А. Введение
(а) Краткое разъяснение понятия коммерческой концессии
13.1. Даже если термин «коммерческая концессия» ничего не говорит большинству потребителей, они, как правило, знакомы с практическими результатами деятельности коммерческих концессий. Наиболее широко известными примерами коммерческой концессии, как представляется, являются рестораны «быстрого питания», такие, как «Макдональдс», гостиницы, например «Холидей инн», либо магазины розничной продажи косметических товаров, такие, как «Ив Роше». Вместе с тем практика коммерческой концессии используется в столь различных областях предпринимательской деятельности, как прокат одежды для официальных мероприятий, диагностика и ремонт автомобилей, составление налоговых деклараций и отчетов, уход за газонами, содержание школ с продленным днем и оказание стоматологических услуг. Иными словами, такая практика может применяться в любом виде экономической деятельности, для которого может быть разработана система производства, обработки и (или) продажи товаров или оказания услуг. Такая система как раз и является предметом коммерческой концессии.
13.2. В странах с развитой рыночной экономикой объем продажи товаров и услуг через посредство коммерческой концессии значительно возрос за период с начала 1950-х годов. В самом деле, согласно оценкам, более чем треть объема розничных торговых операций в Соединенных Штатах Америки в долларовом исчислении приходится на предприятия, действующие по принципу коммерческой концессии. В Австралии доля предприятий «быстрого питания», действующих на условиях коммерческой концессии, в общем объеме продаж на рынке данного вида услуг составляет 90 процентов. По сообщениям, практика коммерческой концессии применяется в более чем 70 странах по всему миру.
13.3. Подобный быстрый рост и успешное развитие практики коммерческой концессии объясняется рядом факторов, наиболее существенным из которых, возможно, является то, что коммерческая концессия соединяет в себе глубину практического опыта и потенциал одного лица, правообладателя, с деловым духом предпринимателя-правопользователя и что она позволяет расширять число правопользователей в соответствии с условиями рынка. Таким образом можно добиться формирования крупной и стабильной организации, мотивируемой и движимой духом малого предпринимательства.
13.4. С юридической точки зрения коммерческая концессия действует в соответствии с нормами права договоров и поэтому не обязательно требует для своего функционирования и развития наличия каких-либо особых регулятивных и законодательных структур. Поэтому представляется целесообразным подчеркнуть с самого начала, что для успешного функционирования коммерческой концессии в рамках любой экономической системы не требовалось и не будет требоваться специфического регулирования практики коммерпринять законы для регулирования деятельности коммерческих концессий. Чрезмерно жесткое регулирование тем не менее может иметь негативные последствия для инвестиций в эту область.
13.5. Независимо от того, существует или нет подобное правительственное регулирование, наилучшей защитой от возможных злоупотреблений, как и во всех видах коммерческой деятельности, является знание — понимание потенциальными правопользователями и их советниками-профессионалами, что представляет собой коммерческая концессия и как она функционирует. Соответственно, цель данной главы — дать краткий общий обзор структуры и характера договора коммерческой концессии и, в частности, помочь потенциальным правопользователям лучше понять, что такое коммерческая концессия, и успешнее защищать свои интересы, позволяя тем самым практике коммерческой концессии сыграть положительную роль в экономике.
13.6. Коммерческая концессия — сложный предмет, и перед заключением конкретного договора целесообразно воспользоваться компетентными рекомендациями профессионалов, имеющих солидный опыт в области коммерческих концессий, относительно деловых, финансовых и юридических аспектов этого рода вида практики. Настоящую главу следует рассматривать как дополнение к такого рода рекомендациям.
(b) Пример договора коммерческой концессии
13.7. Для того чтобы лучше проиллюстрировать рассуждения на тему коммерческой концессии, в данной главе время от времени используется пример воображаемой коммерческой концессии. Данная воображаемая коммерческая концессия принимает в качестве примера итальянский ресторан, функционирующий под названием «Веспуччи». Название «Веспуччи» является фирменным знаком (как товаров, так и услуг), а также коммерческим названием ресторанов, которые содержит пользователь, а компания, предлагающая такую коммерческую концессию (правообладатель), называется «Веспуччи Инкорпорейтед».
