Б. Собственная Его Императорского Величества канцелярия
§ 154. В настоящее время она состоит из 4-х отделений, первоначальное образование которых одинаково относятся к началу царствования императора Николая. В прежнее время собственная канцелярия Государя не имела особых отделений, хотя в ней, например в царствование Павла I, сосредоточивались важнейшие государственные дела*(2047). В царствование Императора Александра I собственная Е. И. В. канцелярия получила особое устройство в 1812 году. В ней сосредоточивались дела, подлежавшие высочайшему усмотрению. Доклады по всем почти ведомствам выходили через эту канцелярию, которой с 1812 по 1825 год управлял всемогущий Аракчеев (см. след. примечание). С 1826 года на канцелярию постепенно возлагаются особые задачи, вверяемые особым ее отделениям. Посему прежняя собственная канцелярия Государя в ряду других отделении образовала:
I. Первое отделение, в ведомстве которого сосредоточено делопроизводство по бумагам, поступающим на высочайшее имя, ведомости министров и других начальствующих лиц об исполнении полученных ими высочайших повелений и т.п.*(2048). В 1846 году ведомство первого отделения расширилось через сосредоточение в образованном при нем департаменте инспекторской части гражданского ведомства*(2049). Цель учреждения - сосредоточить заведование общим составом гражданских чинов под собственным руководством Его Величества*(2050). Департамент, под главным ведением управляющего 1-м отделением, был вверен товарищу статс-секретаря, со званием директора департамента, вице-директору и прочим чинам. Он существовал до упразднения его в 1857 году, когда дела его были переданы в департамент герольдии.
В настоящее время первое отделение находится в заведовании управляющего, статс-секретаря, старшего чиновника, его помощников и прочих чиновников.
С 1859 года*(2051), при первом отделении состоит комитет призрения заслуженных гражданских чиновников, учрежденный по мысли императора Александра I. Права и обязанности этого комитета будут рассмотрены в III томе, в учении о службе гражданской.
II. Второе отделение прибавилось к составу собственной Его Величества канцелярии в 1826 г.*(2052). По учреждению государственного совета в 1810 г., при государственном совете должна была состоять особая комиссия составления законов, для составления нового уложения, так как в числе целей государственного совета указана была необходимость утвердить управление государством на точных законах и оградить собственность и личность каждого добрыми гражданскими законами*(2053). Эта комиссия действовала в течение всего царствования Императора Александра I, но безуспешно. В 1826 г. Император Николай I решился взять эти труды в свое непосредственное ведение и потому учредить в собственной своей канцелярии особое для этой цели отделение. Мы видели*(2054), что правительство обратилось от мысли сочинения нового уложения к составлению свода законов. Указывая на непроизводительность прежней работы, Император Николай сказал в заседании государственного совета: "Нетрудно было открыть и причину этому: недостаток результатов происходил оттого, что всегда обращались к сочинению новых законов, тогда как надо было сперва основать старые на твердых основаниях". Хотя эти слова были произнесены Императором уже по составлению свода, но они верно указывают на цель, указанную II отделению с самого начала. Задача эта была выполнена отделением: 1 апреля 1830 г. было готово 1-е полное собрание законов, а в конце 1832 года был готов и свод законов. Но, с выполнением этой ближайшей обязанности, для II отделения открылись другие задачи.
К этой задаче впоследствии прибавилась другая: исправление и усовершенствование законов. Составление свода, по мысли Николая I и гр. Сперанского, составляло только первый шаг к дальнейшим законодательным работам - усовершенствование разных частей законодательства. Из этих работ второго отделения особенно известно: уложение о наказаниях 1845 г., изменения разных постановлений при полных изданиях Свода законов и новое издание некоторых частей свода в отдельности. В настоящее время на обязанности второго отделения лежит: во-1-х, составление продолжений к Своду законов, во-2-х, издание полного собрания законов; для этой цели во второе отделение сообщаются все распоряжения и узаконения правительства, имеющие войти в полное собрание законов*(2055); в-3-х, участие в рассмотрении важнейших законопроектов; для этого законопроекты сообщаются во второе отделение, которое рассматривает их по существу и по форме, т. е. по отношению к редакции законопроекта, в соотношении его со Сводом законов*(2056). Независимо от этого при втором отделении неоднократно составлялись комиссии для разработки тех или других вопросов. Состав второго отделения следующий: главноуправляющий, его товарищ, старшие их помощники и младшие чиновники и особые лица, назначаемые сюда по особому высочайшему повелению для совещаний по законодательным вопросам. Название должностей (старшие и младшие чиновники) не означает, однако, служебной подчиненности одних лиц другим. По усмотрению главноуправляющего, лица каждого из названных разрядов могут иметь самостоятельные занятия. Обязанности состоящих при отделении вообще те же, что и штатных чиновников и определяются главноуправляющим. Затем, в составе II Отделения имеются должности, со специальным назначением. Такова должность редактора полного собрания законов и его помощников. Канцелярские работы возложены на письмоводство, состоящее из управляющего и чиновников для письма.
