 1785 г." Первая часть ее определяет самый принцип дворянского состояния. Здесь мы читаем:
- § 240. Дворянское состояние сообщается рождением и браком*(702).
- Б. О приобретении прав духовного состояния
- B. Условия приобретения прав городских обывателей
- Г. Порядок приобретения прав сельских обывателей
- Глава вторая. Об утрате, ограничении, восстановлении и перемене прав состояния
- Отдел четвертый. О правах подданных вообще и по состояниям в особенности Глава первая. Предварительные замечания
- Глава вторая. Права и обязанности русских подданных вообще
- § 258. Суд в действиях своих должен быть связан известными формами, ограждающими личность подозреваемого в преступлении от произвола судебной власти.
- Б. Обеспечение имущественной неприкосновенности лица
- Глава третья. Право передвижения
- § 274. Отлучка русских подданных за границу может быть постоянной и временной.
- Глава четвертая. Право торговли и ремесл
- § 276. Все виды торговли производятся или беспошлинно, или с платой особых пошлин.
- Глава пятая. Законодательство по делам печати*(875)
- § 288. Все издания, не подходящие под правила, изображенные в высочайшем указе сенату 1865 г., подлежат рассмотрению предварительной цензуры*(926).
- Глава шестая. О веротерпимости*(932)
- § 295. Уголовное законодательство прежде всего предвидит внешние действия, направленные против христианской и православной веры, и затем действия субъективные.
- Глава седьмая. Об общих обязанностях русских подданных
- Глава восьмая. О различии сословий по правам и обязанностям а. О различии по правам
- Б. Сословные отличия по обязанностям
- А. Инородцы восточные
- § 319. Оседлые инородцы сравниваются с природными русскими подданными во всех правах и обязанностях, смотря по сословиям, к которым они приписаны, с следующими двумя изъятиями:
- Б. О евреях a) Исторический очерк законодательства о евреях*(1060)
- Б) Действующее законодательство о евреях
- Глава вторая. Об иностранцах
- I. Комитет министров
- II. Совет министров
- III. Кавказский комитет
- Предисловие
- Книга первая. Существо и классификация государственных должностей
- § 1. Учение о государственном управлении есть учение об осуществлении верховных прав, принадлежащих государственной власти, и тех целей государства, к достижению которых оно стремится*(1174).
- Глава первая. О государственных должностях вообще
- § 7. Этими данными определился процесс образования новой королевской власти, отразившийся и на развитии системы государственных должностей. Процесс этот слагался из следующих моментов:
- § 10. Проявление и применение этой идеи были весьма различны. Она сослужила большую службу народным интересам. Но в дальнейшем развитии обнаружились ее несостоятельность и великий практический вред.
- Глава третья. Образование должностей в России
- Глава пятая. Классификация русских государственных установлений
- § 31. Согласно предложенной здесь классификации русских установлений, обозрение их будет расположено в следующем порядке:
- Книга вторая. Отдел первый. Органы законодательства и верховного управления Глава первая. Государственный совет
- Глава вторая. Комитет министров и связанные с ним установления
- I. Комитет министров
- § 48. Приведенными историческими указаниями объясняется компетенция комитета. Мы рассмотрим здесь I) круг дел, подведомственных комитету, и II) степень предоставленной ему власти.
- § 50. Делопроизводство в комитете министров представляет значительное сходство с порядком движения дел в госуд. Совете. Но правила, сюда относящиеся, менее точны и представляют некоторые особенности.
- II. Совет министров*(1451)
- § 52. Дела, вносимые в совет, если государь изъявит на то свое согласие, относятся к порядку как законодательному, так и административному.
- III. Кавказский комитет
- Отдел второй. Высшие места подчиненного управления Глава первая. Правительствующий Сенат*(1466)
- А. История Сената
- A) Сенат при Петре Великом
- Б) Упадок сената (1726 - 1741)
- § 63. Два учреждения, следовавшие одно за другим, лишили Сенат прежнего его значения; это были: Верховный тайный совет и кабинет.
- В) Сенат при Елизавете Петровне (1741 - 1761)
- Г) Реформы Екатерины II и Павла I (1762 - 1801)
- § 70. Меры императора Павла I, с одной стороны, закрепили то, что уже совершилось на деле при Екатерине II, с другой - довершили распадение сената.
- Д) Реформы Александра I*(1584)
- Б. Современное устройство сената
- I. Организация сената
- II. Компетенция сената
- 1) Компетенция Сената в целом его объеме
- 2) Компетенция отдельных департаментов
- § 82. Обнародование законов было предоставлено сенату с самого начала его учреждения, т.Е. При Петре Великом*(1623).
- § 83. Распорядительная власть предоставляется департаменту в следующих случаях:
- Департамент герольдии
- Департамент межевой
- Судебные департаменты, действующие по старому порядку
- Кассационные департаменты*(1710).
- § 99. Компетенция кассационных департаментов должна быть рассмотрена: 1) по пространству их действия, и 2) по роду предоставленных им дел.
- Общие собрания
- Особое присутствие Сената для суждения дел о государственных преступлениях
- III Делопроизводство в сенате
- § 106. При рассмотрении порядка решений дел должно иметь в виду: 1) состав присутствия и порядок заседаний, и 2) порядок рассмотрения дел.
- IV. Особые установления при сенате
- V. Заключение
- § 109. Из обозрения круга дел, предоставленных в настоящее время Сенату, и учреждений, его составляющих, можно придти к следующим заключениям:
- Глава вторая. Св. Правительствующий синод*(1806).
