logo
33_DIsk_IV / всемирная организация организации инт собств / intsobst

F. Государственный контроль за лицензионными договорами

5.185. В ряде развивающихся стран приток технологий является предметом всевозможного контроля как средства обеспечения соответствия договора о передаче технологии экономическим целям государства. В некоторых странах подобный контроль является частью общей системы законов, контролирующих иностранные инвестиции. В других странах этот контроль основывается на правилах обмена валюты, регулирующих поток платежей за рубеж, независимо от того, являются ли они дивидендами, роялти, или доходом иных видов, или возвратом капитала. Импортные правила, особенно пониженные тарифные ставки или льготы для продукции, использующей необходимую стране технологию, также могут иметь косвенный эффект на приток технологий. В некоторых развивающихся странах созданы специальные правовые системы для контроля импорта технологий в страну и в самой стране. Такие системы предусматривают, чтобы государственный орган ставился в известность о лицензиях на промышленную собственность и о договорах о передаче технологий либо, чтобы они регистрировались или одобрялись им в соответствии с критериями, установленными законодательствами или предписанными правилами и руководствами, издаваемыми соответственными государственными органами.

5.186. Непредставления соответствующей стороной лицензии на промышленную собственность, договора о передаче технологии, их модификаций, изменений, продлении или завершения соответствующему государственному органу для регистрации или одобрения в установленные сроки и в соответствии с предписанными условиями влечет ряд правовых последствий. Согласно соответствующим законам неудовлетворение этих требований может привести к недействительности или невозможности исполнения лицензии или договора, к наложению штрафа на обязанную сторону либо к приостановке ее торговых прав или к потере ее делового статуса. Регистрация или одобрение лицензии или договора может выступать предварительным условием представления доказательств действительного осуществления патента или действительного использования товарного знака в данной стране либо получения разрешения финансовых служб осуществлять платежи за рубеж или получать финансовые или иные льготы, предназначенные для поощрения в определенных секторах промышленности.

5.187. Типовой закон ВОИС для развивающихся стран об изобретениях (второй том) содержит положения, устанавливающие правовые и административные рамки для экспертизы и регистрации таких контрактов, с подходом, гарантирующим, что договор не наложит необоснованных ограничений на получателя технологии, которые привели бы к тому, что договор в целом окажется вреден для экономических интересов страны.

5.188. Намерением является не только защитить местное предприятие, заключающее договор для приобретения технологии, которое зачастую имеет слабую позицию при сделке, но также, и даже в большей степени, предотвратить ущерб от некоторых договоров экономической политике государства. Жизненно важным для развивающейся страны является то, чтобы приобретение иностранной технологии — хотя и чрезвычайно нужной — не привело бы к ненужным нагрузкам на экономику. Серьезные последствия могут возникнуть, если стоимость технологии может превысить ее ценность для местной экономики; например, снижение индекса промышленного развития, истощение естественных ресурсов, неблагоприятный торговый баланс, неправильное использование финансовых ресурсов и т.д.

5.189. Такой закон предусматривает, что экспертиза и регистрация договоров является прерогативой патентного ведомства. В соответствии с организационной структурой государства это может быть не прерогативой патентного ведомства, а другого государственного агентства.

5.190. Для содействия соответствующему ведомству в экспертизе таких договоров Типовой закон устанавливает перечень из 17 пунктов, которые соответствующее ведомство должно принимать во внимание. Перечень не является исчерпывающим: в регистрации договора может быть отказано, даже если он не содержит ни один из перечисленных пунктов; это может быть в случае, когда договор содержит пункт, не встречающийся в перечне, но который налагает определенные ограничения на получателя, так что договор, рассматриваемый в целом, оказывается вредным для экономических интересов страны. Во-вторых, наличие в договоре какого-либо из приведенных пунктов не обязательно ведет к отказу в регистрации договора; в регистрации договора может быть отказано, только если налагаемые на получателя ограничения являются необоснованными и если договор, рассматриваемый в целом, вреден для экономических интересов страны; действительно, в зависимости от обстоятельств дела наличие такого пункта может и не вести к неблагоприятным последствиям для экономических интересов страны или, если он и приводит к таким последствиям, они могут перекрываться положительными эффектами для экономических интересов страны, к которым приводит наличие других пунктов контракта, поскольку никакая кодификация конкретных пунктов не может охватить практически неограниченное число лежащих в основе факторов (деловых, коммерческих, технологических и т. д.), которые могут учитываться при определении того, какой эффект конкретный договор будет иметь в данном экономическом окружении. Другими словами, ведомство должно применять эти положения не жестко, а гибко, хотя и рассматривая конкретные достоинства каждого контракта в свете экономических интересов страны.