Распорядок занятий должно рассмотреть 1) относительно работ кодификационных и 2) разработки законодательных вопросов.
Для целей кодификационных каждый том свода законов и даже части некоторых томов, по усмотрению главноуправляющего, вверяются редакторам из чинов II отделения. На них лежит обязанность изготовлять новые издания порученных им томов и частей и составлять к ним продолжения. Работы эти производятся по установленным образцам и рассматриваются затем особою, постоянною комиссией.
Разработка законодательных вопросов состоит: а) в составлении отзывов на законопроекты и б) в составлении самих законопроектов, когда это будет поручено II отделению.
Отзывы составляются или теми лицами, коим вверены кодификационные работы по соответствующим частям Св. зак., или другими специалистами, по назначению главноуправляющего.
Составление законопроектов поручается особо назначенным комиссиям.
III. Третье отделение. Учреждения, входящие в состав этого управления, суть собственно третье отделение и корпус жандармов. Каждое из них имеет свою историю.
Еще в XVIII в. существовали различные установления для специального преследования и расправы по преступлениям политическим, или, как они назывались - против "первых двух пунктов". Царствование Петра Великого, принимая в расчет борьбу, которую он должен был вести с противниками реформы, обильно политическими розысками. Они были поручены Преображенскому приказу и Тайной канцелярии*(2057). Оба учреждения, слившиеся впоследствии в одно, продолжали свое существование при Екатерине I. Петр II, при увольнении в отставку князя Ромодановского, упразднил преображенскую канцелярию, приказав посылать подведомственные ей дела, по степени важности, в верховный тайный совет или в Сенат*(2058).
В начале своего царствования Анна Ивановна старалась регулировать преследование относительно нарушений так называемых первых двух пунктов*(2059). В 1730 г. она издала манифест, в котором указывается на вредные последствия существовавшего тогда порядка преследования этих преступлений*(2060). Последствия эти заключались в том, что колодники, уличенные в каком-либо уголовном преступлении, для продления своего процесса сказывали "государево слово и дело", и они оговаривали в политическом преступлении тех лиц, которыми были недовольны, но которые не совершили никакого преступления. Для устранения такого вреда императрица поставила преследование за нарушение первых двух пунктов под надзор Сената. Эта мера, впрочем, не имела успеха. В следующем, 1731 году дела бывшего Преображенского приказа отданы в ведение известного генерала Ушакова, и через несколько времени этому новому учреждению велено называться канцеляриею тайных розыскных дел. В 1732 году канцелярию велено перевести в Петербург, оставив в Москве ее контору под управлением Салтыкова. Организованная таким образом, тайная канцелярия играла видную роль во времена владычества Бирона, хотя от времени до времени императрица и старалась положить какой-нибудь предел страшному "слову и делу". Канцелярия сделалась действительным тайным судилищем, поставленным вне зависимости от сената. Исключительное положение тайной канцелярии подтверждено в 1743 году и Елизаветою Петровною, в царствование которой установление это действовало на прежнем основании. Петр III, почти одновременно с изданием Жалованной грамоты дворянству, повелел уничтожить тайную канцелярию*(2061). В манифесте воспроизведены, с некоторыми дополнениями, мотивы указа Анны Ивановны, только в более энергических выражениях и с другими выводами*(2062). Они главным образом состояли в следующем:
1) "Тайная канцелярия уничтожается отныне навсегда, а дела оной имеют быть взяты в сенат, но за печатью к вечному забвению в архив положатся. 2) Ненавистное выражение "слово и дело" не долженствует отныне означать ничего, и мы запрещаем употреблять оное никому; я если кто отныне оное употребит в пьянстве или в драке, или избегая побоев или наказания, таковых тотчас наказывать так, как от полиции наказываются озорники и бесчинники". 3) Доносы по 1-м двум пунктам велено подавать в места судебные или к ближайшим воинским начальникам и решать дела окончательно в сенате. Екатерина II в своем манифесте, изданном при вступлении на престол, подтверждает силу вышеприведенного указа. Вследствие этого в течение долгого времени тайная канцелярия не действовала. Но под конец царствования Екатерины учредилось нечто похожее на тайную экспедицию. Особенно сильное развитие тайная экспедиция получила в кратковременное царствование Павла I. Она была не только розыскным местом, но и установлением, карающим по своему усмотрению, следовательно, не только средоточием тайной полиции, но и тайным судилищем. Император Александр I, вступив на престол, освободил весьма многих лиц, содержавшихся в тайной экспедиции. Затем, в 1802 году издал манифест, в котором говорит, что такое учреждение, как тайная экспедиция, не согласно с хорошим и правильным учреждением, основанным на твердых законах; поэтому он приказывает все дела, производящиеся в тайной экспедиции, передать в архив, а дела, касающиеся первых двух пунктов, производить в Правительствующем Сенате*(2063).
