logo
33_DIsk_IV / всемирная организация организации инт собств / intsobst

D. Репрография

(а) Репрография и интеллектуальная собственность

33.87. Репрография является родовым термином, используемым в настоящее время для описания всех видов фотокопирующего оборудования, имеющегося в настоящее время и позволяющего делать факсимильные копии документов любого вида, неотличимые от оригинала, быстро и недорого на устройствах, простых в эксплуатации. В настоящее время в любой стране не найдется такого учреждения, школы или библиотеки, где не имеется такого оборудования, и очень большое количество копий литературных, музыкальных и художественных произведений распространяется во всем мире посредством репрографического оборудования.

33.88. Статья 9 Бернской конвенции (Парижский акт от 1971 г., определяет, что «авторы литературных и художественных произведений, охраняемых данной Конвенцией, пользуются исключительным правом разрешать воспроизведение этих произведений любым образом и в любой форме». Все современные законы об авторском праве содержат положения, реализующие этот принцип. Однако параграф 2 статьи 9 позволяет вносить в национальный закон положения, разрешающие воспроизведение работ в некоторых особых случаях при соблюдении двух следующих условий:

(1)

разрешаемое воспроизведение не наносит ущерба нормальной эксплуатации произведения;

(2)

воспроизведение не ущемляет необоснованным образом законные интересы автора.

33.89. Фотокопирование в тех объемах, в которых оно практикуется в настоящее время, по-видимому, противоречит нормальной практике использования этих произведений, копируемых в таком большом количестве, и такие объемы копирования могут необоснованно нарушать законные интересы автора.

33.90. В разных странах используются самые различные способы решения этой проблемы.

33.91. В 70-е годы в некоторых странах была принята схема добровольного сплошного лицензирования сначала только в отношении национальных произведений в целях учета фотокопирования, осуществляемого в учебных заведениях. Затем в 80-е годы в некоторых из этих стран закон об авторском праве был дополнен таким образом, чтобы придать подходу сплошного лицензирования законодательную поддержку. По этим положениям в законе объем сплошного лицензирования был распространен на все произведения согласно авторскому праву, включая иностранные произведения, с возможностью арбитражного рассмотрения споров, возникающих между организацией, осуществляющей сплошное лицензирование, и образовательными заведениями, на которых оно распространяется.

33.92. В ФРГ была принята более прогрессивная и более широкая система на основе поправок к основному закону об авторском праве. Эти поправки вводили двойную систему: платежи, предусмотренные законом, и сплошное лицензирование. Узаконенные платежи осуществляются производителями и импортерами фотокопирующего оборудования, причем размер платежей зависит от производительности оборудования. В дополнение к этому в тех случаях, когда оборудование этого типа используется в учебных заведениях, публичных библиотеках и прочих учреждениях, в которых это оборудование предоставляется за плату, должны собираться отчисления за копирование и распределяться соответствующими обществами согласно схеме сплошного лицензирования.

(b) Аудио- и видеозаписи

33.93. Технический прогресс сделал возможным высококачественное воспроизведение (копирование) звуковых и аудиовизуальных записей. Правовые последствия таких действий точно такие же, что и в случае копирования литературных и прочих материалов средствами репрографии, т. е. это является потенциальным нарушением фундаментального права, охраняемого статьей 9 Бернской конвенции и соответствующих положений в национальных законах, которые реализуют требования Конвенции.

33.94. Домашние записи были также предметом тщательных исследований на национальном и международном уровнях, ряд стран приняли или рассматривают принятие правовых норм, регулирующих этот вопрос.

33.95. Так же как и в случае репрографии, различные решения проблемы, принятые на национальном уровне, не идентичны, но основываются на более или менее едином подходе, который можно суммировать следующим образом:

(1)

основная идея, характеризующая этот общепринятый подход, состоит в том, что в отношении каждого записывающего устройства или чистой ленты, которые могут использоваться для домашней записи, находясь в свободной продаже, должна собираться установленная законом плата;

(2)

суть этого подхода состоит в том, что, несмотря на то что невозможно выявить каждого индивидуального пользователя на дому, тем не менее возможно выявить таких пользователей как класс, так как они представляют тех лиц, которые приобретают оборудование и чистые кассеты, посредством которых производятся домашние записи; и поэтому нет оснований, чтобы они, как покупатели, не платили за право производить домашние записи; оплата принимает форму части продажной цены за оборудование или чистую кассету, приобретаемые для этих целей;

(3)

аналогично, поскольку изготовители и импортеры оборудования и чистых кассет, предоставляя эти изделия для широкой публики, тем самым делают возможным для публики использовать произведения авторов, было бы разумно потребовать от них (производителей и импортеров) собирать платежи, предусмотренные законом, и отчитываться за них перед обладателями авторских прав;

(4)

согласно этим схемам предусмотренные законом платежи, которые в одних странах взимаются только с оборудования, в других с чистых кассет, а в третьих с того и другого, выплачиваются изготовителями и импортерами коллективным агентствам, представляющим различные категории заинтересованных лиц, имеющих право на эти выплаты, а эти коллективные агентства отвечают за распределение денежных сумм, полученных таким образом.

33. 96. Национальные схемы отличаются в основном по следующим вопросам:

(1)

соотношение, в соответствии с которым общая сумма законных платежей распределяется между отдельными правообладателями и другими заинтересованными сторонами или передается на социальные нужды. В некоторых странах практически 100% распределяется на индивидуальной основе, причем в других странах определенная доля, которая может составлять до 50%, передается на социальные нужды, например субсидии авторам и композиторам;

(2)

степень, в которой обладатели авторских прав зарубежных произведений (которые охраняются законом об авторском праве данной страны) имеют право участвовать в распределении собираемых в законодательном порядке платежей; в некоторых странах все национальные произведения из других стран, входящих в данную Конвенцию, к которой присоединилась данная страна, имеют право на часть платежей, в других странах участвуют только национальные авторы и другие заинтересованные стороны.

Литература к разделу D:

D. de Freitas. Влияние новых технологий (репрография, использование компьютеров и охрана программного обеспечения). WIPO/CNR/ND/86/6.