logo
33_DIsk_IV / всемирная организация организации инт собств / intsobst

F. Межправительственное сотрудничество

(а) Введение

29.64. Процедура предоставления и поддержания в силе прав промышленной собственности включает осуществление административных функций, которые в значительной мере являются одинаковыми или, по крайней мере, сходными в большом числе стран. Поэтому часто бывает, что работа, выполненная ведомствами промышленной собственности в различных странах, практически дублируется. В связи с этим межправительственное сотрудничество в области промышленной собственности может обеспечить существенную экономию в трудозатратах и расходах. Именно по этой причине страны в различных регионах мира объединили свои усилия, чтобы сделать процедуры, связанные с предоставлением прав промышленной собственности, более эффективными и экономными. Следует отметить, что межправительственное сотрудничество особенно легко установить в группах стран, использующих только один язык; однако преимущества межправительственного сотрудничества признаются даже в группах стран, которым приходится принимать во внимание более одного языка.

(b) Международное бюро ВОИС

29.65. Международное бюро ВОИС осуществляет административное руководство тремя основными системами регистрации интеллектуальной собственности из своей штаб-квартиры в Женеве. Эти важные системы, основанные на международных договорах и конвенциях, существенно облегчают международное сотрудничество в административных вопросах интеллектуальной собственности. Эти три системы описаны далее.

29.66. Договор о патентной кооперации (РСТ) является международным многосторонним договором по подаче международных патентных заявок. Согласно РСТ, международные патентные заявки могут быть поданы в любое из национальных ведомств промышленной собственности государств-участников, в Европейское Патентное Ведомство или непосредственно в ВОИС. Все заявки, где бы они ни были поданы, обрабатываются Международным бюро ВОИС. Международная заявка имеет ту же силу, что и национальные патентные заявки (т. е. заявки, поданные в национальные ведомства или в Европейское Патентное Ведомство) для каждой страны, указанной в заявке. Одно из крупнейших патентных ведомств мира подготавливает отчет о каждой международной заявке, причем такой отчет делает, практически, ненужной любую экспертизу по существу в национальных патентных ведомствах. Согласно РСТ, патент на выдается каким-либо центральным органом; решение об отказе или выдаче патента принимается национальным ведомством промышленной собственности на основе международной заявки и указанного отчета.

29.67. Мадридское Соглашение о Международной Регистрации Товарных Знаков является международным многосторонним договором для международной регистрации знаков. Согласно Мадридскому Соглашению, любой товарный знак, зарегистрированный в национальном реестре товарных знаков одной из стран-участниц, может быть перерегистрирован по ходатайству владельца национальной регистрации в международном реестре товарных знаков. Этот международный реестр ведется Международным бюро ВОИС в Женеве. Действие международной регистрации аналогично действию индивидуальных регистрации в национальном реестре товарных знаков каждой из стран, указанных в международной заявке, за исключением того, что каждое национальное ведомство промышленной собственности может в том, что касается этой страны, отказать в таком действии, если данный товарный знак не подлежал бы регистрации в реестре данного ведомства промышленной собственности, если бы испрашивалась национальная регистрация.

29.68. Согласно Гаагскому Соглашению о Международном Депонировании Промышленных Образцов, промышленные образцы могут депонироваться в Женеве, в Международном бюро ВОИС. Это депонирование имеет то же действие, что и депонирование промышленного образца индивидуально в национальное ведомство промышленной собственности каждой из указанных стран. Государства — участники этого Соглашения могут, но не обязаны, создать службу промышленных образцов в своих национальных или региональных ведомствах.

(с) Африканская региональная организация

промышленной собственности (АРИПО)

29.69. Начиная с 1973 года ВОИС и Экономическая Комиссия ООН по Африке (ЕКА) сотрудничали в деле оказания помощи правительствам англоговорящих африканских стран, стремящихся гармонизировать и укрепить свои системы промышленной собственности, с целью создания подходящих межправительственных структур в этой сфере.

