Б. Современное устройство синода
§ 124. Общее значение и положение синода в ряду других установлений определяется как духовным регламентом, так и основными законами империи. Ст. 43 Осн. зак. гласит, что "в управлении церковном самодержавная власть действует посредством святейшего синода, ею учрежденного". Затем 46 ст. осн. зак. постановляет, что "дела церковные христиан иностранных исповеданий и иноверцев в Империи Российской ведаются их духовными властями и особенными правительствами, верховною властью к сему назначенными".
Сопоставляя эти две статьи, мы находим, что заведование делами иностранных исповеданий не относится к области непосредственного действия верховной власти. Управление этими делами относится к сфере управления подчиненного и предоставлено духовным властям этих вероисповеданий и "особенным правительствам". Напротив, в управлении православною церковью, верховная власть действует посредством синода, который является прямым ее органом. Причина этого различия состоит в том, что православие есть первенствующая и господствующая вера империи*(1841), а император есть верховный защитник и хранитель догматов господствующей веры, блюститель правоверия и церковного благочиния. В качестве государственной церкви, церковь православная находится в большей связи с государственным управлением, чем церкви инославные. Синод относится к разряду высших государственных установлений и пользуется в своей области правами сената.
§ 125. Порядок составления синода в настоящее время несколько отличается от правил, указанных в духовном регламенте. По смыслу регламента, Синод должен был состоять из постоянных членов, избранных верховною властью из лиц как черного, так и белого духовенства. В настоящее время Синод состоит из членов постоянных, из коих один (митрополит петербургский) занимает место первоприсутствующего*(1842), и временных. Постоянные члены назначаются из лиц как черного, так и белого духовенства; временные или, как их называют, присутствующие в св. синоде, суть некоторые епархиальные архиереи, назначаемые к присутствованию в синоде впредь до особого распоряжения. Члены синода не освобождаются от управления вверенных им епархий и частей.
При Синоде состоит обер-прокурор, положение которого в царствование императора Николая изменилось. Именно за ним остались все прежние обер-прокурорские права по отношению к синоду, но, кроме того, с 1835 года он получил права министра по законодательным и высшим распорядительным делам духовного управления. Именно в этом году указано было приглашать его в депутаты государственного совета для объяснения по делам ведомства св. синода, комиссии духовных училищ и отделения духовных дел греко-российского исповедания. То же было постановлено и относительно комитета министров*(1843). Таким образом обер-прокурор явился единственным представителем синода в высших установлениях государства. Через него Синод сносится со всеми государственными установлениями*(1844); он объявляет ему высочайшие повеления. Затем обер-прокурор поставлен во главе особых учреждений, состоящих при Синоде, в заведовании которых находится хозяйственное и учебное управление*(1845). Он - главный начальник синодской канцелярии, где сосредоточивается все делопроизводство и изготовляются доклады. Все это сравнивает его положение с положением министров, самостоятельно заведующих своими частями. На нем же лежит и составление ежегодных всеподданнейших отчетов о состоянии церкви.
При обер-прокуроре состоят: 1) товарищ его*(1846); 2) чиновники за обер-прокурорским столом; 3) юрисконсульт с помощником, и 4) канцелярия обер-прокурора.
Кроме общего управления, сосредоточенного в Синоде, имеются главные местные управления, под именем контор св. синода. В настоящее время их две: московская и грузино-имеретинская.
Московская контора учреждена еще при Петре Великом, когда была учреждена сенатская и другие конторы. Заведование ею было поручено синодальному члену, которому дана особая инструкция*(1847). В настоящее время круг ее дел не особенно значителен. Именно он заведует управлением и судебною частью ставронигиальных монастырей (кроме Соловецкого), богослужением в московских соборах, неподчиненных местной епархиальной власти и т. д. Московская контора состоит из первоприсутствующего (московский митрополит) и членов. При конторе состоит прокурор.
Грузино-имеретинская контора учреждена в 1814 г., после присоединения Грузии к России. Она имеет коллегиальный состав*(1848) и есть главное управление местною церковью, посредствующая инстанция между епархиями и синодом.
