В. Административная структура ведомства промышленной собственности
29.8. К руководящему составу многих современных Ведомств промышленной собственности все чаще предъявляют требование планировать и организовывать их деятельность с точки зрения оптимальной эффективности. В последние годы Ведомства промышленной собственности стали значительно более активными в пропаганде и оказании услуг, связанных с ролью информации о промышленной собственности в качестве важных факторов технического развития, как дополнение к выполнению таких традиционных функций, как поиск и экспертиза, связанные с предоставлением прав на промышленную собственность.
29.9. Большинство Ведомств промышленной собственности ощутили в последние годы также и существенное возрастание объема работ из-за повышения числа подач. Часто и по различным причинам это возрастание объема работ не сопровождалось соответствующим ростом людских ресурсов. Как следствие этого, руководители были вынуждены изыскивать различные пути и способы, включая автоматизацию, повышение эффективности своей производственной деятельности, чтобы выдать «на-гора» больше при тех же или сниженных ресурсах. В этом контексте руководители изучали различные организационные схемы для обеспечения наиболее эффективного использования имеющихся людских ресурсов.
29.10. В настоящее время существует тенденция к группированию всех видов деятельности в области промышленной собственности в одном ведомстве, поскольку это обеспечивает наиболее эффективное использование опыта управленческой работы и взаимозаменяемость определенного числа сотрудников, особенно технических работников. Такая организационная структура позволяет иметь руководящих работников со специальными техническими и управленческими знаниями и опытом на определенных уровнях и дает возможность другим сконцентрировать внимание на вопросах преимущественно управленческого характера. Эта структура также сокращает число руководителей, от которых требуется глубокое знание вопросов промышленной собственности. Другими преимуществами являются:
(1)
обеспечение значительного выбора путей производственного роста для сотрудников;
(2)
возможность объединения определенных функций и устранения дублирования определенных других функций;
(3)
руководящие звенья с разнообразным опытом и подготовкой;
(4)
обеспечение оптимального использования управленческого опыта путем его распространения на более широкие области;
(5)
предоставление возможности совмещения служб, зачастую сокращающих потребность в оборудовании и в служебных помещениях;
(6)
появление возможности организации определенных служб за счет перераспределения оплаты их стоимости между различными центрами.
29.11. Эта структура имеет также и некоторые недостатки. В основном они вызваны тем, что определенным сотрудникам приходится становиться широкопрофильными вместо того, чтобы приобретать углубленный опыт в какой-то одной области. Кроме того, определенные руководящие работники вынуждены заниматься множеством областей, которые весьма различны по характеру. Среди других недостатков можно сформулировать следующие:
(1)
поскольку требования к образованию являются различными в разных секторах, сотрудники одного из секторов могут иметь тенденцию к перерождению в «кузницу» руководящих кадров;
(2)
поскольку на определенных уровнях число руководящих постов меньше, уменьшаются и возможности продвижения на эти уровни.
(а) Генеральный директорат
29.12. Генеральный директорат является органом, которому подчинены все организационные центры. Конкретное наименование этого уровня может быть различным, как, например, Комиссар по патентам и товарным знакам и т. п. или Генеральный директор. Служащий, занимающий этот пост, отвечает за управление всеми организациями, относящимися к промышленной собственности.
29.13. Практически в каждом Ведомстве промышленной собственности этот круг обязанностей является слишком широким для того, чтобы он был возложен только на одного управляющего. Положение может быть урегулировано назначением заместителей генерального директора, отвечающих за определенные операции, или разделением Генерального директората на юридическую и административную сферы деятельности.
(b) Деятельность в области промышленной собственности
29.14. Деятельность в области промышленной собственности организуется различными центрами, подотчетными Генеральному директорату. Эти центры и являются теми подразделениями, которые занимаются деятельностью, ведущей к предоставлению прав на промышленную собственность. Как в отношении этих операций, так и в отношении вспомогательных операций ниже перечисленные функции являются иллюстративными, но не обязательно исчерпывающими.
