logo
33_DIsk_IV / всемирная организация организации инт собств / intsobst

В. Основные положения

18.10. Положения Парижской конвенции можно разбить на четыре основные категории.

18.11. Первая категория положений содержит нормы материального права, которые гарантируют основное право, известное как право национального режима в каждой из стран-членов.

18.12. Вторая категория положений устанавливает еще одно основное право, известное как право приоритета.

18.13. Третья категория положений определяет целый ряд общих норм в области материального права, которые содержат либо нормы, устанавливающие права и обязанности физических и юридических лиц, либо нормы, требующие или разрешающие странам-членам предусматривать в своем законодательстве соответствующие этим нормам положения.

18.14. Четвертая категория положений имеет отношение к административным рамкам, мента, предлагавший создание международного «союза» по охране промышленной собственности. Этот проект вместе с приглашением участвовать в Международной конференции в Париже в 1880 году был разослан французским правительством ряду других государств. Данная Конференция приняла проект конвенции, которая содержала в основном те существенные положения, которые до настоящего времени являются основными моментами Парижской конвенции.

(а) Принцип национального режима

18.15. Положения, касающиеся национального режима, содержатся в статьях 2 и 3 Конвенции.

18.16. Национальный режим означает, что в отношении охраны промышленной собственности каждая страна-участница Парижской конвенции должна предоставлять такую же охрану гражданам других стран-членов, какую она предоставляет своим собственным гражданам.

18.17. Такой же национальный режим должен предоставляться гражданам стран, не являющихся участницами Парижской конвенции, если они имеют местожительство в стране-члене либо если они имеют «действительное и серьезное» промышленное или торговое предприятие в такой стране. Однако никакие требования о месте жительства или наличии предприятия в стране, где испрашивается охрана, не могут предъявляться гражданам стран-членов в качестве условия за получение выгод от пользования правами промышленной собственности.

18.18. Норма национального режима является одним из краеугольных камней системы международной охраны, установленной согласно Парижской конвенции. Она гарантирует, что будут охраняться не только права иностранцев, но также и то, что против них не будет никакой дискриминации. Без этой нормы зачастую будет очень трудно, а иногда даже и невозможно получить надлежащую охрану изобретений, товарных знаков и других объектов промышленной собственности в иностранных государствах.

18.19. Норма национального режима применяется прежде всего к «гражданам» стран-членов. Термин «гражданин» включает в себя как физических, так и юридических лиц. В отношении юридических лиц определение их гражданства может оказаться затруднительным. Обычно никакой национальной принадлежности как таковой для юридических лиц различными национальными законодательствами не устанавливается. Конечно, сомнений не имеется, когда считаются национальными в стране-члене государственные предприятия или другие образования, созданные согласно публичному праву данной страны. Юридические лица, созданные в соответствии с частным правом страны-члена, как правило, будут считаться гражданами этой страны. Если их штаб-квартира фактически находится в другой стране-члене, то они могут также считаться гражданами страны-местонахождения штаб-квартиры.

18.20. Согласно статье 2(1) норма национального режима применяется в отношении всех преимуществ, которые предоставляются различными национальными законодательствами своим гражданам. Это означает, что национальное законодательство должно применяться к гражданам определенной страны-члена таким же образом, как оно применяется к гражданам других стран-членов. В этом отношении норма национального режима исключает любую возможность дискриминации, наносящей ущерб гражданам других стран-членов.

18.21. К тому же это означает, что исключается любое требование о взаимности охраны. Предположим, что в какой-то стране-члене срок патентной охраны более длительный, чем в другой стране-члене: первая страна не имеет права предусматривать, что граждане второй страны будут иметь такой же по продолжительности срок охраны, какой им предоставляется законом этой второй страны. Этот принцип применяется не только к кодифицированному закону, но также и к практике судов (юриспруденции), практике патентного ведомства или других административных государственных учреждений, поскольку он применяется к гражданам страны.

18.22. Однако применение национального законодательства к гражданину другой страны-члена не препятствует ему в приобретении более выгодных прав, специально предусмотренных в Парижской конвенции. Эти права ясно оговариваются. Принцип национального режима должен применяться без ущерба таким правам.

18.23. Статья 2(3) устанавливает исключение в норме национального режима. Национальное законодательство, относящееся к судебной и административной процедуре, к компетенции и к требованию представительства, безусловно «сохраняется». Это означает, что определенные требования обычного процедурного характера, которые налагают специальные условия на иностранцев для целей судебной и административной процедуры, могут юридически также применяться против иностранцев, являющихся гражданами стран-членов. Примером может служить требование для иностранцев вносить в качестве гарантии или залога определенную сумму на судебные издержки. Еще один пример четко устанавливает требование для иностранцев либо указать адрес для переписки, либо назначить агента в стране, в которой испрашивается охрана. Последнее, возможно, является наиболее распространенным требованием, предъявляемым к иностранцам, а также является разрешенным исключением из нормы национального режима.

18.24. Как уже указывалось ранее, применение нормы национального режима распространяется также и на граждан стран, не участвующих в Конвенции, при условии, что они проживают или имеют в стране-члене промышленное или торговое предприятие. Это положение содержится в статье 3.

18.25. Термин «проживают» в обычной интерпретации не должен требовать местожительство в строгом юридическом смысле этого термина. Лицо является также «проживающим» в смысле статьи 3, если оно живет более или менее постоянно в определенном месте, не имея там своей юридической резиденции. Другими словами, простое проживание в отличие от юридического местожительства является достаточным. Местонахождением юридических лиц является местонахождение их фактических штаб-квартир.

18.26. Если местожительства не имеется, тогда еще может быть промышленное или торговое предприятие, которое дает лицу право на национальный режим. Понятие промышленного или торгового предприятия, находящегося на территории страны-члена и принадлежащего гражданину страны, не участвующей в Конвенции, разъясняется в тексте самой Конвенции. Оно требует, чтобы предприятие было действительным и серьезным. Это означает, что должна осуществляться фактическая промышленная или коммерческая деятельность. Простой почтовый ящик или аренда небольшого помещения без реальной деятельности является недостаточным.

(b) Право приоритета

18.27. Положения, касающиеся права приоритета, содержатся в статье 4 Конвенции. Право приоритета означает, что на основе обычной заявки на право промышленной собственности, поданной заявителем в одной из стран-членов, тот же заявитель (или его правопреемник) может в течение определенного периода времени (6 или 12 месяцев) испрашивать охрануво всех других странах-членах. Эти более поздние заявки впоследствии будут рассматриваться, как если бы они были поданы в тот же день, как и первая (или более ранняя) заявка. Другими словами, эти более поздние заявки имеют статус приоритетных по отношению ко всем заявкам, относящимся к тому же изобретению и поданным после даты подачи первой заявки. Они также имеют статус приоритетных по отношению ко всем действиям, совершенным после этой даты, которые обьршым образом бьыи бы способны лишить юридической силы права заявителя либо патентоспособность его изобретения.

18.28. Право приоритета дает большие практические преимущества заявителю, желающему получить охрану в нескольких странах. От заявителя не требуется подавать все заявки как дома, так и за рубежом в одно и то же время, поскольку в его распоряжении имеется 6 или 12 месяцев, чтобы решить, в каких странах испрашивать охрану. Заявитель может использовать этот период, чтобы тщательно продумать, какие шаги следует предпринять для обеспечения охраны в различных странах, которые представляют интерес в этом случае.

