Отдел четвертый. Дворянские учреждения Глава первая. Состав дворянских собраний
§ 186. Общественные права, предоставленные дворянству Жалованной грамотой 1735 года, Учреждением о губерниях 1775 года и последующими законами, сводятся к двум главным: 1) к праву заведования своими внутренними, сословными делами; 2) праву замещать, посредством выборов, различные должности по общему управлению. Мы видели, как и вследствие каких причин последнее право умалялось и почти исчезло. Реформа полиции устранила выборное дворянское начало из уездного полицейского управления, оставив за дворянством только право замещения должностей заседателя в этом управлении. Судебная реформа обратила судебные должности или в коронные, или в земские. Земская реформа повела к уничтожению различных комиссий и комитетов, в которых депутаты от дворянства или избранные им члены участвовали в заведовании хозяйственными делами местности. Таким образом, полиция, суд и хозяйственное управление изъяты из рук дворянства.
Но из этого не следует, чтобы дворянство было устранено от положительного участия в различных предметах местного управления. Не должно забывать, что главная из сословных должностей дворянства, именно должность предводителя дворянства, с самого начала не была только сословной должностью. К ее компетенции относились многие дела по местному управлению. Это правительственное значение предводителей не только не уменьшилось под влиянием новейших реформ, но скорее расширилось. Деятельное участие предводителей в администрации земской, по делам о воинской повинности и т. д. обеспечивает дворянству видное место в местном управлении. С этой точки зрения, а равно вследствие разных государственных прав, сохранившихся еще за дворянством, изучение его учреждений представляет известный интерес.
I. Дворянские общества и их собрания
§ 187. Дворяне каждой губернии составляют отдельное дворянское общество"*(2648). Это определение закона показывает, во-первых, что законодательство наше не признает общегосударственной корпорации дворянства. Конечно, с точки зрения личных прав, дарованных дворянству, сословие это представляет известное единство. Но корпоративные права распределены между отдельными дворянскими "обществами". Общества эти образуются по губерниям. Такой принцип установлен Жалованной грамотою 1785 года. Раньше того если дворянство и призывалось к деятельности в виде общества, то округом такого общества был уезд. Петр Великий предоставил дворянам каждого уезда выбор земских комиссаров. Депутаты в комиссию 1767 года избирались поуездно. Должность предводителей дворянства, явившаяся тогда же, была должностью уездною. Губернские предводители дворянства учредились окончательно в 1785 году, хотя и раньше они существовали фактически; в царствование Павла I была сделана попытка возвратиться к прежнему порядку. Именно в 1799 общий съезд дворян в губернию был отменен и выборы велено производить по уездам. Император Александр I восстановил силу жалованной грамоты*(2649). Постановления о дворянских обществах помещены в IX т. Св. зак., в отделе о собраниях дворянства. Но эти понятия не тождественны. Собрания дворянства суть органы дворянских обществ, и участие в собрании дворянства не принадлежит всем членам дворянского общества. Дворянское общество составляется из всех потомственных дворян, занесенных в местную родословную книгу. В родословную книгу вносятся как дворяне, владеющие в губернии недвижимой собственностью, так и не имеющие таковой*(2650). Вся совокупность этих лиц входит в состав корпорации, пользующейся правами, дарованными жалованной грамотою. Последняя выдается дворянству каждой губернии за подписью Государя и с приложением государственной печати. В ней "прописываются от слова до слова общественные и личные дворянские преимущества"*(2651). Если каждый дворянин должен быть приписан к какой-нибудь губернии, то весьма естественно, что он входит в состав местного дворянского общества и носит дворянский мундир, хотя может и не пользоваться правом участия в собраниях дворянства.
§ 188. Право участия в собраниях дворянства обусловливается владением недвижимой собственностью*(2652). Это условие установлено, очевидно, ввиду правительственного значения, присвоенного прежде дворянской корпорации. Предоставляя дворянству местную полицию, суд и участие в хозяйственной администрации, законодатель желал призвать к управлению поместное дворянство, устранив от управления безземельных. Условия имущественные законом 1831 года возвышенны для права участия в выборах.
Жалованная грамота предоставляла право участия в собраниях дворянства каждому дворянину а) владеющему деревнею, б) достигшему 25-летнего возраста и в) имеющему обер-офицерский чин. Вследствие этого собрания дворянства были весьма многочисленны. В конце прошлого столетия в Рязань на выборы съезжалось до 2,000 лиц, большинство которых принадлежало к тому, что Винский называл "благородной чернью", т. е. к мелкопоместному дворянству. Последнее обыкновенно служило послушным орудием в руках богатых и знатных помещиков. Сцены, происходившие на таких собраниях, напоминали сцены из истории польских сеймиков. Уже в начале XIX столетия правительство обратило внимание на эти печальные явления, зависевшие не столько от бедности мелкопоместного дворянства, сколько от низкого уровня его образования. Замечательно, впрочем, что один из государственных людей того времени, гр. Румянцев, доказывал что "велико поместные" бегут из губерний благодаря гнету мелкопоместных и негодуя на свое "поравнение" с последними.