- А. Исторические очерки Синода
- § 120. Государственный характер духовной коллегии выразился в ее организации и круге ведомства.
- Б. Современное устройство синода
- Глава III. Министерства а. Понятие о министерствах вообще
- Б. Министерства в неограниченной монархии
- В. Развитие министерств в России
- Д. Положение министерств в ряду других государственных установлений
- Е. Организация министерств
- § 137. Совещательными учреждениями в министерствах являются: а) совет министра; б) общие присутствия в департаментах; в) специальные советы, состоящие при некоторых департаментах.
- Ж. Организация отдельных министерств
- 1) Министерство иностранных дел
- 2) Министерства военное и морское
- § 143. Военно-сухопутное министерство образовалось из воинской коллегии, образованию которой предшествовали многочисленные приказы по воинской части времен московских*(1899).
- 3) Министерство финансов
- 4) Министерство государственных имуществ
- 5) Государственный контроль
- § 148. Закон 1836 года без существенных изменений оставался в силе до издания в 1862 году положения о финансовой смете и преобразования ревизионной системы в 1863 году.
- 6) Министерство внутренних дел*(1950).
- 7) Министерство народного просвещения
- 8) Министерство путей сообщения
- 9) Министерство юстиции
- 10) Учреждения, состоящие в непосредственном ведении Его Императорского Величества а. Министерство Императорского Двора
- Б. Собственная Его Императорского Величества канцелярия
- В. Комиссия прошений
- § 158. Назначение комиссии прошений не изменено позднейшими узаконениями; она установлена для рассмотрения жалоб и прошений, приносимых Государю*(2088).
- Предисловие
- Введение Общее значение местных установлений*(2098) Глава первая. Централизация, децентрализация и самоуправление
- Глава вторая. Местные учреждения и политическое устройство государства
- § 11. Несмотря на все разнообразие форм управления, все они одинаково могут быть объяснены этим элементарным фактом.
- § 12. Из тесной связи начал политического устройства каждого государства, с его административной системой, нельзя не вывести заключения, что понятие самоуправления есть понятие политическое.
- Глава третья. Главные моменты развития местных учреждений в России
- Книга первая. Исторический очерк местных учреждений в России Отдел первый. Местные учреждения до Екатерины II
- Глава первая. Период московский
- Глава вторая. Первое учреждение губерний
- Глава третья. Переходное время до Екатерины II
- Отдел второй. Сословно-приказная губерния Глава первая. Учреждение о губерниях 1775 года
- Глава II. Местные учреждения от кончины Екатерины II до реформ императора Александра II
- Книга вторая. Учреждения правительственные и дворянские Отдел первый. Административное деление России и система местных установлений
- § 98. Принимая в основание это историческое начало, мы можем принять следующую классификацию "особых" установлений в губернии, названных в 17 ст. II т.:
- § 104. Административное деление Австро-Венгрии*(2287) представляет существенные различия в двух половинах этой монархии.
- Отдел второй. Начальники губерний
- Глава первая. Генерал-губернаторы
- § 108. Учреждение министерств и постепенное развитие губернаторской должности окончательно выяснило неудовлетворительность наместников как органа нормального местного управления.
- Глава вторая. Должность губернатора
- А) Губернатор, как представитель высшей правительственной власти
- Б) Административные обязанности губернатора
- § 124. Перечень обязанностей губернатора по этим предметам, до преобразования местного управления, был изложен в следующих выражениях:
- § 128. Первым из таких предметов является отправление воинской повинности на основание устава 1874 года. Главные моменты по заведованию этими предметами суть следующие:
- В) Участие в разных предметах управления и суда
- § 130. Все вообще губернские и уездные установления подлежат, как мы видели выше, надзору губернатора, как главного представителя правительственной власти в губернии.
- Г) Надзор за сословными и общественными установлениями
- Д) Отчеты о состоянии губернии
- Е) Общее значение должности губернатора
- Глава третья. Градоначальники
- Отдел третий. Правительственные установления
- § 140. Губернское правление состоит: I) из общего присутствия и II) канцелярии.
- § 141. Переходя к рассмотрению отдельных должностей, составляющих губернское правление, заметим следующее.
- § 148. Согласно разделению дел устанавливается и особый порядок их разрешения.
- Глава вторая. Места казенного управления
- § 150. Дела управления казенного сосредоточиваются: 1) в казенной палате; 2) управлении государственными имуществами и 3) губернском акцизном управлении. А) Казенная палата
- Б) Управление государственными имуществами
- В) Акцизное управление
- Г) Контрольные палаты
- Глава третья. Установления полицейские
- I. Исторический очерк полицейских установлений в России
- II. Устройство полиции
- III. Круг ведомства местной полиции
- IV. Распределение власти между отдельными установлениями и чинами полиции
- § 188. Полицейская власть в уездах и городах принадлежит или коллегиальному установлению - полицейскому управлению, или отдельным чинам полиции.
- Отдел четвертый. Дворянские учреждения Глава первая. Состав дворянских собраний
- § 194. Указав на главные начала правил об участии в выборах, рассмотрим отдельные вопросы, возникающие из применения этих правил.
- § 195. На основание рассмотренных правил в губернском собрании дворянства принимают участие (при соблюдении общих условий, указанных ст. 96 и 136):
- Глава вторая. Роды дворянских собраний и принадлежащие им права
- Глава третья. Порядок собраний и их делопроизводство
- Глава четвертая. Дворянские установления