logo
174674_4CE5D_gradovskiy_a_d_nachala_russkogo_go

9) Министерство юстиции

§ 152. Министерство это не должно приводить в связь с существовавшей некогда юстиц-коллегией, которая была судебным учреждением. Министерство юстиции образовано из должности генерал-прокурора сената. При учреждении должности министра юстиции в 1802 году ему предписано было на первое время руководствоваться инструкциею генерал-прокурора. Департамент министерства учрежден в 1803 году*(1991). С течением времени должность его расширилась новыми правами и в настоящее время слагается из нескольких элементов. Во-первых, на министре юстиции остались генерал-прокурорские обязанности относительно правительствующего сената. Ему принадлежит надзор за правильностью решений в общих собраниях Сената*(1992), с обязанностью соглашать мнения сенаторов в случае происшедшего разногласия и с правом, в случае несогласия своего с решением собрания, переносить дело на высочайшее усмотрение через государственный совет. Затем, министр юстиции является начальником обер-прокуроров. Во-вторых, в министерстве юстиции сосредоточились дела по назначению, передвижению и увольнению всех лиц судебного ведомства. Одни из них назначаются министром юстиции непосредственно; по назначению других он пользуется правом представления Императорскому Величеству*(1993). В-третьих, с введением Судебных уставов 1864 года, министр юстиции получил новые обязанности, в качестве главного начальника преобразованной прокуратуры*(1994).

Согласно этим обязанностям образовано и самое министерство юстиции. Министерство вверено министру, при котором имеется товарищ*(1995). Затем, в составе министерства имеются следующие установления:

I. Консультация при министерстве юстиции. Цель учреждения этого установления указана в высочайше утвержденном докладе министра юстиции 1802 года*(1996), в котором министр испрашивал себе право, "когда в делах обширных или особливую важность имеющих встретится какое сомнение... приглашать для советования гг. обер-прокуроров, яко помощников своих, дабы общим советом во всяком таковом деле открыть прямую истину, извлечь точный смысл законов, к тому приличных, и на основании оных сделать заключение". Ближайшею целью консультации указано обсуждение дел, вызвавших разногласие в общем собрании сената, с целью составления согласительного предложения. В 1803 году вышли и правила о порядке производства дел по консультации*(1997). В несколько измененном виде они вошли в учреждение Сената*(1998). Главною целью консультации является рассмотрение дел, при решении которых в общих собраниях Сената (1 и 2) не состоялось узаконенного большинства голосов, или в том случае, если с резолюциею Сената не согласится министр юстиции. В последнем случае министр может дать сенату предложение и по своему усмотрению, не обращая дела на рассмотрение консультации. Консультация составляется: а) из членов ex officio - обер-прокуроров департаментов Сената и директора департамента министерства юстиции; б) членов по назначению; в) старшего юрисконсульта, юрисконсультов и их помощников.

II. Департамент министерства юстиции сосредоточивает в себе делопроизводство по главнейшим предметам ведомства министерства. Он состоит, по общему учреждению министерских департаментов, под управлением директора, вице-директора, начальников отделений, редакторов, столоначальников и т. д. По разнообразию заведуемых в нем дел департамент разделяется на следующие отделения: 1) распорядительное, 2) уголовное, 3) гражданское, 4) законодательное, 5) статистическое и 6) бухгалтерское. При департаменте имеется канцелярия. По учреждению министерства юстиции, изложенном в Св. зак. издания 1857 года, департамент министерства разделялся на шесть отделений: два распорядительных, уголовных дел, два гражданских дел и счетное. Обязанности каждого из них были определены законодательными правилами, изложенными в ст. 1909 - 1913 учреждения министерств. Но в 1864 году министру юстиции было предоставлено право определить штат департамента и канцелярии и распределить занятия между отделениями как департамента, так и канцелярии*(1999). Затем ст. 1909 - 1913 и 1915 отменены. Согласно предоставленному ему праву, министр юстиции 30 июля 1865 года утвердил правила, определявшие состав и предметы ведомства департамента, канцелярии и консультации.