Закон 1831 года*(2653), пополненный в 1832 и 1836 годах*(2654), определил несколько степеней участия в дворянских собраниях. Во-первых, право присутствовать в собраниях без права голоса имеют все потомственные дворяне, хотя бы они не имели чина и не владели недвижимым имуществом*(2655). Во-вторых, участие с правом голоса было разделено на две степени: а) право голоса во всех постановлениях дворянства кроме выборов и б) право голоса и в выборах*(2656).
Право голоса вообще предоставлено дворянину, если 1) он честного и неукоризненного поведения и не находится в явном пороке и в подозрении; 2) когда он внесен в родословную книгу той губернии, в собраниях коей желает участвовать и имеет в оной недвижимую собственность; 3) когда он имеет по крайней мере чин 14 класса, полученный на действительной службе, а не при отставке или же прослужил на службе по выборам дворянства 3 года или получил в службе российский орден и 4) когда им представлен аттестат или указ об увольнении от последнего места служения или же отпуск.
Для права голоса в выборах установлены особые условия. Положение 1831 года придает этому праву важное значение, так как через него "дворянство содействует непосредственно охранению общественного благоустройства и отправлению правосудия". Закон искал этих особых условий, во-первых, в возвышенном цензе, во-вторых, в "особенных, преимуществах, приобретенных прежнею службою". Сообразно этому право голоса на выборах получили, во-первых, великопоместные дворяне. Положение 1831 года дало право голоса дворянам, владеющим имением, населенным не менее как 100 душами крестьян, или же ненаселенным имением в 3000 десятин земли в одной губернии. Но это право личного голоса закон отличает от участия в выборах чрез уполномоченных. Дворянам, владеющим в одной губернии населенным имением от 5 до 99 душ или ненаселенным от 150 - 3000 десятин удобной земли, предоставлено было право избирать из своей среды уполномоченных. Мелкие участки, принадлежавшие таким дворянам, складывались в полные, и на каждый полный участок полагался один уполномоченный. При этом число уполномоченных определялось не числом всех имений, находившихся во владении мелкопоместных, а числом имений, принадлежавших дворянам, прибывшим для избрания уполномоченных. Путем этих мер число лиц, участвующих в собраниях дворянства, было ограничено. В 1854 году из 565,470 потомственных дворян правом голоса на выборах пользовалось 21,916. Но имущественные условия были только одним из элементов, определявших выборное право. Закон 1836 года предоставил личный голос тем из мелкопоместных дворян, которые получили на действительной службе чин действительного статского советника или полковника. Кроме того, личное право дано дворянам, прослужившим полное трехлетие в должности предводителя, хотя бы они не имели вовсе недвижимой собственности.
Возвышая активный ценз, положение 1831 года открыло дворянству широкую возможность избирать всякого дворянина, достойного уважения. Именно, дворянство могло избирать на должности не только дворян, имеющих голос на выборах, но и тех, которые не имели такого голоса и даже не участвовали в собраниях дворянства по неимению недвижимой собственности. От избираемого на должности не выше 10 класса не требовалось и классного чина; некоторые должности могли быть замещаемы личными дворянами.
§ 189. Таковы главные начала правил, действовавших до отмены крепостного права. Крестьянская реформа и вызванные ею преобразования отразились не на одном значении дворянских собраний; изменились и условия участия в них. Прежний ценз был исчислен применительно к крепостному владению крестьянами; с освобождением крестьян ценз, установленный положением 1831 года, утратил свое основание в двояком отношении. Во-первых, устранилось главное основание - владение 100 душами крестьян. Прежние населенные имения постепенно обращались просто в земельные имущества. Правда, положение 1831 года предвидело случай владения одной ненаселенной землей. Но для причисления к разряду "великопоместных" требовался слишком большой размер подобного имущества, именно 3000 десятин удобной земли. Подобный размер мог быть установлен в 1831 году в расчете на низкую ценность земли, особенно земли, не заселенной крестьянами. Но ценность земли повышалась, и особенно повысилась она после освобождения крестьян. Поэтому законодателю приходилось искать для установленного ценза иных оснований и иначе определять его размер. До 1870 года вопрос этот оставался неразрешенным и дворянство руководствовалось прежними правилами. Но 1 июня 1870 к дворянским выборам были применены правила, установленные 23 ст. положения о земских учреждениях о праве личного голоса на съезде уездных землевладельцев. В этом состояла главнейшая перемена правил о собраниях дворянства. Но изменения коснулись и других частей прежнего закона, хотя в общих началах ныне действующие правила остались верными положению 1831 года.
§ 190. Новые правила о дворянских собраниях и сборах собраны в IX т. св. зак. изд. 1876 года. Они состоят в следующем. Собрания дворянства составляются из потомственных дворян губернии. Но, подобно положению 1831 г. и IX т св. зак. изд. 1876 г. различает, 1-е, дворян, имеющих право быть в собрании, не участвуя в его постановлениях; 2-е, дворян, имеющих голос во всех постановлениях дворянства, кроме выборов, и 3-е, имеющих голос и в выборах*(2657).