§ 126. При определении компетенции синода должно иметь в виду, что русская церковь, в качестве церкви поместной, есть часть вселенской церкви. Следовательно, для нее обязательны догматы и правила, признанные и утвержденные вселенскими соборами. Затем, тоже в качестве части вселенской церкви, она не может иметь видимого главы, с законодательною властью по вопросам догматическим; в этом отношении православная церковь резко отличается от церкви католической, признающей видимого главу в лице папы. Наконец, самая цель и смысл синодского учреждения указывают, что установление это заменило для России патриарха, т. е. высшего администратора русской церкви. Учреждение синода не устранило возможности и, в иных случаях, необходимости соборов духовенства, какие были у нас в период митрополичий и патриарший*(1849). Духовный регламент говорит, что Синод получил силу и власть патриаршескую или "едва ли не большую, понеже собор". Эти слова показывают, что важный вопрос о соборном начале в русской церкви не разрешен духовным регламентом прямо. Называя коллегию "собором", регламент употребляет это выражение в смысле коллегии, противополагая его единоличной власти; регламент говорит, что синоду может быть предоставлена большая степень власти сравнительно с патриархом, так как он имеет коллегиальное устройство. Но где пределы этой власти? Вопрос остается неразрешенным. Само собою разумеется, что при отсутствии соборов духовенства, вышедших из употребления с конца XVII века, Синод, по самой необходимости, расширял свою компетенцию, ввиду неотложных нужд церкви. Но и в настоящее время, компетенция синода определяется главным образом тем началом, что он есть правительственное установление, сосредоточивающее в своих руках внешнее управление церковью.
Дела, подведомственные ему, могут быть разделены на три разряда: 1) дела, касающиеся управления церковью в собственном смысле; 2) дела по части духовно-учебной; 3) дела по части хозяйственного управления.
I. В качестве высшего правительственного установления русской церкви, синод, прежде всего, является блюстителем чистоты веры. Поэтому он наблюдает, чтобы все члены духовной иерархии исполняли свои обязанности в духе православия, не уклоняясь от раз признанных церковью догматов и правил. Ему принадлежит попечение об искоренении расколов и суеверий. Под его наблюдением и с его благословения печатаются библии, Евангелия, духовно-служебные и духовно-учебные книги. Ему, поэтому, принадлежит цензура книг духовного содержания, для чего под ведением его действуют духовные цензоры.
Синода является высшею административною и судебною инстанциею по всем делам русской церкви. Он наблюдает за поведением духовенства. На нем лежат также заботы о религиозном просвещении народа и о распространении православия между инородцами. Некоторые из дел, подведомственные синоду, имеют отношение как к духовенству, так и к мирянам. Таковы дела брачные и бракоразводные.
II. Необходимость своевременного и достойного замещения духовных должностей требует, чтобы Синод располагал достаточным количеством учебных заведений. Попечение о школах для духовенства не было сразу вверено синоду. Забота о школах духовным регламентом была возложена на епархиальных архиереев под главным наблюдением синода. Централизация духовно-учебного дела начинается уже в XIX веке, именно она получает свое развитие с учреждения в 1808 году комиссии духовных училищ. Комиссия эта, в состав которой входил и обер-прокурор Синода, действовала независимо от синода. В царствование императора Николая I (в 1837 г.) было признано, что деятельность комиссии, независимой от синода, не достигает удовлетворительных результатов. Результатом этого сознания и явилось положение 1 марта 1839 года "о духовно-учебном управлении при синоде"*(1850). Цель нового учреждения определена тем, что оно есть "главное исполнительное место по постановлениям и распоряжениям, относящимся к образованию духовного юношества и к предназначенным для того средствам". Таким образом, управлению были вверены как дела по духовно-учебной, так и по хозяйственной части. Оно состояло из общего присутствия, двух (впоследствии трех) отделений, секретарского стола, бухгалтера, казначея и прочих чиновников, и находилась под главным начальством обер-прокурора*(1851). Вся совокупность дел, подлежавших управлению, разделялась на две части: одни подлежали усмотрению и разрешению синода, которому они предлагались через обер-прокурора; другие разрешались или обер-прокурором, или духовно-учебным управлением. Результатом учреждения было более полное подчинение духовно-учебного ведомства обер-прокурору. В таком виде управление просуществовало до 1867 года.
