В. Программы сотрудничества в целях развития воис
(а) Задачи
3.30. Одной из очень важных сфер деятельности ВОИС является оказание помощи развивающимся странам. Термин «сотрудничество в целях развития» используется в системе ООН для описания того, что раньше называлось «помощью» или «помощью развивающимся странам» либо «правовой и технической помощью». Какова основная цель ВОИС в этой области? Она заключается в том, чтобы способствовать повышению уважения к соблюдению норм интеллектуальной собственности в каждой из развивающихся стран и в международных отношениях этой страны, поскольку опыт показывает, что национальный творческий потенциал в области технических изобретений, а также в области литературных и художественных произведений значительно увеличивается и фактически может реализоваться только в том случае, если он сопровождается соответствующей охраной изобретателей и авторов литературных и художественных произведений при условии, что такая охрана распространяется на инвесторов, которые готовы сделать капиталовложения в творческие области.
3.31. Основная цель программы сотрудничества в целях развития заключается в том, чтобы наладить процесс развития внутри развивающихся стран в области интеллектуальной собственности, и, таким образом, охватывает очень широкий круг мероприятий. На практике существует громадная разница между развивающимися странами в уровне их промышленного развития, в области технического изобретательства, художественного и литературного творчества. Во многих из них нет специалистов в области интеллектуальной собственности. Многие из этих стран нуждаются в адаптации своих национальных законодательств к новым целям, возникающим в процессе развития. Страны, которые еще не ввели новые законодательства со времени обретения независимости, продолжают применять положения, которые явно не соответствуют их реальным потребностям и давно устарели. И кроме того, большое количество развивающихся стран ощущают насущную необходимость создания национальных инфраструктур, которые позволили бы более эффективное правоприменение, чтобы использовать те возможности, которые предоставляет более совершенные законодательство и инфраструктуры для ускоренного развития промышленности и культуры.
3.32. Основные задачи программы сотрудничества в целях развития ВОИС заключаются в том, чтобы помочь развивающимся странам в создании или модернизации систем интеллектуальной собственности, которые соответствовали бы целям их развития за счет развития людских ресурсов; облегчить создание или совершенствование национальных или региональных законодательств (включающих международно принятые стандарты и принципы) и обеспечить защиту прав; способствовать развитию изобретательской и художественно-творческой деятельности и использованию ее результатов; поощрять создание оригинальных технологий и приобретения зарубежных запатентованных технологий; обеспечить доступ к зарубежным работам, охраняемым авторским правом; облегчить доступ к технической информации, содержащейся в патентных документах, и ее использование; наладить обмен опытом и информацией между законодателями в области интеллектуальной собственности; наладить обмен опытом и информацией среди работников судебной системы в части, касающейся обеспечения охраны прав интеллектуальной собственности; облегчить местным предприятиям руководство и использование прав интеллектуальной собственности.
3.33. Программа и Бюджет ВОИС на двухлетний период 1994—1995 годов намечает следующие задачи помощи развивающимся странам в создании или модернизации систем интеллектуальной собственности, соответствующих целям их развития:
(1)
развитие людских ресурсов;
(2)
облегчение создания или совершенствования национальных или региональных законодательств и обеспечение эффективной охраны прав;
(3)
поощрение присоединения к договорам под эгидой ВОИС;
(4)
облегчение создания или совершенствование правительственных или других органов для руководства и эффективного применения национальных или региональных законодательств;
(5)
поощрение местной изобретательской деятельности и коммерческого использования изо-бретений, а также поощрение местного художественного творчества и использование его результатов;
(6)
развитие системы преподавания и научных исследований в области норм права интеллектуальной собственности с упором на применение таких норм для экономического развития;
(7)
обеспечение подготовки профессиональных юристов и поверенных в области интеллектуальной собственности;
(8)
налаживание обмена опытом и информацией между законодателями в области интеллектуальной собственности;
(9)
налаживание обмена опытом и информацией между работниками судебной системы в области обеспечения охраны прав на интеллектуальную собственность;
(10)
облегчение доступа и использования технологической информации, содержащейся в патентных документах, в особенности для накопления технологий и их большего разнообразия;
(11)
облегчение приобретения запатентованных в данной стране иностранных технологий путем лицензионных контрактов;
(12)
облегчение для местных предприятий работы по руководству и использованию принадлежащих им прав на интеллектуальную собственность;
(13)
организация консультаций с двумя Постоянными комитетами по сотрудничеству в целях развития;
(14)
облегчение участия в совещаниях ВОИС.
3.34. Для работы по выполнению этих задач ВОИС создала постоянные программы, специально разработанные для организации технической помощи развивающимся странам.
3.35. Каждая Постоянная программа осуществляется под руководством Постоянного комитета, который периодически оценивает работу, проделанную в соответствии с данной программой, и разрабатывает планы работы на будущий год или несколько лет, которые выносятся на обсуждение стран — членов организации. Постоянный комитет собирается на заседания один раз в два года. В тот год, когда не проводятся заседания Постоянного комитета, встречается Рабочая группа.
3.36. В состав Постоянного комитета входят все государства — члены ВОИС, которые информировали Генерального директора о своем желании быть членами данного Комитета; на 1 октября 1996 года членами Постоянного комитета по сотрудничеству в целях развития в области промышленной собственности являлась 121 страна, а 108 стран были членами Постоянного комитета по сотрудничеству в целях развития в области авторских и смежных прав.