29.70. Эти усилия увенчались принятием Соглашения об учреждении Организации Промышленной Собственности для англо-говорящей Африки (ЕСАРИПО) на Дипломатической конференции, проходившей в Лусаке, Замбия, в декабре 1976 года, на которой были представлены правительства 13 англоговорящих африканских стран. Это Соглашение вступило в силу 15 февраля 1978 года. В декабре 1985 года Организация была переименована в Африканскую Региональную Организацию Промышленной Собственности (АРИПО) по решению ее Совета. В настоящее время членами АРИПО являются 14 стран: Ботсвана, Гамбия, Гана, Кения, Лесото, Малави, Сьерра-Леоне, Сомали, Судан, Свазиленд, Танзания, Уганда, Замбия и Зимбабве. Членство в АРИПО открыто для Эфиопии, Либерии, Маврикия, Нигерии и СейшельскихОстровов, все из которых принимают участие в деятельности Организации. Штаб-квартира АРИПО находится в Хараре, Зимбабве.

29.71. Целями АРИПО среди прочего являются:

(1)

содействовать гармонизации и совершенствованию законодательств в области промышленной собственности, а также связанных с этим вопросов, требующихся для нужд ее членов и региона в целом;

(2)

создавать такие общие службы или органы, которые могут быть необходимы или желательны для координации, гармонизации и совершенствования работ в области промышленной собственности, затрагивающих интересы ее членов;

(3)

оказывать помощь ее членам в разработке и приобретении необходимых технологий и

(4)

вырабатывать общую точку зрения на вопросы промышленной собственности.

29.72. По просьбе (ЕС) АРИПО ВОИС вместе с ЭКА помогала Организации в создании Центра Патентной Документации и Информации со штаб-квартирой в Хараре. Задачей Центра является содействие достижению целей АРИПО посредством предоставления государствам-участникам технической информации, содержащейся в патентной и патентно-ассоциированной документации, чтобы помочь этим государствам в достижении ими поставленных целей в развитии.

29.73. Содержание этого центра, после фазы начальной подготовительной помощи, началось в 1981 году в рамках финансируемого ПРООН проекта, осуществлявшегося ВОИС и ЭКА в качестве Исполнительного Органа.

29.74. В рамках своих Комитетов по вопросам патентов, товарных знаков и промышленных образцов Организация разработала Типовые законы по патентам и товарным знакам, помогающие ее государствам-участникам совершенствовать их законодательство в соответствующих областях.

29.75. Протокол о Патентах и Промышленных Образцах в рамках (ЕС) АРИПО, принятый на Втором совещании в Хараре в декабре 1982 года, вступил в силу 25 апреля 1984 года первоначально для Ганы, Малави, Судана, Уганды и Зимбабве. С тех пор к Протоколу присоединились Ботсвана, Гамбия, Кения, Лесото, Свазиленд и Замбия, увеличив число стран-членов до 11.

29.76. Этот протокол создает систему, согласно которой заявки на патенты и промышленные образцы рассматриваются, выдаются или регистрируются Ведомством АРИПО от имени Договаривающихся Государств, указанных в заявках. Система, созданная этим протоколом, позволяет осуществлять техническое рассмотрение заявок на патенты и промышленные образцы, а также решать административные вопросы, связанные с выданными патентами и промышленными образцами, которые должны осуществляться центральным органом. Любое указанное государство имеет тем не менее право, если заявка не соответствует положениям Протокола или положениям национального законодательства по промышленной собственности, заявить до выдачи патента или осуществления регистрации промышленного образца, что, если выдача или регистрация состоится, такая выдача или регистрация не будет иметь силы на территории этого государства. Если такого заявления не будет сделано, то выдача Организацией (АРИПО) патента или регистрация промышленного образца имеет ту же силу, что и любая выдача или регистрация, осуществленная в соответствии с национальным законодательством государств, указанных в соответствующих заявках.

29.77. Часть поступлений от пошлин за подачу заявок и поддержание прав в рамках Протокола используется на содержание Ведомства АРИПО, а остальное распределяется среди заинтересованных Договаривающихся Государств.

29.78. По случаю своей ежегодной сессии в Банжуле (Гамбия) в 1993 году Административный Совет АРИПО принял Протокол о Товарных Знаках, согласно которому появится возможность подавать заявки в Ведомство АРИПО. Согласно этому Протоколу, когда он вступит в силу, на Ведомство АРИПО будет возложена задача по рассмотрению заявок и регистрации товарных знаков и знаков обслуживания от имени Договаривающихся Государств, указанных в этих заявках. На ежегодной сессии Совета в Касане (Ботсвана) упомянутый Протокол был подписан шестью странами-участницами. Он вступит в силу через три месяца после того, как три государства-члена депонируют документы о ратификации или присоединении.