18.29. Получателем выгод от права приоритета является любое лицо, имеющее право пользоваться нормой национального режима, которое подало должным образом патентную заявку на изобретение или на другое право на промышленную собственность в одной из стран-членов.

18.30. Право приоритета может основываться только на первой заявке на одно и то же право промышленной собственности, которая должна быть подана в стране-члене. Поэтому нельзя вслед за первой заявкой подавать вторую, возможно улучшенную заявку, а затем использовать эту вторую заявку как основу для приоритета. Причина этой нормы очевидна: нельзя позволить бесконечную цепочку следующих одно за другим притязаний на приоритет на один и тот же объект, поскольку по существу это могло бы значительно продлить срок охраны данного объекта.

18.31. Статья 4А(1) Парижской конвенции ясно признает, что к праву приоритета может также прибегнуть и правопреемник первого заявителя. Право приоритета может передаваться правопреемнику без одновременной с этим передачи самой первой заявки. Это также позволяет, в частности, передавать право приоритета различным лицам в различных странах, что на практике встречается довольно часто.

18.32. Более поздняя заявка должна касаться того же самого объекта, что и первая, по которой испрашивается приоритет. Другими словами, объектом обеих заявок должно быть одно и то же изобретение, товарный знак или промышленный образец. Однако возможно использование первой заявки на патент на изобретение в качестве приоритетной основы для регистрации полезной модели, и наоборот. То же самое изменение формы охраны в обоих направлениях является также возможным между полезными моделями и промышленными образцами.

18.33. Чтобы возникло право приоритета, первая заявка должна быть «подана надлежащим образом». Любая подача, которая эквивалента обычной национальной подаче, является действительной основой права приоритета. Обычная национальная подача означает любую подачу, которая надлежащим образом устанавливает дату, на которую подана заявка в соответствующей стране. Понятие «национальная» подача определяется включением также и заявок, поданных в соответствии с двусторонними или многосторонними договорами, заключенными между странами-членами.

18.34. Отзыв, приостановление делопроизводства или отклонение первой заявки не лишает ее способности служить в качестве основания для приоритета. Право приоритета продолжает существовать, даже если первая заявка, породившая это право, уже больше не существует.

18.35. Действие права приоритета регулируется в статье 4В. Можно подвести итог этому действию, сказав, что, как следствие притязания на приоритет, более поздняя заявка должна рассматриваться, как если бы она уже была подана во время подачи в еще одной стране-члене первой заявки, по которой испрашивается приоритет. Благодаря праву приоритета все действия, совершенные в период времени между датами подачи первой и более поздней заявок (так называемый приоритетный период), не могут лишить прав, которые являются предметом более поздней заявки.

18.36. На языке конкретных примеров это означает, что патентная заявка на то же самое изобретение, поданная третьим лицом в течение приоритетного периода, не даст преимущественного права, хотя она и была подана до более поздней заявки. Подобным образом публикация или публичное использование изобретения, которое является предметом более поздней заявки, в течение приоритетного периода не опровергнет новизну или изобретательский характер этого изобретения. По этой причине не имеет значения, осуществлена ли публикация заявителем, самим изобретателем или третьей стороной.

18.37. Продолжительность приоритетного периода различна в соответствии с различными видами прав промышленной собственности. Для патентов на изобретение и полезные модели приоритетный период составляет 12 месяцев, для промышленных образцов и товарных знаков — шесть месяцев. При определении продолжительности приоритетного периода в Парижской конвенции пришлось учитывать противоположные интересы заявителя и третьих сторон. Кажется, что приоритетные периоды, предписываемые в настоящее время Парижской конвенцией, подводят соответствующий баланс между этими противоречивыми интересами.

18.38. Как признается Конвенцией, право приоритета позволяет притязать на «множественные приоритеты» и «частичные приоритеты». Поэтому более поздняя заявка может не только притязать на приоритет более ранней заявки, но она также может сочетать приоритет нескольких более ранних заявок, каждая из которых относится к различным элементам предмета более поздней заявки. К тому же в более поздней заявке элементы, на которые испрашивается приоритет, могут сочетаться с элементами, на которые приоритет не испрашивается. Во всех этих случаях более поздняя заявка, конечно, должна отвечать требованию единства изобретения.

18.39. Эти возможности соответствуют потребности на практике. Зачастую после первой подачи предметом дальнейших заявок в стране происхождения являются дальнейшие улучшения и усовершенствования изобретения. В таких случаях очень практичным является возможность объединять эти различные более ранние заявки в одну более позднюю, когда до истечения годового приоритета заявка подается в другую страну-член. Это объединение также возможно, даже если множественные приоритеты появляются в различных странах-членах.

(с) Положения, относящиеся к патентам

(i) Независимость патентов

18.40. Норма, касающаяся «независимости» патентов, содержится в статье 4bis. Эта норма означает, что патенты на изобретение, выданные в странах-членах гражданам или резидентам стран-членов, должны рассматриваться как независимые от патентов на изобре-

18.40. Норма, касающаяся «независимости» патентов, содержится в статье 4bis. Эта норма означает, что патенты на изобретение, выданные в странах-членах гражданам или резидентам стран-членов, должны рассматриваться как независимые от патентов на изобретение, полученные на то же самое изобретение в других странах, включая страны, не участвующие в Конвенции.

18.41. Этот принцип должен пониматься в его самом широком смысле. Это означает, что выдача патента на данное изобретение в одной стране не обязывает никакую другую страну-член выдать патент на то же самое изобретение. К тому же этот принцип означает, что не может быть отказано в выдаче патента на изобретение, он не может быть признан недействительным или каким-то образом прекращено его действие в любой стране-члене на том основании, что в какой-то другой стране было отказано в выдаче патента на то же самое изобретение или он был признан недействительным или он больше не поддерживается или прекращено его действие. В этом отношении судьба какого-то определенного патента на изобретение в одной стране никоим образом не влияет на судьбу патента на то же самое изобретение в любой из других стран.

18.42. Кроящейся причиной и главным аргументом в пользу принципа независимости патентов на изобретение является то, что национальные законы и административная практика в странах, как правило, очень отличаются. Решение не выдавать патент на изобретение или признавать его недействительным в какой-то стране на основании ее законодательства зачастую не имеет никакого отношения к отличающимся правовым ситуациям в других странах. Было бы несправедливо, если владелец потерял бы патент на изобретение в других странах на том основании, что он потерял патент в какой-то стране вследствие неуплаты ежегодной пошлины в этой стране либо вследствие признания патента недействительным в этой стране на основании, которого не существует в законодательствах других стран. Более того, система, в которой патенты зависят от иностранных патентов, не соответствовала норме национального режима.

18.43. Особенности принципа независимости патентов на изобретение содержатся в статье 4bis(5). Это положение требует, чтобы патент, выдаваемый по заявке, в которой испрашивается приоритет на основании одной и более иностранных заявок, имел тот же самый срок действия, который бы он имел согласно национальному закону без испрашивания» приоритета. Другими словами, запрещается вычитать приоритетный период из срока действия патента, ссылаясь на приоритет первой заявки. Например, положение в национальном законе, устанавливающее начало срока действия патента на изобретение с даты (иностранного) приоритета, а не с даты подачи заявки в стране, было бы нарушением этой нормы.

(ii) Право упоминания изобретателя

18.44. Другой важной общей нормой является статья 4ter , которая относится к упоминанию изобретателя. По этому вопросу Парижская конвенция предусматривает только общую норму. В ней устанавливается, что изобретатель должен иметь право быть названным в качестве такового в патенте на изобретение.