I. Право быть в собраниях, не участвуя в его постановлениях, принадлежит всем потомственным дворянам губернии. Закон не требует для этого ни чина, ни прежней службы по выборам, ни владения недвижимым имуществом. Лишаются ли этого права дворяне, подходящие под отрицательные условия, как-то, подвергшиеся суду за преступления, подвергшиеся несостоятельности и т. п.? Закон не разрешает прямо этого вопроса. Но из 136 ст., исчисляющей отрицательные условия, можно заключить, что наличность этих условий не составляет препятствия для присутствования на выборах. Именно, 136 ст. начинается со слов: "не участвуют в постановлениях и в выборах дворянства" и т. д. Следовательно, эта статья не относится до права присутствовать в собрании без права голоса. К иному заключению может привести 158 статья, предоставляющая дворянству "право исключать из собраний дворянина, который опорочен судом или, хотя бы он и судим не был, но которого явный и бесчестный поступок всем известен, пока не оправдается". Общность выражения "исключить из своих собраний" дает право думать, что дворянство может лишить своего сочлена всякого участия в собрании. Но 159 ст., объясняя порядок подобных постановлений дворянства, имеет в виду именно участие в собрании с правом голоса.
II. Право голоса в делах дворянства определяется двоякого рода условиями: отрицательными и положительными. Наличность последних требуется от дворянина, желающего участвовать в делах дворянства; напротив, первые составляют препятствие для такого участия. Те и другие условия изложены в Своде законов без определенной системы, причем в одной и той же статье излагаются совместно и те и другие. Существо их следующее.
А) Условия отрицательные
§ 191. Дворянин допускается к участию в делах собрания, если он "честного и неукоризненного поведения и не находится в явном пороке или в подозрении"*(2658). Здесь в форме положительной изложено чисто отрицательное условие. "Порочные и подозрительные" дворяне не допускаются к участию в делах собрания. Но выражение это, заимствованное из Жалованной грамоты, само по себе слишком неопределенно. При каких условиях дворянин может быть объявлен порочным? Кому принадлежит право устранять дворянина ввиду его порочности?
Вопросы эти разрешаются 136, 158 - 160 ст. IX т.
а) Дворянин может быть устранен из собрания ех lege и по приговору собрания. Устраняется ех lege дворянин, 1) подвергшийся суду за преступления и проступки, имеющие своим последствием лишение или ограничение прав состояния, или же исключение из службы, когда он судебным приговором не оправдан; 2) отрешенный от должности (в течение трех лет со времени отрешения); 3) состоящий под следствием или судом по обвинению в преступных действиях, указанных выше или влекущих за собою отрешение от должности; 4) подвергшийся несостоятельности впредь до определения ее свойства, а из лиц, о коих дела сего рода приведены уже к окончанию, все несостоятельные, кроме признанных несчастными*(2659).
Независимо от этих легальных оснований, дворянству предоставляется право исключать из собраний своих дворянина, опороченного судом или такого, которого "явный и бесчестный поступок всем известен", хотя бы он и не был судим*(2660). По-видимому, закон в первой части своего определения повторяется. Выражение "опороченный судом" заключается уже, по-видимому, в 1 п. 136 ст. Но дворянству, очевидно, дается право исключать таких дворян, которые признаются ими порочными не по силе назначенного им судом наказания (136 ст. п. 1), а по качеству поступка, неприличного дворянину. Далее, дворянству предоставляется право исключать дворян несудившихся, по собственному убеждению. Постановление дворянства об исключении дворянина безапелляционно. "Оно не подлежит пересмотру судебных мест и исполняется немедленно. Жалоба на него может быть принесена только Прав. Сенату, и то лишь в случае несохранения порядка, постановленного для собрания голосов и подписания приговора*(2661). Он не может быть отменен даже всемилостивейшим манифестом о прощении преступников*(2662). Такое широкое право, предоставленное дворянству, вытекает из возвышенного понятия о дворянской чести, коим проникнуто было законодательство Екатерины II и которое отразилось и на положении 1831.
Но всякое слишком широкое право вырождается в произвол, если оно не обставлено подлежащими формами в его осуществлении. В видах обеспечения личности обвиняемого дворянина от произвола собрания, закон требует, чтобы приговор об его исключении был постановлен не менее как 2/3 собрания, баллотировкою и был подписан губернским и уездными предводителями в зале собрания. При этом приговор о совершенном исключении дворянина, не опороченного судом, может быть постановлен по выслушании его объяснений и не собранием, в котором дело было возбуждено. Собрание первоначально постановляет об удалении дворянина, обвиняемого в бесчестном поступке, от участия в действиях собрания, предоставляя ему представить чрез своего уездного предводителя объяснения, какие он сочтет нужными. Затем, в следующее губернское собрание дворянство рассматривает дело окончательно*(2663).
б) Препятствием к участию в делах собрания является также имущественная несостоятельность дворянина. Совершенная несостоятельность, в точном значения этого слова, поставлена 136 ст. в один разряд с нахождением под судом. Не говоря уже о злостных банкротах, банкроты неосторожные навсегда исключаются из собраний. Только несчастные допускаются по окончании рассмотрения их дел в собрания дворянства. Но законодательство наше знает другие случаи несостоятельности дворянина, не подходящие под понятие несостоятельности общей. Они также влекут за собою устранение от участия в делах дворянства. Именно, закон устраняет а) дворян, отдавших все недвижимое свое имение в управление кредиторов чрез посредническую комиссию; б) дворян, коих имение взято в опеку за долги и казенные взыскания*(2664).