29.79. Также в 1993 году Административный Совет согласился, в принципе, предоставить возможность заявителям в рамках РСТ указывать для получения патента АРИПО государства, которые являются одновременно участниками РСТ и Харарского протокола. В 1994 году Административный Совет АРИПО принял необходимые поправки к Харарскому протоколу и Инструкции по его применению; эти поправки вступили в силу с 1 июля 1994 года. В результате этого с указанной даты у заявителей РСТ появится возможность указывать для целей получения патента АРИПО такие государства как Кения, присоединившаяся к РСТ в 1994 году, Малави и Судан, т. е. три государства-участника Харарского протокола, которые сейчас стали членами РСТ.

(d) Африканская организация интеллектуальной собственности (ОАПИ)

29.80. Система межправительственного сотрудничества в области промышленной собственности между 12 франкоговорящими африканскими странами была создана на основе Либревильского Соглашения 1962 года об учреждении Афро-Малагасийского Ведомства Промышленной Собственности (ОАМПИ). Либревильское Соглашение было в последующем пересмотрено Бангийским Соглашением, касающимся учреждения Африканской Организации Интеллектуальной Собственности (ОАПИ, образовано от французского наименования — Organisation Africane de la Propriete Intellectuelle), которое вступило в силу 8 февраля 1982 года. Либревильское Соглашение создало для своих государств-участников общую систему для выдачи и поддержания в силе прав на промышленную собственность (патентов, регистрации товарных знаков, регистрации промышленных образцов) в соответствии с унифицированным законодательством, содержащимся в приложениях к Соглашению и применяемым в каждом из государств-членов. В настоящее время 15 стран (Бенин, Буркина-Фасо, Камерун, Центральноафриканская Республика, Чад, Конго, Кот-д’Ивуар, Джибути, Габон, Гвинея, Мали, Мавритания, Нигер, Сенегал, Того) являются членами ОАПИ. Система предусматривает общие формальные требования к предоставлению прав промышленной собственности центральным ведомством промышленной собственности, а именно Африканской Организацией Интеллектуальной Собственности (ОАПИ), расположенной в Яунде (Камерун), которая выступает в качестве ведомства промышленной собственности для каждого из государств-членов.

29.81. Согласно этой системе права, предоставленные центральным ведомством, имеют силу во всех государствах-членах; не имеется возможности ограничить действие этих прав одним или некоторыми государствами-членами. Заявки, как правило, подаются в центральное ведомство в Яунде; однако граждане государств-членов могут подавать заявки в национальные органы, которые затем должны пересылать эти заявки в центральное ведомство; национальные органы не могут самостоятельно предоставлять права.

29.82. Предоставленные права промышленной собственности имеют силу национальных прав промышленной собственности в каждом из Договаривающихся Государств, т. е. они не являются наднациональными правами на охрану. Поэтому их аннулирование затрагивает только территорию того государства-члена или ряда государств-членов, где это имело место.

29.83. Помимо некоторых модификаций в материально-правовых положениях унифицированного законодательства (например, постепенное введение экспертизы патентных заявок на соответствие требованиям патентоспособности по существу), основными направлениями пересмотра, осуществленного Бангийским Соглашением, являлось расширение сферы компетенции ОАПИ на авторские права и охрану культурного наследия, а также включение помимо патентов, знаков и промышленных образцов следующих объектов промышленной собственности: торговых наименований, полезных моделей, наименований места происхождения, указаний происхождения и недобросовестной конкуренции. Унифицированные материально-правовые положения законодательства в отношении каждого из объектов интеллектуальной собственности опубликованы в отдельных приложениях к этому Соглашению.

29.84. По просьбе ОАПИ ВОИС оказала содействие в создании Департамента Патентной Информации и Документации (ДЕДИБ) при штаб-квартире в Яунде. Целью ДЕДИБ является содействие техническому и промышленному развитию государств-членов путем предоставления в распоряжение правительств, исследовательских институтов, промышленности и других пользователей такой информации, основанной на фонде патентной документации, и создание сети национальных структур промышленной собственности в государствах-членах ОАПИ для связи с этой Организацией. Создание ДЕДИБ и сети национальных структур было завершено при содействии Программы Развития Объединенных Наций (ПРООН) в рамках проекта, длившегося с 1979 по 1982 год. Исполнительным агентством которого была ВОИС.

29.85. ОАПИ полностью финансируется за счет поступлений от пошлин, которые она собирает за выдачу и регулирование прав промышленной собственности.