§ 155. Уничтожая тайную экспедицию, с ее исключительными правами, Александр I вверял задачи собственно высшей полиции различным установлениям. В 1811 году, в общем составе учрежденного тогда министерства полиции, была образована особенная канцелярия министра. Ей поручено ведать: 1) дела по ведомству иностранцев и заграничным паспортам; 2) дела цензурные и 3) дела особенные, куда отнесены "все те дела, которые министр полиции сочтет нужным предоставить собственному его сведению и разрешению"*(2064). С упразднением министерства полиции в 1819 году особенная канцелярия, подобно прочим департаментам означенного министерства, вошла в состав министерства внутренних дел, где она и оставалась до 1826 года. В 1826 г. особенная канцелярия министерства внутренних дел была закрыта и вместо нее было учреждено третье отделение Собственной Его Величества канцелярии*(2065). В ведомство его были предоставлено: 1) все распоряжения и известия по всем вообще случаям высшей полиции; 2) сведения о числе существующих в государстве разных сект и расколов; 3) известия об открытиях по фальшивым ассигнациям, монетам, штемпелям, документам и проч., коих разыскание и дальнейшее производство остаются в зависимости министров: финансов и внутренних дел; 4) сведения подробные обо всех людях, под надзором полиции состоящих, равно и все по сему предмету распоряжения; 5) высылка и размещение людей подозрительных и вредных; 6) заведование наблюдательное и хозяйственное - всех мест заточения, в коих заключаются государственные преступники; 7) все постановления и распоряжения об иностранцах, в России проживающих, в пределы государства прибывающих и из оного выбывающих; 8) ведомости обо всех без исключения происшествиях; 9) статистические сведения, до полиции относящиеся.
Впоследствии к этому присоединены были следующие дела: 1) дела о жестоком обращении помещиков с крестьянами; 2) театральная цензура*(2066) и 3) наблюдение за периодической печатью*(2067). Начальникам губерний вменено в обязанность доносить III отделению обо всех заслуживающих внимания происшествиях. Всем ведомствам предписано было немедленно удовлетворять требования чиновников, командируемых для производства следствий по распоряжению III Отделения.
Эта первоначальная организация III отделения получила более сложный вид по присоединении к нему управления жандармским корпусом. Последний образовался из учреждений военной полиции. Еще по воинскому уставу Петра Великого, в армии положена должность генерал-гевальдигера для наблюдения за порядком*(2068). Должность эта сохранилась и впоследствии. Учреждение для большой действующей армии подробно описывает ее права и обязанности. Затем, в 1815 году, Борисоглебский драгунский полк переименован в жандармский и распределен по корпусам. Независимо от этих органов полиции в войске, в ведомстве гражданских властей находились драгунские полицейские команды*(2069). Но в 1817 году из этих команд образованы жандармские команды, с отнесением их к составу отдельного корпуса внутренней стражи. Затем, указом 28 апреля 1827 года*(2070), образован был отдельный жандармский корпус, состоявший до 1839 года в ведении военного министерства. Шефу жандармов даны права командира отдельного корпуса. Первым шефом был сделан гр. Бенкендорф, управлявший уже III Отделением. Но в 1839 году признано было нужным слить оба управления в одно целое. В именном указе, объявленном министром юстиции, было объяснено, что Государь, признавая нужным, чтобы III отделение и корпус жандармов были управляемы одним чиновником под главным ведением графа Бенкендорфа, повелел подчинить оба управления генералу Дубельту, с наименованием его начальником штаба корпуса жандармов*(2071) и управляющим III Отделением*(2072).
В настоящее время, за сделанными в 1839 году переменами, III Отделение состоит из: 1) Главного начальника отделения, который есть и шеф корпуса жандармов; 2) товарища его*(2073); 3) управляющего отделением*(2074); 4) отделения, состоящего из чиновников старших и младших, чиновников особых поручений и т. д.; 5) начальника штаба корпуса жандармов*(2075); б) юрисконсульта при шефе жандармов*(2076). Обязанности чинов жандармского ведомства по открытию и преследованию преступлений определены правилами 19 мая 1871 года*(2077). Правила эти касаются производства дознаний как по обыкновенным, так и по государственным преступлениям. Дополнительные чины жандармского корпуса обязаны обо всех происшествиях, заключающих в себе признаки преступления, подсудного общим судам, сообщать прокурорскому надзору или полиции*(2078). Лица прокурорского надзора могут возлагать на жандармских чинов производство дознаний. В этом случае жандармские чины руководствуются общими правилами устава уголовного судопроизводства. По преступлениям государственным чины жандармского корпуса производят дознания как непосредственно, так и по предложению прокуроров судебных палат и под наблюдением лиц прокурорского надзора. Из этого общего правила изъемлются дознания по делам особенно важным. Дознания этого рода возлагаются на особое лицо, по высочайшему избранию, и производятся под высшим наблюдением министра юстиции и шефа жандармов и при личном присутствии прокурора судебной палаты. Всякое дознание, произведенное указанным порядком, представляется прокурором судебной палаты министру юстиции.