в) Занятие некоторых должностей несовместимо с участием в дворянских собраниях. В видах обеспечения большей свободы суждений дворянства, губернаторам воспрещается входить в собрания дворянства и участвовать в его рассуждениях, хотя бы они и были помещиками в управляемых ими губерниях.
Еще Екатерина II воспретила генерал-губернаторам входить в собрания дворянства*(2665). Чрез несколько времени то же воспрещение было распространено и на губернаторов*(2666). Чрез десять лет, при Павле I, было издано постановление прямо противоположное, именно: губернаторам предписано присутствовать в дворянских собраниях "для соблюдения доброго порядка". Но в 1802 было восстановлено распоряжение 1788 года*(2667). Положение 1831 года подтвердило это правило*(2668), которое перешло и в свод законов*(2669).
Губернские прокуроры обязаны были присутствовать в собрании для разъяснения законов и всех указаний по их должности. Но принимать участие в рассуждениях дворянства они не имели права. Это правило сохранилось и ныне, для тех местностей, где существуют губернские прокуроры*(2670).
Б) Условия положительные
§ 192. а) Первым положительным условием для участия в дворянских собраниях является внесение дворянина в родословную книгу губернского дворянства*(2671). На каждого потомственного дворянина возлагается обязанность записаться в означенную книгу в течение года по вcтуплении во владение недвижимой собственностью в губернии (для пребывающих за границею назначен двухлетний срок). Если дворянин имеет право участвовать в собраниях по нескольким губерниям, он обязан записаться во все местные родословные книги. Без этого он не может быть допущен в собрание*(2672).
б) Дворянин не имеет права голоса в собрании, если он не владеет недвижимой собственностью в губернии*(2673). Так как вопрос о недвижимой собственности имеет особенное значение для участия в выборах, то мы рассмотрим его ниже.
в) Для активного участия в собрании требуется достижение определенного возраста. Возрастной срок в данном случае ниже требуемого для участия в земских и городских выборах. Именно дворянин участвует в собраниях своего сословия по достижении гражданского совершеннолетия, т. е. 21 год.
г) Положение 1831 года обусловливало участие в дворянских собраниях приобретением на действительной службе чина, по крайней мере, XIV класса. Эквивалентом чина являлись орден или предшествующая трехлетняя служба по дворянским выборам.
Такое правило вытекало, конечно, из основного взгляда нашего законодательства на дворянство. Мы видели, что дворянство рассматривалось как служилое сословие и "неслужащие дворяне" рассматривались как элемент ненадежный. Поэтому чин и орден являлись симптомами благонадежности дворянина и были условиями его активного участия в делах дворянства. Но весьма понятно, что подобная мера не вела к желанным результатам. Во-первых, не было ничего легче, как выполнить требование закона. Молодой дворянин, прослужив для виду в канцелярии губернатора или предводителя, получал чин и вступал в собрание дворянства в качестве "надежного" его члена. Насколько он был действительно полезен, это, конечно, другой вопрос. Во-вторых, означенный закон не придавал никакого значения образованию. По букве закона, кандидат университета, не желавший служить, не допускался в собрание дворянства, тогда как лицо, кончившее курс в уездном училище и получившее первый классный чин, принимало в нем участие. Правда, чин заменялся трехлетнею службою по выборам дворянства. Но служба по выборам дворянства была приравнена к службе правительственной. Притом в последнее время число должностей, замещаемых дворянством, значительно сократилось. С другой стороны, открылись новые поприща служения по выборам земским и городским. Было ли бы справедливо исключать дворянина из собрания дворянства за то, что он посвятил свои силы земству или городскому обществу? Ввиду этого нельзя не признать справедливыми перемены, произведенные в 1875 году и занесенные в новое издание IX т. св. зак.
Чин XIV класса, орден или предшествующая служба по выборам дворянства остались по-прежнему условиями для участия в собраниях дворянства. Но в настоящее время установлено несколько новых эквивалентов этих условий. Именно к участию в делах дворянства допускаются: перое, дворяне, имеющие аттестат об окончании курса наук в высшем или в среднем учебном заведении; второе, дворяне, прослужившие три года в должностях мирового посредника, непременного члена губернского или уездного по крестьянским делам присутствия, участкового или почетного мирового судьи, председателя или члена земской управы, городского головы или члена городской управы*(2674).
д) Дворянин, желающий принять участие в собрании, должен представить свой вид: указ или аттестат об отставке, отпуске и т.д.*(2675).
В) Условия для участия в выборах
§ 193. Указанные выше условия дают дворянину право голоса во всех постановлениях дворянства, кроме выборов. В то же время они являются общими условиями для допущения в собрание дворянства. Но для участия в выборах сверх указанных условий требуется владение недвижимой собственностью в размере, установленном законом. С этой точки зрения право участия в выборах разделяется на: 1-е, личное или непосредственное и 2-е, коллективное или чрез уполномоченных.
а) Закон 1 июня 1870 года заменил ценз, установленный положением 1831 года, цензом, определенным для личного участия в выборах по земству. Именно, "правом лично избирать в должности пользуются 1) дворяне, владеющие в уезде на праве собственности количеством земли, дающим непосредственное право на избрание гласных в уездные земские собрания; 2) дворяне, владеющие в городе или в уезде другими, кроме земель, недвижимыми имуществами, ценой не ниже 15 т. рублей*(2676).