(i) Патентная экспертиза
29.15. Этот центр отвечает за функции, относящиеся к поиску и экспертизе патентных заявок на выдачу патентов. В большинстве ведомств промышленной собственности этот центр является самым крупным, приносящим наибольшую часть поступлений. В странах, законодательство которых предусматривает выдачу «малых» патентов, этот центр занимается также и таким видом промышленной собственности.
(ii) Экспертиза товарных знаков
29.16. Этот центр отвечает за функции, относящиеся к поиску и экспертизе заявок на регистрацию товарных знаков. Эта часть Директората обеспечила существенное повышение эффективности за счет автоматизации, особенно в области поиска.
(iii) Экспертиза промышленных образцов
29.17. Этот центр отвечает за функции, относящиеся к поиску, экспертизе и выдаче охранных документов, основанных на заявках на промышленные образцы. В странах, имеющих системы охраны полезных моделей, этот центр может отвечать за функции, относящиеся и к этому виду промышленной собственности.
29.18. Следует отметить, что в каждом из центров экспертизы поиск производится непосредственно в самом центре, а не в централизованном поисковом органе. В зависимости от имеющихся ресурсов, численности персонала и конкретной роли ведомства патентный поиск мог бы, разумеется, эффективно выполняться централизованным органом. Такая организационная структура могла бы быть осуществлена, например, в ведомствах, располагающих Центрами Патентной Информации и Документации (ЦПИД).
(iv) Вспомогательные службы
29.19. Этот центр отвечает за предоставление полного спектра вспомогательных услуг трем центрам экспертизы. Примерами таких служб являются:
(1)
получение заявок и формальная проверка на соответствие заявочных материалов требованиям к оформлению и содержанию, на своевременность уплаты пошлин и т. п.;
(2)
публикация патентных заявок и выдачных решений, сообщений о товарных знаках и их регистрации, выдачных решений в отношении промышленных образцов, журналов по промышленной собственности, статистические и иные отчеты и т. п.;
(3)
ведение реестров передачи прав, лицензий, библиографической информации и т. п.;
(4)
пополнение поисковых подборок и организация помещений для проведения поисков, справочных библиотек и т. п.;
(5)
делопроизводство для осуществления функций экспертизы;
(6)
службы документационного обеспечения для продаж, обмена;
(7)
сбор пошлин за поддержание и т. п.
29.20. Одним из вариантов такой структуры могла бы быть организация вспомогательных служб по делопроизводству непосредственно в отделах экспертизы, т. е. вспомогательную службу для патентной экспертизы, для экспертизы товарных знаков или промышленных образцов. Характер обработки этих видов заявок на промышленную собственность таков, что позволяет создавать такие вспомогательные службы для каждого из них.
(v) Апелляции/Опротестования
29.21. Этот центр, сформированный из специалистов в каждой области промышленной собственности, занимается апелляциями в связи с рассмотрением заявок или процедурами опротестования, где такие процедуры существуют. Несмотря на то что организационная схема помещает эти виды деятельности под эгиду одного центра, эксперты с опытом работы в каждой конкретной области промышленной собственности привлекаются обычно в связи с особо сложным характером работы, выполняемой этим центром.
(vi) Договор о патентной кооперации (РСТ)
29.22. В тех случаях, когда Ведомство промышленной собственности является национальным ведомством государства-члена Договора о Патентной Кооперации, центр, отвечающий за эти функции, занимается также выполнением обязанностей по национальной фазе в рамках этого договора. Это включает функции Получающего ведомства для международных патентных заявок, подаваемых гражданами или жителями государства-члена, а также функции указанного ведомства в рамках Главы I этого Договора или выбранного ведомства в рамках Главы II этого Договора.
(vii) Документация и информация
29.23. Этот центр отвечает за широкий спектр деятельности, относящейся к документационным службам, и различные виды деятельности, связанной с использованием информации, содержащейся в документах по промышленной собственности. В последние годы ведомства стали лучше понимать преимущества этих видов деятельности для промышленного прогресса, особенно на уровне малых и средних предприятий. Этот центр мог бы также заниматься управлением таких органов, как Центры Патентной Информации и Документации, и других центров информации по промышленной собственности. Другими примерами деятельности, осуществляемой таким центром, являются:
(1)
поддержание и обновление систем классификации, как национальных, так и, что более вероятно, международных, таких, как система Международной Патентной Классификации (МПК);
(2)
предоставление консультативных услуг для определения стратегии поисков;
(3)
функции справочной службы общего характера;
(4)
переработка и компоновка информации, относящейся к промышленной собственности;
(5)
создание сетей посредников или региональных представителей;
(6)
организация общественного образования и информации, проведения семинаров и лекций, установление деловых контактов с профессиональными объединениями в области промышленной собственности и т. п.;
(7)
проведение поисков на определение уровня техники;
(8)
поддержание деловых отношений с научно-исследовательскими организациями, университетами и другими исследовательскими учреждениями.
