Глава третья. Порядок собраний и их делопроизводство
А) Созыв собраний и приготовительные к ним действия
§ 198. Обыкновенные губернские собрания дворянства созываются раз в три года, причем закон определяет и время созыва, декабрь и январь месяцы. Но это последнее правило знает многие исключения*(2734). Затем и нормальные сроки могут быть изменены или отсрочены, с разрешения министра внутренних дел*(2735). Дворяне, живущие в губернии созываются повестками, рассылаемыми чрез полицию, а отсутствующие - через столичные ведомости*(2736).
Почин созыва обыкновенных собраний, созываемых периодически, принадлежит губернатору; именно, 81 ст. гласит что они собираются с его разрешения и по его распоряжению. Созыв делается за четыре месяца до срока, так как губернскому собранию должны предшествовать собрания уездные, для различных приготовительных действий.
Уездные собрания созываются уездными предводителями за три месяца до открытия губернского собрания. Предварительные действия, предоставленные уездным собраниям, состоят в следующем.
1-е. Уездный предводитель предъявляет собранию список дворянам уезда, с обозначением степени права каждого из них участвовать в собрании. Последнее рассматривает список, причем каждому дворянину, участвующему в собрании, предоставляется право делать свои замечания. Если они не будут приняты собранием, он может апеллировать собранию предводителей и депутатов.
2-е. Предводитель представляет собранию отзывы лиц, не имеющих права участвовать в выборах, но желающих баллотироваться на должность*(2737).
3-е. Уездное собрание избирает из своей среды депутата для ревизии отчета об употреблении и состоянии дворянской казны*(2738).
4-е. По исполнении этих действий, предводитель приглашает мелкопоместных дворян избрать из своей среды уполномоченных для участия в губернском собрании*(2739).
Губернскому собранию предшествуют затем: а) предварительное собрание предводителей и депутатов и б) съезд депутатов для ревизии отчета о дворянской казне.
а) Собрание предводителей и депутатского собрания происходит, под председательством губернского предводителя, за месяц до губернского съезда. Рассмотрению собрания подлежат: 1-е - уездные списки дворянам и 2-е - отзывы лиц, не могущих явиться на выборы*(2740).
б) Срок предварительного съезда депутатов для ревизии дворянской казны не определен. Закон постановляет только, что они собираются в губернский город прежде открытия собрания. Здесь, под председательством старшего в чине, они рассматривают отчет об употреблении дворянской казны и о найденном доносят собранию*(2741).
Б) Порядок съезда дворян на губернское собрание
§ 199. Участие дворян в губернском собрании рассматривается законом как обязанность, неисполнение которой, без законных поводов, обложено наказанием. Причина такого отношения законодательства к этому вопросу лежит, конечно, в общем его взгляде на дворянство и его выборы. Рассматривая дворянство как служилое сословие, предоставляя ему, в прежнее время, право избирать много должностных лиц, законодательство рассматривало участие дворянина в собраниях как некоторый вид отбывания служебной повинности.
Но само собою разумеется, что ввиду различия отдельных категорий дворян на участие в собраниях указанное начало не могло получить всеобщего применения. Дворяне, коим предоставлено было право быть в собрании без права голоса, не могли быть обязаны к такому присутствованию. Затем, было бы несправедливо требовать явки в собрание лиц, не имеющих голоса в выборах, которые закон признавал важнейшим правом и главным предметом собраний.
Поэтому к участию в губернских собраниях обязываются дворяне, имеющие в выборах непосредственный голос, и лица, избранные уполномоченными от мелкопоместных дворян. Последние, если они имеют право избирать уполномоченных, обязаны присутствовать в уездных собраниях*(2742).
Установляя обязанность явки в собрания, закон вместе с тем определяет и законные причины неявки. Такими причинами являются: первое, исполнение обязанностей по службе; второе, болезнь; третье, производство дел в иногородних судебных местах, когда эти дела требуют личного присутствия дворянина; четвертое, смерть или тяжкая болезнь кого-либо из ближайших родственников; пятое, какое-либо важное случившееся в имении дворянина несчастие; шестое, возраст свыше 60 лет*(2743).