Закон не называет других условий, дающих право на непосредственное участие в земских выборах. Именно, он не упоминает о владении фабрикою или заводом, с годовым оборотом не менее как в 6 т. рублей*(2677). Основной принцип, по которому право на участие в выборах дается недвижимой собственностью оставлен без изменения. Затем, от дворянина требуется владение землею на праве собственности. В силу этого дворяне арендаторы казенных или частных имений не допускаются к участию в собраниях дворянства, если у них нет недвижимого имущества, кроме арендуемого*(2678). Это общее правило видоизменяется, однако, для нескольких категорий лиц.
а) Пожизненным владельцам недвижимых имений дается одинаковое право с полными собственниками*(2679).
б) Дворяне, прослужившие трехлетие в должности предводителя дворянства имеют личный голос на выборах, хотя бы не имели недвижимой собственности*(2680).
в) Подобная же льгота установлена для дворян, получивших на действительной службе чин полковника (капитана 1-го ранга) или действительного статского советника. Им предоставляется личное право на выборах, если они владеют недвижимым имуществом в каком бы то ни было размере или если они получают аренду или пенсию не менее как в 900 руб. в год*(2681).
г) Дворяне - опекуны малолетних их детей могут участвовать в выборах по имению, принадлежащему их детям. Это участие если, личное, если означенное имение составляет полный участок, в противном случае они участвуют в выборе уполномоченных (см. ниже)*(2682).
Подобное же право предоставляется законному и единственному наследнику недвижимого имения, если он управляет им в качестве опекуна, по распоряжению правительства. Но означенное право дается только по имению, составляющему полный участок и дающему непосредственный голос в выборах*(2683).
Прочие опекуны, хотя бы они управляли имениями, составляющими полные участки, не допускаются к выборам по этим имениям. В этом отношении правила о дворянских выборах существенно отличаются от правил, установленных 18 ст. положения о земских учреждениях.
е) Дворяне, не имеющие недвижимой собственности в размере, указанном выше, участвуют в выборах посредством уполномоченных, если за ними состоит в одной губернии не менее 1 /2 указанного количества земли. Таким образом к избранию уполномоченных допускаются мелкопоместные дворяне по владеемой ими земле, не принимая в расчет других видов недвижимой собственности*(2684). Количество уполномоченных исчисляется по величине участков, принадлежащих дворянам, явившимся на выборы уполномоченных, причем на каждый полный участок полагается один уполномоченный. Если, однако, за разделением всего означенного количества земли на полные участки окажется остаток не менее как в половину полного, то на него полагается еще один уполномоченный*(2685).
- Начала русского государственного права
- Том I. О государственном устройстве
- Предисловие
- Bведение
- Часть I. О государственном устройстве Книга первая. Учение о законе Отдел первый. О порядке составления и обнародования закона
- Глава первая. Признаки закона, отличающие его от других распоряжений и постановлений
- Глава вторая. Источник законодательной власти
- Глава третья. Моменты составления законов
- § 22. Право окончательного обсуждения проекта закона должно быть рассмотрено по его содержанию и по его объему.
- Глава четвертая. Обнародование законов
- Отдел второй. О силе закона
- Глава первая. Отношение закона к распоряжениям, исходящим от верховной власти
- § 38. Прежде всего необходимо решить вопрос - признает ли наше законодательство различие между законами и распоряжениями, исходящими от верховной власти?
- § 39. Внешним признакам, отличающим высочайшие повеления от закона, соответствует различие между тем и другим и по самому содержанию.
- Глава вторая. Отношение закона к распоряжениям, исходящим от подчиненных правительственных властей
- § 45. Мы рассмотрим принцип закономерного постановления, во-первых, по отношению к сенату.
- § 50. Неисполнение распоряжения администрации одним лицом предусмотрено 29 ст. Мир. Уст.
- § 51. Между жалобами, о которых говорят наши законы, должно различать: 1) жалобы единоличные, подаваемые частными лицами, и 2) коллективные жалобы, исходящие от сословных и общественных собраний.
- § 55. Гораздо определеннее постановления наших законов о праве коллективных жалоб.
- Глава третья. Распоряжения, исходящие от мест общественных
- § 58. Меры, которые обеспечивают законность распоряжений общественных властей, чрезвычайно разнообразны. Они зависят от тех условий, в которые поставлено то или другое общественное собрание*(148).
- Глава четвертая. Отношение судебной власти к власти законодательной
- § 60. Эти факты указывают на практическую необходимость толкования законов. К ней должно присоединить и юридическую обязанность государства дать суду право толкования.
- § 66. Судебные уставы 1864 г. Отменили старый принцип права толкования и заменили его новым, диаметрально противоположным.
- § 71. Эти общие начала, установляющие силу судебного толкования, выражены и в наших основных законах.
- Отдел третий. О действии закона
- Глава первая. О действии закона во времени*(186) а. Общие начала
- § 86. Принцип, указанный выше, нагляднее всего применяется к области права уголовного, в том смысле, что в этой сфере наиболее легко определить, что должно быть названо обратным действием законов.
- § 89. Затем обратимся к другим видам законов, действие которых также может быть объяснено с точки зрения указанных выше принципов.