(viii) Автоматизация
29.24. Этот центр отвечает за различные виды деятельности, относящиеся к компьютеризации и автоматизации всех операций в области промышленной собственности. Это включает планирование автоматизации, исследования и разработки, отработку систем, контакты с фирмами, заключение контрактов, закупку и обслуживание оборудования, проектирование систем, консультации для пользователей и т. п.
(ix) Программы и исследования
29.25. Центр, занимающийся этими вопросами, отвечает за широкий спектр программ и операций. Во многих отношениях это сердце ведомства промышленной собственности. Многие виды ниже перечисленных видов деятельности зачастую осуществляются центральными (основными) подразделениями министерств, в которые входят Ведомство. Примерами являются:
(1)
внутриведомственное повышение квалификации специалистов и других сотрудников;
(2)
планирование и определение политики;
(3)
пересмотр уставных и инструктивных документов;
(4)
международные отношения;
(5)
управленческие службы;
(6)
принудительное лицензирование;
(7)
финансовый контроль;
(8)
кадровая и материально-техническая службы;
(9)
аттестация патентных поверенных и ведение реестра поверенных;
(10)
договорно-правовые службы;
(11)
службы связи с профессиональными объединениями.
Литература к разделу В:
Р. Trepanier. Организация и управление национальными офисами промышленной собственности. WIPO/RT/IP/TYO/90/l.
- Введение
- Содержание
- Часть III . Формы интеллектуальной собственности 144
- Глава 7. Патенты 144
- Глава 8. Авторские и смежные права 179
- Глава 9. Товарные знаки 214
- Глава 10. Промышленные образцы 260
- Глава 26. Другие специальные конвенции в области смежньк прав 509
- В. Авторские и смежные права
- С. Патенты и родственные понятия
- D. Промышленные образцы
- Е. Товарные знаки, фирменные наименования и географические указания
- F. Недобросовестная конкуренция
- Глава 2. История и эволюция промышленной собственности а. История и эволюция патентов
- 2.1. В истории и эволюции патентов выделяются три важных периода:
- В. История и эволюция товарных знаков
- С. История и эволюция авторского права
- Глава 3. Всемирная организация интеллектуальной собственности...
- Глава 3
- А. Всемирная организация интеллектуальной собственности (воис)
- В. Программы сотрудничества в целях развития воис
- В. Промышленная собственность и развитие
- С. Авторские права и развитие
- Глава 5. Лицензирование и передача технологий а. Введение
- В. Передача и приобретение технологий на коммерческой основе
- С. Переговоры по лицензионным договорам
- Е. Виды лицензий на интеллектуальную собственность
- F. Государственный контроль за лицензионными договорами
- Глава 6. Роль информации и документации о промышленной собственности...