§ 156. Четвертое отделение ведает учреждения, находившиеся некогда в непосредственном заведовании супруги императора Павла I, императрицы Марии Федоровны. Императрица Мария разделила все свои труды между благотворительностью и попечением о женском образовании. Кроме прежде существовавших установлений этого рода, благодаря ее усилиям учреждено много новых, как благотворительных, так и учебных заведений. Компетенция учреждений ведомства Императрицы расширялась. Так, высшие установления этого ведомства, опекунские советы, были снабжены капиталами, которые они могли отдавать в заем, под залог имуществ; вследствие этого опекунские советы явились финансовыми и кредитными установлениями. В число источников доходов ведомства императрицы Марии установлено было несколько монополий, между прочим карточная монополия, которая и до сих пор составляет специальную принадлежность ведомства императрицы Марии.
После кончины императрицы Марии, в 1828 г., все эти учреждения были взяты в непосредственное ведение их величеств - Государя и императрицы; для главного заведования ими было учреждено IV Отделение собственной Его Величества канцелярии*(2079). Окончательное образование IV Отделение получило в 1874 г., именно сюда относятся два закона: о новом учреждении опекунского совета*(2080) и о новом образовании IV отделения.
Учреждения, подведомые IV отделению, мы отчасти уже знаем; сюда относятся: 1) благотворительные заведения: воспитательные дома, родовспомогательные заведения, богадельни, детские приюты; 2) учебные заведения - общие, как женские, каковы институты и гимназии, так и мужские, каковы Александровский лицей и Гатчинский институт,- специальные, напр., техническое училище в Москве и др. Управление ими сосредоточивается: 1) в лице главноуправляющего IV отделением; 2) в опекунском совете и 3) в IV отделении собственной Его Величества канцелярии. Главноуправляющий назначается по непосредственному избранию Императора и действует на правах министра. Являясь, таким образом, органом верховной власти по IV отделению, он заведует: попечением о благосостоянии учреждений ведомства императрицы Марии, высшим надзором за всеми подчиненными ему местами и лицами, приведением в действие назначения лиц, определяемых по высочайшему избранию, и т. п. Главноуправляющий разделяет труды свои с товарищем.
Так как ведомство императрицы Марии состоит в непосредственном ведении Государя, то отсюда следует, что ведомство это должно иметь свое законосовещательное и высшее исполнительное установление. Таким установлением и является опекунский совет, преобразованный в 1874 г. Прежде было два, совершенно отдельные опекунские совета - в Москве и Петербурге. По закону 1874 г. оба совета, равно как главный совет женских учебных заведений и московское его отделение, соединены в один опекунский совет, который имеет два присутствия - в Петербурге и Москве*(2081), а делопроизводство сосредоточено в канцелярии IV отделения. Опекунский совет состоит из председателя, которым в Петербурге является главноуправляющий IV отделением; в случае его отсутствия председательствование принадлежит его товарищу; при отсутствии товарища - старшему члену, если только не последовало специального высочайшего назначения. В московском присутствии совета, в небытность главноуправляющего, председательствует один из почетных опекунов по высочайшему назначению, и в случае болезни или временного отсутствия последнего - старший по чину из присутствующих. Члены совета называются почетными опекунами. На них может быть возлагаемо инспектирование тех или других заведений и даже непосредственное управление последними; обыкновенно известное заведение вверяется какому-либо почетному опекуну. Опекунский совет есть учреждение коллегиальное и все дела в нем решаются по большинству голосов, причем в случае равенства голосов перевес получает то мнение, с которым соглашается председатель. В некоторых случаях составляется соединенное присутствие из московского и петербургского советов. Предметы ведомства опекунского совета определяются следующим образом: опекунский совет есть высшее государственное учреждение: 1) по делам законодательным: никакой закон, касающийся ведомства императрицы Марии, и никакое изменение не может быть представлено на высочайшее усмотрение прежде рассмотрения его в опекунском совете; 2) по важным хозяйственным и финансовым делам, напр., касательно снабжения заведений всем необходимым по части обмундирования и продовольствия; 3) по делам о благоустройстве заведений; наконец 4) на рассмотрение совета могут быть предлагаемы дела по высочайшему усмотрению и по предложению главноуправляющего IV отделением. Некоторые из этих дел решаются окончательно, т. е. по большинству голосов, причем петербургское отделение пользуется несколько большею самостоятельностью, чем московское; по другим делам решительный голос принадлежит председателю, причем мнение совета представляется на высочайшее рассмотрение.