- Б. Постановления русского законодательства
- § 90. Постановления русского законодательства по этому предмету изложены в двух статьях Основных законов, из коих первая установляет общее правило, вторая указывает на некоторые исключения.
- § 93. Первое исключение из общего правила, на основании 1 п. 61 ст., составляет тот случай, "когда в законе именно сказано, что он есть токмо подтверждение и изъяснение смысла закона прежнего".
- Глава вторая. О действии законов по месту*(214) а. Общие начала
- § 96. Действие законов по месту различается соответственно различию между законом уголовным и гражданским законом.
- Б. Постановления русского законодательства
- § 102. Указанное общее начало проводится отчасти в области уголовного права, отчасти в праве гражданском.
- В. Местные законы
- Глава третья. О действии закона по лицам
- Книга вторая. О верховной государственной власти Отдел первый. Права и преимущества верховной власти
- § 114. Исследование вопроса о правах и преимуществах государственной власти в России, как в монархии неограниченной, сосредоточивается на рассмотрении прав власти императорской.
- Глава первая. Права верховной власти
- § 119. Эти начала проведены и в нашем законодательстве.
- § 120. Необходимо, следовательно, определить точнее круг непосредственной компетенции императорской власти.
- § 124. Самодержавная власть проявляет свои права в области правосудия.
- § 126. Таковы права верховной власти в сфере гражданского управления. Но права самодержавия обнаруживаются и в области управления церковного. Необходимо прежде всего определить общий объем этих прав.
- Глава вторая. Преимущества верховной власти
- Отдел второй. О преемстве верховной власти
- § 136. Государственная власть, по существу своему, непрерывна, т. Е. Действие ее не прекращается со смертью данного ее представителя; силою закона права ее немедленно переносятся на другое лицо.
- Глава первая. Общие начала преемства престола
- § 138. Порядок преемства государственной власти вообще определяется коренными ее признаками и началами публичного права, в противоположность его праву частному.
- § 139. Порядок преемства власти в монархиях определяется не только вышеизложенными общими условиями государственного блага, но и специальными условиями, присущими монархической форме правления.
- Глава вторая. Порядок престолонаследия по русскому праву
- § 149. Русская система престолонаследия основана на следующих началах:
- Глава третья. Несовершеннолетие императора; опека и правительство
- Отдел третий. Учреждение императорской фамилии
- § 158. Учреждение императорской фамилии издано в 1797 г. Апреля 5-го, императором Павлом I. С небольшими видоизменениями оно вошло в состав основных законов империи.
- § 161. Взаимные отношения агнатов и лиц женского пола, происшедших от мужеского поколения, определяются следующим началом:
- § 162. Лица женского пола лично пользуются определенными им преимуществами и сохраняют их и по выходе замуж, если супруг их не имеет титула высшего (царствующего короля, королевского наследника).
- § 163. Преимущества, принадлежащие членам императорского дома, состоят: а) в особом титуле; б) в праве на известные ордена; в) в праве на определенные почести и отличия и в) в праве на содержание.
- § 165. Преимущества наследника престола и его супруги состоят в следующем:
- § 166. Прочие члены императорского дома пользуются установленными для них преимуществами и содержанием на следующих условиях:
- Книга третья. О подданстве и правах состояния
- Отдел первый. О подданстве вообще
- Глава первая. Существо подданства
- § 172. Природа различных прав и обязанностей, как политических, так и гражданских, требует исключительной принадлежности лица к одному известному государству.
- Глава вторая. Условия приобретения подданства а. Исторический очерк этих условий
- § 177. Конец господству личного принципа был положен феодальной системой, которая перешла к прямо противоположному началу*(431).
- Б. Постановления современных законодательств
- Глава третья. Приобретение прав русского подданства
- § 183. Подобно иностранным законодательствам, и наше различает натурализацию обыкновенную и чрезвычайную.
- Отдел второй. Образование сословий в России*(452) Глава первая. Русские сословия до Петра Великого
- § 193. Таковы главнейшие фактические данные, объясняющие процесс образования сословий в Московском государстве. Сделаем общие выводы из этих фактов.
- Глава вторая. Образование русских сословий со времени Петра Великого а. Отношение Петра Великого к сословиям вообще
- Б. Образование привилегий дворянства
- В. Сословие городских обывателей
- § 213. На этих основаниях легко уже установить различие между городскими обывателями и их разрядами.
- Г. Судьба крестьянского сословия
- Отдел третий. О приобретении и утрате прав состояния Глава первая. О приобретении и сообщении прав состояния а) о приобретении и сообщении прав дворянского состояния
- § 238. Понятие о дворянском состоянии вообще дает 14 ст. IX т. Св. Зак. "Сюда вошли 1 и 91 ст. Жал. Дв. Гр. 1785 г." Первая часть ее определяет самый принцип дворянского состояния. Здесь мы читаем:
- § 240. Дворянское состояние сообщается рождением и браком*(702).
- Б. О приобретении прав духовного состояния
- B. Условия приобретения прав городских обывателей
- Г. Порядок приобретения прав сельских обывателей
- Глава вторая. Об утрате, ограничении, восстановлении и перемене прав состояния
- Отдел четвертый. О правах подданных вообще и по состояниям в особенности Глава первая. Предварительные замечания
- Глава вторая. Права и обязанности русских подданных вообще
- § 258. Суд в действиях своих должен быть связан известными формами, ограждающими личность подозреваемого в преступлении от произвола судебной власти.