- Глава 6
- А. Роль информации о промышленной собственности в передаче технологии
- В. Виды патентной документации
- С. Содержание патентной документации
- D. Новые технологии для обеспечения хранения и доступа к информции о промышленной собственности
- Е. Статистика о патентных документах как источник технологической информации
- F. Международная патентная классификация (мпк)
- G. Система европейской патентной информации и документации (epidos). Международный центр патентной документации (inpadoc)
- Н. Система капри
- I. Программа поиска на определение уровня техники
- J. Центры патентной информации в развивающихся странах
- Часть III . Формы интеллектуальной собственности глава 7. Патенты а. Введение
- В. Условия патентоспособности
- С. Оформление и подача заявки на изобретение
- D. Экспертиза заявки на изобретение
- Е. Нарушение патентных прав
- F. Использование запатентованного изобретения
- G. Принудительные лицензии
- H. Полезные модели
- Глава 8. Авторские и смежные права
- Глава 8
- А. Введение
- В. Охрана авторских прав
- С. Объект авторского права
- D. Права, охватываемые авторским правом
- Е. Смежные права
- F. Субъекты авторского права
- G. Ограничения авторского права
- Н. Пиратство и иные нарушения
- I. Средства судебной защиты
- 3. Охрана произведений народного творчества
- Глава 9. Товарные знаки
- Глава 9
- А. Введение
- В. Определения
- С. Обозначения, которые могут служить в качестве товарных знаков
- D. Критерии охраноспособности
- Е. Охрана прав на товарные знаки
- F. Условия использования
- G. Регистрация товарных знаков
- Н. Исключение товарного знака из реестра
- I. Права, вытекающие из регистрации товарных знаков
- J. Нарушение права на товарный знак, контрафакция и подделка этикеток и упаковки
- К. Изменение в праве собственности
- L. Предоставление лицензии на использование товарного знака
- М. Фирменные наименования
- Глава 10. Промышленные образцы
- Глава 10
- А. Введение
- В. Эволюция правовой охраны промышленных образцов
- С. Правовая охрана промышленных образцов
- D. Права на промышленные образцы
- Е. Связь с авторскими правами
- Глава 11. Географические указания
- Глава 11
- А. Введение
- В. Охрана географических указаний на национальном уровне
- С. Охрана географических указаний на международном уровне посредством многосторонних договоров
- D. Охрана географических указаний на международном уровне в силу положений двусторонних соглашений
- Глава 12. Защита от недобросовестной конкуренции
- Глава 12
- А. Введение
- В. Необходимость защиты
- С. Правовая основа защиты
- D. Акты недобросовестной конкуренции
- Глава 13. Коммерческая концессия
- Глава 13
- А. Введение
- В. Сравнительная характеристика соглашения о розничной продаже, стандартного лицензионного соглашения и договора коммерческой концессии
- С. Типы коммерческой концессии
- D. Структурные формы коммерческой концессии
- Е. Типовые положения договора коммерческой концессии
- Глава 14. Коммерческое использование персонажей
- Глава 14
- А. Понятие персонажа
- Часть IV. Обеспечение охраны прав интеллектуальной собственности глава 15. Обеспечение защиты прав на промышленную собственность, авторские и смежные права... А. Введение
- В. Общие положения по обеспечению защиты прав на промышленную собственность
- С. Обеспечение защиты патентных прав
- D. Обеспечение защиты авторских и смежных прав
- Е. Деятельность воис по обеспечению защиты прав
- F. Положения по обеспечению защиты прав в соглашении trips
- Глава 16. Судебные процессы, касающиеся интеллектуальной собственности
- Глава 16
- А. Введение
- В. Обзор решений, принимаемых ведомствами по промышленной собственности
- С. Судебные дела по нарушениям
- Глава 17. Арбитражное урегулирование споров, касающихся интеллектуальной собственности
- Глава 17
- А. Альтернативное урегулирование споров
- В. Обеспечение защиты прав в международном контексте
- С. Арбитражный центр воис
- Часть V. Международные договоры и конвенции в области интеллектуальной собственности глава 18. Парижская конвенция по охране промышленной собственности а. Исторический обзор
- В. Основные положения
- С. Административные и финансовые положения
- Глава 19. Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений а. История вопроса
- В. Основные положения
- С. Парижский акт бернской конвенции
- D. Административные функции
- Е. Развивающиеся страны и бернская конвенция
- Глава 20. Договор о патентной кооперации а. Введение
- В. Функционирование системы рст
- С. Преимущества системы рст
- Глава 21. Мадридское соглашение о международной регистрации знаков... И протокол к мадридскому соглашению а. Введение
- В. Принцип международной регистрации