Из всех этих причин закон останавливается на ближайшем определении первой, т. е. на "исполнении обязанностей службы". Насколько служба в установлениях правительственных устраняет обязанность участвовать в собраниях? Закон различает два случая: а) когда дворянин служит вне губернии и б) когда он занимает должность в местных установлениях. В первом случае дворянин не обязан являться в собрания своей губернии. Но если он находится в своей губернии в отпуске и имеет право непосредственного голоса в выборах, то он обязан прибыть в собрание. Закон выражает даже желание, чтобы дворяне, прибывшие в свою губернию по обязанностям службы, принимали участие в собраниях, если "обязанности их к тому не препятствуют"*(2744). Bo втором случае, дворянин обязан являться в собрания наравне со всеми местными дворянами, "посколько, говорит 207 ст., это может быть совместно с обязанностями их служения". Последнее выражение должно понимать в ограниченном смысле, ввиду ссылки, сделанной 207 ст. на ст. 100, воспрещающую губернаторам и губернским прокурорам (где они есть) принимать участие в делах собраний. Следовательно, за исключением этих лиц, все прочие служащие дворяне обязаны принимать участие в собраниях. Также обязанность налагается и на дворян, состоящих по армии (т. е. не при полках) за полученными в сражениях ранами*(2745).
Возраст, свыше 60 лет, представляет безусловно-законную причину неявки, хотя закон не воспрещает престарелым дворянам, по собственному их желанию, принимать участие в делах своего общества.
Прочие причины (2 - 5) подлежат оценке дворянских собраний. Дворянин, не имея возможности прибыть в собрание, должен уведомить о том письменно и с объяснением причин своего уездного предводителя. Отзывы эти предварительно рассматриваются собранием предводителей и депутатов и с заключением их представляются губернскому собранию. Если отзывы будут найдены неосновательными, то собрание может большинством 2/3 подвергнуть неявившихся дворян взысканию, по 1430 и 1431 ст. улож. о наказ, именно: в первый раз - замечанию от губернского предводителя, во второй - денежному взысканию не свыше 75 р., а в третий, сверх означенного взыскания, исключению из собрания не далее срока съезда*(2746).
Некоторое отступление от этих правил сделано для донского дворянства. Именно, ему дано право, вместо личного участия в собрании, посылать от каждого из 7 округов по 12 депутатов для присутствования при выборах*(2747).
В срок, назначенный для выборов, дворяне, указанные выше, обязаны прибыть в губернский город и явиться к своему уездному предводителю или, в случае болезни, письменно уведомить его о своем приезде. Предводитель заносит прибывшего в поименный список. Съезд дворян должен быть закончен за день до открытия собрания, так как накануне этого дня уездные предводители обязаны явиться к губернскому предводителю дворянства. Последний, получив от уездных предводителей поименные списки потомственных дворян, прибывших для участия в собрании, и дворян личных, изъявивших желание служить по выборам, препровождает их к губернатору и испрашивает его разрешение открыть собрание*(2748).
Предложение губернатора дворянскому собранию об открытии его заседаний делается письменно. Но пред открытием заседаний дворянство приводится к присяге "на соблюдение порядка и беспристрастия в предлежащем собрании дел". Присяга приносится дворянством после литургии и молебствия в первый день открытия собрания. Для этой цели дворянство собирается в своем доме, куда является и губернатор для прочтения письменного предложения об открытии собрания. Затем он приглашает дворянство в церковь, где после литургии и молебствия приводит его к присяге*(2749). После того все дальнейшие распоряжения предоставляются губернскому предводителю, причем председательство во все время дворянского съезда принадлежит прежнему, т. е. находящемуся в должности предводителю, так как новый губернский предводитель избирается в конце съезда*(2750). Права и обязанности последнего, как председателя собрания, изложены в общих правилах "О правах председателей сословных и общественных собраний". Их удобнее будет рассматривать ниже, при обозрении земских учреждений, так как означенные правила представляют особенный интерес для деятельности земских собраний. Губернатор не участвует, как мы видели, в заседаниях дворянства. О всех делах, касающихся собрания, он сносится с последним чрез губернского предводителя*(2751). Дворянство обязано исполнять законные требования губернатора*(2752).