(е) Соглашение о субрегиональной интеграции стран Андской группы

29.86. В соответствии с вышеупомянутым Соглашением, называемым также Андским пактом или Картахенским соглашением, заключенным в 1969 году, на Комиссию стран Андской группы — Боливии, Колумбии, Эквадора, Перу и Венесуэлы — была возложена миссия по принятию необходимых «Решений» по реализации этого Соглашения. В области промышленной собственности «Инструкция по применению правил, касающихся промышленной собственности» были впервые введены Решением-85 Комиссии в 1974 ходу. Это Решение создало основу для общего законодательства по промышленной собственности. Решение-85 было заменено Решением-311, а недавно, Решением-344, которое вступило в силу 1 января 1994 года.

29.87. Решение-344 регламентирует, в частности, патенты, полезные модели, промышленные образцы, промышленные секреты, знаки, торговые наименования и географические- указания (наименования происхождения). Даже несмотря на то, что вопросы, не регламентируемые Решением-344, остаются в компетенции положений национальных законов соответствующие статьи Соглашения, касающиеся патентов и полезных моделей(статьи с 1 по 57), промышленных образцов (статьи с 58 по 71), промышленных секретов (статьи с 72 по 80), знаков и торговых наименований (статьи с 81 по 128) и географических указаний (Статьи с 129 по 142), привели к далеко идущей гармонизации законов о промышленной собственности стран Андской группы. В целом можно констатировать, что Решение-344 значительно укрепило охрану прав промышленной собственности. В соответствии с этим Решением (статья 143) странам Андской группы недвусмысленно разрешено укреплять или расширять охрану прав промышленной собственности через национальное законодательство или в рамках международных соглашений. Страны Андского пакта, однако, сохраняют независимые ведомства по патентам и товарным знакам, поскольку центральное Андское Ведомство Промышленной Собственности пока не создано, хотя этот вопрос уже рассматривался.

(f) Центральноамериканское Соглашение

по охране промышленной собственности

29.88. Это Соглашение, которое было заключено 1 июня 1968 года, ввело унифицированное законодательство в области знаков, торговых наименований, рекламных лозунгов и обозначений, географических указаний и недобросовестной конкуренции. Это Соглашение, которое включает 238 статей и даже предписывает унифицированные регистрационные пошлины, вступило в силу для Коста-Рики, Гватемалы и Никарагуа в октябре 1975 года, а для Сальвадора в 1988 году. После вступления в силу этого Соглашения законы каждого из Договаривающихся Государств, относящиеся к вопросам, непосредственно регулируемым Соглашением, перестали действовать. Тем не менее, как и в случае со странами Андского пакта, регионального центральноамериканского ведомства нет. Поэтому ведомства промышленной собственности Договаривающихся Государств продолжают предоставлять и регулировать права промышленной собственности на объекты, которые регламентируются этим Соглашением, центральноамериканское соглашение по патентам и промышленным образцам, которое упомянуто в Соглашении от 1 июня 1968 года, еще не заключено.

(g) Североамериканское Соглашение о Свободной Торговле

29.89. Североамериканское Соглашение о Свободной Торговле (НАФТА) между Соединенными Штатами Америки, Канадой и Мексикой вступило в силу 1 января 1994 года. Одна из его основных целей — обеспечивать адекватную и эффективную охрану и реализацию прав промышленной собственности. В то же время договаривающиеся Государства должны предусмотреть, чтобы меры по реализации прав промышленной собственности сами не стали барьерами для законной торговли. Это Соглашение содержит в своей Главе 17 положения об интеллектуальной собственности. Многие положения, содержащиеся в ней, аналогичны положениям Соглашения TRIPS. В дополнение к реализации положений главы 17 Соглашения НАФТА договаривающиеся Государства должны ввести в действие материально-правовые положения нескольких международных конвенций и договоров, находящихся под административным руководством ВОИС, которые касаются охраны интеллектуальной собственности, а именно Парижской конвенции. Бернской конвенции. Конвенции УПОВ и Женевской конвенции по охране интересов производителей фонограмм. Переговоры относительно Соглашения НАФТА уже в 1991 году привели к общему пересмотру и модернизации законов по интеллектуальной собственности в Мексике и в 1993 году к поправкам в канадском законодательстве по интеллектуальной собственности, которые включали, в частности, отмену положений о принудительном лицензировании фармацевтических патентов. Соединенные Штаты Америки изменили свой патентный закон недавно для устранения дискриминационного действия Раздела 104 Патентного закона в отношении канадских и мексиканских заявителей на патенты США. Как следствие этого, большинство из минимальных требований к охране, которые заложены в Соглашение НАФТА, уже включены в действующее законодательство государств-членов.