- Б. Обеспечение имущественной неприкосновенности лица
- Глава третья. Право передвижения
- § 274. Отлучка русских подданных за границу может быть постоянной и временной.
- Глава четвертая. Право торговли и ремесл
- § 276. Все виды торговли производятся или беспошлинно, или с платой особых пошлин.
- Глава пятая. Законодательство по делам печати*(875)
- § 288. Все издания, не подходящие под правила, изображенные в высочайшем указе сенату 1865 г., подлежат рассмотрению предварительной цензуры*(926).
- Глава шестая. О веротерпимости*(932)
- § 295. Уголовное законодательство прежде всего предвидит внешние действия, направленные против христианской и православной веры, и затем действия субъективные.
- Глава седьмая. Об общих обязанностях русских подданных
- Глава восьмая. О различии сословий по правам и обязанностям а. О различии по правам
- Б. Сословные отличия по обязанностям
- А. Инородцы восточные
- § 319. Оседлые инородцы сравниваются с природными русскими подданными во всех правах и обязанностях, смотря по сословиям, к которым они приписаны, с следующими двумя изъятиями:
- Б. О евреях a) Исторический очерк законодательства о евреях*(1060)
- Б) Действующее законодательство о евреях
- Глава вторая. Об иностранцах
- I. Комитет министров
- II. Совет министров
- III. Кавказский комитет
- Предисловие
- Книга первая. Существо и классификация государственных должностей
- § 1. Учение о государственном управлении есть учение об осуществлении верховных прав, принадлежащих государственной власти, и тех целей государства, к достижению которых оно стремится*(1174).
- Глава первая. О государственных должностях вообще
- § 7. Этими данными определился процесс образования новой королевской власти, отразившийся и на развитии системы государственных должностей. Процесс этот слагался из следующих моментов:
- § 10. Проявление и применение этой идеи были весьма различны. Она сослужила большую службу народным интересам. Но в дальнейшем развитии обнаружились ее несостоятельность и великий практический вред.
- Глава третья. Образование должностей в России
- Глава пятая. Классификация русских государственных установлений
- § 31. Согласно предложенной здесь классификации русских установлений, обозрение их будет расположено в следующем порядке:
- Книга вторая. Отдел первый. Органы законодательства и верховного управления Глава первая. Государственный совет
- Глава вторая. Комитет министров и связанные с ним установления
- I. Комитет министров
- § 48. Приведенными историческими указаниями объясняется компетенция комитета. Мы рассмотрим здесь I) круг дел, подведомственных комитету, и II) степень предоставленной ему власти.
- § 50. Делопроизводство в комитете министров представляет значительное сходство с порядком движения дел в госуд. Совете. Но правила, сюда относящиеся, менее точны и представляют некоторые особенности.
- II. Совет министров*(1451)
- § 52. Дела, вносимые в совет, если государь изъявит на то свое согласие, относятся к порядку как законодательному, так и административному.
- III. Кавказский комитет
- Отдел второй. Высшие места подчиненного управления Глава первая. Правительствующий Сенат*(1466)
- А. История Сената
- A) Сенат при Петре Великом
- Б) Упадок сената (1726 - 1741)
- § 63. Два учреждения, следовавшие одно за другим, лишили Сенат прежнего его значения; это были: Верховный тайный совет и кабинет.
- В) Сенат при Елизавете Петровне (1741 - 1761)
- Г) Реформы Екатерины II и Павла I (1762 - 1801)
- § 70. Меры императора Павла I, с одной стороны, закрепили то, что уже совершилось на деле при Екатерине II, с другой - довершили распадение сената.
- Д) Реформы Александра I*(1584)
- Б. Современное устройство сената
- I. Организация сената
- II. Компетенция сената
- 1) Компетенция Сената в целом его объеме
- 2) Компетенция отдельных департаментов
- § 82. Обнародование законов было предоставлено сенату с самого начала его учреждения, т.Е. При Петре Великом*(1623).
- § 83. Распорядительная власть предоставляется департаменту в следующих случаях:
- Департамент герольдии
- Департамент межевой
- Судебные департаменты, действующие по старому порядку
- Кассационные департаменты*(1710).
- § 99. Компетенция кассационных департаментов должна быть рассмотрена: 1) по пространству их действия, и 2) по роду предоставленных им дел.
- Общие собрания
- Особое присутствие Сената для суждения дел о государственных преступлениях
- III Делопроизводство в сенате
- § 106. При рассмотрении порядка решений дел должно иметь в виду: 1) состав присутствия и порядок заседаний, и 2) порядок рассмотрения дел.
- IV. Особые установления при сенате
- V. Заключение
- § 109. Из обозрения круга дел, предоставленных в настоящее время Сенату, и учреждений, его составляющих, можно придти к следующим заключениям:
- Глава вторая. Св. Правительствующий синод*(1806).
- А. Исторические очерки Синода
- § 120. Государственный характер духовной коллегии выразился в ее организации и круге ведомства.