- С. Процедура регистрации
- D. Действия международной регистрации
- Е. Отказ в предоставлении охраны
- F. Изменения, затрагивающие международную регистрацию
- G. Продление
- Н. Уведомления, направляемые национальным ведомствам, и публикации
- I. Протокол к мадридскому соглашению о международной регистрации знаков («мадридский протокол»)
- Глава 22. Гаагское соглашение о международном депонировании промышленных образцов а. Введение
- В. Принцип международного депонирования
- С. Основные положения гаагского соглашения
- D. Преимущества присоединения к гаагскому соглашению
- Глава 23. Договор о законах по товарным знакам а. Введение
- В. Положения договора
- Глава 24. Конвенции по классификации а. Ниццкое соглашение о международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков
- В. Венское соглашение об учреждении международной классификации изобразительных элементов знаков
- С. Локарнское соглашение об учреждении международной классификации промышленных образцов
- Глава 25. Международная конвенция по охране прав исполнителей... Создателей фонограмм и организации эфирного вещания («римская конвенция»)
- А. Эволюция римской конвенции
- В. Взаимосвязь между охраной смежных прав и авторским правом
- С. Основной принцип охраны по римской конвенции: национальный режим
- D. Субъекты охраны
- Е. Минимальный уровень охраны, требуемый конвенцией
- F. Положения, предусматривающие дискреционное регулирование осуществления прав
- G. Ограничения
- Н. Срок охраны
- I. Ограничение формальных процедур
- J. Осуществление римской конвенции
- К. Римская конвенция и развивающиеся страны
- Глава 26. Другие специальные конвенции в области смежньк прав а. Специальные конвенции
- В. Цели и задачи специальных конвенций
- С. Основные характеристики специальных конвенций
- D. Материально-правовые положения конвенции по фонограммам
- Е. Материально-правовые положения конвенции по спутникам
- F. Конвенции по фонограммам и спутникам и развивающиеся страны
- Глава 27. Международная конвенция по охране селекционных достижений а. Введение
- С. Акт 1991 года конвенции upov
- D. Последние события
- Глава 28. Соглашение о торговых аспектах прав на интеллектуальную собственность («trips») а. Введение
- В. Общие положения, основные принципы и заключительные положения (части I и VII)
- С. Стандарты, относящиеся к наличию, объему и использованию прав интеллектуальной собственности (часть II)
- D. Обеспечение защиты прав интеллектуальной собственности (часть III)
- Е. Приобретение и поддержание в силе прав интеллектуальной собственности и относящиеся к ним процедуры (часть IV)
- F. Предотвращение и урегулирование споров (часть V)
- Часть VI Управление интеллектуальной собственностью и обучение праву интеллектуальной собственности глава 29. Управление промышленной собственностью а. Введение
- В. Административная структура ведомства промышленной собственности
- С. Патентное ведомство
- D. Ведомство товарных знаков
- Е. Ведомство промышленных образцов
- F. Межправительственное сотрудничество
- G. Государственная поддержка изобретательской деятельности
- Глава 30 управление авторскими правами а. Инфраструктура для реализации авторских прав a Введение
- В. Коллективное управление авторскими правами
- Глава 31 поверенный по патентам и товарным знакам а. Введение
- В. Функции патентного поверенного
- С. Патентные поверенные на предприятиях
- Е. Функции поверенного по товарным знакам
- F. Требования к подготовке патентного поверенного
- Глава 32. Обучение праву интеллектуальной собственности а. Введение
- В. Программы обучения в области интеллектуальной собственности
- С. Выбор курсов по интеллектуальной собственности
- D. Отбор материалов и написание учебных планов
- Е. Методика преподавания и стратегия обучения
- F. Контакты между преподавателями и научными работниками
- G. Роль преподавателей в законодательном процессе
- Н. Исследовательские институты в области интеллектуальной собственности
- I. Заключение
- Часть VII. Новое в интеллектуальной собственности глава 33. Охрана новых технологических объектов а. Компьютерные программы
- В. Биотехнология
- С. Интегральные микросхемы
- D. Репрография
- Е. Новая техника связи
- F. Цифровые системы распространения
- Глава 34. Предлагаемые международные договора и соглашения а. Проект договора о патентных законах
- В. Проект протокола к бернской конвенции и новый возможный правовой акт об охране прав исполнителей и производителей
- С. Пересмотр гаагского соглашения относительно международного депонирования промышленных образцов
- D. Проект договора воис по урегулированию споров между государствами в области интеллектуальной собственности