В) Порядок занятий дворянского собрания
§ 200. Для обыкновенных собраний дворянства назначен пятнадцатидневный срок; но дворянство может продлить его с разрешения губернатора*(2753). Закон сам установляет последовательность в рассмотрении дел, подлежащих собранию. Общим началом этого порядка является то правило, что собрание должно окончить все свои занятия, кроме выборов, до начатия последних. Правило это имеет то основание, что лица, имеющие право участвовать во всех постановлениях дворянств, кроме выборов, при производстве последних в собрании не присутствуют*(2754).
Дела, подлежащие рассмотрению собрания (кроме выборов), докладываются ему в следующей постепенности:
1. Предложения губернатора, по коим дворянство должно постановить свое заключение.
2. Дела о допущении к участию в собрании и выборах дворян, бывших под судом.
3. Отзывы дворян, не могших явиться в собрание.
4. Списки дворян, не прибывших в собрание и не известивших о причинах неявки.
5. Отзывы личных и потомственных дворян, не имеющих права участвовать в выборах, желающих служить по ним.
6. Отчеты об употреблении дворянской казны.
7. Совещания о пользах и нуждах дворянства*(2755). Губернский предводитель уведомляет губернатора о всех постановлениях, состоявшихся в собрании*(2756). Представления дворянства о его пользах и нуждах губернатор рассматривает немедленно и делает зависящие от него распоряжения, а по ходатайствам, превышающим его власть, представляет министру внутр. дел со своим заключением*(2757). Губернатор же разрешает печатание постановлений собрания отчетов об его заседаниях, суждений, прений и речей*(2758). Разрешению губернатора подлежат также постановления собрания о сношении или соглашении с другими собраниями "по делам, относящимся к общим правительственным распоряжениям или к вопросам об установленных законом пределах ведомств собраний*(2759).
§ 201. Занятия собрания заканчиваются производством выборов, коими дворянство, по окончании указанных выше дел, должно заниматься исключительно*(2760). Выборы производятся по уездам, для замещения должностей уездных и всею губернией для замещения должностей губернских или для перебаллотировки, в известных случаях, лиц, избранных в уезде.
Соответственно этому, в зале (или залах) собрания предварительно расставляются столы уездные и губернский с баллотировочными ящиками и разными книгами и документами для справок*(2761). К губернскому столу приглашаются: 1-е, все дворяне для обсуждения вопросов, указанных выше им для других дел; 2-е, уездные предводители дворянства для рассмотрения каких-либо общих дел; 3-е, дворяне (поуездно) для производств выборов всею губерниею.
В порядке постепенности уездные выборы предшествуют губернским. Они производятся за уездными столами, под председательством уездного предводителя дворянства. Последний наблюдает за порядком баллотировки и производит счет шаров; но при избрании его самого счет шаров производится старшим по чину дворянином. Из уездных должностей избирается прежде всех уездный предводитель; затем депутаты дворянства и заседатели опеки и полицейского управления.
Избранным считается дворянин, получивший наибольшее число голосов. При равенстве голосов между двумя и более лицами затруднение решается жребием. Из дворян, получивших наибольшее после избранного число голосов (но, во всяком случае, большинство), назначаются кандидаты к должности, коих на каждую уездную должность полагается по два. Кандидаты, как увили м ниже, призываются к исправлению должности, по которой они состоят, в случае вакансии ее. Список избранных составляется уездным предводителем, подписывается им и всеми присутствующими дворянами и сообщается губернскому предводителю. Последний сообщает их губернатору для утверждения*(2762).
Закон предусматривает, однако, случай, когда относительно избранного в уезде возникнут столь сильные сомнения, что об них будет заявлено собранию чрез губернского предводителя с требованием перебаллотировки избранного. Последний обязан предложить о том собранию, и если требование о перебаллотировке будет принято 2/3 голосов, то избранное лицо, вместе с кандидатами на ту же должность, перебаллотировывается всею губернией за губернским столом*(2763).