(h) Евразийская Патентная Организация

29.90. 17 февраля 1994 года в штаб-квартире ВОИС в Женеве представители десяти из двенадцати государств — членов Содружества Независимых Государств приняли и парафировали многосторонний договор под названием «Евразийская Патентная Конвенция»(Армения, Азербайджан, Беларусь, Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Республика Молдова, Российская Федерация, Таджикистан и Украина).

29.91. Конвенция вступила в силу 12 августа 1995 года. На 1 октября 1996 года девять государств являлись сторонами конвенции: Армения, Азербайджан, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Республика Молдова, Российская Федерация, Таджикистан и Туркменистан.

29.92. Этот договор учреждает новую межправительственную организацию под названием «Евразийская Патентная Организация» (ЕАПО). После того, как система начала действовать, этот договор дает возможность гражданам любой страны получать патенты на изобретения от Евразийского Патентного Ведомства, которое должно быть создано в Москве. Такие региональные (евразийские) патенты будут иметь силу во всех странах Евразийской патентной системы.

29.93. Евразийская Патентная Конвенция не только предусматривает процедуры подачи заявки и получения Евразийских патентов, но и их правовые последствия: запатентованные изобретения могут использоваться лишь с согласия патентовладельцев. При условии уплаты ежегодных пошлин за поддержание любой евразийский патент может оставаться в силе в течение 20 лет.

29.94. Евразийская патентная система будет выгодна как местным, так и иностранным заявителям. Им не придется подавать заявки на патенты отдельно в каждую страну, а с помощью одной заявки, поданной на русском языке в Москву, они могут получить путем одной операции и одного платежа патентную охрану во всех государствах-членах этой новой системы. Иностранцы смогут подавать заявки на евразийские патенты через Договор о патентной кооперации (РСТ), который позволяет им отсрочить перевод их заявок на русский язык на 20 или 30 месяцев.

29.95. Любая страна может стать участницей Евразийской Патентной Конвенции, при условии, что она уже является участницей двух договоров, находящихся под административным руководством ВОИС: Парижской конвенции по охране промышленной собственности и Договора о патентной кооперации. Большинство стран-членов Содружества Независимых Государств уже отвечают этому условию.

29.96. Эта Конвенция отражает современные тенденции патентного законодательства и администрации и совместима с многосторонними договорами в области промышленной собственности, находящимися под административным руководством ВОИС, и положениями о патентах, содержащимися в Соглашении TRIPS, заключенном в рамках переговоров в ходе Уругвайского раунда ГАТТ.

(i) Европейская Патентная Организация

29.97. Усилия по установлению межправительственного сотрудничества в отношении патентных процедур в Западной Европе относятся еще к 50-м годам и к планам, направленным на устранение дублирования работы патентных ведомств по проведению поиска и экспертизы патентных заявок. Европейское Патентное Ведомство (ЕПВ) было основано на европейской Патентной Конвенции, вступившей в силу 7 октября 1977 года и в которой в настоящее время участвуют 17 Договаривающихся Государств (Австрия, Бельгия, Дания, Франция, Германия, Греция, Ирландия, Италия, Лихтенштейн, Люксембург, Монако, Голландия, Португалия, Испания, Швеция, Швейцария, Соединенное Королевство). Все эти государства являются также сторонами Парижской конвенции по охране промышленной собственности и Договора о патентной кооперации. ЕПВ, штаб-квартира которой находится в Мюнхене (Германия), а филиалы в Гааге, Берлине и Вене, имеет почти 4000 сотрудников, разбита на пять Генеральных директоратов. Оно рассматривает заявки и выдает патенты от имени Договаривающихся государств, указанных в Европейских патентных заявках. ЕПВ самофинансируется с 1981 года.

29.98. В рамках системы межправительственного сотрудничества, введенного этой Конвенцией, имеется возможность подать единственную патентную заявку на одном из трех официальных языков (английском, французском и немецком) и получить таким образом Европейский патент, действующий в одном, нескольких или всех 17 Договаривающихся государствах. До вступления в силу этой Конвенции для получения охраны на изобретение в нескольких странах региона необходимо было подать отдельные заявки в каждые из этих стран.