Собственно административным установлением является IV отделение. Оно состоит в заведовании управляющего, в помощь которому, в 1876 году учреждена должность помощника управляющего*(2082). Предметы ведомства его следующие: 1) составление различных уставов, положений, инструкций для учреждений ведомства императрицы Марии; 2) хозяйственные дела; 3) инспекторская часть - перемещение и увольнение служащих; 4) дела о помещении воспитанников и воспитанниц в заведения; 5) дела финансовые и счетные; наконец 6) кредитная операция*(2083). Согласно этим предметам, IV отделение разделяется на пять экспедиций; шестая экспедиция находится в Москве, и ей вверено делопроизводство по тем делам, которые ведаются в Московском отделении опекунского совета. Независимо от этого при IV отделении состоят следующие особые учреждения: 1) контрольная экспедиция; 2) учебный комитет по ведомству императрицы Марии; 3) строительный комитет; 4) юрисконсульт; 5) два инспектора по медицинской части С.-Петербургских и Московских учреждений императрицы Марии.
В качестве временного учреждения в составе канцелярии до 1876 года имелось особое отделение по делам Царства Польского. Но с окончанием возложенной на него задачи оно упразднено*(2084).
- Начала русского государственного права
- Том I. О государственном устройстве
- Предисловие
- Bведение
- Часть I. О государственном устройстве Книга первая. Учение о законе Отдел первый. О порядке составления и обнародования закона
- Глава первая. Признаки закона, отличающие его от других распоряжений и постановлений
- Глава вторая. Источник законодательной власти
- Глава третья. Моменты составления законов
- § 22. Право окончательного обсуждения проекта закона должно быть рассмотрено по его содержанию и по его объему.
- Глава четвертая. Обнародование законов
- Отдел второй. О силе закона
- Глава первая. Отношение закона к распоряжениям, исходящим от верховной власти
- § 38. Прежде всего необходимо решить вопрос - признает ли наше законодательство различие между законами и распоряжениями, исходящими от верховной власти?
- § 39. Внешним признакам, отличающим высочайшие повеления от закона, соответствует различие между тем и другим и по самому содержанию.
- Глава вторая. Отношение закона к распоряжениям, исходящим от подчиненных правительственных властей
- § 45. Мы рассмотрим принцип закономерного постановления, во-первых, по отношению к сенату.
- § 50. Неисполнение распоряжения администрации одним лицом предусмотрено 29 ст. Мир. Уст.
- § 51. Между жалобами, о которых говорят наши законы, должно различать: 1) жалобы единоличные, подаваемые частными лицами, и 2) коллективные жалобы, исходящие от сословных и общественных собраний.
- § 55. Гораздо определеннее постановления наших законов о праве коллективных жалоб.
- Глава третья. Распоряжения, исходящие от мест общественных
- § 58. Меры, которые обеспечивают законность распоряжений общественных властей, чрезвычайно разнообразны. Они зависят от тех условий, в которые поставлено то или другое общественное собрание*(148).
- Глава четвертая. Отношение судебной власти к власти законодательной
- § 60. Эти факты указывают на практическую необходимость толкования законов. К ней должно присоединить и юридическую обязанность государства дать суду право толкования.
- § 66. Судебные уставы 1864 г. Отменили старый принцип права толкования и заменили его новым, диаметрально противоположным.
- § 71. Эти общие начала, установляющие силу судебного толкования, выражены и в наших основных законах.
- Отдел третий. О действии закона
- Глава первая. О действии закона во времени*(186) а. Общие начала
- § 86. Принцип, указанный выше, нагляднее всего применяется к области права уголовного, в том смысле, что в этой сфере наиболее легко определить, что должно быть названо обратным действием законов.
- § 89. Затем обратимся к другим видам законов, действие которых также может быть объяснено с точки зрения указанных выше принципов.
- Б. Постановления русского законодательства
- § 90. Постановления русского законодательства по этому предмету изложены в двух статьях Основных законов, из коих первая установляет общее правило, вторая указывает на некоторые исключения.
- § 93. Первое исключение из общего правила, на основании 1 п. 61 ст., составляет тот случай, "когда в законе именно сказано, что он есть токмо подтверждение и изъяснение смысла закона прежнего".
- Глава вторая. О действии законов по месту*(214) а. Общие начала
- § 96. Действие законов по месту различается соответственно различию между законом уголовным и гражданским законом.
- Б. Постановления русского законодательства
- § 102. Указанное общее начало проводится отчасти в области уголовного права, отчасти в праве гражданском.
- В. Местные законы
- Глава третья. О действии закона по лицам
- Книга вторая. О верховной государственной власти Отдел первый. Права и преимущества верховной власти
- § 114. Исследование вопроса о правах и преимуществах государственной власти в России, как в монархии неограниченной, сосредоточивается на рассмотрении прав власти императорской.
- Глава первая. Права верховной власти
- § 119. Эти начала проведены и в нашем законодательстве.