§ 202. Выборы губернией производятся тем же порядком, с одним существенным отличием. Именно, избрание всех лиц на губернские должности производится из числа кандидатов, представляемых от уездов по два от каждого*(2764). Исключение сделано только для должности губернского предводителя. Для замещения этой должности, дворянство избирает двух кандидатов, один из коих утверждается в этой должности Государем. Но баллотировке подвергается прежде всего настоящий губернский предводитель, затем прежние губ. предводители, почетные попечители гимназий, уездные предводители, занимавшие эту должность в последнее трехлетие и вновь избранные. "Обряд" желал, таким образом, ограничить круг лиц, баллотируемых на звание губернского предводителя, дворянами, уже заслужившими особенное доверие своего сословия. Но ст. 57 постановляет, что если все указанные лица откажутся от баллотировки, то дворянству дозволяется избирать и других потомственных дворян.
Для баллотирования всею губернией, на губернском столе, для скорости, ставятся два ящика, и наблюдение за порядком поручается губернскому предводителю и старшему по баллам уездному предводителю. Дворяне приглашаются к ящикам поуездно и по старшинству уездов. Губернский предводитель и его ассистент (т. е. старший по баллам уездный предводитель) кладут свои шары прежде всех. Счет баллов производится одним губернским предводителем, за исключением того случая, когда баллотируется он сам: тогда счет шаров производится уездным предводителем старшего города.
Производством выборов занятия дворянского собрания заключаются. Оно закрывается порядком, установленным для его открытия. На другой день, по окончании выборов, губернатор предлагает дворянству и избранным должностным лицам идти в церковь. После литургии и принесения присяги вновь избранными (если они не состоят на службе) дворянство возвращается в дом собрания, где ему объявляется предложение губернатора о закрытии его заседаний. Лица, утвержденные в должностях Государем, дают присягу после утверждения и при вступлении в должность.
- Начала русского государственного права
- Том I. О государственном устройстве
- Предисловие
- Bведение
- Часть I. О государственном устройстве Книга первая. Учение о законе Отдел первый. О порядке составления и обнародования закона
- Глава первая. Признаки закона, отличающие его от других распоряжений и постановлений
- Глава вторая. Источник законодательной власти
- Глава третья. Моменты составления законов
- § 22. Право окончательного обсуждения проекта закона должно быть рассмотрено по его содержанию и по его объему.
- Глава четвертая. Обнародование законов
- Отдел второй. О силе закона
- Глава первая. Отношение закона к распоряжениям, исходящим от верховной власти
- § 38. Прежде всего необходимо решить вопрос - признает ли наше законодательство различие между законами и распоряжениями, исходящими от верховной власти?
- § 39. Внешним признакам, отличающим высочайшие повеления от закона, соответствует различие между тем и другим и по самому содержанию.
- Глава вторая. Отношение закона к распоряжениям, исходящим от подчиненных правительственных властей
- § 45. Мы рассмотрим принцип закономерного постановления, во-первых, по отношению к сенату.
- § 50. Неисполнение распоряжения администрации одним лицом предусмотрено 29 ст. Мир. Уст.
- § 51. Между жалобами, о которых говорят наши законы, должно различать: 1) жалобы единоличные, подаваемые частными лицами, и 2) коллективные жалобы, исходящие от сословных и общественных собраний.
- § 55. Гораздо определеннее постановления наших законов о праве коллективных жалоб.
- Глава третья. Распоряжения, исходящие от мест общественных
- § 58. Меры, которые обеспечивают законность распоряжений общественных властей, чрезвычайно разнообразны. Они зависят от тех условий, в которые поставлено то или другое общественное собрание*(148).
- Глава четвертая. Отношение судебной власти к власти законодательной
- § 60. Эти факты указывают на практическую необходимость толкования законов. К ней должно присоединить и юридическую обязанность государства дать суду право толкования.
- § 66. Судебные уставы 1864 г. Отменили старый принцип права толкования и заменили его новым, диаметрально противоположным.