18.45. Национальные законы воплощают это положение несколькими путями. Некоторые законы предоставляют изобретателю только право на гражданский иск против заявителя или владельца, чтобы обеспечить включение своего имени в патент на изобретение. Другие (и кажется, эта тенденция все нарастает) заставляют указывать имя изобретателя во время процедуры выдачи патента на основе ex officio. В некоторых странах, например в Соединенных Штатах Америки, даже требуется, чтобы заявителем патента был сам изобретатель.

(iii) Ввоз объектов; неиспользование и принудительные лицензии

18.46. В статье 5А Конвенции затрагиваются вопросы неиспользования запатентованного изобретения, ввоза защищенных патентами объектов и принудительных лицензий.

18.47. В отношении ввоза положение устанавливает, что ввоз патентовладельцем защищенных патентом объектов, изготовленных в любой из стран Союза, в страну, где патент был выдан, не повлечет за собой утрату прав на патент. Это положение сформулировано довольно узко и потому применяется только тогда, когда выполняются несколько условий. Вследствие этого страны Союза имеют значительную свободу действий по законодательному регулированию в отношении ввоза запатентованных товаров в зависимости от любых обстоятельств, которые отличаются от предусмотренных в данном положении.

18.48. Данная статья применяется к патентовладельцам, которым предоставлено право извлекать выгоду из Парижской конвенции и которые, имея патент в одной из стран Парижского союза, импортируют в эту страну товары (защищенные патентом), изготовленные в другой стране Союза. В этом случае выданный в стране ввоза патент не может быть утрачен в качестве санкции за такой ввоз.

18.49. В этом контексте термин «патентовладелец» включает также любое лицо, которое осуществляет ввоз от имени такого патентовладельца.

18.50. В отношении ввозимых товаров является достаточным, чтобы они изготавливались в стране Союза. Тот факт, что изготовленные в стране Союза товары впоследствии перемещались через другие страны и в конце концов были ввезены из страны, не являющейся членом Союза, не препятствует применению этой статьи.

18.51. Наконец, можно отметить, что термин «утрата» в статье 5А(1) включает в себя любую меру, которая безусловно прекращает действие патента. Поэтому он охватывает такие понятия, как признание недействительным, отзыв, аннулирование, отмена и т. д. Вопрос, может ли «утрата» в свете цели данной статьи или духа Парижской конвенции толковаться как охватывающая также и другие меры, которые препятствовали бы ввозу (штрафы, приостановление прав и т. д.), оставлен на усмотрение национального законодательства и решений судов.

18.52. В отношении использования патентов и принудительных лицензий существо положений, содержащихся в статье 5А, заключается в том, что каждая страна может принять законодательные меры, предусматривающие выдачу принудительных лицензий. Целью этих принудительных лицензий является предотвращение злоупотреблений, которые могут происходить от осуществления исключительных прав, предоставляемых патентом на изобретение, например, неиспользование или недостаточное использование.

18.53. Принудительные лицензии на основании неиспользования или недостаточного использования являются наиболее употребительной принудительной направленной против патентовладельца мерой предотвращения злоупотреблений правами, предоставляемыми патентом на изобретение. Они специально оговорены в статье 5А.

18.54. Главным аргументом в принуждении использования изобретения в определенной стране является то соображение, что для содействия индустриализации страны патенты на изобретение не должны применяться в качестве преграды использованию изобретения в стране или для монополизации ввоза запатентованных объектов патентовладельцем. Скорее они должны применяться в целях внедрения новой технологии в стране. Можно ли на самом деле ожидать таких действий от патентовладельца, диктуется прежде всего экономическими соображениями, а затем это также является вопросом времени. Использование изобретения во всех странах является, как правило, неэкономичным. Более того, является общепризнанным, что прямое использование изобретения во всех странах невозможно. Поэтому статья 5А пытается уравновесить эти противоречивые интересы.

18.55. Нельзя потребовать выдачи принудительных лицензий за неиспользование или недостаточное использование изобретения до истечения определенного периода времени неиспользования или недостаточного использования. Этот срок истекает либо после четырех лет с даты подачи патентной заявки, либо после трех лет с даты выдачи патента на изобретение. Применяется в каждом случае тот срок, который истекает позднее.

18.56. Срок в три или четыре года является минимальным. Патентовладельцу должен предоставляться более длительный период, если он может привести законные причины своего бездействия. Другими словами, патентовладелец может представить доказательства в том, что препятствия правового, экономического или технического характера помешали использованию или более широкому использованию изобретения в стране. Если это доказано, то в запросе о выдаче принудительной лицензии должно быть отказано, по крайней мере временно. Срок в три или четыре года является также минимальным сроком в том смысле, что национальное законодательство может предусматривать и более длительные сроки.

18.57. Принудительная лицензия за неиспользование или недостаточное использование должна быть неисключительной лицензией и может передаваться только вместе с частью предприятия, использующего принудительную лицензию. Патентовладелец должен сохранить право выдачи других неисключительных лицензий, а также право использования изобретения им самим. Более того, поскольку принудительная лицензия выдается какому-то определенному предприятию на основе его известных возможностей, она ограничена этим предприятием и не может передаваться отдельно от этого предприятия. Эти ограничения предназначены для предотвращения случаев завоевания принудительной лицензией более сильных рыночных позиций по сравнению с той целью, ради которой принудительная лицензия была выдана, а именно для обеспечения достаточного использования изобретения в стране.

18.58. Все эти упомянутые в статье 5(А)4 специальные положения о принудительных лицензиях применяются только в отношении принудительных лицензий за неиспользование или недостаточное использование. Они не применяются к другим видам принудительных лицензий, которые могут быть предусмотрены национальным законодательством. Другие такие виды принудительных лицензий могут выдаваться для предотвращения злоупотреблений, не относящихся к неиспользованию или недостаточному использованию. Такими злоупотреблениями могут, например, быть чрезмерно высокие цены, или необоснованные условия для договорных лицензий, или другие ограничительные меры, сдерживающие промышленное развитие.

18.59. Принудительные лицензии могут также выдаваться исходя из государственных интересов, в случаях, когда патентовладелец не злоупотребляет своими правами. В отдельных случаях это может происходить, когда патент на изобретение затрагивает жизненные государственные интересы, например в области военной безопасности или общественного здравоохранения.

18.60. Имеются также случаи, когда принудительная лицензия предоставляется в целях защиты государственных интересов в беспрепятственном техническом прогрессе. Это тот случай, когда принудительная лицензия выдается на так называемые зависимые патенты. Если запатентованное изобретение не может использоваться без применения более раннего патента на изобретение, выданного другому лицу, тогда владелец зависимого патента при определенных обстоятельствах может иметь право запросить принудительную лицензию для обеспечения использования этого изобретения. Если владелец зависимого патента на изобретение получает принудительную лицензию, то его могут обязать в свою очередь выдать лицензию владельцу более раннего патента на изобретение.

18.61. Все эти другие виды принудительных лицензий можно сгруппировать вместе под общим названием принудительных лицензий в государственных интересах. Парижская конвенция не ставит препятствий предусматривать в национальных законах положения о таких принудительных лицензиях, и они не являются предметом ограничений, предусмотренных статьей 5А. В частности, это означает, что принудительные лицензии в государственных интересах могут предоставляться, не ожидая истечения срока, предусмотренного для принудительных лицензий, которые относятся к неиспользованию или недостаточному использованию.