В 1867 году, вместо означенного управления, учрежден духовно учебный комитет при Синоде*(1852). Различие этого установления с предыдущим состоит в том, что 1) комитет предназначен для рассмотрения вопросов по учебно-воспитательной части и для наблюдения за состоянием этой части в духовно-учебных заведениях. Поэтому, 2) инспекторская часть духовно-учебных заведений и переписка по управлению ими передана в канцелярию обер-прокурора; равным образом, 3) строительная и хозяйственные части переданы в хозяйственное управление при Св. Синоде.
В настоящее время комитет состоит из председателя и членов. Последние разделяются на постоянных и членов, посылаемых на ревизию духовно-учебных заведений. Как те, так и другие назначаются как из духовных, так и из светских лиц. Члены из духовенства назначаются синодом, по предложению обер-прокурора, а лица светские непосредственно обер-прокурором.
III. По образцу хозяйственного комитета, действующего при сенате, в 1836 г. учрежден хозяйственный комитет при Св. Синоде*(1853). Цель его определяется тем, что в нем "сосредоточивается заведование сумм, в непосредственном ведении св. синода состоящих и хозяйственных по оным распоряжений". Поэтому в ведении его первоначально сосредоточились: А) суммы, ассигнуемые на канцелярию Синода; суммы, принадлежащие синоду, синодальной типографии и книжным лавкам; суммы бывшего библейского общества и т. п. Б) Хозяйственные распоряжения по зданию, типографиям, лавкам и т. д. Комитет в действиях своих был подчинен обер-прокурору и состоял из чиновников за обер-прокурорским столом, директора канцелярии обер-прокурора, юрисконсульта и правителя дел комиссии духовных училищ. Затем, к хозяйственному управлению, в 1838 год, быль присоединен контроль отделения духовных дел православного исповедания, получившее, вместе с тем, и новое устройство. С присоединением контроля к хозяйственному комитету, последний получил, в 1839 году, новое устройство, с названием хозяйственного управления при св. синоде, сохранившееся, в главных чертах и до настоящего времени. Главные перемены последовали в 1867 г., когда в ведение комитета передана хозяйственная часть духовно-учебных заведений, а контроль снова присоединен к канцелярии синода.
Хозяйственное управление, в настоящее время, состоит из директора, вице-директора, общего присутствия, трех отделений*(1854), бухгалтера, казначея*(1855) и архитектора.
Контроль состоит из управляющего, его товарища и контролеров. Его наблюдению подлежат только специальные средства синода, а не суммы, отпускаемые синоду из государственного казначейства.
- Начала русского государственного права
- Том I. О государственном устройстве
- Предисловие
- Bведение
- Часть I. О государственном устройстве Книга первая. Учение о законе Отдел первый. О порядке составления и обнародования закона
- Глава первая. Признаки закона, отличающие его от других распоряжений и постановлений
- Глава вторая. Источник законодательной власти
- Глава третья. Моменты составления законов
- § 22. Право окончательного обсуждения проекта закона должно быть рассмотрено по его содержанию и по его объему.
- Глава четвертая. Обнародование законов
- Отдел второй. О силе закона
- Глава первая. Отношение закона к распоряжениям, исходящим от верховной власти
- § 38. Прежде всего необходимо решить вопрос - признает ли наше законодательство различие между законами и распоряжениями, исходящими от верховной власти?
- § 39. Внешним признакам, отличающим высочайшие повеления от закона, соответствует различие между тем и другим и по самому содержанию.
- Глава вторая. Отношение закона к распоряжениям, исходящим от подчиненных правительственных властей
- § 45. Мы рассмотрим принцип закономерного постановления, во-первых, по отношению к сенату.
- § 50. Неисполнение распоряжения администрации одним лицом предусмотрено 29 ст. Мир. Уст.
- § 51. Между жалобами, о которых говорят наши законы, должно различать: 1) жалобы единоличные, подаваемые частными лицами, и 2) коллективные жалобы, исходящие от сословных и общественных собраний.
- § 55. Гораздо определеннее постановления наших законов о праве коллективных жалоб.
