logo
33_DIsk_IV / всемирная организация организации инт собств / intsobst

С. Преимущества системы рст

(а) Преимущества для патентных ведомств

20.43. Все чаще и чаще патентным ведомствам приходится уделять внимание вопросу наиболее рациональной загрузки своего персонала. Это происходит не из-за числа патентных заявок, которые они должны обрабатывать (в стране, находящейся в процессе развития, количество, конечно, должно значительно возрасти в будущем вследствие расширения промышленной деятельности), но и по причине повышения роли патентных ведомств, от которых требуется оказание технических консультативных услуг местной промышленности (из-за наличия в них патентной документации и технически подготовленного персонала) либо в части консультаций по имеющимся технологиям, либо в связи с национальными исследованиями и разработками. РСТ помогает патентным ведомствам удовлетворять такие запросы различными путями, изложенными в нижеследующих пунктах.

20.44. Патентные ведомства могут сократить свою загрузку, связанную с обработкой патентных заявок, поскольку работа по проверке на соответствие с формальными требованиями становится практически незначительной.

20.45. Патентные ведомства могут частично сэкономить свои расходы на публикацию. Если международная заявка публикуется на официальном языке страны, то, будучи собранными вместе, они могут составить публикацию. Страны, имеющие официальный язык, отличный от языка заявки, могут ограничиться публикацией только перевода реферата, сопровождающего международную заявку. Копии полного текста международной заявки могут направляться по запросу заинтересованных сторон.

20.46. РСТ не затрагивает денежных поступлений в указанные ведомства, если только они сами добровольно не решат дать скидку с национальных пошлин ввиду экономии, которую они получают от использования РСТ, чтобы сделать путь международной заявки для заявителя более привлекательным. В любом случае наиболее прибыльный источник поступлений для большинства ведомств, коим являются ежегодные пошлины за продление, соглашением не затрагивается.

20.47. Проводящие экспертизу патентные ведомства могут сократить расходы, поскольку система делает ненужной всю или большую часть работы по поиску для большинства заявок, подаваемых иностранцами, а также если требуется заключение международной предварительной экспертизы, то и большую часть работы по экспертизе.

20.48. Ведомства, не проводящие экспертизу, получают заявку, по которой уже была проведена формальная экспертиза с приложением отчета о международном поиске и, возможно, с заключением международной предварительной экспертизы. Это ставит ведомство и ту часть национальной промышленности, которая затрагивается патентом и/или заинтересованную в лицензировании, в более благоприятное положение по сравнению с традиционной системой подачи национальных или региональных заявок. Национальные органы, имеющие отношение к утверждению лицензионных соглашений, также получают выгоду от большей ценности патента, выданного на основе международной заявки.

20.49. Те патентные ведомства государств — участников Харарского протокола или Европейской патентной конвенции, которые, как указано выше, сделали выбор в пользу закрытия национального пути, не вовлечены в рассмотрение международных заявок, в которых указываются такие государства. Поэтому этот выбор особенно рекомендуется, когда национальное патентное ведомство в меньшей степени оборудовано по сравнению с региональным и не подготовлено получать и рассматривать увеличивающееся количество заявок.

(b) Преимущества для заявителя

20.50. Заявители могут подавать свои заявки в своей собственной стране (или, где возможно, в компетентное региональное ведомство или в Международное бюро в качестве получающего ведомства), имеющие юридическую силу в иностранных государствах, и имеют больше времени, чтобы решить, в каких странах они хотят получить охрану, и в типичном случае на стадии, предшествующей выдаче, они тратят денег намного меньше, чем при другом варианте.

20.51. Если заявитель не пользуется международной процедурой, предлагаемой РСТ, он должен начать подготовку к подаче за рубеж за три-девять месяцев до истечения срока приоритета. Он должен сделать переводы своей заявки, представив их в отличающейся в каждой стране форме. В соответствии с РСТ заявитель в течение срока приоритета в один год подготавливает только одну заявку (международную заявку), которая может быть аналогичной, как в отношении языка, так и формы, его собственной национальной заявке.

20.52. Расходы по дальнейшему переводу понести в конце концов придется, но на восемь (или 18) месяцев позднее по сравнению с процедурой, которая не использует РСТ, и только в том случае, если заявитель после оценки отчета о международном поиске и также (если имеется) заключения международной предварительной экспертизы все-таки будет заинтересован в патентовании в соответствующих странах. Отчет и заключение помогают заявителю принять решение о целесообразности продолжения своих усилий. Если он решает, что это делать нецелесообразно, то этим он экономит все последующие расходы.

(с) Преимущества для национальной экономики и промышленности

20.53. Во многих странах (даже развитых странах) большинство патентных заявок подается иностранными заявителями. Это является следствием необходимости для собственника новой технологии получить патентную охрану отдельно в каждой из нескольких стран, в которых он экономически заинтересован. Иностранная подача заявок является основой для притока технологии. Облегчая подачу патентных заявок, РСТ вносит вклад в приобретение страной новой технологии.