(iv) Льготный срок для уплаты пошлин за сохранение прав

18.62. Статья 5bis предусматривает льготный срок для уплаты пошлин за сохранение прав промышленной собственность. В ней говорится о восстановлении патентов на изобретение в случае неуплаты пошлин.

18.63. В большинстве стран сохранение определенных прав промышленной собственности, а в основном это права на патенты на изобретения и товарные знаки, зависит от периодической уплаты пошлин. Для патентов пошлины на их поддержание, как правило, должны уплачиваться каждый год, и в этом случае они также называются ежегодными. Немедленная утрата патента на изобретение в случае неуплаты одной ежегодной пошлины на должную дату была бы слишком суровой мерой. Поэтому Парижской конвенцией предусмотрен льготный период, в течение которого уплата еще может быть произведена после обусловленной даты с тем, чтобы патент был сохранен. Этот срок составляет шесть месяцев, установленных как минимальный период с тем, чтобы страны имели право установить и более длительный срок.

18.64. Задержка в ежегодной уплате может привести к уплате дополнительной пошлины. В этом случае как задержанная, так и дополнительная пошлины должны быть уплачены в течение льготного срока. Во время льготного срока патент на изобретение остается условно в силе. Если в течение льготного срока уплата не производится, то патент на изобретение ретроактивно теряет силу, то есть на исходную обусловленную дату ежегодной уплаты.

(v) Патенты в международном транспорте

18.65. Еще одна существенно важная общая норма, ограничивающая права патентовладельца в особых обстоятельствах, содержится в статье 5ter. В ней говорится о провозе оборудования на судах, воздушных или наземных средствах передвижения по территории страны-члена, в которой такое оборудование запатентовано.

18.66. Действие этого положения по существу заключается в следующем. Если суда, воздушные или наземные средства передвижения других стран-членов временно или случайно находятся в данной стране-члене и имеют на борту запатентованное в этой стране оборудование, владелец транспортных средств не обязан получать заранее разрешение или лицензию от патентовладельца. В таких случаях временное и случайное нахождение запатентованного оборудования в стране не представляет собой нарушения патента на изобретение.

18.67. Оборудование на борту судна, воздушного или наземного транспортного средства должно находиться в корпусе, в машине, оснастке, механизмах или в других средствах перевозки, а также должно использоваться исключительно для нужд транспортного средства.

18.68. Положение охватывает только использование запатентованного оборудования. Оно не разрешает ни производства запатентованного оборудования на борту транспортного средства, ни продажи населению запатентованных продуктов или продуктов, полученных путем использования запатентованного процесса.

(vi) Изобретения, экспонируемые на международных выставках

18.69. Следующей общей нормой существенного характера является положение, касающееся временной охраны экспонируемых на международных выставках товаров, содержащееся в статье 11 Конвенции.

18.70. Установленный в статье 11 принцип состоит в том, что страны-члены обязаны в соответствии с их внутренним законодательством обеспечивать временную охрану патентоспособных изобретений, полезных моделей, промышленных образцов и товарных знаков в отношении товаров, экспонируемых на официальных или официально признанных международных выставках, проводимых на территории любой страны-члена.

18.71. Временная охрана может предоставляться различными средствами. Одним из них является предоставление особого права приоритета, схожего с тем, о котором говорится в статье 4. Это право приоритета берет свое начало с даты открытия выставки или с даты представления объекта на выставке. Оно сохраняется в течение определенного периода, например в течение двенадцати месяцев с указанной даты, а затем истечет, если после выставки не будет подана заявка на предоставление охраны в течение этого периода.

18.72. Другим средством временной охраны, которое имеется в ряде национальных законов, в частности в отношении патентов на изобретение, является предписание, что в течение определенного периода, скажем двенадцати месяцев до подачи или до даты приоритета патентной заявки, экспонирование изобретения на международной выставке не опорочит новизну изобретения. При выборе данного решения также важно предоставить охрану изобретателю или другому владельцу изобретения в течение этого же периода против неправомерных действий третьих сторон. В частности, это означает, что выставившее изобретение лицо должно быть защищено от любого копирования или узурпации изобретения для целей подачи заявки третьей стороной. Владелец изобретения должен быть также защищен от раскрытия изобретения третьими сторонами в результате выставки.

18.73. Статья 11 применяется только в отношении к официальным или официально признанным выставкам. Интерпретация этого термина оставлена на усмотрение страны-члена, в которой испрашивается охрана. Соответствующей духу статьи 11 интерпретацией является понятие выставки как «официальной», если она проводится государством или другим государственным органом, и как «официально признанной», если она не является Официальной, но по крайней мере признается официальной государством или другим государственным органом. Для признания ее в качестве «международной» необходимо, чтобы выставленные товары были из разных стран.

(d) Положения, относящиеся к товарным знакам

(i) Использование товарных знаков

18.74. Конвенция затрагивает вопрос использования товарных знаков в статье 5 С (1), (2) и (3).

18.75. Статья 5 С (1) касается обязательного использования зарегистрированных товарных знаков. В некоторых странах, в которых предусмотрена регистрация товарных знаков, требуется также, чтобы товарный знак после его регистрации использовался в течение определенного времени. Если это использование не выполняется, то товарный знак может быть вычеркнут из реестра. Для этой цели «использование», как правило, понимается в значении продажи маркированных товарным знаком товаров, хотя национальное законодательство может толковать выполнение требования использования товарного знака более широко. Упомянутая статья устанавливает, что если использование является обязательным, то регистрация товарного знака за его неиспользование может быть аннулирована лишь по истечении справедливого срока и только лишь в том случае, если владелец не представит доказательств, оправдывающих причины его бездействия.

18.76. Определение, что означает «справедливый срок», оставлено на усмотрение национальным законодательствам соответствующих стран либо компетентным по решению таких вопросов органам. Этот справедливый срок предназначен для того, чтобы предоставить владельцу знака достаточно времени и возможность для организации надлежащего использования знака, принимая во внимание то, что во многих случаях владельцу приходится использовать свой знак в нескольких странах.

18.77. Решение об аннулировании регистрации знака может быть принято только в случае, если владелец не представляет доказательств, оправдывающих неиспользование его товарного знака. Такое оправдание было бы приемлемым, если оно основывается на правовых или экономических обстоятельствах, не зависящих от воли владельца, например вызванных запретом на ввоз маркированных товаров или задержкой из-за правительственного регламентирования.

18.78. В статье 5С(2) Конвенция также устанавливает, что использование товарного знака его собственником в форме, отличающейся в элементах, которые не меняют отличительный характер знака, от формы, в которой он был зарегистрирован в одной из стран Союза, не влечет за собой признания недействительности регистрации, а также не ограничивает предоставленную знаку охрану. Целью этого положения является допущение несущественных различий между формой знака, в которой он зарегистрирован, и формой, в которой он используется, например в случаях адаптации или перевода некоторых элементов для такого использования. Эта норма также применяется к похожим различиям в форме знака, в которой он используется в стране его первоначальной регистрации.

18.79. Вопрос, сказываются ли в конкретном случае различия между зарегистрированным знаком и знаком, фактически используемым, на изменении отличительного характера знака, является предметом, по которому выносится решение компетентных национальных органов.