13.8. Компания «Веспуччи Инкорпорейтед» разработала систему приготовления и продажи своих собственных пищевых продуктов, продаваемых в большом объеме и в единой манере. Данная система включает в себя разнообразные факторы, сочетанием которых объясняется успех ресторанов «Веспуччи», в том числе: рецепты и методы приготовления пищи, способствующие производству продукции стабильного качества, удачный выбор места для строительства ресторанов, дизайн униформы сотрудников ресторана, архитектура зданий и дизайн досок объявлений, источники качественных продуктов, дизайн упаковки, контроль за сочетанием ингредиентов, используемых при приготовлении пищи, а также системы управления и отчетности.
13.9. Компания «Веспуччи Инкорпорейтед» разрабатывала данную систему на протяжении многих лет, причем это далось ей нелегко, поскольку потребовалась целая серия неудачных экспериментов для того, чтобы созвать такую систему, которую компания могла бы предложить правопользователям.
13.10. «Веспуччи Инкорпорейтед» передает свои знания своим пользователям для того, чтобы помочь им в создании нового предприятия. Таким образом, пользователь, открывающий ресторан «Веспуччи», получает возможность с выгодой для себя использовать опыт «Веспуччи Инкорпорейтед». Даже если местный правопользователь не имел раньше опыта организации ресторанного обслуживания, следуя системе «Веспуччи Инкорпорейтед», он будет иметь больше возможностей для организации успешно функционирующего предприятия. Без руководства правообладателя местный владелец ресторана неизбежно совершит серьезные ошибки, которые могут стать причиной краха его предприятия. Более того, «Веспуччи Инкорпорейтед» сохраняет за собой право осуществлять контрольно-наблюдательные функции в том, что касается организации местным правопользователем функционирования ресторана «Веспуччи». Сохраняя за собой это право, «Веспуччи Инкорпорейтед» может быть уверена в том, что работа местного ресторана «Веспуччи» организована надлежащим образом — так, чтобы способствовать поддержанию доброго имени товарного знака и фирменного наименования «Веспуччи» и сохранению стандартов данного местного ресторана, а по сути дела — целиком всей системы, в рамках которой функционирует ресторан «Веспуччи».
13.11. «Веспуччи Инкорпорейтед» обучает местного правопользователя организации и управлению функционированием ресторана в обмен на финансовое вознаграждение (выплачиваемое компании «Веспуччи Инкорпорейтед»). «Веспуччи Инкорпорейтед» получает данное вознаграждение в форме платежа местного правопользователя. Такой платеж может включать в себя авансовую выплату по принципу «деньги вперед» и какого-либо рода периодические выплаты, размер которых определяется, например, на основе процента общего объема продаж правопользователя. Могут быть предусмотрены также выплаты в натуральной форме. Кроме того, в зависимости от характера соглашения, может быть предусмотрена обязанность правопользователя вносить и некоторые другие платежи, например в виде платы за особые пищевые специи, аренду оборудования (например, печей, машин для нарезки продуктов и т. д.), покупку расходных материалов и разнообразных других предметов, необходимых для его предприятия.
- Введение
- Содержание
- Часть III . Формы интеллектуальной собственности 144
- Глава 7. Патенты 144
- Глава 8. Авторские и смежные права 179
- Глава 9. Товарные знаки 214
- Глава 10. Промышленные образцы 260
- Глава 26. Другие специальные конвенции в области смежньк прав 509
- В. Авторские и смежные права
- С. Патенты и родственные понятия
- D. Промышленные образцы
- Е. Товарные знаки, фирменные наименования и географические указания
- F. Недобросовестная конкуренция
- Глава 2. История и эволюция промышленной собственности а. История и эволюция патентов
- 2.1. В истории и эволюции патентов выделяются три важных периода:
- В. История и эволюция товарных знаков
- С. История и эволюция авторского права
- Глава 3. Всемирная организация интеллектуальной собственности...
- Глава 3
- А. Всемирная организация интеллектуальной собственности (воис)
- В. Программы сотрудничества в целях развития воис
- В. Промышленная собственность и развитие
- С. Авторские права и развитие
- Глава 5. Лицензирование и передача технологий а. Введение
- В. Передача и приобретение технологий на коммерческой основе
- С. Переговоры по лицензионным договорам
- Е. Виды лицензий на интеллектуальную собственность
- F. Государственный контроль за лицензионными договорами
- Глава 6. Роль информации и документации о промышленной собственности...