- Глава третья. Распоряжения, исходящие от мест общественных
- § 58. Меры, которые обеспечивают законность распоряжений общественных властей, чрезвычайно разнообразны. Они зависят от тех условий, в которые поставлено то или другое общественное собрание*(148).
- Глава четвертая. Отношение судебной власти к власти законодательной
- § 60. Эти факты указывают на практическую необходимость толкования законов. К ней должно присоединить и юридическую обязанность государства дать суду право толкования.
- § 66. Судебные уставы 1864 г. Отменили старый принцип права толкования и заменили его новым, диаметрально противоположным.
- § 71. Эти общие начала, установляющие силу судебного толкования, выражены и в наших основных законах.
- Отдел третий. О действии закона
- Глава первая. О действии закона во времени*(186) а. Общие начала
- § 86. Принцип, указанный выше, нагляднее всего применяется к области права уголовного, в том смысле, что в этой сфере наиболее легко определить, что должно быть названо обратным действием законов.
- § 89. Затем обратимся к другим видам законов, действие которых также может быть объяснено с точки зрения указанных выше принципов.
- Б. Постановления русского законодательства
- § 90. Постановления русского законодательства по этому предмету изложены в двух статьях Основных законов, из коих первая установляет общее правило, вторая указывает на некоторые исключения.
- § 93. Первое исключение из общего правила, на основании 1 п. 61 ст., составляет тот случай, "когда в законе именно сказано, что он есть токмо подтверждение и изъяснение смысла закона прежнего".
- Глава вторая. О действии законов по месту*(214) а. Общие начала
- § 96. Действие законов по месту различается соответственно различию между законом уголовным и гражданским законом.
- Б. Постановления русского законодательства
- § 102. Указанное общее начало проводится отчасти в области уголовного права, отчасти в праве гражданском.
- В. Местные законы
- Глава третья. О действии закона по лицам
- Книга вторая. О верховной государственной власти Отдел первый. Права и преимущества верховной власти
- § 114. Исследование вопроса о правах и преимуществах государственной власти в России, как в монархии неограниченной, сосредоточивается на рассмотрении прав власти императорской.
- Глава первая. Права верховной власти
- § 119. Эти начала проведены и в нашем законодательстве.
- § 120. Необходимо, следовательно, определить точнее круг непосредственной компетенции императорской власти.
- § 124. Самодержавная власть проявляет свои права в области правосудия.
- § 126. Таковы права верховной власти в сфере гражданского управления. Но права самодержавия обнаруживаются и в области управления церковного. Необходимо прежде всего определить общий объем этих прав.
- Глава вторая. Преимущества верховной власти
- Отдел второй. О преемстве верховной власти
- § 136. Государственная власть, по существу своему, непрерывна, т. Е. Действие ее не прекращается со смертью данного ее представителя; силою закона права ее немедленно переносятся на другое лицо.
- Глава первая. Общие начала преемства престола
- § 138. Порядок преемства государственной власти вообще определяется коренными ее признаками и началами публичного права, в противоположность его праву частному.
- § 139. Порядок преемства власти в монархиях определяется не только вышеизложенными общими условиями государственного блага, но и специальными условиями, присущими монархической форме правления.
- Глава вторая. Порядок престолонаследия по русскому праву
- § 149. Русская система престолонаследия основана на следующих началах:
- Глава третья. Несовершеннолетие императора; опека и правительство
- Отдел третий. Учреждение императорской фамилии
- § 158. Учреждение императорской фамилии издано в 1797 г. Апреля 5-го, императором Павлом I. С небольшими видоизменениями оно вошло в состав основных законов империи.
- § 161. Взаимные отношения агнатов и лиц женского пола, происшедших от мужеского поколения, определяются следующим началом:
- § 162. Лица женского пола лично пользуются определенными им преимуществами и сохраняют их и по выходе замуж, если супруг их не имеет титула высшего (царствующего короля, королевского наследника).
- § 163. Преимущества, принадлежащие членам императорского дома, состоят: а) в особом титуле; б) в праве на известные ордена; в) в праве на определенные почести и отличия и в) в праве на содержание.