(b) Сотрудничество в целях развития в области
промышленной собственности
3.37. Деятельность ВОИС по сотрудничеству в целях развития в области промышленной собственности, которая проходит в рамках Постоянной программы ВОИС по сотрудничеству в целях развития в области промышленной собственности, имеет своей целью оказание помощи развивающимся странам по следующим направлениям:
(1)
обучение государственных служащих и представителей частного сектора, таких, как юристы и поверенные в области промышленной собственности;
(2)
предоставление юридической помощи и консультации в составлении проектов новых и пересмотре существующих законодательных актов в области промышленной собственности;
(3)
создание или укрепление ведомств и организаций промышленной собственности;
(4)
оказание помощи в развитии рационализаторской и изобретательской деятельности;
(5)
использование технической информации, содержащейся в патентных документах;
(6)
составление программ для законодателей и работников судебной системы;
(7)
повышение осведомленности в области охраны интеллектуальной собственности на местных предприятиях.
(i) Подготовка
3.38. Программа подготовки ВОИС включает различные ежегодные общие и специализированные курсы, которые проводятся в целом ряде развитых и развивающихся стран для коллективной подготовки государственных служащих и периодически проводимых семинаров и симпозиумов на национальном ^субрегиональном и региональном уровнях, в которых принимают участие государственные служащие и другие заинтересованные лица из развивающихся стран. Кроме того, в ведомствах и других учреждениях промышленной собственности развитых или развивающихся стран проводится стажировка для практической подготовки государственных служащих, а также проводятся ознакомительные поездки в эти ведомства для служащих среднего и высшего звена. ВОИС также посылает международных экспертов для организации подготовки без отрыва от работы на местах. Обычно стажировка за границей и подготовка без отрыва от работы на местах проводятся по конкретной тематике, например по патентному поиску для установления уровня техники, экспертизы товарных знаков и патентов и так далее.
3.39. В последние годы программы подготовки были сориентированы на более широкий состав участников, выходящий за рамки государственных служащих, работающих в национальных ведомствах промышленной собственности. Теперь они открыты для частнопрактикующих юристов и поверенных, работников научно-исследовательских учреждений и предприятий, представителей судебной системы, министерств труда и иностранных дел, а также других лиц, имеющих по роду работы отношение к вопросам промышленной собственности.
3.40. Основной целью подготовки государственных служащих и других работников этой сферы из развивающихся стран является приобретение ими знаний и практических навыков в различных областях промышленной собственности с тем, чтобы они могли эффективно организовывать и руководить системами промышленной собственности в своих собственных странах. Деятельность в области профессиональной подготовки занимает ведущее место в работе ВОИС по программам сотрудничества в целях развития, поскольку законодательства и учреждения, как бы они ни были совершенны, становятся бесполезными без квалифицированных сотрудников.
(ii) Юридические консультации и помощь
3.41. В последние годы правительства развивающихся стран в самых разных частях мира проявляют повышенный интерес к вопросам промышленной собственности, поскольку они хотят сделать ее эффективным орудием в процессе экономического и технического развития. Необходимой предпосылкой эффективно работающей системы промышленной собственности является существование законодательства в области промышленной собственности, которое соответствует потребностям конкретной страны.
3.42. Именно поэтому ВОИС получает многочисленные запросы на консультации в составлении проектов законодательств в области промышленной собственности в тех странах, где оно отсутствует, или пересмотра действующих законодательств, которые не соответствуют экономическим интересам и приоритетам какой-либо страны.
3.43. По просьбе правительства ВОИС составляет экспертные заключения по проектам законодательных актов, подготовленных правительственными органами, или готовит проекты законодательных актов с учетом пожеланий правительства в соответствии с потребностями конкретной страны. Эти потребности и запросы по мере необходимости уточняются с помощью консультаций и обзоров, проводимых на местах экспертами ВОИС. Проекты текстов законодательств представляются компетентным органам для изучения и комментирования. Для разъяснения и совершенствования законодательных текстов обычно происходит обмен письмами и визитами между компетентными органами и экспертами ВОИС.
3.44. Кроме того, ВОИС подготовила несколько типовых законодательств или руководств для развивающихся стран по таким вопросам, как патенты, товарные знаки, промышленные образцы и лицензирование промышленной собственности.
(iii) Создание и укрепление организаций промышленной собственности
3.45. Законодательство само по себе не является конечной целью для данной страны. Оно лишь обеспечивает важную часть структуры, на основе которой должна функционировать система промышленной собственности. Законодательство нуждается в руководстве и практическом применении, а для этого требуются соответствующие административные механизмы и процедуры.
3.46. В этой области ВОИС накопила значительный опыт, который она может предложить правительствам и различным организациям. Эксперты ВОИС направляются в страны, по их просьбе, для того, чтобы провести консультации на месте по таким вопросам, как создание и совершенствование процедур, подготовка организационных схем, приобретение соответствующего оборудования, приобретение необходимой документации, установление связей с внешними организациями, оценка потребностей персонала и его подготовки, рациональное использование рабочих помещений и разработка соответствующих схем размеров пошлин. ВОИС постоянно направляет группы экспертов в разные страны для обеспечения помощи и консультаций по этим вопросам.
3.47. В некоторых случаях ВОИС при консультации с компетентными органами составляет долгосрочные программы совершенствования и изменения административных структур в зависимости от приоритетов и наличных ресурсов.