29.99. Конвенция создала систему законодательств, общих для Договаривающихся государств, и унифицированную процедуру выдачи патентов. ЕПВ осуществляет экспертизу заявок в отношении формальных требований, подготовку отчетов о поисках и их публикацию, а также экспертизу патентных заявок на соответствие требованиям к патентоспособности по существу, а именно новизну, изобретательский уровень и промышленную применимость.

29.100. Устранение дублирования работы, связанной с рассмотрением заявок, ведет к уменьшению расходов не только для заявителя, но также и для патентных ведомств Договаривающихся государств. Тем не менее Договаривающиеся государства сохраняют национальные патентные ведомства и рассматривают национальные заявки, поданные им.

29.101. В 1992 году ЕПО выдало около 30000 Европейских патентов. Число заявок, поданных на выдачу Европейских патентов в том же году, составило около 59000. Заявки могут подаваться независимо от гражданства заявителя. Они могут быть поданы по процедуре РСТ, т. е. в любой международной заявке, поданной в рамках РСТ, может (также) испрашиваться выдача Европейского патента. Такие заявки обычно называются «Евро/РСТ заявки». За один только 1992 год более 12800 заявок на Европейские патенты являлись Евро/РСТ заявками. В этом же году всего было подано около 26000 международных (РСТ) заявок, и примерно в 24700 из них испрашивался (также) Европейский патент. Это составляет более чем 95,28 % общего числа международных заявок в 1992 году.

29.102. Европейское Патентное Ведомство является одним из Международных Поисковых Органов и Органов Предварительной Экспертизы в рамках РСТ. Оно является также межправительственной организацией промышленной собственности, на которую возложены определенные функции в рамках Будапештского договора.

29.103. Соглашение о деловых отношениях и сотрудничестве было заключено между ВОИС и Европейской Патентной Организацией 17 мая 1978 года. Сотрудничество между Европейским Патентным Ведомством и Международным бюро всегда было тесным. Это особенно необходимо в отношении операций в рамках РСТ. Сотрудничество является также очень активным в области патентной документации и информации. В области технической помощи развивающимся странам сотрудничество очень щедро предоставляется Ведомством.

(j) Сотрудничество государств-членов Европейского Союза

(i) Патент Сообщества

29.104. В дополнение к Европейской Патентной Конвенции государства-члены Европейского Союза разработали Конвенцию о Патенте Сообщества, которая, однако, еще не вступила в силу. В соответствии с Конвенцией о Патенте Сообщества появится возможность получать региональный патент, который не только будет выдаваться региональным ведомством промышленной собственности (Европейское Патентное Ведомство), но который будет также иметь силу регионального патента, вместо пачки национальных патентов. Вследствие этого такой патент может аннулироваться только полностью, т. е. не только с действием в одной или нескольких странах-членах. Касающиеся этого положения образуют часть Конвенции о Патенте Сообщества и Протокола об урегулировании исков, касающихся нарушения и действительности патентов Сообщества. Эта Конвенция и указанный Протокол предусматривают, в частности, создание Общего Апелляционного Суда, который будет принимать окончательное решение относительно действительности патента Сообщества.

(ii) Законы Сообщества о товарных знаках и их сближение

29.105. В области товарных знаков многолетние усилия по совершенствованию сотрудничества между государствами — членами Европейского Союза увенчались наконец успехом. Предложение о принятии Инструкции Совета о товарных знаках Сообщества было уже внесено Комиссией Европейского Союза в 1980 году. В 1993 году оставшиеся спорные вопросы были согласованы и было достигнуто окончательное соглашение. Инструкция совета (ЕС) № 40/94 о товарных знаках Сообщества была принята 20 декабря 1993 года. Она учреждает так называемое Ведомство по гармонизации на внутреннем рынке (товарных знаков и образцов), которое будет расположено в Аликантэ (Испания). Основные разделы этой Инструкции касаются:

(1)

закона, относящегося к товарным знакам;

(2)

заявок на товарные знаки Сообщества;

(3)

процедуры регистрации;

(4)

срока действия, продления и изменения товарных знаков Сообщества;

(5)

отмены и недействительности;

(6)

апелляции, коллективных знаков Сообщества;

(7)

процедуры;

(8)

юрисдикции и процедуры в делах, относящихся к товарным знакам Сообщества, и

(9)

воздействия на законодательство государств-членов и на Ведомство по Товарным Знакам Сообщества.