- Б. Современное устройство синода
- Глава III. Министерства а. Понятие о министерствах вообще
- Б. Министерства в неограниченной монархии
- В. Развитие министерств в России
- Д. Положение министерств в ряду других государственных установлений
- Е. Организация министерств
- § 137. Совещательными учреждениями в министерствах являются: а) совет министра; б) общие присутствия в департаментах; в) специальные советы, состоящие при некоторых департаментах.
- Ж. Организация отдельных министерств
- 1) Министерство иностранных дел
- 2) Министерства военное и морское
- § 143. Военно-сухопутное министерство образовалось из воинской коллегии, образованию которой предшествовали многочисленные приказы по воинской части времен московских*(1899).
- 3) Министерство финансов
- 4) Министерство государственных имуществ
- 5) Государственный контроль
- § 148. Закон 1836 года без существенных изменений оставался в силе до издания в 1862 году положения о финансовой смете и преобразования ревизионной системы в 1863 году.
- 6) Министерство внутренних дел*(1950).
- 7) Министерство народного просвещения
- 8) Министерство путей сообщения
- 9) Министерство юстиции
- 10) Учреждения, состоящие в непосредственном ведении Его Императорского Величества а. Министерство Императорского Двора
- Б. Собственная Его Императорского Величества канцелярия
- В. Комиссия прошений
- § 158. Назначение комиссии прошений не изменено позднейшими узаконениями; она установлена для рассмотрения жалоб и прошений, приносимых Государю*(2088).
- Предисловие
- Введение Общее значение местных установлений*(2098) Глава первая. Централизация, децентрализация и самоуправление
- Глава вторая. Местные учреждения и политическое устройство государства
- § 11. Несмотря на все разнообразие форм управления, все они одинаково могут быть объяснены этим элементарным фактом.
- § 12. Из тесной связи начал политического устройства каждого государства, с его административной системой, нельзя не вывести заключения, что понятие самоуправления есть понятие политическое.
- Глава третья. Главные моменты развития местных учреждений в России
- Книга первая. Исторический очерк местных учреждений в России Отдел первый. Местные учреждения до Екатерины II
- Глава первая. Период московский
- Глава вторая. Первое учреждение губерний
- Глава третья. Переходное время до Екатерины II
- Отдел второй. Сословно-приказная губерния Глава первая. Учреждение о губерниях 1775 года
- Глава II. Местные учреждения от кончины Екатерины II до реформ императора Александра II
- Книга вторая. Учреждения правительственные и дворянские Отдел первый. Административное деление России и система местных установлений
- § 98. Принимая в основание это историческое начало, мы можем принять следующую классификацию "особых" установлений в губернии, названных в 17 ст. II т.:
- § 104. Административное деление Австро-Венгрии*(2287) представляет существенные различия в двух половинах этой монархии.
- Отдел второй. Начальники губерний
- Глава первая. Генерал-губернаторы
- § 108. Учреждение министерств и постепенное развитие губернаторской должности окончательно выяснило неудовлетворительность наместников как органа нормального местного управления.
- Глава вторая. Должность губернатора
- А) Губернатор, как представитель высшей правительственной власти
- Б) Административные обязанности губернатора
- § 124. Перечень обязанностей губернатора по этим предметам, до преобразования местного управления, был изложен в следующих выражениях:
- § 128. Первым из таких предметов является отправление воинской повинности на основание устава 1874 года. Главные моменты по заведованию этими предметами суть следующие:
- В) Участие в разных предметах управления и суда
- § 130. Все вообще губернские и уездные установления подлежат, как мы видели выше, надзору губернатора, как главного представителя правительственной власти в губернии.
- Г) Надзор за сословными и общественными установлениями
- Д) Отчеты о состоянии губернии
- Е) Общее значение должности губернатора
- Глава третья. Градоначальники
- Отдел третий. Правительственные установления
- § 140. Губернское правление состоит: I) из общего присутствия и II) канцелярии.
- § 141. Переходя к рассмотрению отдельных должностей, составляющих губернское правление, заметим следующее.
- § 148. Согласно разделению дел устанавливается и особый порядок их разрешения.
- Глава вторая. Места казенного управления
- § 150. Дела управления казенного сосредоточиваются: 1) в казенной палате; 2) управлении государственными имуществами и 3) губернском акцизном управлении. А) Казенная палата
- Б) Управление государственными имуществами
- В) Акцизное управление
- Г) Контрольные палаты
- Глава третья. Установления полицейские
- I. Исторический очерк полицейских установлений в России
- II. Устройство полиции
- III. Круг ведомства местной полиции
- IV. Распределение власти между отдельными установлениями и чинами полиции
- § 188. Полицейская власть в уездах и городах принадлежит или коллегиальному установлению - полицейскому управлению, или отдельным чинам полиции.
- Отдел четвертый. Дворянские учреждения Глава первая. Состав дворянских собраний
- § 194. Указав на главные начала правил об участии в выборах, рассмотрим отдельные вопросы, возникающие из применения этих правил.
- § 195. На основание рассмотренных правил в губернском собрании дворянства принимают участие (при соблюдении общих условий, указанных ст. 96 и 136):
- Глава вторая. Роды дворянских собраний и принадлежащие им права
- Глава третья. Порядок собраний и их делопроизводство
- Глава четвертая. Дворянские установления