logo
174674_4CE5D_gradovskiy_a_d_nachala_russkogo_go

3) Министерство финансов

§ 145. Министерство финансов учреждено было в 1802 г., причем ему предназначено было две цели: во-1-х, попечение о различных источниках государственных доходов и, во-2-х, распределение доходов между отдельными ведомствами*(1911). По учреждению 1811 г., министерство финансов также должно было заведовать источниками государственных доходов податями, сборами, пошлинами всякого рода, делами горными и соляными и государственными имуществами. Кроме того, в руках его сосредоточились дела внешней торговли (за упразднением министерства коммерции) и управление таможен. Дела по движению сумм остались в ведомстве государственного казначейства*(1912). Дальнейшие преобразования значительно изменили круг ведомства министерства. С одной стороны, компетенция его расширялась. Из министерства внутренних дел в его ведомство переданы дела мануфактур и внутренней торговли. В 1821 году государственное казначейство введено в состав министерства. Затем, ради целей государственного кредита, при министерстве учреждались новые установления. В нынешнее царствование деятельность министерства финансов расширилась вследствие развития общественных кредитных установлений. В министерстве сосредоточились дела по учреждению поземельных, коммерческих и других банков, ссудосберегательных товариществ и по надзору за ними. С другой стороны, из ведомства министерства было впоследствии изъято управление государственными имуществами. В настоящее время оно ведает следующие главные предметы: 1) источники государственных доходов, за исключением государственных имуществ; 2) движение государственных сумм, 3) управление государственным кредитом, следовательно, доставление государству кредита и покрытие государственных обязательств и 4) составление, указанным выше порядком, сметы государственным расходам и доходам*(1913).

Главное заведование министерством вверено министру, права и обязанности которого определяются особым наказом. При министре состоят: 1)товарищ, на которого, сверх общих обязанностей, возлагается председательствование в совете торговли и мануфактур; 2) совет, на общих основаниях; 3) общая канцелярия; 4) ученый комитет, составленный из определенного числа членов и ученого секретаря. На обязанности комитета лежат: а) рассмотрение финансовых проектов и учреждений; б) наблюдение за ходом финансовой части в западноевропейских государствах и сообщение обо всех важных результатах министру; в) изыскание способов о распространении сведений по финансовой части между чиновниками министерства ; 5) чиновники для особых поручений; 6) юрисконсульт с помощником; 7) отдел по финансам Царства Польского. Обширным кругом деятельности министерства финансов определяется и его состав, т. е. разделение подлежащих ему дел по департаментам.

1. Министерство финансов ведает в разбивку часть, т. е. взимание пошлин по установленному тарифу с товаров, ввозимых в государство; с таможенным управлением связано заведование таможенною стражей делами по преследованию контрабанды, по браку товаров и по карантинному управлению. Все это и составляет предмет ведомства департамента таможенных сборов. Под общим начальством директора (при нем вице-директор) он состоит из пяти отделений и канцелярии. Затем при департаменте, в числе других членов, состоят: 1) секретарь при директоре, 2) чиновники особых поручений и 3) чиновники для преследования контрабандистов. Департаменту подчинены управления таможенных округов, таможни, таможенные заставы и пограничная стража*(1914).