- § 71. Эти общие начала, установляющие силу судебного толкования, выражены и в наших основных законах.
- Отдел третий. О действии закона
- Глава первая. О действии закона во времени*(186) а. Общие начала
- § 86. Принцип, указанный выше, нагляднее всего применяется к области права уголовного, в том смысле, что в этой сфере наиболее легко определить, что должно быть названо обратным действием законов.
- § 89. Затем обратимся к другим видам законов, действие которых также может быть объяснено с точки зрения указанных выше принципов.
- Б. Постановления русского законодательства
- § 90. Постановления русского законодательства по этому предмету изложены в двух статьях Основных законов, из коих первая установляет общее правило, вторая указывает на некоторые исключения.
- § 93. Первое исключение из общего правила, на основании 1 п. 61 ст., составляет тот случай, "когда в законе именно сказано, что он есть токмо подтверждение и изъяснение смысла закона прежнего".
- Глава вторая. О действии законов по месту*(214) а. Общие начала
- § 96. Действие законов по месту различается соответственно различию между законом уголовным и гражданским законом.
- Б. Постановления русского законодательства
- § 102. Указанное общее начало проводится отчасти в области уголовного права, отчасти в праве гражданском.
- В. Местные законы
- Глава третья. О действии закона по лицам
- Книга вторая. О верховной государственной власти Отдел первый. Права и преимущества верховной власти
- § 114. Исследование вопроса о правах и преимуществах государственной власти в России, как в монархии неограниченной, сосредоточивается на рассмотрении прав власти императорской.
- Глава первая. Права верховной власти
- § 119. Эти начала проведены и в нашем законодательстве.
- § 120. Необходимо, следовательно, определить точнее круг непосредственной компетенции императорской власти.
- § 124. Самодержавная власть проявляет свои права в области правосудия.
- § 126. Таковы права верховной власти в сфере гражданского управления. Но права самодержавия обнаруживаются и в области управления церковного. Необходимо прежде всего определить общий объем этих прав.
- Глава вторая. Преимущества верховной власти
- Отдел второй. О преемстве верховной власти
- § 136. Государственная власть, по существу своему, непрерывна, т. Е. Действие ее не прекращается со смертью данного ее представителя; силою закона права ее немедленно переносятся на другое лицо.
- Глава первая. Общие начала преемства престола
- § 138. Порядок преемства государственной власти вообще определяется коренными ее признаками и началами публичного права, в противоположность его праву частному.
- § 139. Порядок преемства власти в монархиях определяется не только вышеизложенными общими условиями государственного блага, но и специальными условиями, присущими монархической форме правления.
- Глава вторая. Порядок престолонаследия по русскому праву
- § 149. Русская система престолонаследия основана на следующих началах:
- Глава третья. Несовершеннолетие императора; опека и правительство
- Отдел третий. Учреждение императорской фамилии
- § 158. Учреждение императорской фамилии издано в 1797 г. Апреля 5-го, императором Павлом I. С небольшими видоизменениями оно вошло в состав основных законов империи.
- § 161. Взаимные отношения агнатов и лиц женского пола, происшедших от мужеского поколения, определяются следующим началом:
- § 162. Лица женского пола лично пользуются определенными им преимуществами и сохраняют их и по выходе замуж, если супруг их не имеет титула высшего (царствующего короля, королевского наследника).
- § 163. Преимущества, принадлежащие членам императорского дома, состоят: а) в особом титуле; б) в праве на известные ордена; в) в праве на определенные почести и отличия и в) в праве на содержание.
- § 165. Преимущества наследника престола и его супруги состоят в следующем:
- § 166. Прочие члены императорского дома пользуются установленными для них преимуществами и содержанием на следующих условиях:
- Книга третья. О подданстве и правах состояния
- Отдел первый. О подданстве вообще
- Глава первая. Существо подданства
- § 172. Природа различных прав и обязанностей, как политических, так и гражданских, требует исключительной принадлежности лица к одному известному государству.
- Глава вторая. Условия приобретения подданства а. Исторический очерк этих условий
- § 177. Конец господству личного принципа был положен феодальной системой, которая перешла к прямо противоположному началу*(431).