3.48. Система руководства промышленной собственностью должна быть прежде всего сориентирована на общедоступность ее результатов. Неудовлетворительное использование системы промышленной собственности во многих странах частично объясняется тем, что потенциальные потребители, включая деловые круги, очень часто не осознают преимущества, которые может предложить им данная система, и ее роль в процессе развития страны, например роль и функции товарных знаков и патентов, причины, по которым они должны охраняться, и так далее. Именно поэтому ВОИС организует семинары, целью которых, среди прочего, является повышение осведомленности в вопросах промышленной собственности, начиная с ответов на такие основополагающие вопросы, как: что такое промышленная собственность, из чего она состоит, каким образом способствует развитию торговли и технического совершенствования, каким образом товарные знаки могут помочь потребителям, что представляет из себя патент и почему вообще изобретения должны охраняться.
(iv) Поощрение рационализаторской и изобретательской деятельности
3.49. Как было указано ранее, роль, которую система промышленной собственности может играть в техническом и экономическом развитии, давно признана в развитых странах, а сейчас осознается во всевозрастающем количестве развивающихся стран. Охрана, предоставляемая законодательством по промышленной собственности, в особенности законами о патентах и полезных моделях, способствует увеличению количества рационализаторских предложений и изобретений, росту инвестиций, развитию научно-исследовательской деятельности, что приводит к быстрому развитию техники и повышению качества промышленной продукции.
3.50. Без национальной системы промышленной собственности, и в частности патентной системы, для любой страны было бы крайне сложно стимулировать и охранять результаты оригинальных изобретений. После создания национальной системы промышленной собственности заинтересованные правительства с помощью экспертов ВОИС могут разработать средства и способы поощрения местных предпринимателей и предприятий в разработке своих собственных инноваций и изобретений, а также адаптации импортируемой технологии и «ноу-хау». ВОИС также оказывает помощь в создании национальных ассоциаций изобретателей. Правительствам оказывается помощь в принятии целой системы мер, включающих юридические консультации по патентованию, финансовой поддержке и созданию системы стимулов, общественного признания изобретателей, присуждения премий на конкурсах и так далее. Поощряется проведение массовых национальных конкурсов изобретателей, а также конкурсов в школах и других учебных заведениях, создание клубов изобретателей с тем, чтобы повысить осведомленность общества о полезности патентной системы. С конца 1970-х годов ВОИС создала свою систему присуждения премии (Золотая медаль ВОИС и Удостоверение к этой медали) для изобретателей и рационализаторов, которая широко используется развивающимися странами для поощрения изобретательской деятельности.
(v) Использование патентной информации
3.51. Одним из видов деятельности ВОИС по оказанию помощи развивающимся странам является совершенствование доступа этих стран к технической информации, содержащейся в патентных документах. В промышленных странах давно и широко признана полезность патентных документов как источников технической информации. Принципиальная цель помощи ВОИС развивающимся странам в этой области заключается в совершенствовании доступа к технической информации, содержащейся в патентных документах, путем предоставления необходимой патентной документации и подготовки сотрудников по методам поиска и распространения этой информации.
3.52. Программа ВОИС по службам патентной информации и документации стартовала в 1975 году. Ее целью является предоставление бесплатных услуг в области патентной информации учреждениям развивающихся стран в соответствии с соглашениями, заключенных между Международным бюро ВОИС и несколькими ведомствами промышленной собственности в промышленно развитых странах, которые изъявили желание участвовать в этих программах.
3.53. ВОИС является исполнительным органом нескольких проектов ПРООН, смысл которых заключается в планировании и создании центров патентной информации и документации, которые обслуживают национальные или региональные учреждения в развивающихся странах. Эти центры могут создаваться внутри уже существующего или планируемого ведомства промышленной собственности или в рамках научно-исследовательских или технических информационных центров.
3.54. ВОИС оказывает помощь и предоставляет консультации по запросам заинтересованных компетентных органов. Форма предоставляемой помощи зависит от конкретных обстоятельств, существующих в развивающейся стране или регионе, и включает предварительную письменную оценку потребностей, которая направляется компетентным органам, и организацию подробного изучения на месте ситуации в данной развивающейся стране или в регионе, проводимую сотрудниками ВОИС или нанятыми ею консультантами. В случае, если компетентные органы соглашаются с рекомендациями, ВОИС может в дальнейшем осуществлять помощь в их реализации.
(vi) Программы для законодателей и работников судебной системы
3.55. Сотрудничество ВОИС в обмене опытом и другой информацией с законодателями осуществляется с тем, чтобы они были лучше подготовлены для рассмотрения потребностей и нахождения решений по удовлетворению этих потребностей в их собственных странах при обсуждении вопросов совершенствования законодательства по интеллектуальной собственности и его приспособления к изменяющейся экономической и технологической ситуации на уровне конкретной страны и в контексте международных отношений. Такое сотрудничество может выражаться в виде проведения национальных и региональных семинаров либо ознакомительных поездок.
3.56. Кроме этого, ВОИС проводит работу по обмену информацией и опытом среди работников судебной системы (всех уровней), с тем чтобы они были лучше подготовлены для истолковывания и применения местного законодательства и международных договоров в области интеллектуальной собственности, а также принятия мер, предотвращающих продолжение нарушений прав интеллектуальной собственности. Такое сотрудничество может выражаться в форме национальных региональных семинаров, проведения тренировочных судебных процессов и ознакомительных поездок.