2. На министерство финансов возложено попечение о развитии торговли и мануфактурной промышленности. Для этой цели существует в нем департамент торговли и мануфактур*(1915). Имея своею задачею принятие мер для развития и поощрения торговых и мануфактурных предприятий, департамент торговли и мануфактур заведует тем, что в других государствах составляет предмет ведомства отдельного министерства - министерства торговли. В ведении департамента состоят дела по внешней и внутренней торговле, фабрикам, мануфактурам и заводам; по выдаче привилегий на изобретения (кроме привилегий по сельской промышленности) и по рассмотрению проектов железных дорог. Департамент организован на общем основании, с тою особенностью, что при нем есть особый совет торговли и мануфактур, образованный в 1872 году, взамен прежде действовавших мануфактурного и коммерческого советов. Мысль об учреждении этих советов принадлежит графу Канкрину, который в 1827 г. предложил учредить их ради устройства таких органов, через которые могли бы выражаться нужды коммерческого и мануфактурного сословий*(1916). Вследствие этого коммерческий совет составлен из купцов первой гильдии, как иностранных, так и русских, а мануфактурный совет - из известнейших заводчиков и фабрикантов, а также из ученых: химиков, техников и т. п.*(1917). Эти советы имели свои отделения, напр. в Москве и других торговых городах. По плану Канкрина предполагалось, что в каждом губернском городе должны быть мануфактурный и коммерческий советы*(1918). Но и существовавшие советы в Петербурге с отделениями в Москве имели мало значения: из многих лет существования их нельзя указать примера инициативы по какому-либо важному вопросу внешней или внутренней торговли. Последняя реформа этих советов относится к 1872 году. По положению 1872 г., оба совета соединены в один, под именем совета торговли и мануфактур*(1919). Совет в Петербурге составляется из товарища министра финансов, которому принадлежит право председательства, 24-х членов, избираемых министром финансов из среды фабрикантов, торговцев и ученых, на 4 года, с высочайшего утверждения. Состав совета возобновляется через каждые два года, причем на каждое вакантное место представляется от совета три кандидата. В составе совета в качестве непременных членов должны быть механик, химик и инженер. Компетенция комитета определяется следующими предметами: 1) ему принадлежит обсуждение, по предложению министра финансов, вопросов, относящихся до мануфактур и торговли, a также вопросов об устройстве мануфактурных заведений, о распределении их на разряды, по степени влияния на общественное здравие и безопасность, о дозволении открытия в С.-Петербурге фабрик, заводов и ремесленных заведений, представляющих беспокойство или опасность для соседних жителей; 2) рассмотрение прошений о выдаче привилегий на изобретения, кроме прошений о привилегиях по сельскому хозяйству; 3) представления правительству по вопросам торговым и промышленным, по инициативе не менее как 3 членов совета. Московский совет состоит из 32 членов, назначаемых порядком, установленным для С.-Петербургского совета. Но председательствующий избирается отделением из среды его членов, с утверждения министра финансов. Предметы ведомств московского отделения сходны с задачами с.-петербургского совета. На обязанности его лежит, кроме того, составление отчета о положении торговли и промышленности в Москве и московской губернии. Кроме того, имеются еще городские комитеты в важнейших городах. Члены комитета избираются на 4 года местным купечеством и промышленниками. При департаменте торговли и мануфактур находится депо образцовых мер и весов*(1920). В ведении департамента находится с.-петербургский технологический институт. Прочие департаменты имеют дело непосредственно с источниками государственных доходов и с движением сумм. Сюда относятся: 3) департамент неокладных сборов, в котором сосредоточено заведование акцизами соляною частью и гербовыми пошлинами. Этот департамент с введением в 1862 году акцизной системы совершенно преобразовался. Кроме акциза с вина в ведении его находится акциз с свеклосахарного производства и с табаку. С 1872 года при этом департаменте состоит поверочная экспедиция для акцизных снарядов*(1921). Департамент ведает управлением разными неокладными сборами, и составляет высшую инстанцию по наложению административных взысканий за нарушение уставов питейного, свеклосахарного и других. 4) Департамент окладных сборов, заведующий поступлением прямых налогов. В ведении его состоят: сборы подушные, подымные и поземельные, дела по народной переписи, о причислении и исключении лиц податного состояния, о перечислениях из одного состоянии в другое, составление государственной окладной книги, поверка окладов и учет числа душ всех состояний, подлежащих платежу податей. 5) Департамент государственного казначейства ведает движение казенных сумм по приходам и расходам всех казначейств, главное счетоводство приходов и расходов и ревизию кассовых оборотов главного казначейства и казенных палат. В связи с этим установлением и в его ведении находится 6) главное казначейство, на которое возлагается прием, хранение, отпуск и счетоводство сумм на расходы, производимые по общему государственному управлению. Казначейство находится в ведении управляющего, его помощника, и состоит из главного казначея, главного бухгалтера и прочих должностных лиц. 7) До 1873 года, в ведомстве министерства финансов находился горный департамент. В этом году он переведен в ведомство министерства государственных имуществ. Но в ведомстве министерства финансов остались части монетная и пробирная*(1922).

Управление кредитною частью, соответственно различным видам и целям государственного и общественного кредита, вверено различным установлениям. Во-первых, для высшего наблюдения за всеми государственными кредитными установлениями, находящимися в ведении министерства финансов, учрежден совет государственных кредитных установлений. Учреждение его относится к 1817 г.*(1923). В настоящее время он состоит из председателя государственного совета, министра финансов, государственного контролера и шести членов от дворянства и шести купечества, избираемых на три года*(1924). Затем в составе или ведении министерства состоят: 1) особенная канцелярия министра по кредитной части для заведования займами и ссудами, как по внешнему, так и по внутреннему кредиту. С 1873 года, в ведении ее, за передачею горного департамента в министерство государственных имуществ, переданы с.-петербургский монетный двор и лаборатория министерства; 2) государственная комиссия погашения долгов*(1925); 3) кредитные установления: государственный банк с его конторами (московскою, ростовскою, архангельского, одесскою, рижскою, киевскою, харьковскою и екатеринбургскою) и отделениями; с.-петербургская и московская сохранные и ссудные казны; главное выкупное учреждение и экспедиция заготовления государственных бумаг*(1926).