20.54. Будучи в состоянии предложить путь РСТ иностранным предпринимателям — владельцам запатентованной технологии, страна тем самым побудит их более охотно передавать (продавать или лицензировать) свою технологию и в целом будет привлекать больше иностранных инвестиций и, таким образом, будет способствовать своей дальнейшей индустриализации.

20.55. Конечно, необходимо принять меры предосторожности во имя обеспечения того, чтобы свобода рынка не сдерживалась неоправданными (слабыми) патентами. Система РСТ помогает это предотвратить. Хотя она и облегчает подачу патентных заявок, но в то же время РСТ также содержит такие механизмы, которые помогают национальной и региональной патентной системам избежать выдачи патентов, когда это неоправданно. Заявки, поданные в соответствии с РСТ, сначала проходят через механизм центральной обработки международной фазы процедуры РСТ. Они централизованно подвергаются формальной экспертизе, по ним централизованно проводится поиск на новизну, они централизованно публикуются и при необходимости подвергаются централизованной экспертизе на патентоспособность. Когда заявка РСТ достигает национальной фазы процедуры выдачи патента, то она уже является правильно оформленной, доступна публике на одном из наиболее важных языков (если не на английском языке, то реферат всегда на английском), сопровождается отчетом о международном поиске и, возможно, заключением международной предварительной экспертизы.

20.56. Вводя в национальный закон требование о том, что каждая национальная патентная заявка должна сопровождаться отчетом о поиске международного типа (см. выше пункт 28), можно распространить преимущества РСТ на национальные заявки. Такое требование будет способствовать устранению бесполезных патентов и расточительного дублирования усилий в развивающихся странах путем предоставления им основы для оценки патентоспособности, что принесет практическую выгоду национальной экономике.

(d) Техническая информация

20.57. Другое важное преимущество РСТ для развивающихся стран сосредоточено в информационном воздействии. В наши дни всегда трудно получить полную картину о всех патентных документах, публикуемых во многих странах и на многих языках, и на их основе о самом последнем уровне техники. Поскольку многие важные изобретения являются объектом заявок РСТ, развивающиеся страны при наличии международной публикации этих заявок имеют ранний и легкий доступ к современной технической информации. Доступ будет ранним потому, что международные заявки публикуются через 18 месяцев, считая с даты приоритета заявки. Он будет облегченным потому, что заявка будет опубликована на одном из наиболее важных языков, и, если она будет не на английском языке, то язык реферата будет обязательно английским. Кроме того, он будет облегченным и потому, что отчет о международном поиске, опубликованный вместе с заявкой, облегчит оценку раскрываемой в заявке технологии. Патентные ведомства Договаривающихся государств РСТ имеют право бесплатно получать экземпляр газеты РСТ о всех публикуемых международных заявках, а также экземпляр любой другой публикации общего характера, осуществляемой Международным бюро в связи с РСТ.

20.58. РСТ предлагает отчетливые преимущества для развивающихся стран, участвующих в этой новой системе международного патентного сотрудничества, и не требует уплаты никаких взносов. То, что имеется достаточная осведомленность об этих преимуществах, подтверждается впечатляющим количеством развивающихся стран, уже являющихся участниками Договора, — более трети всех Договаривающихся государств РСТ.

20.59. По состоянию на 1 октября 1996 года участниками Договора о патентной кооперации являлись следующие 87 государств: Австралия, Австрия, Азербайджан, Албания, Армения, Барбадос, Белоруссия, Бельгия, Бенин, Болгария, Босния и Герцеговина, Бразилия, Буркина-Фасо, Венгрия, Вьетнам, Габон, Гвинея, Германия, Греция, Грузия, Дания, Израиль, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Казахстан, Камерун, Канада, Кения, Киргизстан, Китай, Конго, Корейская Народно-Демократическая Республика, Республика Корея, KoT-д’Ивуар, Куба, Латвия, Лесото, Либерия, Литва, Лихтенштейн, Люксембург, Мавритания, Мадагаскар, бывшая югославская Республика Македония, Малави, Мали, Мексика, Республика Молдавия, Монако, Монголия, Нигер, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Польша, Португалия, Российская Федерация, Румыния, Свазиленд, Сенегал, Сент-Люсия, Сингапур, Словакия, Словения, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии, Соединенные Штаты Америки, Судан, Таджикистан, Того, Тринидад и Тобаго, Туркменистан, Турция, Уганда, Узбекистан, Украина, Финляндия, Франция, Центральноафриканская Республика, Чад, Чешская Республика, Швейцария, Швеция, Шри-Ланка, Эстония и Япония.

Литература к разделу С:

Международное бюро ВОИС. Договор о патентной кооперации (РСТ) и его значение для развивающихся стран. PCT/GEN/7 Rev. 14.