Департамент был разделен на пять отделений*(2000). Последовавшими затем распоряжениями в 1871 году образовано отделение статистическое, а счетное переименовано в бухгалтерское. В настоящее время в департаменте имеются следующие отделения*(2001):

1. Распорядительное. Предметами его ведомства являются: а) производство дел по всеподданнейшим прошениям, относящимся до правительственной или распорядительной части; б) переписка по положениям комитета министров, исполнение которых возлагается на министерство юстиции; в) дела по наблюдению за судебными и правительственными установлениями,- именно: б) пропуск определений 1-го департамента Сената и общих его собраний по делам распорядительным*(2002); в) дела о пререканиях; г) дела о беспорядках по присутственным местам и об утратах дел и документов; в) протесты прокуроров по правительственной части; г) рассмотрение вопросов по земскому и крестьянскому делу; д) дела по управлению установлениями, подчиненными министерству юстиции: сенатским казначейством, архивом, училищем правоведения и т. д.

2. Уголовное отделение имеет предметом своим: а) дела уголовные, поступающие в министерство по высочайшим повелениям; б) дела по определениям уголовного департамента Сената*(2003); в) дела по ходатайствам судебных мест о смягчении участи подсудимых, осужденных судебными приговорами, и о приведении в действие приговоров относительно лиц привилегированных, если приговорами этими они приговариваются к лишению или ограничению прав*(2004); г) дела по различным протестам, донесениям и сведениям губернских прокуроров; д) о предании суду должностных лиц ведомства министерства юстиции; е) представление к пропуску определений общих собраний Сената по делам уголовным*(2005); ж) дела по надзору за действиями следователей и лиц прокурорского надзора.

3. Отделению гражданскому поручены: а) дела гражданские, передаваемые в министерство юстиции по высочайшим повелениям и другим причинам; б) пропуск определений общих собраний Сената по делам гражданским*(2006); д) прошения разных лиц об учреждении комиссий, опек или об утверждении предположений их относительно распоряжений имениями; е) дела об усыновлении и правах детей, прижитых вне брака, о гербах, титулах, о возведении во дворянство и почетное гражданство; ж) дела судебные межевые.

4. В отделении законодательном производятся: а) дела законодательные и проекты, касающиеся судебного ведомства; б) дела о преобразовании судебной части, о распространении новых установлений на различные местности империи, о соединении и упразднении старых судебных мест и т.д.

5. Отделение статистическое имеет целью и предметом ведомства: а) составление свода статистических сведений по делам уголовным и собирание материалов для него; б) составление всеподданнейшего годового отчета о состоянии судебной части; в) рассмотрение всех ревизий по судебному ведомству; г) надзор по получаемым в министерстве ежемесячным ведомостям соединенных палат гражданского и уголовного суда о движении делопроизводства и занятиях членов и по ведомостям губернских прокуроров - о положении дел в присутственных местах и дел арестантов; д) надзор относительно числа и причин несостоявшихся мировых съездов, по сведениям их председателей и состоящих при них товарищей прокуроров; е) сведения о числе оправдательных приговоров и объяснение их; ж) сведения о положении опек (Ср. собр. узак. за 1871 г. N 101).

6. Бухгалтерское отделение ведает составление сметы и счетную часть министерства.

Департамент, под управлением директора и вице-директора, состоит из управляющих отделениями, редакторов и столоначальников*(2007). Затем по департаменту состоят секретарь, заведующий канцелярией департамента, чиновники особых поручений и другие чины.

III. Канцелярия министерства состоит из управляющего, его помощника, секретарей и столоначальников. Ей поручено: 1) представление министру бумаг, адресованных на его имя; 2) дела секретные и по особым поручениям от министра; 3) дела по определению, перемещению и увольнению чинов судебного ведомства; 4) дела о представлении чиновников министерства к наградам и вообще дела, касающиеся службы означенных лиц: аренд, пенсий и т. п. 5) переписка по назначению сенаторских ревизий, о назначении чиновников в различные комиссии; 6) переписка по представлениям министра юстиции Государю и по сношениям его с другими ведомствами.

IV. С 1870 года с управлением министерства юстиции слито и управление межевою частью. Поэтому в ведении его находятся: а) управляющий межевою частью с состоящими при нем межевыми ревизорами и канцеляриею; б) московская межевая канцелярия; в) чертежная, писцовый и чертежный архивы; г) Константиновский межевой институт, школа межевых топографов и Псковское землемерное училище.

V. Московский архив министерства и особый в С.-Петербурге архив справок о судимости (собр. узак. 1870 г. N 18 и 22, ст. 10).

VI. В ведении министерства находится и Императорское училище правоведения.