- Глава 6
- А. Роль информации о промышленной собственности в передаче технологии
- В. Виды патентной документации
- С. Содержание патентной документации
- D. Новые технологии для обеспечения хранения и доступа к информции о промышленной собственности
- Е. Статистика о патентных документах как источник технологической информации
- F. Международная патентная классификация (мпк)
- G. Система европейской патентной информации и документации (epidos). Международный центр патентной документации (inpadoc)
- Н. Система капри
- I. Программа поиска на определение уровня техники
- J. Центры патентной информации в развивающихся странах
- Часть III . Формы интеллектуальной собственности глава 7. Патенты а. Введение
- В. Условия патентоспособности
- С. Оформление и подача заявки на изобретение
- D. Экспертиза заявки на изобретение
- Е. Нарушение патентных прав
- F. Использование запатентованного изобретения
- G. Принудительные лицензии
- H. Полезные модели
- Глава 8. Авторские и смежные права
- Глава 8
- А. Введение
- В. Охрана авторских прав
- С. Объект авторского права
- D. Права, охватываемые авторским правом
- Е. Смежные права
- F. Субъекты авторского права
- G. Ограничения авторского права
- Н. Пиратство и иные нарушения
- I. Средства судебной защиты
- 3. Охрана произведений народного творчества
- Глава 9. Товарные знаки
- Глава 9
- А. Введение
- В. Определения
- С. Обозначения, которые могут служить в качестве товарных знаков
- D. Критерии охраноспособности
- Е. Охрана прав на товарные знаки
- F. Условия использования
- G. Регистрация товарных знаков
- Н. Исключение товарного знака из реестра
- I. Права, вытекающие из регистрации товарных знаков
- J. Нарушение права на товарный знак, контрафакция и подделка этикеток и упаковки
- К. Изменение в праве собственности
- L. Предоставление лицензии на использование товарного знака
- М. Фирменные наименования
- Глава 10. Промышленные образцы
- Глава 10
- А. Введение
- В. Эволюция правовой охраны промышленных образцов
- С. Правовая охрана промышленных образцов
- D. Права на промышленные образцы
- Е. Связь с авторскими правами
- Глава 11. Географические указания
- Глава 11
- А. Введение
- В. Охрана географических указаний на национальном уровне
- С. Охрана географических указаний на международном уровне посредством многосторонних договоров
- D. Охрана географических указаний на международном уровне в силу положений двусторонних соглашений
- Глава 12. Защита от недобросовестной конкуренции
- Глава 12
- А. Введение
- В. Необходимость защиты
- С. Правовая основа защиты
- D. Акты недобросовестной конкуренции
- Глава 13. Коммерческая концессия
- Глава 13
- А. Введение
- В. Сравнительная характеристика соглашения о розничной продаже, стандартного лицензионного соглашения и договора коммерческой концессии
- С. Типы коммерческой концессии
- D. Структурные формы коммерческой концессии
- Е. Типовые положения договора коммерческой концессии
- Глава 14. Коммерческое использование персонажей
- Глава 14
- А. Понятие персонажа
- Часть IV. Обеспечение охраны прав интеллектуальной собственности глава 15. Обеспечение защиты прав на промышленную собственность, авторские и смежные права... А. Введение
- В. Общие положения по обеспечению защиты прав на промышленную собственность
- С. Обеспечение защиты патентных прав
- D. Обеспечение защиты авторских и смежных прав
- Е. Деятельность воис по обеспечению защиты прав
- F. Положения по обеспечению защиты прав в соглашении trips
- Глава 16. Судебные процессы, касающиеся интеллектуальной собственности
- Глава 16
- А. Введение
- В. Обзор решений, принимаемых ведомствами по промышленной собственности
- С. Судебные дела по нарушениям
- Глава 17. Арбитражное урегулирование споров, касающихся интеллектуальной собственности
- Глава 17
- А. Альтернативное урегулирование споров
- В. Обеспечение защиты прав в международном контексте
- С. Арбитражный центр воис
- Часть V. Международные договоры и конвенции в области интеллектуальной собственности глава 18. Парижская конвенция по охране промышленной собственности а. Исторический обзор
- В. Основные положения
- С. Административные и финансовые положения
- Глава 19. Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений а. История вопроса
- В. Основные положения
- С. Парижский акт бернской конвенции
- D. Административные функции
- Е. Развивающиеся страны и бернская конвенция
- Глава 20. Договор о патентной кооперации а. Введение
- В. Функционирование системы рст
- С. Преимущества системы рст
- Глава 21. Мадридское соглашение о международной регистрации знаков... И протокол к мадридскому соглашению а. Введение
- В. Принцип международной регистрации