- § 165. Преимущества наследника престола и его супруги состоят в следующем:
- § 166. Прочие члены императорского дома пользуются установленными для них преимуществами и содержанием на следующих условиях:
- Книга третья. О подданстве и правах состояния
- Отдел первый. О подданстве вообще
- Глава первая. Существо подданства
- § 172. Природа различных прав и обязанностей, как политических, так и гражданских, требует исключительной принадлежности лица к одному известному государству.
- Глава вторая. Условия приобретения подданства а. Исторический очерк этих условий
- § 177. Конец господству личного принципа был положен феодальной системой, которая перешла к прямо противоположному началу*(431).
- Б. Постановления современных законодательств
- Глава третья. Приобретение прав русского подданства
- § 183. Подобно иностранным законодательствам, и наше различает натурализацию обыкновенную и чрезвычайную.
- Отдел второй. Образование сословий в России*(452) Глава первая. Русские сословия до Петра Великого
- § 193. Таковы главнейшие фактические данные, объясняющие процесс образования сословий в Московском государстве. Сделаем общие выводы из этих фактов.
- Глава вторая. Образование русских сословий со времени Петра Великого а. Отношение Петра Великого к сословиям вообще
- Б. Образование привилегий дворянства
- В. Сословие городских обывателей
- § 213. На этих основаниях легко уже установить различие между городскими обывателями и их разрядами.
- Г. Судьба крестьянского сословия
- Отдел третий. О приобретении и утрате прав состояния Глава первая. О приобретении и сообщении прав состояния а) о приобретении и сообщении прав дворянского состояния
- § 238. Понятие о дворянском состоянии вообще дает 14 ст. IX т. Св. Зак. "Сюда вошли 1 и 91 ст. Жал. Дв. Гр. 1785 г." Первая часть ее определяет самый принцип дворянского состояния. Здесь мы читаем:
- § 240. Дворянское состояние сообщается рождением и браком*(702).
- Б. О приобретении прав духовного состояния
- B. Условия приобретения прав городских обывателей
- Г. Порядок приобретения прав сельских обывателей
- Глава вторая. Об утрате, ограничении, восстановлении и перемене прав состояния
- Отдел четвертый. О правах подданных вообще и по состояниям в особенности Глава первая. Предварительные замечания
- Глава вторая. Права и обязанности русских подданных вообще
- § 258. Суд в действиях своих должен быть связан известными формами, ограждающими личность подозреваемого в преступлении от произвола судебной власти.
- Б. Обеспечение имущественной неприкосновенности лица
- Глава третья. Право передвижения
- § 274. Отлучка русских подданных за границу может быть постоянной и временной.
- Глава четвертая. Право торговли и ремесл
- § 276. Все виды торговли производятся или беспошлинно, или с платой особых пошлин.
- Глава пятая. Законодательство по делам печати*(875)
- § 288. Все издания, не подходящие под правила, изображенные в высочайшем указе сенату 1865 г., подлежат рассмотрению предварительной цензуры*(926).
- Глава шестая. О веротерпимости*(932)
- § 295. Уголовное законодательство прежде всего предвидит внешние действия, направленные против христианской и православной веры, и затем действия субъективные.
- Глава седьмая. Об общих обязанностях русских подданных
- Глава восьмая. О различии сословий по правам и обязанностям а. О различии по правам
- Б. Сословные отличия по обязанностям
- А. Инородцы восточные
- § 319. Оседлые инородцы сравниваются с природными русскими подданными во всех правах и обязанностях, смотря по сословиям, к которым они приписаны, с следующими двумя изъятиями:
- Б. О евреях a) Исторический очерк законодательства о евреях*(1060)
- Б) Действующее законодательство о евреях
- Глава вторая. Об иностранцах
- I. Комитет министров
- II. Совет министров
- III. Кавказский комитет
- Предисловие
- Книга первая. Существо и классификация государственных должностей
- § 1. Учение о государственном управлении есть учение об осуществлении верховных прав, принадлежащих государственной власти, и тех целей государства, к достижению которых оно стремится*(1174).
- Глава первая. О государственных должностях вообще
- § 7. Этими данными определился процесс образования новой королевской власти, отразившийся и на развитии системы государственных должностей. Процесс этот слагался из следующих моментов:
- § 10. Проявление и применение этой идеи были весьма различны. Она сослужила большую службу народным интересам. Но в дальнейшем развитии обнаружились ее несостоятельность и великий практический вред.