(vii) Местные предприятия
3.57. ВОИС также налаживает сотрудничество с местными предприятиями с тем, чтобы повысить их понимание важности получения охраны изобретений, регистрации товарных знаков и предоставления для регистрации промышленных образцов в их странах, а также в других странах и международных организациях. ВОИС проводит консультации по способам получения охраны наиболее быстрыми и дешевыми способами и по методам использования прав промышленной собственности. Это сотрудничество реализуется в форме семинаров или, по запросу правительства любой страны, в виде анализа конкретных случаев и разработке руководств по созданию отделов промышленной собственности или их филиалов на отобранных предприятиях.
(с) Сотрудничество в целях развития по вопросам
авторского и смежных прав
3.58. В рамках Постоянной программы по сотрудничеству в целях развития по вопросам авторского и смежных прав и по запросам правительств развивающихся стран и региональных организаций ВОИС занимается подготовкой специалистов, а также предоставляет консультации и помощь национальным органам в связи с подготовкой законодательств или обновления текстов законодательных актов и установлением и укреплением национальных или региональных организаций, занимающихся вопросами авторских и смежных прав.
3.59. Общепризнано, что в отсутствие необходимых законов и инфраструктуры для их практической реализации, а также, что самое главное, необходимых знаний и умений любая развивающаяся страна не сможет стимулировать развитие своей науки и культуры. Культурный обмен и взаимная охрана интеллектуальных ценностей между развивающимися и развитыми странами также не могут нормально существовать без создания и укрепления необходимых инфраструктур. Учитывая, что законы не могут исполняться, а организации не могут существовать без квалифицированных сотрудников, ВОИС в качестве приоритетной задачи осуществляет различные программы подготовки.
3.60. Общие задачи сотрудничества в целях развития с развивающимися странами заключаются в том, чтобы помочь этим странам в создании и модернизации систем интеллектуальной собственности, соответствующей целям их развития по следующим направлениям:
(1)
развитие людских ресурсов;
(2)
создание и совершенствование национальных и региональных законодательств, а также обеспечение охраны прав;
(3)
меры, способствующие присоединению к договорам ВОИС;
(4)
помощь в создании или совершенствовании правительственных и других организаций, занимающихся вопросами административного руководства и эффективной реализации национальных или региональных законодательств;
(5)
поощрение местного художественного творчества и использование его результатов;
(6)
развитие системы преподавания разделов права, относящихся к авторским и смежным правам;
(7)
подготовка профессиональных юристов в области авторского права;
(8)
налаживание обмена опытом и информацией между законодателями в области авторского и смежных прав;
(9)
налаживание обмена опытом между работниками судебной системы в области обеспечения охраны авторских и смежных прав.
3.61. Деятельность в рамках Постоянной программы включает следующее: (i) курсы по подготовке специалистов; (ii) информационные встречи и семинары; (iii) составление проектов типовых законов в области авторского и смежных прав, специально составляемых для развивающихся стран; (iv) помощь в создании и модернизации органов, ответственных за административное руководство авторскими и смежными правами, и (v) публикация учебников, справочников и словарей.
(i) Подготовка
3.62. Программа подготовки ВОИС составлена таким образом, чтобы обучить и информировать специалистов из развивающихся стран в области авторского и смежных прав, имея в виду основную цель — помочь этим странам, подготовить квалифицированных специалистов, которые необходимы для эффективного функционирования администрации, руководящей авторскими и смежными правами. Программа подготовки включает: (а) обучение служащих, которые уже работают или будут работать в области руководства авторским правом; этот вид подготовки чаще всего носит характер курсов повышения квалификации или специализации и (b) общий вводный курс, предшествующий основной подготовке.
3.63. За последние годы Программы подготовки были расширены для включения новых категорий служащих, кроме представителей национальных администраций в области авторского права или коллективного руководства авторскими правами; по программам развития людских ресурсов сейчас занимаются представители судебных систем, органов, обеспечивающих охрану прав, таких, как работники полиции, таможни, служащие министерств иностранных дел, министерств торговли, а также дипломаты или работники дипломатических служб, по роду своей службы занимающихся вопросами, относящимися к авторским и смежным правам.
3.64. Считается полезным, чтобы преподавание норм права интеллектуальной собственности было включено в программы университетов развивающихся стран. Международное бюро уже выделило стипендии для этих целей преподавателям университетов из развивающихся стран для изучения программ и учебных планов с тем, чтобы расширить или заново ввести преподавание этих предметов на университетском уровне. В этом смысле более широкое развитие должно получить так называемое обучение преподавателей.
3.65. ВОИС организует тематические встречи, семинары и региональные курсы, на которых их участникам дается информация, касающаяся различных аспектов охраны авторских и смежных прав. Особый упор делается на самые актуальные проблемы, стоящие перед этими странами, а также на развитие соответствующих законодательств и способов их реализации в конкретных странах. Эти мероприятия могут носить самый разнообразный характер и касаться самых различных вопросов; их тематика может касаться деятельности ВОИС в этой области или общей информационной работы и семинаров по авторскому или смежным правам.
3.66. За первые десять лет работы по программам сотрудничества в целях развития в рамках Постоянной программы в области авторского и смежных прав было проведено более 50 различных курсов, а также других мероприятий на региональном, субрегиональном и национальном уровнях; их целью являлось увеличение осведомленности в вопросах авторских и смежных прав, той роли, которую они играют в общем развитии страны, влиянии, которое оказывают новые технологии на эту область, и желательности расширения многостороннего сотрудничества в этой области. Участниками этих курсов и других мероприятий стали более трех тысяч служащих из почти ста развивающихся стран.