29.106. 21 декабря 1988 года Совет Европейского Союза принял первую Директиву о Сближении Законов Государств-членов о Товарных Знаках. Эта Директива, помимо прочего, относится к обозначениям, которые могут выступать в качестве знаков, основаниям для отказа или недействительности, включая столкновение с другими правами, санкции за неиспользование и основания для аннулирования. Процесс реализации этой Директивы еще не полностью завершен.

(iii) Контрфактные товары

29.107. Инструкция Совета (EEC) № 3842/86 от 1 декабря 1986 года, «Принятие Мер по Запрещению Выпуска в Свободное Обращение Контрфактных Товаров», устанавливает условия, при которых таможенные власти должны вмешиваться в случае подозрения, что товары, ввозимые для свободного обращения, являются поддельными, и меры, которые должны быть приняты компетентными властями в отношении этих товаров, если будет установлено, что они действительно поддельные.

(k) Унифицированные законы Бенилюкс по Знакам и Образцам

29.108. Для некоторых государств— членов Европейского Союза, а именно для стран Бенилюкс (Бельгии, Нидерландов, Люксембурга), тесное региональное сотрудничество в области знаков и промышленных образцов было уже установлено в 60-е, 70-е годы. Конвенция Бенилюкс о Товарных Знаках, подписанная 19 марта 1962 года, вступила в силу 1 июля 1969 года, а унифицированный Закон Бенилюкс о Товарных Знаках (который является приложением к указанной Конвенции) вступили в силу 1 января 1971 года. Конвенция Бенилюкс по Образцам, подписанная 25 октября 1966 года, и Унифицированный закон Бенилюкс об Образцах (прилагавшийся к указанной Конвенции) вступил в силу соответственно 1 января 1974 года и 1 января 1975 года. В соответствии со Статьей 1 каждой из Конвенций страны Бенилюкс включили унифицированные законы Бенилюкс о знаках и образцах в свои национальные законодательства. Они также создали административные ведомства, общие для их стран, а именно Ведомство Бенилюкс по Товарным Знакам (ВВМ) и Ведомство Бенилюкс по Образцам (BBDM), штаб-квартиры которых находятся в Гааге (Нидерланды). Эти ведомства имеют в значительной мере совместную административную структуру и являются самофинансируемыми. Регистрации имеют силу во всех трех государствах-членах. В странах Бенилюкс нет национальных процедур для регистрации знаков и депонирования промышленных образцов.

29.109. Для целей международной регистрации знаков в рамках Мадридской системы, административное руководство которой осуществляет Международное бюро ВОИС, ВВМ играет ту же роль, что и национальное ведомство по товарным знакам: региональные регистрации, осуществленные в Реестре Товарных Знаков Бенилюкс, могут служить основанием для международных заявок, а в международных заявках (основанных на не Бенилюксовых регистрациях) могут быть указаны три страны Бенилюкс.

29.110. В том, что касается международного депонирования промышленных образцов в рамках Гаагской системы, административное руководство которой осуществляет Международное бюро, BBDM выполняет те же функции, что и национальное ведомство. Международное депонирование имеет автоматическое действие в трех странах Бенилюкс. Граждане этих трех стран могут осуществлять международное депонирование.

29.111. Оба Ведомства Бенилюкс участвуют в качестве наблюдателей в интересующих их совещаниях ВОИС, особенно в Ассамблеях Парижского, Мадридского и Гаагского Союзов, в комитетах экспертов, занимающихся вопросами международной регистрации знаков и международного депонирования промышленных образцов, а также в заседаниях рабочих групп, созданных под эгидой Мадридского и Гаагского Союзов.

29.112. Разбирательства, основанные на унифицированных законах, осуществляются компетентными гражданскими судами, решения которых признаются также в двух других государствах. Суд Бенилюкс, сформированный из судей каждого из Договаривающихся государств, имеет юрисдикцию по любому вопросу толкования этих унифицированных законов.

Литература к разделу F:

Международное бюро ВОИС. Меняющийся мир интеллектуальной собственности: Региональные и международные задачи: Вопросы регионального сотрудничества. WIPO/ACAD/E/94/27.

Международное бюро ВОИС. Административные структуры в области промышленной собственности. WIPO/HTI/CAP/90/11.