(ii) Одновременное применение одного и того же знака

различными предприятиями

18.80. Статья 5 С (3) Конвенции касается случая, когда один и тот же знак применяется для идентичных или схожих товаров двумя и более предприятиями, рассматриваемыми в качестве совладельцев товарного знака. Предусматривается, что такое одновременное применение не будет препятствовать регистрации товарного знака, а также не будет ограничивать охрану в любой стране Союза, если только такое применение не вводит общественность в заблуждение или не противоречит публичным интересам. Такие случаи могли бы иметь место, если одновременное применение вводит общественность в заблуждение в отношении происхождения или изготовления товаров, проданных под одним и тем же товарным знаком, или если качество таких товаров отличается до такой степени, что могло бы противоречить публичным интересам в случае продолжения такого несоответствия.

18.81. Однако это положение не охватывает случай одновременного применения знака предприятиями, которые не являются совладельцами знака, например когда применение имеет место одновременно владельцем и лицензиатом или получателем по договору о коммерческой концессии. Эти случаи регулируются национальным законодательством различных стран.

(iii) Льготный срок для уплаты пошлин за продление

18.82. Статья 5bis требует, чтобы для уплаты пошлин за сохранение прав промышленной собственности был разрешен льготный срок. В случае товарных знаков это положение касается в первую очередь уплаты пошлин за продление, поскольку этим продлением может сохраняться действие регистрации товарного знака (а отсюда и прав, зависящих от такой регистрации). Неосуществление продления регистрации обычно влечет за собой прекращение действия регистрации и в некоторых случаях лишение права на знак. Предусматриваемый Конвенцией льготный срок предназначен для ограничения рисков утери знака из-за непроизвольной задержки в уплате пошлин за продление.

18.83. Страны Парижского союза связаны обязательством согласиться на льготный период, составляющий по крайней мере шесть месяцев, для уплаты пошлин за продление, однако они могут предусмотреть уплату дополнительной пошлины, если такие пошлины за продление уплачиваются в пределах льготного срока. Более того, страны могут предусматривать льготный срок большей продолжительности, чем минимальный срок в шесть месяцев, предписываемый Конвенцией.

18.84. Во время льготного периода регистрация остается условно в силе. Если уплата пошлин за продление (а в необходимых случаях и дополнительной пошлины) не произведена во время льготного срока, то регистрация ретроактивно теряет силу, то есть на исходную дату прекращения ее действия.

(iv) Независимость товарных знаков

18.85. Статья 6 Конвенции устанавливает важный принцип независимости товарных знаков в различных странах Союза, и в частности независимость заявленных или зарегистрированных товарных знаков в стране происхождения от заявленных или зарегистрированных в других странах Союза.

18.86. Первая часть статьи 6 устанавливает применение основного принципа национального режима к подаче заявки и регистрации знаков в странах Союза. Вне зависимости от происхождения знака, регистрация которого испрашивается, при определении условий подачи заявки и регистрации знака страна Союза может применить только свое внутреннее законодательство. Применение принципа национального режима закрепляет норму независимости знаков, поскольку их регистрация и сохранение прав будут зависеть только от индивидуального внутреннего закона.

18.87. Эта статья также предусматривает, что заявка на регистрацию знака, поданная в любой стране Союза лицом, имеющим право пользоваться Конвенцией, не может быть отклонена, а регистрация не может быть аннулирована на основании того, что подача заявки, регистрация или продление действия знака не было осуществлено в стране происхождения. Это положение устанавливает четкую норму, что получение и поддержание регистрации товарного знака в любой стране Союза не может зависеть от подачи заявки, регистрации или продления действия того же знака в стране происхождения знака. Поэтому не может требоваться никаких действий в отношении знака в стране происхождения в качестве предпосылки для получения регистрации этого знака в данной стране.

18.88. Наконец, статья 6 устанавливает, что должным образом зарегистрированный в стране Союза знак должен рассматриваться как независимый от знаков, зарегистрированных в других странах Союза, включая страну происхождения. Это означает, что однажды зарегистрированный знак не будет автоматически затронут любым решением, принятым в отношении схожих регистрации тех же самых знаков в других странах. В этой связи факт того, что одна или более таких схожих регистрации, например, отклоняется, аннулируется или прекращается, не затрагивает ео ipso регистрации знака в других странах. Юридическая сила этих регистрации будет зависеть только от применяемых в соответствии с законодательством каждой страны положений.

(v) Общеизвестные товарные знаки

18.89. Конвенция затрагивает вопрос об общеизвестных товарных знаках в статье 6bis. Эта статья обязывает страну-член отказывать в регистрации или аннулировать ее, а также запрещает применять товарный знак, если он способен вызвать смешение с другим товарным знаком, который уже является общеизвестным в этой стране-члене. Действие этой статьи заключается в распространении охраны на товарный знак, который является общеизвестным в стране-члене, если даже он не зарегистрирован или не применяется в данной стране. Охрана общеизвестного знака происходит не в результате его регистрации, которая предотвращает регистрацию или применение товарного знака, способного вызвать коллизию, а в силу простого факта его репутации.

18.90. Охрана общеизвестных товарных знаков считается оправданной на основании того, что товарный знак, который является нематериальным активом и приобрел репутацию в стране-члене, должен дать начало возникновению права его владельца. По этой причине регистрация или применение схожего до степени смешения товарного знака в большинстве случаев равносильны акту недобросовестной конкуренции и наносили бы ущерб интересам публики, которая была бы введена в заблуждение применением сталкивающегося знака для тех же или идентичных товаров по сравнению с теми, в отношении которых регистрируется общеизвестный товарный знак.

18.91. Товарный знак, охраняемый в соответствии со статьей 6bis, должен быть «общеизвестным» товарным знаком. Является ли товарный знак общеизвестным в стране-члене, будет определяться компетентными административными или судебными органами. Несмотря на то что товарный знак может не применяться в стране в том смысле, что товары, маркированные этим товарным знаком, в ней не продавались, все-таки товарный знак может быть общеизвестным в стране в силу рекламы в этой стране или влияния рекламной кампании, проводимой в других странах.

18.92. Охрана общеизвестного товарного знака в соответствии со статьей 6bis существует лишь тогда, когда подана заявка, зарегистрирован или применяется сталкивающийся товарный знак на идентичные или схожие товары. Вопрос о выполнении условий будет определяться административными или судебными органами страны, в которой испрашивается охрана.

18.93. Охрана общеизвестного товарного знака в соответствии со статьей 6bis вытекает из обязательства страны-члена предпринимать ex officio, если позволяет ее законодательство или по ходатайству заинтересованной стороны, следующие виды действий:

(1)

страна-член обязана отказывать по заявке на регистрацию сталкивающегося товарного знака;

(2)

страна-член должна аннулировать регистрацию сталкивающегося товарного знака. Необходимо, чтобы страна-член предоставляла срок не менее пяти лет с даты регистрации, в течение которого может быть потребовано аннулирование сталкивающегося товарного знака, если только этот товарный знак не был зарегистрирован недобросовестно, так как в этом случае никакого срока можно не устанавливать;

(3)

страна-член должна запрещать применение сталкивающегося товарного знака. Страна-член по своему усмотрению может установить срок, в течение которого должно предъявляться требование; однако никакого срока для предъявления требования не устанавливается в случае, если сталкивающийся товарный знак применяется недобросовестно.