3.67. Особое внимание уделяется подготовке служащих из развивающихся стран по вопросам патентной информации. Такая подготовка может проходить по трем направлениям. Во-первых, специализированная групповая подготовка на курсах с продолжительностью от двух до четырех недель, организуемых ежегодно в ведомствах промышленной собственности в промышленно развитых странах и Европейском Патентном Ведомстве. Во-вторых, индивидуальная подготовка в ведомствах промышленной собственности в некоторых промышленно развитых и развивающихся странах. В-третьих, подготовка на семинарах по патентной информации в развивающихся странах, которую ВОИС организует на уровне отдельных стран или регионов.
(ii) Законодательная помощь
3.68. Международное бюро оказывает законодательную помощь в двух формах: составление проектов типовых законов и помощь в составлении проектов национальных законодательств. Международное бюро уже разработало целый ряд типовых законов для использования в развивающихся странах. Их тексты готовились с помощью экспертов и из развивающихся и развитых стран, которые работали на основе проектов, подготовленных Международным бюро, которые во всех случаях представлялись для комментариев государственным органам и в последующем одобрялись на встречах правительственных экспертов.
3.69. В области авторского и смежных прав в настоящее время существует типовой закон по смежным правам (Римская конвенция), опубликованный в 1974 году. Кроме того, на заключительной стадии разработки находятся следующие проекты:
(1)
типовые положения по соблюдению Конвенции об использовании спутников;
(2)
основные принципы деятельности по проблемам, возникающим в процессе практической реализации лицензионных процедур, касающихся перевода и воспроизведения в соответствии с существующими конвенциями по авторскому праву;
(3)
типовые положения по охране фольклорных произведений, разработанные Комитетом Правительственных Экспертов.
3.70. В рамках оказания юридической помощи в Женеве или в заинтересованной стране проводятся совещания между государственными служащими, занимающимися составлением национальных законодательств, и сотрудниками ВОИС. Кроме этого, ВОИС занимается составлением комментариев по проектам законов, которые представляются странами на заключительной стадии их разработки.
(iii) Организационная помощь
3.71. ВОИС также предоставляет техническую помощь всем развивающимся странам — членам ООН в создании или реорганизации их административных структур по руководству авторскими правами.
3.72. Краеугольным камнем системы охраны авторских прав является признанная и авторитетная организация по охране авторских прав, которая занимается охраной интересов авторов, сбором и распределением их гонораров, способствуя тем самым развитию уровня образования и культуры и налаживания международных культурных обменов.
3.73. В 1986 году ВОИС организовала в Женеве Международный Форум по коллективному руководству авторскими и смежными правами, на котором состоялся полезный обмен информацией и мнениями в рамках Бернской конвенции, в особенности между представителями правительств, межправительственных и неправительственных организаций. Эти организации представляли ведущие федерации и другие объединения, представляющие авторов, исполнителей, издателей, производителей фильмов, телевизионных и радиопрограмм и фонограмм. Участники Форума рекомендовали, чтобы среди всего прочего ВОИС продолжила уделять особое внимание оказанию помощи в создании и укреплении систем коллективного руководства авторскими и смежными правами в развивающихся странах.
3.74. В рамках укрепления и модернизации организаций по коллективному руководству авторскими правами ВОИС приступила к выполнению Программы помощи при сотрудничестве с Международной Конфедерацией обществ авторов и композиторов (СISAC) и Швейцарским обществом авторских прав на музыкальные произведения (SUISA) с целью доведения стандартной компьютерной программы COSIS (Copyrisht Societies Information System) до авторских обществ небольшого и среднего размера в развивающихся странах. Первым авторским обществом, оборудованным этой программой, стало в августе 1992 года авторское общество Буркина-Фасо. Программа помощи ВОИС предусматривает оснащение авторских обществ развивающихся стран компьютеризованными системами, включая систему COSIS. При этом особое внимание уделяется подготовке специалистов, которые в последующем могут обучать местных служащих авторских обществ.
3.75. Вся деятельность в соответствии с Программой сотрудничества в целях развития осуществляется при полном понимании того, что развивающиеся страны решают задачи своего экономического развития при наличии очень ограниченных ресурсов. Если использовать аналогию с приоритетами в области образования, то при нехватке квалифицированных специалистов и ресурсов в краткосрочной перспективе сначала обеспечивается более легкий доступ к работам зарубежного происхождения, в особенности научной и технической областях, а в долгосрочной перспективе обеспечивается развитие творческой деятельности своих авторов, что абсолютно необходимо для повышения образовательного уровня, который представляет из себя основу всего процесса развития. Сходным образом необходимость создания эффективной системы охраны авторских прав вызывается в первую очередь необходимостью развития национального творческого потенциала для того, чтобы обеспечить стабильный процесс развития всего общества. Именно поэтому для того, чтобы помочь стимулировать процесс развития в развивающихся странах, необходимо разработать национальные законы по авторскому праву, которые бы утверждались независимыми национальными правительствами в полном соответствии с национальными особенностями страны с учетом ее социальных, экономических и политических структур, что абсолютно необходимо для стимулирования творческой деятельности.
(iv) Публикации
3.76. Для облегчения понимания вопросов интеллектуальной собственности и конвенций, которые существуют для ее охраны. Международное бюро публикует обзоры, справочники, руководства и глоссарии. В этой связи можно упомянуть лишь некоторые из них:
(1)
справочник по Римской конвенции и Конвенции по фонограммам, опубликованный на нескольких языках;
(2)
глоссарий терминов, используемых в законодательствах по авторским и смежным правам, опубликованный в 1980 году на трех языках— английском, французском и испанском и позже на английском, французском и арабском; а также в вариантах английский/французский/русский, английский/французский/португальский и английский/французский/японский; в настоящее время готовится новое пересмотренное издание этого глоссария;
(3)
сборник текстов, законов и нормативных актов по авторским и смежным правам, который постоянно обновляется Международным бюро, включая тексты на компакт-дисках в формате «IPLEX».