- С. Процедура регистрации
- D. Действия международной регистрации
- Е. Отказ в предоставлении охраны
- F. Изменения, затрагивающие международную регистрацию
- G. Продление
- Н. Уведомления, направляемые национальным ведомствам, и публикации
- I. Протокол к мадридскому соглашению о международной регистрации знаков («мадридский протокол»)
- Глава 22. Гаагское соглашение о международном депонировании промышленных образцов а. Введение
- В. Принцип международного депонирования
- С. Основные положения гаагского соглашения
- D. Преимущества присоединения к гаагскому соглашению
- Глава 23. Договор о законах по товарным знакам а. Введение
- В. Положения договора
- Глава 24. Конвенции по классификации а. Ниццкое соглашение о международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков
- В. Венское соглашение об учреждении международной классификации изобразительных элементов знаков
- С. Локарнское соглашение об учреждении международной классификации промышленных образцов
- Глава 25. Международная конвенция по охране прав исполнителей... Создателей фонограмм и организации эфирного вещания («римская конвенция»)
- А. Эволюция римской конвенции
- В. Взаимосвязь между охраной смежных прав и авторским правом
- С. Основной принцип охраны по римской конвенции: национальный режим
- D. Субъекты охраны
- Е. Минимальный уровень охраны, требуемый конвенцией
- F. Положения, предусматривающие дискреционное регулирование осуществления прав
- G. Ограничения
- Н. Срок охраны
- I. Ограничение формальных процедур
- J. Осуществление римской конвенции
- К. Римская конвенция и развивающиеся страны
- Глава 26. Другие специальные конвенции в области смежньк прав а. Специальные конвенции
- В. Цели и задачи специальных конвенций
- С. Основные характеристики специальных конвенций
- D. Материально-правовые положения конвенции по фонограммам
- Е. Материально-правовые положения конвенции по спутникам
- F. Конвенции по фонограммам и спутникам и развивающиеся страны
- Глава 27. Международная конвенция по охране селекционных достижений а. Введение
- С. Акт 1991 года конвенции upov
- D. Последние события
- Глава 28. Соглашение о торговых аспектах прав на интеллектуальную собственность («trips») а. Введение
- В. Общие положения, основные принципы и заключительные положения (части I и VII)
- С. Стандарты, относящиеся к наличию, объему и использованию прав интеллектуальной собственности (часть II)
- D. Обеспечение защиты прав интеллектуальной собственности (часть III)
- Е. Приобретение и поддержание в силе прав интеллектуальной собственности и относящиеся к ним процедуры (часть IV)
- F. Предотвращение и урегулирование споров (часть V)
- Часть VI Управление интеллектуальной собственностью и обучение праву интеллектуальной собственности глава 29. Управление промышленной собственностью а. Введение
- В. Административная структура ведомства промышленной собственности
- С. Патентное ведомство
- D. Ведомство товарных знаков
- Е. Ведомство промышленных образцов
- F. Межправительственное сотрудничество
- G. Государственная поддержка изобретательской деятельности
- Глава 30 управление авторскими правами а. Инфраструктура для реализации авторских прав a Введение
- В. Коллективное управление авторскими правами
- Глава 31 поверенный по патентам и товарным знакам а. Введение
- В. Функции патентного поверенного
- С. Патентные поверенные на предприятиях
- Е. Функции поверенного по товарным знакам
- F. Требования к подготовке патентного поверенного
- Глава 32. Обучение праву интеллектуальной собственности а. Введение
- В. Программы обучения в области интеллектуальной собственности
- С. Выбор курсов по интеллектуальной собственности
- D. Отбор материалов и написание учебных планов
- Е. Методика преподавания и стратегия обучения
- F. Контакты между преподавателями и научными работниками
- G. Роль преподавателей в законодательном процессе
- Н. Исследовательские институты в области интеллектуальной собственности
- I. Заключение
- Часть VII. Новое в интеллектуальной собственности глава 33. Охрана новых технологических объектов а. Компьютерные программы
- В. Биотехнология
- С. Интегральные микросхемы
- D. Репрография
- Е. Новая техника связи
- F. Цифровые системы распространения
- Глава 34. Предлагаемые международные договора и соглашения а. Проект договора о патентных законах
- В. Проект протокола к бернской конвенции и новый возможный правовой акт об охране прав исполнителей и производителей
- С. Пересмотр гаагского соглашения относительно международного депонирования промышленных образцов
- D. Проект договора воис по урегулированию споров между государствами в области интеллектуальной собственности