(vi) Государственные гербы, официальные клейма контроля и эмблемы

международных организаций

18.94. В статье 6ter Конвенция касается отличительных знаков государств и международных межправительственных организаций. Эта статья обязывает страну-член при определенных обстоятельствах отказывать в регистрации или признавать ее недействительной, а также запрещать использование как в качестве товарных знаков, так и в качестве элементов товарных знаков, отличительных знаков стран-членов и определенных международных межправительственных организаций, указанных в данной Статье.

18.95. Целью статьи 6ter является не установление прав промышленной собственности в пользу государства или международной организации в отношении соответствующих отличительных знаков, а простое предотвращение использования этих знаков в качестве товарных знаков в промышленной и коммерческой деятельности.

18.96. Положения статьи 6ter не применяются, если компетентные органы страны-члена разрешают использовать ее отличительные знаки в качестве товарных знаков. Подобным образом компетентные органы международной организации могут разрешить другим ее отличительные знаки в качестве товарных знаков. Более того, в случае отличительных знаков страны-члена граждане любой страны-члена, которым разрешено применять отличительные знаки их страны, могут воспользоваться этим, даже если эти знаки схожи со знаками другой страны-члена.

18.97. К упомянутым в статье 6ter отличительным знакам государств относятся: гербы, флаги или другие эмблемы, официальные знаки и клейма контроля и гарантии, а также всякое подражание этому с точки зрения геральдики.

18.98. Целью положений статьи 6ter в отношении отличительных знаков государств является исключить регистрацию и применение товарных знаков, которые идентичны или представляют определенную схожесть с гербами, флагами и другими эмблемами государств Причины этого заключаются в том, что такая регистрация нарушала бы право государства контролировать отличительные знаки его суверенитета, а также могла бы вводить в заблуждение публику в отношении происхождения товаров, маркированных такими знаками.

18.99. Для реализации положений статьи 6ter в соответствии с ней устанавливается процедура, по которой отличительные знаки государств-членов и межправительственных организаций направляются в Международное бюро ВОИС, которое в свою очередь рассылает эти сведения всем странам-членам.

(vii) Передача товарных знаков

18.100. В статье 6quarter говорится о передаче товарных знаков. Норма статьи 6quarter возникает в ситуации, когда товарный знак используется предприятием в различных странах и оно желает осуществить передачу права на товарный знак в одной или более из этих стран.

18.101. Некоторые национальные законодательства разрешают передачу без одновременной или соответствующей передачи предприятия, которому принадлежит товарный знак. Другие — ставят действительность передачи в зависимость от одновременной или соответствующей передачи предприятия.

18.102. Статья 6quarter устанавливает, что для признания действительности передачи товарного знака в стране-члене должно быть достаточным, чтобы часть промышленного или торгового предприятия, расположенная в этой стране, была передана приобретателю вместе с исключительным правом изготовления или продажи там продуктов, снабженных переданным знаком. Таким образом, в целях признания действительности передачи товарного знака страна-член может потребовать одновременную передачу предприятия, которому принадлежит товарный знак, но такое требование не должно распространяться на части предприятия, находящиеся в других странах.

18.103. Следует отметить, что статья 6quarter оставляет на усмотрение страны-члена не считать действительной передачу товарного знака с соответствующей частью предприятия, если использование этого товарного знака приобретателем было бы по характеру таково, что ввело бы общественность в заблуждение, в частности в отношении существенных качеств продуктов, для которых применяется знак. Эта свобода может осуществляться, например, если товарный знак передается лишь на часть товаров, для которых он применяется, а также если эти товары схожи с другими товарами, для которых товарный знак не применяется. В таких случаях общественность может быть введена в заблуждение в отношении происхождения иди существенных качеств схожих товаров, для которых лицо, совершающее передачу, и приобретатель будут применять независимо один и тот же товарный знак.

(viii) Охрана товарных знаков, зарегистрированных в одной стране Союза,

в других странах Союза

18.104. Параллельно с принципом независимости знаков, воплощенным в статье 6, на благо владельцев товарных знаков, зарегистрированных в их странах происхождения, Конвенция устанавливает специальную норму. Эта исключительная норма регулируется статьей 6quinquies Конвенции.

18.105. Положения статьи 6quinquies вступают в действие, если регистрация в стране происхождения вызвана необходимостью его регистрации в стране, где испрашивается охрана. В то время как принцип национального режима к заявкам требует применения обычной нормы полной независимости товарных знаков (как это признается в статье 6), в исключительной ситуации, регулируемой статьей 6quinquies, преобладает другая норма, предусматривающая экстерриториальное действие регистрации в стране происхождения.

18.106. Для этой специальной нормы имеются две главные причины. С одной стороны, в интересах как владельцев товарных знаков, так и общества, когда в различных странах один и тот же товарный знак применяется в отношении одних и тех же товаров. С другой стороны, во внутренних законодательствах стран-членов относительно регистрации товарных знаков имеются важные расхождения. Вследствие этого расхождения во внутренних законодательствах могли бы препятствовать этому единообразному применению того же самого товарного знака.

18.107. Чтобы ограничить воздействие этих расхождений на регистрацию товарных знаков в отношении товаров в международной торговле, статья 6quinquies Парижской конвенции устанавливает определенные действия, когда имела место регистрация в стране происхождения, вызванная испрашиванием регистрации и охраны в другой стране-члене. Действие этого положения приводит к определенному единообразию законов различных стран в отношении концепции товарных знаков.

18.108. Для применения статьи 6quinquies необходимо, чтобы соответствующий товарный знак был надлежащим образом зарегистрирован в стране происхождения. Простая подача заявки или использование товарного знака в данной стране не является достаточным. Более того, страна происхождения должна быть страной Союза, в которой заявитель имеет действительное и серьезное промышленное или торговое предприятие, либо, альтернативно, в которой он имеет местожительство, либо, в противном случае, страна Союза, гражданином которой он является.

18.109. Норма, установленная статьей 6quinquies, предусматривает, что заявка на отвечающий требуемым условиям товарный знак должна быть принята, а сам знак охраняется таким, как он есть (если использовать выражение в английском тексте), или telle quelle (если использовать принятое во французском тексте оригинала выражение), в других странах-членах при определенных исключениях. Эта норма часто называется принципом «telle quelle».

18.110. Нужно отметить, что эта норма касается только «формы» товарного знака. В этом отношении норма этой статьи не затрагивает вопросов, относящихся к характеру или функции товарных знаков, как они понимаются в странах, где испрашивается охрана. Таким образом, страна-член не обязана регистрировать или распространять охрану на объект, который не подпадает под значение товарного знака, определяемого законом данной страны. Если, например, в соответствии с законом страны-члена объемный предмет или музыкальные ноты, обозначающие мелодию, не считаются товарным знаком в этой стране, то она не обязана принимать этот объект для регистрации и охраны.

18.111. Раздел В статьи 6quinquies содержит определенные исключения из обязательства о принятии зарегистрированного товарного знака «как он есть» для регистрации в других странах Союза. Этот перечень исключений является исчерпывающим, и, таким образом, никакие другие основания не могут быть приведены для отказа в регистрации товарного знака или признания ее недействительной. Однако перечень не исключает какого-либо основания для отказа в охране, но оно должно содержаться в национальном законодательстве.

18.112. Первым разрешенным основанием для отказа или признания товарного знака недействительным является случай, когда товарный знак нарушает права третьих сторон, приобретенных в стране, где испрашивается охрана. Этими правами могут быть либо права на уже охраняемые в данной стране товарные знаки, либо иные права, такие, как право на фирменное наименование или авторское право.