- Глава третья. Образование должностей в России
- Глава пятая. Классификация русских государственных установлений
- § 31. Согласно предложенной здесь классификации русских установлений, обозрение их будет расположено в следующем порядке:
- Книга вторая. Отдел первый. Органы законодательства и верховного управления Глава первая. Государственный совет
- Глава вторая. Комитет министров и связанные с ним установления
- I. Комитет министров
- § 48. Приведенными историческими указаниями объясняется компетенция комитета. Мы рассмотрим здесь I) круг дел, подведомственных комитету, и II) степень предоставленной ему власти.
- § 50. Делопроизводство в комитете министров представляет значительное сходство с порядком движения дел в госуд. Совете. Но правила, сюда относящиеся, менее точны и представляют некоторые особенности.
- II. Совет министров*(1451)
- § 52. Дела, вносимые в совет, если государь изъявит на то свое согласие, относятся к порядку как законодательному, так и административному.
- III. Кавказский комитет
- Отдел второй. Высшие места подчиненного управления Глава первая. Правительствующий Сенат*(1466)
- А. История Сената
- A) Сенат при Петре Великом
- Б) Упадок сената (1726 - 1741)
- § 63. Два учреждения, следовавшие одно за другим, лишили Сенат прежнего его значения; это были: Верховный тайный совет и кабинет.
- В) Сенат при Елизавете Петровне (1741 - 1761)
- Г) Реформы Екатерины II и Павла I (1762 - 1801)
- § 70. Меры императора Павла I, с одной стороны, закрепили то, что уже совершилось на деле при Екатерине II, с другой - довершили распадение сената.
- Д) Реформы Александра I*(1584)
- Б. Современное устройство сената
- I. Организация сената
- II. Компетенция сената
- 1) Компетенция Сената в целом его объеме
- 2) Компетенция отдельных департаментов
- § 82. Обнародование законов было предоставлено сенату с самого начала его учреждения, т.Е. При Петре Великом*(1623).
- § 83. Распорядительная власть предоставляется департаменту в следующих случаях:
- Департамент герольдии
- Департамент межевой
- Судебные департаменты, действующие по старому порядку
- Кассационные департаменты*(1710).
- § 99. Компетенция кассационных департаментов должна быть рассмотрена: 1) по пространству их действия, и 2) по роду предоставленных им дел.
- Общие собрания
- Особое присутствие Сената для суждения дел о государственных преступлениях
- III Делопроизводство в сенате
- § 106. При рассмотрении порядка решений дел должно иметь в виду: 1) состав присутствия и порядок заседаний, и 2) порядок рассмотрения дел.
- IV. Особые установления при сенате
- V. Заключение
- § 109. Из обозрения круга дел, предоставленных в настоящее время Сенату, и учреждений, его составляющих, можно придти к следующим заключениям:
- Глава вторая. Св. Правительствующий синод*(1806).
- А. Исторические очерки Синода
- § 120. Государственный характер духовной коллегии выразился в ее организации и круге ведомства.
- Б. Современное устройство синода
- Глава III. Министерства а. Понятие о министерствах вообще
- Б. Министерства в неограниченной монархии
- В. Развитие министерств в России
- Д. Положение министерств в ряду других государственных установлений
- Е. Организация министерств
- § 137. Совещательными учреждениями в министерствах являются: а) совет министра; б) общие присутствия в департаментах; в) специальные советы, состоящие при некоторых департаментах.
- Ж. Организация отдельных министерств
- 1) Министерство иностранных дел
- 2) Министерства военное и морское
- § 143. Военно-сухопутное министерство образовалось из воинской коллегии, образованию которой предшествовали многочисленные приказы по воинской части времен московских*(1899).
- 3) Министерство финансов
- 4) Министерство государственных имуществ
- 5) Государственный контроль
- § 148. Закон 1836 года без существенных изменений оставался в силе до издания в 1862 году положения о финансовой смете и преобразования ревизионной системы в 1863 году.
- 6) Министерство внутренних дел*(1950).