- § 120. Необходимо, следовательно, определить точнее круг непосредственной компетенции императорской власти.
- § 124. Самодержавная власть проявляет свои права в области правосудия.
- § 126. Таковы права верховной власти в сфере гражданского управления. Но права самодержавия обнаруживаются и в области управления церковного. Необходимо прежде всего определить общий объем этих прав.
- Глава вторая. Преимущества верховной власти
- Отдел второй. О преемстве верховной власти
- § 136. Государственная власть, по существу своему, непрерывна, т. Е. Действие ее не прекращается со смертью данного ее представителя; силою закона права ее немедленно переносятся на другое лицо.
- Глава первая. Общие начала преемства престола
- § 138. Порядок преемства государственной власти вообще определяется коренными ее признаками и началами публичного права, в противоположность его праву частному.
- § 139. Порядок преемства власти в монархиях определяется не только вышеизложенными общими условиями государственного блага, но и специальными условиями, присущими монархической форме правления.
- Глава вторая. Порядок престолонаследия по русскому праву
- § 149. Русская система престолонаследия основана на следующих началах:
- Глава третья. Несовершеннолетие императора; опека и правительство
- Отдел третий. Учреждение императорской фамилии
- § 158. Учреждение императорской фамилии издано в 1797 г. Апреля 5-го, императором Павлом I. С небольшими видоизменениями оно вошло в состав основных законов империи.
- § 161. Взаимные отношения агнатов и лиц женского пола, происшедших от мужеского поколения, определяются следующим началом:
- § 162. Лица женского пола лично пользуются определенными им преимуществами и сохраняют их и по выходе замуж, если супруг их не имеет титула высшего (царствующего короля, королевского наследника).
- § 163. Преимущества, принадлежащие членам императорского дома, состоят: а) в особом титуле; б) в праве на известные ордена; в) в праве на определенные почести и отличия и в) в праве на содержание.
- § 165. Преимущества наследника престола и его супруги состоят в следующем:
- § 166. Прочие члены императорского дома пользуются установленными для них преимуществами и содержанием на следующих условиях:
- Книга третья. О подданстве и правах состояния
- Отдел первый. О подданстве вообще
- Глава первая. Существо подданства
- § 172. Природа различных прав и обязанностей, как политических, так и гражданских, требует исключительной принадлежности лица к одному известному государству.
- Глава вторая. Условия приобретения подданства а. Исторический очерк этих условий
- § 177. Конец господству личного принципа был положен феодальной системой, которая перешла к прямо противоположному началу*(431).
- Б. Постановления современных законодательств
- Глава третья. Приобретение прав русского подданства
- § 183. Подобно иностранным законодательствам, и наше различает натурализацию обыкновенную и чрезвычайную.
- Отдел второй. Образование сословий в России*(452) Глава первая. Русские сословия до Петра Великого
- § 193. Таковы главнейшие фактические данные, объясняющие процесс образования сословий в Московском государстве. Сделаем общие выводы из этих фактов.
- Глава вторая. Образование русских сословий со времени Петра Великого а. Отношение Петра Великого к сословиям вообще
- Б. Образование привилегий дворянства
- В. Сословие городских обывателей
- § 213. На этих основаниях легко уже установить различие между городскими обывателями и их разрядами.
- Г. Судьба крестьянского сословия
- Отдел третий. О приобретении и утрате прав состояния Глава первая. О приобретении и сообщении прав состояния а) о приобретении и сообщении прав дворянского состояния
- § 238. Понятие о дворянском состоянии вообще дает 14 ст. IX т. Св. Зак. "Сюда вошли 1 и 91 ст. Жал. Дв. Гр. 1785 г." Первая часть ее определяет самый принцип дворянского состояния. Здесь мы читаем:
- § 240. Дворянское состояние сообщается рождением и браком*(702).
- Б. О приобретении прав духовного состояния
- B. Условия приобретения прав городских обывателей
- Г. Порядок приобретения прав сельских обывателей
- Глава вторая. Об утрате, ограничении, восстановлении и перемене прав состояния
- Отдел четвертый. О правах подданных вообще и по состояниям в особенности Глава первая. Предварительные замечания
- Глава вторая. Права и обязанности русских подданных вообще
- § 258. Суд в действиях своих должен быть связан известными формами, ограждающими личность подозреваемого в преступлении от произвола судебной власти.
- Б. Обеспечение имущественной неприкосновенности лица
- Глава третья. Право передвижения
- § 274. Отлучка русских подданных за границу может быть постоянной и временной.
- Глава четвертая. Право торговли и ремесл
- § 276. Все виды торговли производятся или беспошлинно, или с платой особых пошлин.
- Глава пятая. Законодательство по делам печати*(875)
- § 288. Все издания, не подходящие под правила, изображенные в высочайшем указе сенату 1865 г., подлежат рассмотрению предварительной цензуры*(926).