(d) Академия интеллектуальной собственности ВОИС
3.77. В рамках Программы подготовки для развивающихся стран в 1993 году в своей штаб-квартире в Женеве ВОИС начала работу Академии интеллектуальной собственности. Сессии Академии ВОИС проводятся на нескольких языках, а именно на английском, французском и испанском (в будущем планируется увеличение количества языков). Каждая двухнедельная сессия Академии включает программу лекций, семинаров и практических занятий. Ежегодно проводится две или три сессии Академии, на которую приглашаются государственные служащие высшего звена из развивающихся стран, участвующие в формулировании и разработке политики в соответствующих областях в их странах.
3.78. Задачей Академии является обзор основных элементов и актуальных вопросов в области интеллектуальной собственности, при этом основное внимание уделяется системе формулирования и принятия стратегических решений. Этот подход используется для того, чтобы участники Академии по возвращении в свои страны смогли принять активное участие в формулировании политики правительств в области интеллектуальной собственности, полностью понимая при этом влияние принимаемых решений на вопросы культурного, социального, технического и экономического развития страны.
3.79. Слушатели Академии обычно являются государственными служащими среднего или высшего звена в области интеллектуальной собственности и, следовательно, принимают участие в разработке программ развития в этой области в своих странах.
3.80. Для чтения лекций привлекаются наиболее известные специалисты из промышленно развитых и развивающихся стран, а также сотрудники ВОИС. Каждую сессию академии курирует специально выделенный координатор, имеющий большой опыт преподавания предметов по интеллектуальной собственности, задачей которого является наладить обмен мнениями между самими участниками, а также между участниками и лекторами.
Литература к разделу В:
Международное бюро ВОИС. ВОИС и ее программа сотрудничества в целях развития в области авторских и смежных прав. WIРО/СR/GЕ/ОЗ/7.
Международное бюро ВОИС. ВОИС и международное сотрудничество в области патентов. WIРО/РА/СВ/86/5.
Международное бюро ВОИС. Обзор и оценка деятельности по Постоянной программе в период после последней сессии Постоянного комитета (ноябрь 1992); Основные направления деятельности по Постоянной программе на 1994 и 1995 годы. РС/IР/XVI/2.
Генеральный директор ВОИС. Проект программы и бюджета на двухлетний период 1994—95 годов;
Среднесрочный план на период с 1996 по 1999 годы. АВ/XXIV/2.
ЧАСТЬ II. Роль интеллектуальной собственности в экономическом и техническом pазвитии
ГЛАВА 4 ВЛИЯНИЕ ОХРАНЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ НА ЭКОНОМИЧЕСКОЕ И ТЕХНИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
А. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ РАЗВИВАЮЩИХСЯ СТРАН
4.1. Основные задачи, стоящие перед развивающейся страной, должны быть направлены на решение ее конкретных проблем. Эти проблемы были определены правительствами развивающихся стран на различных национальных и международных форумах. Они также могут быть выявлены путем изучения социальных и экономических целей, которые ставят перед собой правительства развивающихся стран. Здесь невозможно выделить первоочередность этих проблем и задач развития, поскольку приоритеты каждой страны или региона сильно отличаются друг от друга.
4.2. Развивающиеся страны поставили перед собой цель создания надежной сельскохозяйственной и промышленной базы. Сюда входит совершенствование сельского хозяйства с целью создания самообеспеченности продуктами питания, а также стимулирования торговли и экономического роста. Одной из задач является создание соответствующих промышленных предприятий — малых, средних и крупных — в приоритетных отраслях промышленности и развитие производственной отрасли для вытеснения импортных товаров с тем, чтобы снизить существующую в настоящее время зависимость от импорта. Еще одной задачей является увеличение использования местного сырья в промышленных отраслях и увеличение экспорта, в особенности готовых изделий, а не сырьевых материалов. Поскольку во многих развивающихся странах существуют богатые традиции народного искусства и фольклора, на основе которых развиваются местные промыслы и изготовление текстильных материалов, одной из целей экономического развития является максимальное извлечение прибыли из таких видов творчества.
4.3. Что касается развития сельской местности, развивающиеся страны концентрируют свои усилия на мерах, направленных на совершенствование общей инфраструктуры сельских районов с тем, чтобы улучшить жизненные условия и комфорт сельского населения и способствовать разработке мало затратных технологий, включая сельскохозяйственные методики, приспособленные к местным условиям.
4.4. В области науки и техники задачей является разработка и осуществление научно-технической политики, направленной на приобретение соответствующих технологий, приспособленных к местным условиям, на справедливых и разумных условиях, освоение и приспособление импортных технологий, разработку и стимулирование оригинальных местных технологий и использование местного изобретательского потенциала для совершенствования технологий в неформальном промышленном секторе (например, в местных промыслах в сельской местности). В области энергетики развивающиеся страны концентрируют свои усилия на разработке новых и возобновляемых ресурсов. Сходные задачи по совершенствованию существующих инфраструктур ставятся также в области здравоохранения, жилищного строительства, средств связи и развития людских ресурсов.