- Б. Постановления современных законодательств
- Глава третья. Приобретение прав русского подданства
- § 183. Подобно иностранным законодательствам, и наше различает натурализацию обыкновенную и чрезвычайную.
- Отдел второй. Образование сословий в России*(452) Глава первая. Русские сословия до Петра Великого
- § 193. Таковы главнейшие фактические данные, объясняющие процесс образования сословий в Московском государстве. Сделаем общие выводы из этих фактов.
- Глава вторая. Образование русских сословий со времени Петра Великого а. Отношение Петра Великого к сословиям вообще
- Б. Образование привилегий дворянства
- В. Сословие городских обывателей
- § 213. На этих основаниях легко уже установить различие между городскими обывателями и их разрядами.
- Г. Судьба крестьянского сословия
- Отдел третий. О приобретении и утрате прав состояния Глава первая. О приобретении и сообщении прав состояния а) о приобретении и сообщении прав дворянского состояния
- § 238. Понятие о дворянском состоянии вообще дает 14 ст. IX т. Св. Зак. "Сюда вошли 1 и 91 ст. Жал. Дв. Гр. 1785 г." Первая часть ее определяет самый принцип дворянского состояния. Здесь мы читаем:
- § 240. Дворянское состояние сообщается рождением и браком*(702).
- Б. О приобретении прав духовного состояния
- B. Условия приобретения прав городских обывателей
- Г. Порядок приобретения прав сельских обывателей
- Глава вторая. Об утрате, ограничении, восстановлении и перемене прав состояния
- Отдел четвертый. О правах подданных вообще и по состояниям в особенности Глава первая. Предварительные замечания
- Глава вторая. Права и обязанности русских подданных вообще
- § 258. Суд в действиях своих должен быть связан известными формами, ограждающими личность подозреваемого в преступлении от произвола судебной власти.
- Б. Обеспечение имущественной неприкосновенности лица
- Глава третья. Право передвижения
- § 274. Отлучка русских подданных за границу может быть постоянной и временной.
- Глава четвертая. Право торговли и ремесл
- § 276. Все виды торговли производятся или беспошлинно, или с платой особых пошлин.
- Глава пятая. Законодательство по делам печати*(875)
- § 288. Все издания, не подходящие под правила, изображенные в высочайшем указе сенату 1865 г., подлежат рассмотрению предварительной цензуры*(926).
- Глава шестая. О веротерпимости*(932)
- § 295. Уголовное законодательство прежде всего предвидит внешние действия, направленные против христианской и православной веры, и затем действия субъективные.
- Глава седьмая. Об общих обязанностях русских подданных
- Глава восьмая. О различии сословий по правам и обязанностям а. О различии по правам
- Б. Сословные отличия по обязанностям
- А. Инородцы восточные
- § 319. Оседлые инородцы сравниваются с природными русскими подданными во всех правах и обязанностях, смотря по сословиям, к которым они приписаны, с следующими двумя изъятиями:
- Б. О евреях a) Исторический очерк законодательства о евреях*(1060)
- Б) Действующее законодательство о евреях
- Глава вторая. Об иностранцах
- I. Комитет министров
- II. Совет министров
- III. Кавказский комитет
- Предисловие
- Книга первая. Существо и классификация государственных должностей
- § 1. Учение о государственном управлении есть учение об осуществлении верховных прав, принадлежащих государственной власти, и тех целей государства, к достижению которых оно стремится*(1174).
- Глава первая. О государственных должностях вообще
- § 7. Этими данными определился процесс образования новой королевской власти, отразившийся и на развитии системы государственных должностей. Процесс этот слагался из следующих моментов:
- § 10. Проявление и применение этой идеи были весьма различны. Она сослужила большую службу народным интересам. Но в дальнейшем развитии обнаружились ее несостоятельность и великий практический вред.