- Глава шестая. О веротерпимости*(932)
- § 295. Уголовное законодательство прежде всего предвидит внешние действия, направленные против христианской и православной веры, и затем действия субъективные.
- Глава седьмая. Об общих обязанностях русских подданных
- Глава восьмая. О различии сословий по правам и обязанностям а. О различии по правам
- Б. Сословные отличия по обязанностям
- А. Инородцы восточные
- § 319. Оседлые инородцы сравниваются с природными русскими подданными во всех правах и обязанностях, смотря по сословиям, к которым они приписаны, с следующими двумя изъятиями:
- Б. О евреях a) Исторический очерк законодательства о евреях*(1060)
- Б) Действующее законодательство о евреях
- Глава вторая. Об иностранцах
- I. Комитет министров
- II. Совет министров
- III. Кавказский комитет
- Предисловие
- Книга первая. Существо и классификация государственных должностей
- § 1. Учение о государственном управлении есть учение об осуществлении верховных прав, принадлежащих государственной власти, и тех целей государства, к достижению которых оно стремится*(1174).
- Глава первая. О государственных должностях вообще
- § 7. Этими данными определился процесс образования новой королевской власти, отразившийся и на развитии системы государственных должностей. Процесс этот слагался из следующих моментов:
- § 10. Проявление и применение этой идеи были весьма различны. Она сослужила большую службу народным интересам. Но в дальнейшем развитии обнаружились ее несостоятельность и великий практический вред.
- Глава третья. Образование должностей в России
- Глава пятая. Классификация русских государственных установлений
- § 31. Согласно предложенной здесь классификации русских установлений, обозрение их будет расположено в следующем порядке:
- Книга вторая. Отдел первый. Органы законодательства и верховного управления Глава первая. Государственный совет
- Глава вторая. Комитет министров и связанные с ним установления
- I. Комитет министров
- § 48. Приведенными историческими указаниями объясняется компетенция комитета. Мы рассмотрим здесь I) круг дел, подведомственных комитету, и II) степень предоставленной ему власти.
- § 50. Делопроизводство в комитете министров представляет значительное сходство с порядком движения дел в госуд. Совете. Но правила, сюда относящиеся, менее точны и представляют некоторые особенности.
- II. Совет министров*(1451)
- § 52. Дела, вносимые в совет, если государь изъявит на то свое согласие, относятся к порядку как законодательному, так и административному.
- III. Кавказский комитет
- Отдел второй. Высшие места подчиненного управления Глава первая. Правительствующий Сенат*(1466)
- А. История Сената
- A) Сенат при Петре Великом
- Б) Упадок сената (1726 - 1741)
- § 63. Два учреждения, следовавшие одно за другим, лишили Сенат прежнего его значения; это были: Верховный тайный совет и кабинет.
- В) Сенат при Елизавете Петровне (1741 - 1761)
- Г) Реформы Екатерины II и Павла I (1762 - 1801)
- § 70. Меры императора Павла I, с одной стороны, закрепили то, что уже совершилось на деле при Екатерине II, с другой - довершили распадение сената.
- Д) Реформы Александра I*(1584)
- Б. Современное устройство сената
- I. Организация сената
- II. Компетенция сената
- 1) Компетенция Сената в целом его объеме
- 2) Компетенция отдельных департаментов
- § 82. Обнародование законов было предоставлено сенату с самого начала его учреждения, т.Е. При Петре Великом*(1623).
- § 83. Распорядительная власть предоставляется департаменту в следующих случаях:
- Департамент герольдии
- Департамент межевой
- Судебные департаменты, действующие по старому порядку
- Кассационные департаменты*(1710).
- § 99. Компетенция кассационных департаментов должна быть рассмотрена: 1) по пространству их действия, и 2) по роду предоставленных им дел.
- Общие собрания
- Особое присутствие Сената для суждения дел о государственных преступлениях
- III Делопроизводство в сенате
- § 106. При рассмотрении порядка решений дел должно иметь в виду: 1) состав присутствия и порядок заседаний, и 2) порядок рассмотрения дел.
- IV. Особые установления при сенате
- V. Заключение
- § 109. Из обозрения круга дел, предоставленных в настоящее время Сенату, и учреждений, его составляющих, можно придти к следующим заключениям:
- Глава вторая. Св. Правительствующий синод*(1806).
- А. Исторические очерки Синода
- § 120. Государственный характер духовной коллегии выразился в ее организации и круге ведомства.
- Б. Современное устройство синода
- Глава III. Министерства а. Понятие о министерствах вообще
- Б. Министерства в неограниченной монархии
- В. Развитие министерств в России
- Д. Положение министерств в ряду других государственных установлений
- Е. Организация министерств
- § 137. Совещательными учреждениями в министерствах являются: а) совет министра; б) общие присутствия в департаментах; в) специальные советы, состоящие при некоторых департаментах.