18.113. Вторым разрешенным основанием для отказа или признания знака недействительным является случай, когда товарный знак либо лишен отличительного признака, либо является чисто описательным, либо состоит из родового наименования.

18.114. Существует третье допустимое основание для отказа или признания знака недействительным, применяемое в случае, если товарный знак противоречит морали или публичному порядку, как это понимается в стране, где испрашивается охрана. Это основание включает в качестве специальной категории товарные знаки, которые по своему характеру вводят в заблуждение общественность.

18.115. Существует четвертое допустимое основание для отказа или признания знака недействительным, применяемое в случае, если товарный знак представляет собой акт недобросовестной конкуренции.

18.116. Существует пятое, и последнее, допустимое основание для отказа или признания знака недействительным, применяемое в случае, если товарный знак используется владельцем в форме, которая существенным образом отличается от той, которая была зарегистрирована в стране происхождения. Несущественные различия не могут быть использованы в качестве оснований для отказа или признания знака недействительным.

(ix) Знаки обслуживания

18.117. Знаком обслуживания является знак, используемый предприятиями, оказывающими услуги, например гостиницы, рестораны, авиакомпании, туристические агентства, агентства по прокату автомобилей, агентства по найму, прачечные и химчистки и т. д., чтобы различать их услуги от услуг, оказываемых другими предприятиями. Таким образом, знаки обслуживания имеют те же функции, что и товарные знаки, с одной лишь разницей, что они применяются к услугам вместо продуктов (или товаров).

18.118. Статья 6sexies была включена в Парижскую конвенцию в 1958 году специально в отношении знаков обслуживания, однако конференция по пересмотру не приняла более амбициозное предложение по полному приравниванию знаков обслуживания к товарным знакам. Однако страна-член в аналогичных ситуациях или обстоятельствах может применять те же самые нормы в отношении знаков обслуживания, которые она применяет к товарным знакам.

18.119. В силу статьи 6sexies страны-члены охраняют знаки обслуживания, но для таких знаков регистрация не требуется. Это положение не связывает страну-член обязательством выделять знаки обслуживания в своем законодательстве. Страна-член может выполнить это положение не только введением в свое законодательство охраны знаков обслуживания, но и также путем предоставления такой охраны другими средствами, например в своих законах по борьбе с недобросовестной конкуренцией.

(х) Регистрация агентом без разрешения владельца

18.120. Статья 6septies касается взаимоотношений между владельцем товарного знака и его агентом или представителем по вопросу регистрации или использования последним товарного знака.

18.121. Эта статья регулирует те случаи, когда агент или представитель лица, являющегося владельцем товарного знака, использует или регистрирует товарный знак на свое собственное имя или применяет товарный знак без разрешения владельца.

18.122. В таких случаях статья 6septies наделяет владельца товарного знака правом воспрепятствовать регистрации или потребовать ее аннулирования, или, если национальный закон это разрешает, переоформления регистрации в свою пользу. Кроме того, статья 6septies наделяет владельца товарного знака правом воспрепятствовать использованию товарного знака своим агентом или представителем вне зависимости от того, подана ли уже заявка на регистрацию товарного знака или осуществлена ли его регистрация.

(xi) Характер товаров, маркируемых товарным знаком

18.123. Статья 7 Конвенции предусматривает, что характер маркируемых товарным знаком товаров ни в коем случае не должен быть препятствием для регистрации знака.

18.124. Целью данной нормы, а также сопоставимой нормы в статье 4quarter, касающейся патентов на изобретение, является осуществление охраны промышленной собственности независимо от вопроса, могут или не могут продаваться в данной стране товары, в отношении которых такая охрана применяется.

18.125. Иногда случается, что товарный относится к товарам, которые, например, не соответствуют требованиям безопасности, установленными законом определенной страны. В частности, законы страны о пищевых продуктах и лекарствах могут предписывать требования относительно состава входящих в состав пищевого продукта веществ или действия фармацевтического продукта и позволяют его продажу только после разрешения компетентных органов на основе экспертизы пищевого продукта или клинических испытаний в отношении воздействия применения фармацевтического продукта на людей или животных.

18.126. Во всех таких случаях было бы несправедливо отказывать в регистрации товарного знака, которым маркируются такие товары. Инструкции по безопасности или качеству могут меняться, и продукт может быть разрешен к продаже позднее. В тех случаях, когда никаких таких изменений не предвидится, а разрешение компетентных органов соответствующей страны все еще находится в стадии рассмотрения, такое разрешение, если оно ставится в качестве условия подачи заявки или регистрации в данной стране, может нанести ущерб заявителю, желающему своевременно подать заявку на получение охраны в другой стране-члене.

(xii) Коллективные знаки

18.127. Коллективный знак может определяться как обозначение, которое служит для различения географического происхождения, материала, способа производства, качества или других общих характеристик товаров или услуг разных предприятий, которые одновременно используют коллективный знак под контролем его владельца. Владельцем может быть либо коллектив, членами которого являются эти предприятия, либо любое другое образование, включая общественный орган.

18.128. Статья 7bis Конвенции касается коллективных знаков. Она обязывает страну-член принимать заявки и охранять в соответствии с установленными в этой стране особыми условиями коллективные знаки, принадлежащие «коллективам». Ими будут обычно являться коллективы производителей, промышленников, оптовиков, продавцов или других коммерсантов товаров, которые производятся или изготавливаются в определенной стране, регионе или местности, либо имеют другие общие характеристики. Коллективные знаки государств или других государственных органов не охватываются данным положением.

18.129. Для применимости статьи 7bis существование коллектива, которому принадлежит коллективный знак, не должно противоречить закону страны происхождения. Коллективу не нужно доказывать, что его существование не противоречит законодательству страны происхождения, однако в регистрации и охране его коллективного знака может быть отказано, если окажется, что существование этого коллектива находится в противоречии с этим законодательством.

18.130. Отказ в регистрации и охране коллективного знака невозможен на том основании, что коллектив не находится в стране, где испрашивается охрана, или что он образован не в соответствии с законодательством этой страны, статья 7bis добавляет еще одно условие, что коллективу не требуется даже быть владельцем промышленного или торгового предприятия где бы то ни было. Другими словами, коллектив, сам не будучи владельцем промышленного или торгового предприятия, может быть тем, кто просто контролирует использование коллективного знака другими.

(xiii) Товарные знаки на международных выставках

18.131. В статье 11 Конвенции содержится положение, касающееся знаков, экспонируемых на международных выставках, и которое также применяется к другим объектам промышленной собственности.

18.132. Принцип, заложенный в статье 11, гласит, что страны-члены обязаны в соответствии с их внутренним законодательством предоставлять временную охрану товарным знакам в отношении товаров, экспонируемых на официальных или официально признанных международных выставках, проводимых на территории любой страны-члена.

18.133. Временная охрана может предоставляться различными средствами. Одним из них является предоставление особого права приоритета, подобного тому, которое предусматривается в статье 4. Другая возможность охраны, которая содержится в некоторых национальных законах, состоит в признании права преждепользования в пользу экспонента товаров, маркированных товарным знаком, против возможных прав, приобретенных третьими сторонами.

18.134. Чтобы применить свое национальное законодательство в отношении временной охраны, компетентные органы страны могут потребовать доказательств как в части идентичности экспонируемых товаров, так и даты помещения их на выставку, в такой форме документального подтверждения, в какой они сочтут необходимым.