4.5. В большинстве развивающихся стран существуют серьезные практические препятствия, затрудняющие достижение целей развития. Среди них можно выделить нехватку оборудования, неразвитость инфраструктур и систем коммунального обслуживания на уровне, который считается само собой разумеющимся в развитых странах. Справедливости ради надо отметить, что эти практические проблемы уже решаются, и в некоторых развивающихся странах на пути их решения достигнут значительный прогресс.
Литература к разделу А:
Международное бюро ВОИС. Роль промышленной собственности в экономическом развитии, WIРО/IР/АСС/86/5.
- Введение
- Содержание
- Часть III . Формы интеллектуальной собственности 144
- Глава 7. Патенты 144
- Глава 8. Авторские и смежные права 179
- Глава 9. Товарные знаки 214
- Глава 10. Промышленные образцы 260
- Глава 26. Другие специальные конвенции в области смежньк прав 509
- В. Авторские и смежные права
- С. Патенты и родственные понятия
- D. Промышленные образцы
- Е. Товарные знаки, фирменные наименования и географические указания
- F. Недобросовестная конкуренция
- Глава 2. История и эволюция промышленной собственности а. История и эволюция патентов
- 2.1. В истории и эволюции патентов выделяются три важных периода:
- В. История и эволюция товарных знаков
- С. История и эволюция авторского права
- Глава 3. Всемирная организация интеллектуальной собственности...
- Глава 3
- А. Всемирная организация интеллектуальной собственности (воис)
- В. Программы сотрудничества в целях развития воис
- В. Промышленная собственность и развитие
- С. Авторские права и развитие
- Глава 5. Лицензирование и передача технологий а. Введение
- В. Передача и приобретение технологий на коммерческой основе
- С. Переговоры по лицензионным договорам
- Е. Виды лицензий на интеллектуальную собственность
- F. Государственный контроль за лицензионными договорами
- Глава 6. Роль информации и документации о промышленной собственности...
- Глава 6
- А. Роль информации о промышленной собственности в передаче технологии
- В. Виды патентной документации
- С. Содержание патентной документации
- D. Новые технологии для обеспечения хранения и доступа к информции о промышленной собственности
- Е. Статистика о патентных документах как источник технологической информации
- F. Международная патентная классификация (мпк)
- G. Система европейской патентной информации и документации (epidos). Международный центр патентной документации (inpadoc)
- Н. Система капри
- I. Программа поиска на определение уровня техники
- J. Центры патентной информации в развивающихся странах
- Часть III . Формы интеллектуальной собственности глава 7. Патенты а. Введение
- В. Условия патентоспособности
- С. Оформление и подача заявки на изобретение
- D. Экспертиза заявки на изобретение
- Е. Нарушение патентных прав
- F. Использование запатентованного изобретения
- G. Принудительные лицензии
- H. Полезные модели
- Глава 8. Авторские и смежные права
- Глава 8
- А. Введение
- В. Охрана авторских прав
- С. Объект авторского права
- D. Права, охватываемые авторским правом
- Е. Смежные права
- F. Субъекты авторского права
- G. Ограничения авторского права
- Н. Пиратство и иные нарушения
- I. Средства судебной защиты
- 3. Охрана произведений народного творчества
- Глава 9. Товарные знаки
- Глава 9
- А. Введение
- В. Определения
- С. Обозначения, которые могут служить в качестве товарных знаков
- D. Критерии охраноспособности
- Е. Охрана прав на товарные знаки
- F. Условия использования
- G. Регистрация товарных знаков
- Н. Исключение товарного знака из реестра
- I. Права, вытекающие из регистрации товарных знаков
- J. Нарушение права на товарный знак, контрафакция и подделка этикеток и упаковки
- К. Изменение в праве собственности
- L. Предоставление лицензии на использование товарного знака
- М. Фирменные наименования
- Глава 10. Промышленные образцы
- Глава 10
- А. Введение
- В. Эволюция правовой охраны промышленных образцов
- С. Правовая охрана промышленных образцов
- D. Права на промышленные образцы
- Е. Связь с авторскими правами
- Глава 11. Географические указания
- Глава 11
- А. Введение
- В. Охрана географических указаний на национальном уровне
- С. Охрана географических указаний на международном уровне посредством многосторонних договоров
- D. Охрана географических указаний на международном уровне в силу положений двусторонних соглашений
- Глава 12. Защита от недобросовестной конкуренции
- Глава 12
- А. Введение
- В. Необходимость защиты
- С. Правовая основа защиты
- D. Акты недобросовестной конкуренции
- Глава 13. Коммерческая концессия
- Глава 13
- А. Введение
- В. Сравнительная характеристика соглашения о розничной продаже, стандартного лицензионного соглашения и договора коммерческой концессии
- С. Типы коммерческой концессии
- D. Структурные формы коммерческой концессии
- Е. Типовые положения договора коммерческой концессии
- Глава 14. Коммерческое использование персонажей
- Глава 14
- А. Понятие персонажа
- Часть IV. Обеспечение охраны прав интеллектуальной собственности глава 15. Обеспечение защиты прав на промышленную собственность, авторские и смежные права... А. Введение
- В. Общие положения по обеспечению защиты прав на промышленную собственность
- С. Обеспечение защиты патентных прав
- D. Обеспечение защиты авторских и смежных прав
- Е. Деятельность воис по обеспечению защиты прав
- F. Положения по обеспечению защиты прав в соглашении trips
- Глава 16. Судебные процессы, касающиеся интеллектуальной собственности
- Глава 16
- А. Введение
- В. Обзор решений, принимаемых ведомствами по промышленной собственности
- С. Судебные дела по нарушениям