- 7) Министерство народного просвещения
- 8) Министерство путей сообщения
- 9) Министерство юстиции
- 10) Учреждения, состоящие в непосредственном ведении Его Императорского Величества а. Министерство Императорского Двора
- Б. Собственная Его Императорского Величества канцелярия
- В. Комиссия прошений
- § 158. Назначение комиссии прошений не изменено позднейшими узаконениями; она установлена для рассмотрения жалоб и прошений, приносимых Государю*(2088).
- Предисловие
- Введение Общее значение местных установлений*(2098) Глава первая. Централизация, децентрализация и самоуправление
- Глава вторая. Местные учреждения и политическое устройство государства
- § 11. Несмотря на все разнообразие форм управления, все они одинаково могут быть объяснены этим элементарным фактом.
- § 12. Из тесной связи начал политического устройства каждого государства, с его административной системой, нельзя не вывести заключения, что понятие самоуправления есть понятие политическое.
- Глава третья. Главные моменты развития местных учреждений в России
- Книга первая. Исторический очерк местных учреждений в России Отдел первый. Местные учреждения до Екатерины II
- Глава первая. Период московский
- Глава вторая. Первое учреждение губерний
- Глава третья. Переходное время до Екатерины II
- Отдел второй. Сословно-приказная губерния Глава первая. Учреждение о губерниях 1775 года
- Глава II. Местные учреждения от кончины Екатерины II до реформ императора Александра II
- Книга вторая. Учреждения правительственные и дворянские Отдел первый. Административное деление России и система местных установлений
- § 98. Принимая в основание это историческое начало, мы можем принять следующую классификацию "особых" установлений в губернии, названных в 17 ст. II т.:
- § 104. Административное деление Австро-Венгрии*(2287) представляет существенные различия в двух половинах этой монархии.
- Отдел второй. Начальники губерний
- Глава первая. Генерал-губернаторы
- § 108. Учреждение министерств и постепенное развитие губернаторской должности окончательно выяснило неудовлетворительность наместников как органа нормального местного управления.
- Глава вторая. Должность губернатора
- А) Губернатор, как представитель высшей правительственной власти
- Б) Административные обязанности губернатора
- § 124. Перечень обязанностей губернатора по этим предметам, до преобразования местного управления, был изложен в следующих выражениях:
- § 128. Первым из таких предметов является отправление воинской повинности на основание устава 1874 года. Главные моменты по заведованию этими предметами суть следующие:
- В) Участие в разных предметах управления и суда
- § 130. Все вообще губернские и уездные установления подлежат, как мы видели выше, надзору губернатора, как главного представителя правительственной власти в губернии.
- Г) Надзор за сословными и общественными установлениями
- Д) Отчеты о состоянии губернии
- Е) Общее значение должности губернатора
- Глава третья. Градоначальники
- Отдел третий. Правительственные установления
- § 140. Губернское правление состоит: I) из общего присутствия и II) канцелярии.
- § 141. Переходя к рассмотрению отдельных должностей, составляющих губернское правление, заметим следующее.
- § 148. Согласно разделению дел устанавливается и особый порядок их разрешения.
- Глава вторая. Места казенного управления
- § 150. Дела управления казенного сосредоточиваются: 1) в казенной палате; 2) управлении государственными имуществами и 3) губернском акцизном управлении. А) Казенная палата
- Б) Управление государственными имуществами
- В) Акцизное управление
- Г) Контрольные палаты
- Глава третья. Установления полицейские
- I. Исторический очерк полицейских установлений в России
- II. Устройство полиции
- III. Круг ведомства местной полиции
- IV. Распределение власти между отдельными установлениями и чинами полиции
- § 188. Полицейская власть в уездах и городах принадлежит или коллегиальному установлению - полицейскому управлению, или отдельным чинам полиции.
- Отдел четвертый. Дворянские учреждения Глава первая. Состав дворянских собраний
- § 194. Указав на главные начала правил об участии в выборах, рассмотрим отдельные вопросы, возникающие из применения этих правил.
- § 195. На основание рассмотренных правил в губернском собрании дворянства принимают участие (при соблюдении общих условий, указанных ст. 96 и 136):
- Глава вторая. Роды дворянских собраний и принадлежащие им права
- Глава третья. Порядок собраний и их делопроизводство
- Глава четвертая. Дворянские установления