- Глава третья. Образование должностей в России
- Глава пятая. Классификация русских государственных установлений
- § 31. Согласно предложенной здесь классификации русских установлений, обозрение их будет расположено в следующем порядке:
- Книга вторая. Отдел первый. Органы законодательства и верховного управления Глава первая. Государственный совет
- Глава вторая. Комитет министров и связанные с ним установления
- I. Комитет министров
- § 48. Приведенными историческими указаниями объясняется компетенция комитета. Мы рассмотрим здесь I) круг дел, подведомственных комитету, и II) степень предоставленной ему власти.
- § 50. Делопроизводство в комитете министров представляет значительное сходство с порядком движения дел в госуд. Совете. Но правила, сюда относящиеся, менее точны и представляют некоторые особенности.
- II. Совет министров*(1451)
- § 52. Дела, вносимые в совет, если государь изъявит на то свое согласие, относятся к порядку как законодательному, так и административному.
- III. Кавказский комитет
- Отдел второй. Высшие места подчиненного управления Глава первая. Правительствующий Сенат*(1466)
- А. История Сената
- A) Сенат при Петре Великом
- Б) Упадок сената (1726 - 1741)
- § 63. Два учреждения, следовавшие одно за другим, лишили Сенат прежнего его значения; это были: Верховный тайный совет и кабинет.
- В) Сенат при Елизавете Петровне (1741 - 1761)
- Г) Реформы Екатерины II и Павла I (1762 - 1801)
- § 70. Меры императора Павла I, с одной стороны, закрепили то, что уже совершилось на деле при Екатерине II, с другой - довершили распадение сената.
- Д) Реформы Александра I*(1584)
- Б. Современное устройство сената
- I. Организация сената
- II. Компетенция сената
- 1) Компетенция Сената в целом его объеме
- 2) Компетенция отдельных департаментов
- § 82. Обнародование законов было предоставлено сенату с самого начала его учреждения, т.Е. При Петре Великом*(1623).
- § 83. Распорядительная власть предоставляется департаменту в следующих случаях:
- Департамент герольдии
- Департамент межевой
- Судебные департаменты, действующие по старому порядку
- Кассационные департаменты*(1710).
- § 99. Компетенция кассационных департаментов должна быть рассмотрена: 1) по пространству их действия, и 2) по роду предоставленных им дел.
- Общие собрания
- Особое присутствие Сената для суждения дел о государственных преступлениях
- III Делопроизводство в сенате
- § 106. При рассмотрении порядка решений дел должно иметь в виду: 1) состав присутствия и порядок заседаний, и 2) порядок рассмотрения дел.
- IV. Особые установления при сенате
- V. Заключение
- § 109. Из обозрения круга дел, предоставленных в настоящее время Сенату, и учреждений, его составляющих, можно придти к следующим заключениям:
- Глава вторая. Св. Правительствующий синод*(1806).
- А. Исторические очерки Синода
- § 120. Государственный характер духовной коллегии выразился в ее организации и круге ведомства.
- Б. Современное устройство синода
- Глава III. Министерства а. Понятие о министерствах вообще
- Б. Министерства в неограниченной монархии
- В. Развитие министерств в России
- Д. Положение министерств в ряду других государственных установлений
- Е. Организация министерств
- § 137. Совещательными учреждениями в министерствах являются: а) совет министра; б) общие присутствия в департаментах; в) специальные советы, состоящие при некоторых департаментах.
- Ж. Организация отдельных министерств
- 1) Министерство иностранных дел
- 2) Министерства военное и морское
- § 143. Военно-сухопутное министерство образовалось из воинской коллегии, образованию которой предшествовали многочисленные приказы по воинской части времен московских*(1899).
- 3) Министерство финансов
- 4) Министерство государственных имуществ
- 5) Государственный контроль
- § 148. Закон 1836 года без существенных изменений оставался в силе до издания в 1862 году положения о финансовой смете и преобразования ревизионной системы в 1863 году.
- 6) Министерство внутренних дел*(1950).
- 7) Министерство народного просвещения
- 8) Министерство путей сообщения
- 9) Министерство юстиции
- 10) Учреждения, состоящие в непосредственном ведении Его Императорского Величества а. Министерство Императорского Двора
- Б. Собственная Его Императорского Величества канцелярия
- В. Комиссия прошений
- § 158. Назначение комиссии прошений не изменено позднейшими узаконениями; она установлена для рассмотрения жалоб и прошений, приносимых Государю*(2088).