- Глава 17. Арбитражное урегулирование споров, касающихся интеллектуальной собственности
- Глава 17
- А. Альтернативное урегулирование споров
- В. Обеспечение защиты прав в международном контексте
- С. Арбитражный центр воис
- Часть V. Международные договоры и конвенции в области интеллектуальной собственности глава 18. Парижская конвенция по охране промышленной собственности а. Исторический обзор
- В. Основные положения
- С. Административные и финансовые положения
- Глава 19. Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений а. История вопроса
- В. Основные положения
- С. Парижский акт бернской конвенции
- D. Административные функции
- Е. Развивающиеся страны и бернская конвенция
- Глава 20. Договор о патентной кооперации а. Введение
- В. Функционирование системы рст
- С. Преимущества системы рст
- Глава 21. Мадридское соглашение о международной регистрации знаков... И протокол к мадридскому соглашению а. Введение
- В. Принцип международной регистрации
- С. Процедура регистрации
- D. Действия международной регистрации
- Е. Отказ в предоставлении охраны
- F. Изменения, затрагивающие международную регистрацию
- G. Продление
- Н. Уведомления, направляемые национальным ведомствам, и публикации
- I. Протокол к мадридскому соглашению о международной регистрации знаков («мадридский протокол»)
- Глава 22. Гаагское соглашение о международном депонировании промышленных образцов а. Введение
- В. Принцип международного депонирования
- С. Основные положения гаагского соглашения
- D. Преимущества присоединения к гаагскому соглашению
- Глава 23. Договор о законах по товарным знакам а. Введение
- В. Положения договора
- Глава 24. Конвенции по классификации а. Ниццкое соглашение о международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков
- В. Венское соглашение об учреждении международной классификации изобразительных элементов знаков
- С. Локарнское соглашение об учреждении международной классификации промышленных образцов
- Глава 25. Международная конвенция по охране прав исполнителей... Создателей фонограмм и организации эфирного вещания («римская конвенция»)
- А. Эволюция римской конвенции
- В. Взаимосвязь между охраной смежных прав и авторским правом
- С. Основной принцип охраны по римской конвенции: национальный режим
- D. Субъекты охраны
- Е. Минимальный уровень охраны, требуемый конвенцией
- F. Положения, предусматривающие дискреционное регулирование осуществления прав
- G. Ограничения
- Н. Срок охраны
- I. Ограничение формальных процедур
- J. Осуществление римской конвенции
- К. Римская конвенция и развивающиеся страны
- Глава 26. Другие специальные конвенции в области смежньк прав а. Специальные конвенции
- В. Цели и задачи специальных конвенций
- С. Основные характеристики специальных конвенций
- D. Материально-правовые положения конвенции по фонограммам
- Е. Материально-правовые положения конвенции по спутникам
- F. Конвенции по фонограммам и спутникам и развивающиеся страны
- Глава 27. Международная конвенция по охране селекционных достижений а. Введение
- С. Акт 1991 года конвенции upov
- D. Последние события
- Глава 28. Соглашение о торговых аспектах прав на интеллектуальную собственность («trips») а. Введение
- В. Общие положения, основные принципы и заключительные положения (части I и VII)
- С. Стандарты, относящиеся к наличию, объему и использованию прав интеллектуальной собственности (часть II)
- D. Обеспечение защиты прав интеллектуальной собственности (часть III)
- Е. Приобретение и поддержание в силе прав интеллектуальной собственности и относящиеся к ним процедуры (часть IV)
- F. Предотвращение и урегулирование споров (часть V)
- Часть VI Управление интеллектуальной собственностью и обучение праву интеллектуальной собственности глава 29. Управление промышленной собственностью а. Введение
- В. Административная структура ведомства промышленной собственности
- С. Патентное ведомство
- D. Ведомство товарных знаков
- Е. Ведомство промышленных образцов
- F. Межправительственное сотрудничество
- G. Государственная поддержка изобретательской деятельности
- Глава 30 управление авторскими правами а. Инфраструктура для реализации авторских прав a Введение
- В. Коллективное управление авторскими правами
- Глава 31 поверенный по патентам и товарным знакам а. Введение
- В. Функции патентного поверенного
- С. Патентные поверенные на предприятиях
- Е. Функции поверенного по товарным знакам
- F. Требования к подготовке патентного поверенного
- Глава 32. Обучение праву интеллектуальной собственности а. Введение
- В. Программы обучения в области интеллектуальной собственности
- С. Выбор курсов по интеллектуальной собственности
- D. Отбор материалов и написание учебных планов
- Е. Методика преподавания и стратегия обучения
- F. Контакты между преподавателями и научными работниками
- G. Роль преподавателей в законодательном процессе
- Н. Исследовательские институты в области интеллектуальной собственности
- I. Заключение
- Часть VII. Новое в интеллектуальной собственности глава 33. Охрана новых технологических объектов а. Компьютерные программы
- В. Биотехнология
- С. Интегральные микросхемы
- D. Репрография
- Е. Новая техника связи
- F. Цифровые системы распространения
- Глава 34. Предлагаемые международные договора и соглашения а. Проект договора о патентных законах
- В. Проект протокола к бернской конвенции и новый возможный правовой акт об охране прав исполнителей и производителей
- С. Пересмотр гаагского соглашения относительно международного депонирования промышленных образцов
- D. Проект договора воис по урегулированию споров между государствами в области интеллектуальной собственности