(е) Положения относящиеся к промышленным образцам,

фирменным наименованиям, наименованиям мест происхождения

и указаниям происхождения и недобросовестной конкуренции

(i) Промышленные образцы

18.135. Парижская конвенция касается промышленных образцов в статье 5quinquies.

18.136. Это положение просто устанавливает обязательство всех стран-членов охранять промышленные образцы. Ничего не сказано о том способе, с помощью которого эта охрана должна быть предоставлена.

18.137. Поэтому страны-члены могут выполнять это обязательство путем принятия специального законодательства по охране промышленных образцов. Однако они могут также выполнять это обязательство путем предоставления такой охраны в соответствии с законом об авторских правах или законом о недобросовестной конкуренции.

18.138. Однако обычным решением, выбранным большим числом стран для выполнения обязательств в соответствии со статьей 5quinquies, является создание специальной системы охраны промышленных образцов путем регистрации или выдачи патентов на промышленные образцы.

18.139. Имеется специальное положение, касающееся лишения прав в случае промышленных образцов. Оно содержится в статье 5 В, которая устанавливает, что охрана промышленных образцов ни при каких обстоятельствах не может быть подвергнута никаким мерам по лишению прав в качестве санкции в случае неиспользования или ввоза сходных с охраняемыми предметов. В этом положении «лишение прав» включает такие равнозначные меры, как аннулирование, признание недействительным, отмена. Однако для тех случаев страны-члены могли бы предусматривать и другие санкции, такие, как принудительные лицензии для обеспечения использования в случае неиспользования или недостаточного использования. Здесь «использование» означает производство продуктов, представляющих или включающих промышленный образец.

(ii) Фирменные наименования

18.140. О фирменных наименованиях речь идет в статье 8 Конвенции. Эта статья устанавливает, что фирменные наименования должны охраняться во всех странах Союза без обязательной подачи заявки или регистрации независимо от того, являются ли они частью товарного знака.

18.141. Для целей охраны определение фирменного наименования, а также способ, которым такая охрана должна быть предоставлена, оставлены на усмотрение национального законодательства соответствующих стран. Поэтому охрана может возникать из специального законодательства о фирменных наименованиях или из более общего законодательства о недобросовестной конкуренции или о правах личности.

18.142. Ни в коей мере охрана не может быть условной после подачи заявки или регистрации фирменного наименования. Однако, если в стране-члене охрана фирменных наименований зависит от использования наименования, а также от того, в какой степени другое фирменное может вызвать путаницу или нанести ущерб в отношении первого фирменного наименования, то такое требование и критерий могли бы применяться этой страной-членом.

(iii) Наименования мест происхождения и указания происхождения

18.143. В соответствии с Парижской конвенцией (статья 1(2)) наименования мест происхождения и указания происхождения указаны среди различных объектов промышленной собственности.

18.144. Оба этих объекта можно, хотя и традиционно, отнести к более широкому понятию географических указаний, и для целей определенных специальных договоров (например, Мадридское соглашение о пресечении ложных или вводящих в заблуждение указаний происхождения на товарах и Лиссабонское соглашение об охране наименований мест происхождения и их международной регистрации) оба понятия были разграничены.

18.145. Указания происхождения включают любое наименование, указание, обозначение или другой знак, который относится к данной стране или к расположенному в ней месту, вследствие чего передается представление, что товары, маркированные этим указанием, происходят из этой страны или места. Примерами указаний происхождения являются названия стран (например, Германия, Япония и т. д.) или городов (например, Гонгконг, Париж и т. д.), когда они использованы или в отношении товаров, чтобы указать место их изготовления или их происхождения.

18.146. Наименования мест происхождения имеют более ограниченное значение и могут считаться специальным видом указания происхождения. Наименованием места происхождения является географическое название страны региона или местности, которое служит для обозначения продукта, в ней созданного, качество и характеристики которого обязаны исключительно или особенно окружающей географической обстановке, включая природный и человеческий факторы.

18.147. Статьи 10 и 10bis Парижской конвенции содержат положения по охране указаний происхождения. Эти положения в общем охватывают любое прямое или косвенное использование ложных указаний о происхождении товаров (включая при необходимости наименование места происхождения) или личности изготовителя, промышленника или торговца, а также любой акт недобросовестной конкуренции путем использования указаний или утверждений, способных ввести общественность в заблуждение относительно характера или свойств товаров, для которых они применяются.

18.148. Конвенция требует от стран налагать арест на товары, маркированные ложными указаниями, или запрещать их ввоз, или применять любые другие меры, которые могут быть в распоряжении для предотвращения или прекращения использования таких указаний. Однако обязательство налагать арест при ввозе применяется лишь в той степени, в какой такая санкция предусматривается в соответствии с национальным законом.

18.149. Конвенция предусматривает, что действия могут быть предприняты не только прокурором, но также и любой заинтересованной стороной. В этой связи статья 10(2) устанавливает, что всякий изготовитель, промышленник или торговец, независимо от того, является ли он физическим или юридическим лицом, занимающийся производством, изготовлением или торговлей такими товарами, обосновавшийся в местности, регионе или стране, ложно указанной в качестве места происхождения, или в стране, где такое ложное указание применяется, в любом случае признается заинтересованной стороной. Более того, в соответствии со статьей 10ter устанавливается, что страны обязуются предусмотреть меры, позволяющие союзам и объединениям, представляющим заинтересованных промышленников, изготовителей или торговцев, действовать через компетентные органы с целью пресечения упомянутых выше действий.

(iv) Недобросовестная конкуренция

18.150. В статье 10bis Конвенция предусматривает, что страны Союза обязаны обеспечить лицам, имеющим право пользоваться благами, предоставляемыми Конвенцией, эффективную защиту от недобросовестной конкуренции. Конвенцией не указывается способ предоставления такой защиты, оставляя это на усмотрение законов, существующих в каждой из стран-членов.

18.151. Статья 10bis определяет акты недобросовестной конкуренции как те акты конкуренции, которые противоречат честным обычаям в промышленных и торговых делах. Далее в статье приводятся некоторые типичные примеры актов недобросовестной конкуренции, которые в особенности должны быть запрещены.

18.152. Первый пример относится ко всем действиям такого характера, которые вызывают смешение каким бы то ни было способом в отношении предприятия, продуктов или промышленной или торговой деятельности конкурента. Эти действия охватывают не только применение тождественных или схожих знаков или наименований, которые могли бы быть расценены как нарушение прав собственника, но и применение других средств, которые могут вызвать путаницу. Ими могли бы быть форма упаковки, стиль и оформление продуктов, использование соответствующих рынков сбыта или пунктов распространения, вид рекламы и т. д.

18.153. Второй пример касается ложных утверждений при осуществлении коммерческой деятельности такого характера, которые способны дискредитировать предприятие, продукты или промышленную или торговую деятельность конкурента. На усмотрение внутреннего законодательства или прецедентного права каждой страны оставляется решать, когда и при каких обстоятельствах дискредитирующие утверждения, которые не являются, строго говоря, ложью, могут также рассматриваться как акты недобросовестной конкуренции.

18.154. Третий пример актов недобросовестной конкуренции касается указаний и утверждений, способных ввести общественность в заблуждение относительно характера, способа изготовления, свойств, пригодности к применению или качества товаров. Это положение может отличаться от предыдущих случаев в том смысле, что оно затрагивает интересы и благополучие общественности и является одним из положений в Конвенции, которое больше связано с ролью промышленной собственности в охране потребителя.