- Предисловие
- Введение Общее значение местных установлений*(2098) Глава первая. Централизация, децентрализация и самоуправление
- Глава вторая. Местные учреждения и политическое устройство государства
- § 11. Несмотря на все разнообразие форм управления, все они одинаково могут быть объяснены этим элементарным фактом.
- § 12. Из тесной связи начал политического устройства каждого государства, с его административной системой, нельзя не вывести заключения, что понятие самоуправления есть понятие политическое.
- Глава третья. Главные моменты развития местных учреждений в России
- Книга первая. Исторический очерк местных учреждений в России Отдел первый. Местные учреждения до Екатерины II
- Глава первая. Период московский
- Глава вторая. Первое учреждение губерний
- Глава третья. Переходное время до Екатерины II
- Отдел второй. Сословно-приказная губерния Глава первая. Учреждение о губерниях 1775 года
- Глава II. Местные учреждения от кончины Екатерины II до реформ императора Александра II
- Книга вторая. Учреждения правительственные и дворянские Отдел первый. Административное деление России и система местных установлений
- § 98. Принимая в основание это историческое начало, мы можем принять следующую классификацию "особых" установлений в губернии, названных в 17 ст. II т.:
- § 104. Административное деление Австро-Венгрии*(2287) представляет существенные различия в двух половинах этой монархии.
- Отдел второй. Начальники губерний
- Глава первая. Генерал-губернаторы
- § 108. Учреждение министерств и постепенное развитие губернаторской должности окончательно выяснило неудовлетворительность наместников как органа нормального местного управления.
- Глава вторая. Должность губернатора
- А) Губернатор, как представитель высшей правительственной власти
- Б) Административные обязанности губернатора
- § 124. Перечень обязанностей губернатора по этим предметам, до преобразования местного управления, был изложен в следующих выражениях:
- § 128. Первым из таких предметов является отправление воинской повинности на основание устава 1874 года. Главные моменты по заведованию этими предметами суть следующие:
- В) Участие в разных предметах управления и суда
- § 130. Все вообще губернские и уездные установления подлежат, как мы видели выше, надзору губернатора, как главного представителя правительственной власти в губернии.
- Г) Надзор за сословными и общественными установлениями
- Д) Отчеты о состоянии губернии
- Е) Общее значение должности губернатора
- Глава третья. Градоначальники
- Отдел третий. Правительственные установления
- § 140. Губернское правление состоит: I) из общего присутствия и II) канцелярии.
- § 141. Переходя к рассмотрению отдельных должностей, составляющих губернское правление, заметим следующее.
- § 148. Согласно разделению дел устанавливается и особый порядок их разрешения.
- Глава вторая. Места казенного управления
- § 150. Дела управления казенного сосредоточиваются: 1) в казенной палате; 2) управлении государственными имуществами и 3) губернском акцизном управлении. А) Казенная палата
- Б) Управление государственными имуществами
- В) Акцизное управление
- Г) Контрольные палаты
- Глава третья. Установления полицейские
- I. Исторический очерк полицейских установлений в России
- II. Устройство полиции
- III. Круг ведомства местной полиции
- IV. Распределение власти между отдельными установлениями и чинами полиции
- § 188. Полицейская власть в уездах и городах принадлежит или коллегиальному установлению - полицейскому управлению, или отдельным чинам полиции.
- Отдел четвертый. Дворянские учреждения Глава первая. Состав дворянских собраний
- § 194. Указав на главные начала правил об участии в выборах, рассмотрим отдельные вопросы, возникающие из применения этих правил.
- § 195. На основание рассмотренных правил в губернском собрании дворянства принимают участие (при соблюдении общих условий, указанных ст. 96 и 136):
- Глава вторая. Роды дворянских собраний и принадлежащие им права
- Глава третья. Порядок собраний и их делопроизводство
- Глава четвертая. Дворянские установления