Упоминавшиеся пункты — это пункты, следствием которых могли бы быть:

(1)

импорт технологии из-за рубежа, когда подобная или эквивалентная технология может быть получена на таких же или более льготных условиях без ввоза технологии из-за рубежа;

(2)

обязанность получателя совершать платежи, непропорциональные ценности технологии, к которой относится договор;

(3)

обязанность получателя приобретать какие-либо материалы у поставщика или у источников, указанных или одобренных поставщиком, за исключением случаев, когда иное невозможно для практических целей обеспечения качества производимой продукции и при условии поставки таких материалов по разумной цене;

(4)

ограничение свободы получателя приобретать любые материалы из любых источников, за исключением случаев, когда иное невозможно для практических целей обеспечения качества производимой продукции;

(5)

ограничение свободы получателя использовать любые материалы, не предоставляемые поставщиком или получаемые не из источников, указанных или одобренных поставщиком, за исключением случаев, когда иное невозможно для практических целей обеспечения качества производимой продукции;

(6)

обязанность получателя продавать производимую им продукцию исключительно или главным образом лицам, указанным поставщиком;

(7)

обязанность получателя передавать поставщику любые усовершенствования в технологии, к которой относится договор, сделанные получателем, без получения соответствующей оплаты;

(8)

ограничение объема продукции, производимой получателем;

(9)

ограничение свободы получателя на экспорт или его свободы разрешать другим экспортировать производимую им продукцию, при условии что, если поставщик в стране, на которую распространяются такие ограничения, владеет патентом, который был бы нарушен в случае импорта такой продукции в эту страну, если поставщик имеет договорное обязательство не разрешать третьим лицам экспортировать такую продукцию в эту страну либо если поставщик уже удовлетворяет рынок этой страны такой продукцией, эти факты будут приняты во внимание;

(10)

обязанность получателя нанимать лиц, указанных поставщиком, которые не необходимы для эффективной передачи технологии, к которой относится договор;

(11)

наложение ограничений на исследования или технологическое проектирование, осуществляемые получателем;

(12)

ограничение свободы получателя использовать любую технологию, отличную от технологии, к которой относится договор;

(13)

распространение условий договора на технологии, не требуемые для достижения целей договора, и обязанность получателя учитывать такие технологии;

(14)

фиксирование цен при продаже или перепродаже продукции, производимой получателем;

(15)

снятие с поставщика всякой ответственности, вытекающей из дефектов, присущих технологии, к которой относится договор, или необоснованное ограничение такой ответственности;

(16)

ограничение свободы получателя использовать технологию, приобретенную согласно договору, по истечении его договорных обязательств, однако с учетом патентных прав поставщика;

(17)

установление срока действия договора, который необоснованно долог по сравнению с экономической функцией договора, при условии что срок, не превышающий срок действия патента, к которому относится договор, не может считаться необоснованно долгим.

5.191. Система, предусмотренная Типовым законом, хотя и указывает на некоторые из наиболее важных положений, которые следует рассматривать, предлагает гибкий подход, требующий проведения экспертизы каждого договора по существу в общем экономическом и технологическом контексте соответствующей страны. Без сомнения, одобрение договора должно также зависеть и от таких сторон, как валютный курс и другие факторы, связанные с выплатами за рубеж.

Литература к разделу F:

Международное бюро. Переговоры и надзор за контрактами на приобретение и передачу технологий, когда такие контракты включают в себя вопросы интеллектуальной собственности. WIPO/IP/AC/86/8.

Международное бюро. Примерное законодательство ВОИС для развивающихся стран по изобретениям. Vols I and II WIPO Риb. No. 840(Е) and 841(Е).