- Ж. Организация отдельных министерств
- 1) Министерство иностранных дел
- 2) Министерства военное и морское
- § 143. Военно-сухопутное министерство образовалось из воинской коллегии, образованию которой предшествовали многочисленные приказы по воинской части времен московских*(1899).
- 3) Министерство финансов
- 4) Министерство государственных имуществ
- 5) Государственный контроль
- § 148. Закон 1836 года без существенных изменений оставался в силе до издания в 1862 году положения о финансовой смете и преобразования ревизионной системы в 1863 году.
- 6) Министерство внутренних дел*(1950).
- 7) Министерство народного просвещения
- 8) Министерство путей сообщения
- 9) Министерство юстиции
- 10) Учреждения, состоящие в непосредственном ведении Его Императорского Величества а. Министерство Императорского Двора
- Б. Собственная Его Императорского Величества канцелярия
- В. Комиссия прошений
- § 158. Назначение комиссии прошений не изменено позднейшими узаконениями; она установлена для рассмотрения жалоб и прошений, приносимых Государю*(2088).
- Предисловие
- Введение Общее значение местных установлений*(2098) Глава первая. Централизация, децентрализация и самоуправление
- Глава вторая. Местные учреждения и политическое устройство государства
- § 11. Несмотря на все разнообразие форм управления, все они одинаково могут быть объяснены этим элементарным фактом.
- § 12. Из тесной связи начал политического устройства каждого государства, с его административной системой, нельзя не вывести заключения, что понятие самоуправления есть понятие политическое.
- Глава третья. Главные моменты развития местных учреждений в России
- Книга первая. Исторический очерк местных учреждений в России Отдел первый. Местные учреждения до Екатерины II
- Глава первая. Период московский
- Глава вторая. Первое учреждение губерний
- Глава третья. Переходное время до Екатерины II
- Отдел второй. Сословно-приказная губерния Глава первая. Учреждение о губерниях 1775 года
- Глава II. Местные учреждения от кончины Екатерины II до реформ императора Александра II
- Книга вторая. Учреждения правительственные и дворянские Отдел первый. Административное деление России и система местных установлений
- § 98. Принимая в основание это историческое начало, мы можем принять следующую классификацию "особых" установлений в губернии, названных в 17 ст. II т.:
- § 104. Административное деление Австро-Венгрии*(2287) представляет существенные различия в двух половинах этой монархии.
- Отдел второй. Начальники губерний
- Глава первая. Генерал-губернаторы
- § 108. Учреждение министерств и постепенное развитие губернаторской должности окончательно выяснило неудовлетворительность наместников как органа нормального местного управления.
- Глава вторая. Должность губернатора
- А) Губернатор, как представитель высшей правительственной власти
- Б) Административные обязанности губернатора
- § 124. Перечень обязанностей губернатора по этим предметам, до преобразования местного управления, был изложен в следующих выражениях:
- § 128. Первым из таких предметов является отправление воинской повинности на основание устава 1874 года. Главные моменты по заведованию этими предметами суть следующие:
- В) Участие в разных предметах управления и суда
- § 130. Все вообще губернские и уездные установления подлежат, как мы видели выше, надзору губернатора, как главного представителя правительственной власти в губернии.
- Г) Надзор за сословными и общественными установлениями
- Д) Отчеты о состоянии губернии
- Е) Общее значение должности губернатора
- Глава третья. Градоначальники
- Отдел третий. Правительственные установления
- § 140. Губернское правление состоит: I) из общего присутствия и II) канцелярии.
- § 141. Переходя к рассмотрению отдельных должностей, составляющих губернское правление, заметим следующее.
- § 148. Согласно разделению дел устанавливается и особый порядок их разрешения.
- Глава вторая. Места казенного управления
- § 150. Дела управления казенного сосредоточиваются: 1) в казенной палате; 2) управлении государственными имуществами и 3) губернском акцизном управлении. А) Казенная палата
- Б) Управление государственными имуществами
- В) Акцизное управление
- Г) Контрольные палаты
- Глава третья. Установления полицейские
- I. Исторический очерк полицейских установлений в России
- II. Устройство полиции
- III. Круг ведомства местной полиции
- IV. Распределение власти между отдельными установлениями и чинами полиции
- § 188. Полицейская власть в уездах и городах принадлежит или коллегиальному установлению - полицейскому управлению, или отдельным чинам полиции.
- Отдел четвертый. Дворянские учреждения Глава первая. Состав дворянских собраний
- § 194. Указав на главные начала правил об участии в выборах, рассмотрим отдельные вопросы, возникающие из применения этих правил.
- § 195. На основание рассмотренных правил в губернском собрании дворянства принимают участие (при соблюдении общих условий, указанных ст. 96 и 136):
- Глава вторая. Роды дворянских собраний и принадлежащие им права
- Глава третья. Порядок собраний и их делопроизводство
- Глава четвертая. Дворянские установления